Пейзажная лирика М.Ю.Лермонтова. Психология лирического героя в стихотворении "Парус".
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему
В презентации даётся полный анализ лирического произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peyzazhnaya_lirika_m.ppt | 307.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лексическая работа с терминами . Психология – Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности. Совокупность психических процессов, обусловливающих какой-либо род деятельности. Душевный склад, психика. Лирический герой – образ поэта в лирике, художественный «двойник» автора в условном мире художественного произведения. Условное, сотворённое «я» поэта, возникающее на основе художественного обобщения, вымысла, трансформации реальных жизненных фактов.
Определите, есть ли в этом тексте слова с предметным значением? Как они ведут себя в тексте?
Слова с предметным значением. «Парус» - «одинокий», «ищет», «кинул»; «в тумане моря» - «голубом»; «волны» - «играют»; «ветер» - «свищет»; «мачта» - «гнётся и скрыпит»; «струя» - «светлей лазури»; «луч солнца» - «золотой».
Вывод: Определения метафорические ? Что главное? Пейзаж? или Внутреннее состояние лирического героя?
Можно ли эту поэтическую зарисовку назвать пейзажной? Какие строки представляют собственно пейзаж?
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Играют волны – ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой…
Кого характеризуют оставшиеся строки? Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! А он, мятежный, ищет бури, Как будто в бурях есть покой!
Зачем автору понадобилась такая организация стихотворения? В чём смысл символизации поэтической реальности? Парус Лирический герой
Цветообраз: белеет Какой момент голубом природного светлей лазури состояния золотой запечатлён? Штиль, спокойствие гармония
Что означает образ возможной бури? Какова семантика образа у романтиков? Буря Борьба
Найти оксюморон Соединение противоположных по смыслу понятий в художественном образе; совмещение несовместимого (сладостные мучения) «в бурях… покой»
Что является для автора идеальным душевным состоянием? Борьба
Есть ли причина для внешнего противостояния паруса и водной стихии? Гармония в отсутствие природе, конфликта отсутствие бури
Парус – нужен ли в безветренную погоду? Почему лирический герой – парус, птица, корабль? а не
Парус Мятежность, стремление к единоборству со стихией, жаждет бури Лирический герой стремится к борьбе. ЦЕЛЬ?
Концепция Шеллинга. Душа человека внутренне противоречива арена борьбы добра(+) и зла(-) Душа человека отражает противоречия человеческой природы
Общественное неблагополучие как отражение внутренних противоречий человеческой природы
Что подлежит изменению? ! человеческая природа каковы способы такого изменения?
Можно ли ответить на последний вопрос однозначно и предложить «рецепты»? А размышлять об этом, искать ответы на него?
Чем, следовательно, стала эпоха 30-х годов – временем революционного действия или временем размышления ?
Проблемный вопрос: Как взаимосвязаны стилистика поэзии Лермонтова и исторический облик его эпохи? ? О чём свидетельствует огромное количество вопросов в поэзии Лермонтова?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок"Эстетическое восприятие пейзажной лирики"Сочинение и декламирование поэтических строчек. Рисование по теме "Зимний пейзаж".
Интересно совмещение разнообразного материала на уроке и творческой работы учащихся....
Пейзажная лирика Пушкина. Материал к уроку.
Данный материал может быть использован и для уроков и для конференций школьников....
конспект урока литературы "Духовные искания лирического героя стихотворений М.Ю.Лермонтова"
Урок является обобщением моего опыта работы в группах...
конспект урока литературы "Духовные искания лирического героя стихотворений М.Ю.Лермонтова"
Урок является обобщением моего опыта работы в группах...
Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.
Этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя.Формирование любви к русской литературе, русской природ...
конспект урока литературы КРАТКИЙ РАССКАЗ О ПОЭТЕ. «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ», «ЛИСТЬЯ ОСЕННИЕ», «В ГОРНИЦЕ». ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭЗИИ РУБЦОВА. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ТИХОЙ ЛИРИКЕ РУБЦОВА. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
Материал для подготовки к урокам литературы (6 класс)....
Конспект урока литературы. Развитие речи. Анализ лирического произведения. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова.
Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...