Природа в творчестве А. С. Пушкина
статья по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin_2.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа в творчестве А. С. Пушкина
В поэзии А. С. Пушкина много стихотворений посвящено зиме. Снег – явление завораживающие. А для поэзии одно из ключевых вдохновений. Мы сами знаем, выпадает снег и кругом становится красиво и все преображается.
Природа в творчестве А. С. Пушкина имеет особенные оттенки. Ведь это не только картина, которая показывает, какой мир, но и что чувствует сам поэт, когда пишет свои произведения. Ведь на своем полотне он рисует то, что стало ему наиболее родным и близким. Поэт видит те оттенки, которые отражают на данный момент его душевное состояние. Пушкин представляет и берет свое перо: «Я помню чудное мгновенье...». Поэту удается с помощью слов и интонаций представить свои душевные переживания, которые овладели им в этот период, и позволил нам через века восхищаться тем чудным мгновением, которое когда-то пережил сам А. С. Пушкин.
Но душевные волнения можно изображать не только словами и картинами, но пейзажем. Описание природы становится весьма точным способом передачи окружающей действительности. В то же время оно способно передать и запечатлеть оттенки душевных переживаний, то есть уловить и воплотить на бумаге неуловимое. Недаром В. Г. Белинский писал о поэтическом отношении А. С. Пушкина к жизни: «Он созерцал природу и действительность под особенным углом зрения, и этот угол был исключительно поэтический».
Хочется остановиться на зимних пейзажах поэта. И сразу перед нами белые снега и покрытые мягкими и пушистыми шапками равнины и горы. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радугами. Но одно, что непременно бросается в глаза, — это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима чистый лист бумаги, на котором можно писать, и с которого можно начинать новый отсчет времени.
Подобное впечатление складывается и при обращении к стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро». Здесь зимнее утро — это не только белый лист для нового старта, но и само утро, говорящее о начале нового, полного тревог и приятных впечатлений дня. Не стоит забывать о том, что зимний день очень короток. Иногда, кажется, что он пролетает, как миг. Но когда погружаешься в стихотворение поэта, понимаешь, что ему удалось передать нам все, то великолепие, которое может в реальной жизни длиться всего пару минут.
Первая строка этого стихотворения начинается с восклицательной интонации. Лирический герой призывает и нас порадоваться тому, что день начинается с солнца и морозца. А ведь все помнят, как хорошо скрепит под ногами в морозную погоду снежок. Лирического героя переполняет радость при созерцании такой сказки, поэтому он хочет поделиться со своим другом, который еще спит и может пропустить столь прекрасный момент. И он ласково обращается к нему: «Еще ты дремлешь, друг прелестный — / Пора, красавица, проснись...». Но в стихотворении А. С. Пушкина, неважно конкретное обращение. Здесь оно перерастает в обобщение, позволяющее расширить круг тех, к кому обращается лирический герой. При этом используются устаревшие слова, такие как «нега», «взоры» и различные мифологические термины, например «Аврора», что означает северная звезда.
Открой, сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры…
То есть лирический герой обращается не к какому-то конкретному человеку, а, возможно, и ко всему миру, чтобы оно смогло увидеть и насладиться тем великолепием, от которого никак не может отвести глаз он сам. Тем более что вчера природа была во власти непогоды.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачная желтела...
В этом эпизоде А. С. Пушкин умело использует и цветовые оттенки, которые передают его настроение и эмоции в день ненастья. При этом обстановка как бы нагнетается. Луна в нашем представлении желтая. Но лирический герой делает акцент на том, что она желтела. То есть желтый, ассоциирующийся с тоской цвет проскальзывает в двух строках два раза. Также и небо в тот момент было неясным, мутным, то есть в какой-то степени желтым. В этих строчках небо становится полотном, на котором и рисуется картина. Ведь на не была видна беспокойная мгла, а также тучи и луна. Все это создает определенную тревогу, которая подтверждается и внешними условиями, то есть рамкой, обрамляющей нашу картину, — злящейся вьюгой. Все эти краски сковали не только саму природу, но и человека. И даже если у него и было хорошее настроение, то он может попасть под влияние такой мрачной картины: «И ты печальная сидела».
Но вот природа скинула все оковы и стала свободной: «А нынче... погляди в окно». Так и человеку можно оставить в стороне свои цепи и препятствия и взглянуть на жизнь с новой стороны. Так, в природные пейзажи А. С. Пушкина вторгаются философские мотивы. Ведь природа способна запечатлевать в себе следы времени. Как кольца на стволах деревьев, свидетельствуют о прожитом растением возрасте, так и любое проявление природы говорит о том, каково течение самой жизни, и как они взаимно влияют друг на друга. Использование понятных образов позволяет А. С. Пушкину приблизить к себе читателя и показать ему с помощью слов и терминов то, что он смог увидеть. Поэт чутко подбирает фразы, которые и ему самому в какой-то мере приоткрывают богатый и неисчерпаемый мир природы, ее тайн и заповедей.
