КТП по литературе 5
методическая разработка по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс
№ | Тема | Календарные сроки |
Введение (1 ч) | ||
1. | Книга в жизни человека. Писатели о роли книги. Книга как духовное завещание одного поколения другому. | |
Устное народное творчество (10 ч). | ||
2. | Фольклор — коллективное устное народное творчество. Исполнители фольклорных произведений | |
3. | Малые жанры фольклора. Детский фольклор: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки. | |
4. | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. | |
5. | «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. Образ невесты-волшебницы. | |
6. | «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки. | |
7. | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания. Особенности сюжета сказки. | |
8. | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. Нравственное превосходство главного героя | |
9. | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Особенности сказок о животных. | |
10. | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных сказок. | |
11. | Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос. | |
Из древнерусской литературы (2 ч). « | ||
12. | «Повесть временных лет» как литературный памятник. Понятие о летописи. | |
13. | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». | |
Из литературы XVIII века (2 ч). | ||
14. | Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. | |
15. | М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…». Изложение научных истин в поэтической форме. | |
Из литературы XIX века (41 ч). | ||
16. | Жанр басни в мировой литературе | |
17. | И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Осмеяние человеческих пороков (жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.) | |
18. | И. А. Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне | |
19. | Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова». | |
20. | В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | |
21. | В. А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе. | |
22. | А. С. Пушкин. «Няне». Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. | |
23. | «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | |
24. | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. Фольклорная основа сказки. | |
25. | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. Система образов сказки. Противостояние добрых и злых сил. | |
26. | Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. | |
27. | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов. | |
28-29. | Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина | |
30. | А. С. Пушкин. Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность. Сюжеты и герои пушкинских сказок. | |
31. | Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Понятие о литературной сказке. | |
32. | Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение. | |
33. | М. Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | |
34. | «Бородино»: проблематика и поэтика. Скорбь о погибших защитниках Отечества и патриотический пафос стихотворения. | |
35. | «Ашик-Кериб» как литературная сказка. Добро и зло в сказке. | |
36. | Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. | |
37. | «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. | |
38. | «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». Поэтизация картин народной жизни. | |
39. | Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. | |
40. | «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. | |
41. | «Крестьянские дети». Язык стихотворения. Речевые характеристики персонажей. | |
42. | И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве. Реальная основа повести. | |
43. | «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима. | |
44. | «Муму»: система образов. Развитие представлений о литературном герое. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди. | |
45. | И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | |
46. | А. А. Фет. «Весенний дождь». «Задрожали листы, облетая | |
47. | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. Историческая основа и сюжет рассказа. | |
48. | «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.- два характера – две судьбы. | |
49. | Кавказский пленник». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов | |
50-51. | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого | |
52. | А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. | |
53. | «Хирургия» Рассказ в актёрском исполнении. Составление киносценария по рассказу. | |
54. | Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте. Юмор в рассказах Чехова. | |
55. | Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». | |
56. | А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зим няя ночь в деревне» (отрывок); И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Вес на» (отрывок). | |
57. | Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. | |
58. | А. Бунин. «Косцы». | |
59. | И. А. Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России. | |
60. | В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети. | |
61. | «В дурном обществе»: семья Тыбурция. | |
62. | В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». | |
63. | «В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос | |
64. | С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». | |
65. | П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. | |
66. | «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. | |
67. | К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. | |
68. | «Тёплый хлеб»: язык сказки. | |
69. | «Заячьи лапы» и другие рассказы | |
70. | С. Я. Маршак. Сказки для детей | |
71. | «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. | |
72. | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. | |
73. | «Двенадцать месяцев». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов | |
74. | А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа. | |
75. | «Никита»: быль и фантастика. | |
76. | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. | |
77. | «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. | |
78-79. | Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопрос | |
80. | А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». | |
81. | К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…» | |
82. | И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы». С | |
83. | Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня». | |
84. | Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказе. | |
85. | Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». | |
86. | Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. | |
Из зарубежной литературы (15 ч). | ||
87. | Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков. | |
88. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. | |
89. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя. | |
90. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа. | |
91. | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика. | |
92. | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. | |
93. | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?» | |
94. | Волшебные сказки Андерсена. Сказки о предметах окружающего мира | |
95-96. | Чтение и обсуждение фрагмента статьи С. Я. Маршака «Мастер снов и сказок». Комментирование проблемных вопросов. Составление плана (цитатного плана) самостоятельного письменного высказывания. | |
97. | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. | |
98. | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев. Т | |
99. | «Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. | |
100. | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? | |
101. | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя. | |
102-103. | Уроки контроля. Годовая контрольная работа по литературе или тестирование. | |
104-105. | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Рекомендация книг для летнего чтения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".
Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...