Презентация. Пейзаж
презентация к уроку по литературе (10, 11 класс)

Чурсина Алевтина Александровна

Урок поэтики для 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peyzazh_i_ego_funktsii.pptx150.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пейзаж и его функции в произведении

Слайд 2

Пейзаж (от франц. paysage — букв, страна, местность) — один из содержательных, а также композиционных компонентов художественного произведения. Пейзажная зарисовка связана с изображением любого незамкнутого пространства — природы (включая космический пейзаж) или города (в этом случае принято говорить об урбанистическом пейзаже). Пейзаж является не только самоценным объектом изображения, но и определенным средством воплощения замысла произведения . Силы природы способны выступать в качестве своеобразного действующего лица, персонифицироваться, принимать участие в судьбах героев, что характерно для древнего эпоса, фольклора . Пейзажная зарисовка может выполнять в художественном произведении многообразные функции . Помимо воссоздания фона действия , введение пейзажа в ряде случаев является способом обозначения авторской позиции , своеобразным критерием верности выбранного героем пути или решен ия (вспомните сцену из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: разговор князя Андрея и Пьера у парома). Наше представление о Печорине было бы неполным, если бы мы не увидели природу его глазами, не почувствовали способность героя ценить красоту. «Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах, — пишет Печорин в своем журнале. — Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?..»

Слайд 3

Пейзажная зарисовка выявляет авторское отношение к персонажу, углубляет представление читателя о характере героя , позволяет понять его внутреннюю сущность , отрешившись от наносного . Используя прием психологического параллелизма, писатель может уподоблять внутреннее состояние человека жизни природы или, напротив, выявлять их отчуждение, несовместимость. Вспомним, как отстраненно воспринимает Обломов прекрасный осенний день в Летнем саду, где Ольга назначила ему свидание: «Листья облетели, видно все насквозь; вороны на деревьях кричат так неприятно. Впрочем, ясно, день хорош, и если закутаться хорошенько, так и тепло». Для Обломова, отрекшегося от любви, природа поблекла, он не способен увидеть мир счастливыми глазами Ольги, воскликнувшей: «Ах, как здесь хорошо: листья все упали...» Пейзаж позволяет создать элегическое или драматическое настроение, передать атмосферу тайны, психологическую напряженность, трагизм бытия, настроение тоски или абсолютного счастья. В финале первого тома «Мертвых душ» автор словно вырывается из плена затхлого, душного мира своих героев и говорит о подлинном ощущении чистого и прекрасного мира: «А ночь! Небесные силы! какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!..» Воссозданная писателем картина природы может тяготеть к символическому обобщению, вводить в скрытый подтекст произведения, быть проводником авторской идеи. В эпилоге романа Ф. М. Достоевского знаком воскрешения героя станет прекрасная панорама, увиденная глазами Раскольникова: «С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его».

Слайд 4

Часто пейзаж формирует философский контекст произведения , является средством погружения в раздумья о тайне мироздания и предназначении человека, о жизни и смерти, о величии и ничтожности человека, о дисгармоничности человеческой жизни на фоне жизни природы... А. П. Чехов, один из лучших мастеров пейзажного письма, однажды с горечью подчеркнул: «...Все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве ». Функции «пейзажного» текста , несущего в себе целый комплекс художественных задач, формировались веками . Пейзаж, выражающий эстетическое отношение к воспроизводимому предмету, возник в литературе сравнительно поздно. На ранних стадиях существования словесности упоминания и даже описания окружающей местности не имеют самостоятельного значения. В древнем эпосе природные образы были связаны, прежде всего, с мифологией, в фольклоре обращение к образам природы создавало антропоморфную картину мира природы. В античной литературе картины природы включались в повествование для обозначения фона, на котором разворачивалось действие. Эти особенности нашли отражение и в литературе средневековья, в том числе в произведениях Древней Руси: природные реалии выступали в них как символы, вся природа в целом осознавалась как Божье творение , которое свидетельствует о сокровенном смысле бытия, природа воспринималась как сила, способная помогать или мешать человеку в его деяниях, подсказывать верный путь или воздвигать препятствия к достижению целей. В произведениях данного этапа развития литературы природные реалии, как правило, воспроизводятся, но не складываются в цельный, зрительно представимый образ.

Слайд 5

XVII—XVIII века — время активного формирования новых подходов к созданию пейзажной зарисовки. Русская литература осваивает этот важнейший компонент литературного произведения начиная с XVIII в. в связи с завоеваниями такого литературного направления, как сентиментализм : пейзаж становится средством отображения внутренней жизни человека, способом передачи эстетического отношения к природе . В XIX в. благодаря художественным достижениям В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и других классиков отечественной литературы искусство словесного пейзажа поднимается до эталонных образцов. Высочайшее мастерство художника проявляется в его способности зримо воссоздать картину, передать глубокие мысли и тончайшие эмоции, с ней связанные.