Поэтому утром хорошая погода приглашает и человека порадоваться своей красоте и словно бы извиняется за те мрачные чувства и настроения, которые внушила ему накануне. То есть небо прояснилось, оно смогло сбросить свои оковы и показать человеку, что утро вечера мудренее. И каждый из нас может поступить также и попробовать начать новый день с чистого листа, тем более если:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...
В нашем представлении солнце тоже желтое. Но оно не такое мутное и тоскливое, как вечернее светило — Луна. Солнце несет в себе не только тепло, хотя зимой его весьма мало, но и золотистый блеск, который передается ослепительному по своему великолепию снегу. Заметим, что в этом эпизоде лирический герой использует другой материал в качестве полотна — снег. Он белый и чистый и, что самое важное, отражает краски без искажения. Ведь если на синий цвет (ночной цвет неба) нанести желтый оттенок, то мы получим зеленую краску.
Но если белый мы смешаем с золотистым солнечным блеском, то он и останется золотым. То есть и в жизни все будет отражаться так, как оно есть на самом деле. При дневном свете не искажаются ни картины, ни действительность. Но не все в жизни так безоблачно и прекрасно, и лирический герой, восхищаясь великолепием пейзажа, все равно не отрывается от действительности. Именно поэтому среди голубого небосвода и блестящего снега появляется черный лес. Но он остается один в таком царстве красоты, так как не захотел, или не смог прикоснуться к чуду, открывающемуся вниманию читателей. Однако лирический герой переключается на другой объект — зеленую ель. Ведь известно, что зеленый цвет признак жизни. Значит, не стоит умирать в этом «теплом» царстве снега, можно просто прикрыть свои ветки инеем, то есть тем, что предлагает зимняя природа. И в следующей же строчке этому примеры следует речка, которая примеряет на себя зимний, пусть и холодный наряд.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Так зима, пришедшая с морозом и чистыми голубыми небесами, «покрывает» всех, кто попал в ее владения. Она щедро раздает подарки елям, речке, показывая тем самым человеку, что своими дарами, даже самыми небольшими желательно делиться. И тогда сторонний наблюдатель сможет зарядиться неиссякаемой энергией и окунуться в богатый и насыщенный красками окружающий мир.
Далее лирический герой переходит к описанию внутреннего мира человека. Комнату заполняет блеск природы и манит насладиться своим великолепием. Тогда человек решает запрячь сани, чтобы соприкоснуться с тем миром, в котором царит такая красота, то есть стать его частью. В этот момент к нему снова возвращаются приятные воспоминания, позволяющие найти источник для новой жизни. Но не стоит забывать о том, что такой виток развитию дали именно зимнее утро, мороз и солнце, открывая человеку новые горизонты в осмыслении бытия.
В 1826 году он пишет знаменитое стихотворение «Зимняя дорога». Поэт очень любил бывать в дороге. В долгой езде он находил много хорошего. Можно было спокойно думать свои думы, вдоволь наглядеться на пейзаж родных лесов и полей, досыта наговориться с попутчиками, увидеть, как живёт простой народ. Дорога была для него настоящей школой жизни.
Но особенно милы были его душе зимние пути. Холмистые снежные просторы, укатанная дорога, мерное поскрипывание полозьев, однообразное позвякивание колокольчика – всё это навевало на поэта особое настроение:
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Это стихотворение очень напоминает русскую народную песню. Известно, что он без конца был готов слушать то, что поёт ему няня Арина Родионовна. Наверное, поэтому «Зимняя дорога» так легко ложится на слух. Читая это стихотворение, мы вместе с поэтом оказываемся в дороге и можем наблюдать за унылым зимним пейзажем, сидя в запряжённой тройке.
Список использованной литературы:
- Городецкий Б. П. Лирика Пушкина. Л.: Просвещение, 1970 г
- Терц. А, А. Прогулки с Пушкиным. С-Пб, 1993 г.
- Учебник Литература 5 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин (2013 год) Часть 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"
Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...
Внеклассное чтение. Урок-концерт Поэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова
Внеклассное чтение. Урок-концертПоэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова разработка урока-концерта для 8 класса...
«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»
Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование интереса к личности поэта на материале литературной ...
Презентация "Природа в творчестве А.С. Пушкина"
Для учащихся 5 - 9 классов....
Формирование устойчивого интереса к творчеству А.С.Пушкина. у детей на занятиях изобразительного искусства. " Детство и творчество А.С.Пушкина"
Формирование устойчивого интереса к творчеству А.С.Пушкину у детей на занятиях изобразительного искусства.Создание тематического рисунка....