Заключительный урок по повести Н.В.Гоголя "Шинель" "А был ли несчастен Акакий Акакиевич?"
учебно-методический материал по литературе (7 класс)
На заключительном уроке по повести Н.В.Гоголя "Шинель" подводится итог понятия "Маленького человека" в литературе. Раскрывается образ Акакия Акакиевича через технологию критического мышления "Шесть шляп".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Заключительный урок по повести Н.В.Гоголя "Шинель" 7 класс | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А был ли несчастен Акакий Акакиевич?. (Раскрытие образа Акакия Акакиевича в повести Н.В.Гоголя «Шинель» с помощью технологии «шесть шляп мышления»).
Цель: раскрыть художественное новаторство Гоголя в развитии темы «маленького человека».
Задачи:
- работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др
- определить тему, идею
- развитие навыков монологической речи;
-развитие навыков работы с критической литературой;
- воспитание любви и уважения к личности человека
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения:
знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр, формулировать тему и идею, давать характеристику героям, аргументированно выражать своё отношение к прочитанному, владеть навыками анализа художественного произведения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: осознаёт трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков; положительно относится к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в тексте художественного произведения.
Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочей группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач, задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает собственную точку зрения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку
Ход урока
«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»
Ф. М. Достоевский
- Вступительное слово учителя.
- Определение цели урока
- Чтение отрывока наизусть
- Кого можно назвать «маленьким» человеком? Сейчас есть такие люди? Как вы к ним относитесь?
- Работа по технологии 6 шляп
Суть метода «шести шляп мышления».
Для метода характерна значимость всех компонентов работы: эмоций, фактов, критики, новых идей.
Белая шляпа: информация. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у участников обсуждения появляется возможность высказать свои чувства, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа помогает раскрыть положительные стороны; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы. Что здесь положительного? Каковы преимущества? Почему это можно сделать?
Черная шляпа: критика. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы. Правильно ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?
Зеленая шляпа: креативность. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, исследуем возможности, ищем новые способы и приемы. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа предназначена для управления самим процессом работы. Используется для постановки целей работы и подведения итогов. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
- Белая— самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
Примерный ответ:
- Какова история создания повести
Однажды при Гоголе был рассказан анекдот, который его вдохновил на создание повести “Шинель”. Он звучал так: жил один бедный чиновник, но страстный охотник. Он долго копил на ружье, о котором мечтал. Его мечта сбылась, но он его потерял, плывя по Финскому заливу. Вернувшись домой, от расстройства он умер.
- Биография Акакия акакиевича (кратко)
-Значение имени Акакий
- Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
Примерный ответ:
В жизни акакия Акакиевича есть положительные черты:
-
- Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
Отрицательные черты характера Акакия Акакиевича:…
Что мешает ему быть более счастливым?
- Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
Примерный ответ:
Какие эмоции вызывает Акакий Акакиевич?
Жалко ли его?
Если сейчас втречаются такие люди, какие эмоции они у вас вызывают?
- Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
Примерный ответ:
Какой мог бы быть положительный выход из ситуации?
Что должен изменить в себе «маленький» человек, чтобы не стать Акакием Акакиевичем?
- Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.
Примерный ответ:
Чему нас учит жизнь Акакия Акакиевича?
- Смысл эпиграфа.
«Шинелью» Н. В. Гоголь положил во всей мировой литературе начало защите «маленького человека» от несправедливости господствующего общества. Гоголевское направление в искусстве стали называть натуральной школой. Повесть «Шинель» положила начало этому направлению
Задание на дом: Ответьте на вопрос письменно.
В чем, по вашему мнению, проявились традиции и новаторство Гоголя в создании образа «маленького человека»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заключительный урок по повести А.С.Пушкина "Дубровский"
Урок обобщения и контроля знаний по произведению.Приложение к уроку - презентация (иллюстрации к произведению и контрольные вопросы)....
Урок литературы в 8 классе по теме: "С днем рождения, Акакий Акакиевич!" (по повести Н.В. Гоголя "Шинель")
Урок литературы в 8 классе.Тема урока: "С днем рождения, Акакий Акакиевич!"(по повести Н.В. Гоголя "Шинель")...
Заключительный урок по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
Материал можно использовать в качестве викторины, проверки знания текста...
Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»
Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...
6 класс ИЗО. Заключительный урок. ТЕМА УРОКА: «Подведение итогов работы по изобразительному искусству».
Поурочное планирование по ИЗО 6класс 8 вид....
Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"
Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"...
Технологическая карта урока английского языка в 7 классе по теме: “In the Spotlight” (заключительный урок модуля)
Цели урока: Образовательные: активизировать в речи изученную лексику и грамматические структуры. Развивающие: совершенствовать коммуникативные действия, умения аудирования, говорения и чтения Воспи...