Слайд 6

А . С. Пушкин начинает свое знаменитое стихотворение «19 октября» с описания осени: «Роняет лес багряный свой убор, / Сребрит мороз увянувшее поле...» И совершается чудо, наше воображение оказывается во власти поэта: пронзительное ощущение знакомого, лично пережитого, благодарно принятого мира, в котором «проглянет день как будто поневоле / И скроется за край окружных гор». Ф . И. Тютчев то заставляет вглядеться в «клокочущий котел» моря, то позволяет почувствовать «ветра теплые порывы» и увидеть «синей молнии струю», то дает испытать тоску по «тихому сумраку и росе». А . А. Фет властно останавливает мгновение: «Постой! Здесь хорошо! Зубчатой и широкой / Каймою тень легла от сосен в лунный свет...» Поэт открывает нам тайны «храмины ночи» с ее «призраками звезд», заставляет пережить восторг весеннего чувства: «Опять весна! Опять дрожат листы / С концов берез и на макушке ивы».

Слайд 7

Вопросы и задания 1 . Назовите имена русских писателей — признанных мастеров пейзажной лирики и прозы. 2. В чем вам видится разница между двумя читательскими задачами: анализ пейзажа в художественном произведении и анализ авторской концепции природы в художественном произведении? 3. Сравните две приведенные ниже пейзажные зарисовки, опираясь на предложенные вопросы, и оцените их с точки зрения писательского мастерства.

Слайд 8

И он [Николай Петрович] посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой на белой лошадке по темной узкой дорожке вдоль самой рощи: он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром что ехал в тени; приятно-отчетливо мелькали ноги лошадки. Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумянен - ное зарей. Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени; мошки толклись столбом над одинокою, далеко протянутою веткою . «Как хорошо, боже мой!» — подумал Николай Петрович... ( И. С. Тургенев. Отцы и дети)

Слайд 9

1 ) Как Тургенев запечатлел живой мир, пребывающий в постоянном движении? 2) Почему писатель включает в пейзажную зарисовку прозаические подробности ? 3) Как в зарисовке передается свет и цвет? 4) В чем особенность авторской интонации? 5) Какова логика завершения этого фрагмента романа?

Слайд 10

Золотистым отливом сияет нива; покрыто цветами поле, развертываются сотни, тысячи цветов на кустарнике, опоясывающем поле, зеленеет и шепчет подымающийся за кустарником лес, и он весь пестреет цветами; аромат несется с нивы, с луга, из кустарника, от наполняющих лес цветов; порхают по веткам птицы, и тысячи голосов несутся от ветвей вместе с ароматом; и за нивою, за лугом, за кустарником, лесом опять виднеются такие же сияющие золотом нивы, покрытые цветами луга, покрытые цветами кустарники до дальних гор, покрытых лесом, озаренным солнцем, и над их вершинами там и здесь, там и здесь, светлые, серебристые, золотистые, пурпуровые, прозрачные облака своими переливами слегка оттеняют по горизонту яркую лазурь; взошло солнце, радуется и радует природа, льет свет и теплоту, аромат и песню, любовь и негу в грудь, льется песня радости и неги, любви и добра из груди — «О земля! о нега! о любовь! о любовь, золотая, прекрасная, как утренние облака над вершинами тех гор !» ( Н. Г. Чернышевский. Что делать?)

Слайд 11

1 ) В чем проявляется избыточность изобразительных средств, использованных во фрагменте? 2) Каковы особенности синтаксиса приведенного фрагмента? Какие обороты можно отнести к разряду шаблонных? 3) Какое соединение слов можно считать неудачным? 4) Заражает ли вас патетика финала фрагмента?

Слайд 12

А . П. Чехов, говоря об искусстве пейзажа, особое внимание обращал на лаконизм прозы и выпуклость художественной детали: «В описаниях природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы при прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина». Проанализируйте с этой точки зрения пейзажную зарисовку из рассказа Чехова «Волк»: На дворе давно уже кончились сумерки и наступил настоящий вечер. От реки веяло тихим, непробудным сном. На плотине, залитой лунным светом, не было ни кусочка тени; на середине ее блестело звездой горлышко от разбитой бутылки. Два колеса мельницы, наполовину спрятавшись в тени широкой ивы, глядели сердито, уныло...

