Пейзажная лирика М.Ю.Лермонтова. Психология лирического героя в стихотворении "Парус".
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

Лоскутова Наталья Валентиновна

В презентации даётся полный анализ лирического произведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon peyzazhnaya_lirika_m.ppt307.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пейзажная лирика М.Ю.Лермонтова. Психология лирического героя в стихотворении «Парус».

Слайд 2

Лексическая работа с терминами . Психология – Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности. Совокупность психических процессов, обусловливающих какой-либо род деятельности. Душевный склад, психика. Лирический герой – образ поэта в лирике, художественный «двойник» автора в условном мире художественного произведения. Условное, сотворённое «я» поэта, возникающее на основе художественного обобщения, вымысла, трансформации реальных жизненных фактов.

Слайд 3

Определите, есть ли в этом тексте слова с предметным значением? Как они ведут себя в тексте?

Слайд 4

Слова с предметным значением. «Парус» - «одинокий», «ищет», «кинул»; «в тумане моря» - «голубом»; «волны» - «играют»; «ветер» - «свищет»; «мачта» - «гнётся и скрыпит»; «струя» - «светлей лазури»; «луч солнца» - «золотой».

Слайд 5

Вывод: Определения метафорические ? Что главное? Пейзаж? или Внутреннее состояние лирического героя?

Слайд 6

Можно ли эту поэтическую зарисовку назвать пейзажной? Какие строки представляют собственно пейзаж?

Слайд 7

Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Играют волны – ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой…

Слайд 8

Кого характеризуют оставшиеся строки? Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! А он, мятежный, ищет бури, Как будто в бурях есть покой!

Слайд 9

Зачем автору понадобилась такая организация стихотворения? В чём смысл символизации поэтической реальности? Парус Лирический герой

Слайд 10

Цветообраз: белеет Какой момент голубом природного светлей лазури состояния золотой запечатлён? Штиль, спокойствие гармония

Слайд 11

Что означает образ возможной бури? Какова семантика образа у романтиков? Буря Борьба

Слайд 12

Найти оксюморон Соединение противоположных по смыслу понятий в художественном образе; совмещение несовместимого (сладостные мучения) «в бурях… покой»

Слайд 13

Что является для автора идеальным душевным состоянием? Борьба

Слайд 14

Есть ли причина для внешнего противостояния паруса и водной стихии? Гармония в отсутствие природе, конфликта отсутствие бури

Слайд 15

Парус – нужен ли в безветренную погоду? Почему лирический герой – парус, птица, корабль? а не

Слайд 16

Парус Мятежность, стремление к единоборству со стихией, жаждет бури Лирический герой стремится к борьбе. ЦЕЛЬ?

Слайд 17

Концепция Шеллинга. Душа человека внутренне противоречива арена борьбы добра(+) и зла(-) Душа человека отражает противоречия человеческой природы

Слайд 18

Общественное неблагополучие как отражение внутренних противоречий человеческой природы

Слайд 19

Что подлежит изменению? ! человеческая природа каковы способы такого изменения?

Слайд 20

Можно ли ответить на последний вопрос однозначно и предложить «рецепты»? А размышлять об этом, искать ответы на него?

Слайд 21

Чем, следовательно, стала эпоха 30-х годов – временем революционного действия или временем размышления ?

Слайд 22

Проблемный вопрос: Как взаимосвязаны стилистика поэзии Лермонтова и исторический облик его эпохи? ? О чём свидетельствует огромное количество вопросов в поэзии Лермонтова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пейзажная лирика Пушкина. Материал к уроку.

Данный материал может быть использован и для уроков и для конференций школьников....

Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.

Этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя.Формирование любви к русской литературе, русской природ...

Конспект урока литературы. Развитие речи. Анализ лирического произведения. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова.

Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...