Слайд 13

5. Прочитайте стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Природа» и стихотворение Ф. И. Тютчева «Природа — сфинкс. И тем она верней...». Выявите общее и различное в образном строе и проблематике этих произведений . ПРИРОДА Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину с высокими сводами. Ее всю наполнял какой-то тоже подземный, ровный свет. По самой середине храмины сидела величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета. Склонив голову на руку, она казалась погруженной в глубокую думу. Я тотчас понял, что эта женщина — сама Природа, — и мгновенным холодом внедрился в мою душу благоговейный страх. Я приблизился к сидящей женщине — и, отдав почтительный поклон:

Слайд 14

- О наша общая мать! — воскликнул я, — о чем твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества размышляешь ты? Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья? Женщина медленно обратила на меня свои темные, грозные глаза. Губы ее шевельнулись и раздался зычный голос, подобный лязгу железа. — Я думаю о том, как бы придать большую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих. Равновесие нападения и отпора нарушено... Надо его восстановить. — Как? — пролепетал я в ответ. — Ты вот о чем думаешь? Но разве мы, люди, не любимые твои дети? Женщина чуть-чуть наморщила брови: — Все твари мои дети, — промолвила она. — и я одинаково о них забочусь — и одинаково их истребляю. — Но добро... разум... справедливость... — пролепетал я снова. — Это человеческие слова, — раздался железный голос. — Я не ведаю ни добра, ни зла... Разум мне не закон — и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим, червям или людям... мне все равно... А ты пока защищайся — и не мешай мне! Я хотел было возражать... но земля кругом глухо застонала и дрогнула — и я проснулся.

Слайд 15

Природа — сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. 1869

Слайд 16

Материал для работы дома 1. Проанализируйте рассказ И. А. Бунина «Смарагд », выполняя предложенные ниже задания . 1 ) Почему рассказ открывается пейзажной зарисовкой? 2) Докажите, что И. А. Бунин запечатлевает не статичную картину летней ночи, а мастерски передает впечатление от живого, постоянно изменяющегося мира. В чем заключается парадоксальность созданной картины движения неба? 3) Проанализируйте цветовую палитру пейзажа. В чем точность выбора эпитетов и метафор, использованных при создании пейзажной зарисовки? 4) В записях И. А. Бунина есть рассказ его гувернера о Н. В. Гоголе: «Я его однажды видел. Это было в одном московском литературном доме. <...> Он что-то говорил, и все его почтительно и внимательно слушали. Я же слышал только одну его фразу — очень закругленное изречение о законах фантастического в искусстве. Точно этой фразы не помню. Но смысл ее был таков, что, мол, можно писать о яблоне с золотыми яблоками, но не о грушах на вербе!» Сохранил ли Бунин мысль Гоголя, включая в «Смарагд» фразу о «грушах на вербе»? Почему после этой реплики Толи утрачивается надежда на взаимопонимание между героями?

Слайд 17

5 ) Какие реплики героини рассказа указывают на ее особую близость автору? 6) Как проявляется несовместимость натур двух героев рассказа? В каких подробностях текста эта несовместимость проявляется особенно резко? 7) С какими философскими вопросами связана тема природы в рассказе Бунина? Объясните смысл названия рассказа. 8) С какими функциями связаны пейзажные зарисовки в рассказе? 9) Как в рассказе соотнесены человек, природа, космос? 10) Напишите мини-сочинение на одну из предложенных тем: ♦ Картина ночного неба в рассказе И. А. Бунина «Смарагд» и ее связь с идейным содержанием произведения. ♦ «Он» и «она» в рассказе И. А. Бунина «Смарагд»: драма непонимания. ♦ Логика начала и финал рассказа И. А. Бунина «Смарагд»: искусство сюжетосложения .

Слайд 18

2 . Проанализируйте стихотворение А. А. Фета с точки зрения мастерства пейзажной зарисовки. Как здесь свежо под липою густою — Полдневный зной сюда не проникал, И тысячи висящих надо мною Качаются душистых опахал. А там, вдали, сверкает воздух жгучий, Колебляся , как будто дремлет он. Так резко-сух снотворный и трескучий Кузнечиков неугомонный звон. За мглой ветвей синеют неба своды, Как дымкою подернуты слегка, И, как мечты почиющей природы, Волнистые проходят облака. 1854


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Пейзаж в русской живописи"

Презентация создана для урока в 6 классе по теме "Пейзаж в русской живописи" и рассказывает о творчестве саратовского художника В.Э. Борисова-Мусатова....

Презентация "Пейзаж"

Презентация к уроку русского языка по теме "Пейзаж"...

«Использование регионального компонента в процессе преподавания темы «Пейзаж» на уроках ИЗО в общеобразовательной школе (пейзаж с рекой Колокша)».

Представляю  фрагмент методической разработки, занявшей 1место в областном конкурсе методических материалов «Я – профессионал»Разработка содержит методические рекомендации по написанию учащимися ...

Презентация " Пейзаж"

Презентация  "Пейзаж"...

Презентация "Пейзажи"

Предназначена для урока в 6 классе....

Презентация "Пейзаж - настроение. Природа и художник."

Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе. Урок № 32 по программе Б. М. Неменского "Пейзаж  - настроение. Природа и художник."...

Презентация "Пейзаж. Ближний и дальний план. Зимний лес"

Задание разработано для обучающихся третьего года обучения, занимающихся в изостудии. Выполняя работу, дети закрепляют навыки выполнения эскиза, отрабатывают приемы работы пастелью, приемы штриховки и...