Подготовка к ЕГЭ по литературе
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)

Петрова Лилия Викторовна

Данный  материал поможет организовать работу с учащимис   при отработке  заданий 10,11 , т.е. работа с лирическим текстом - ответ на вопрос и сопоставление поэтических текстов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация подготовки к ЕГЭ по литературе Написание сочинений с кратким ответом , задание 10,11 Занятие 1 Подготовили Полещенко Ольга Николаевна, учитель высшей категории «МЭЛ им.А.Г.Шнитке » г.Энгельса Саратовской области Петрова Лилия Викторовна, учитель высшей категории «МЭЛ им.А.Г.Шнитке » г.Энгельса Саратовской области

Слайд 2

1. Виды деятельности, необходимые при сдаче ЕГЭ по литературе в соответствии с типом задания: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров (все типы заданий); различные виды пересказа (12.1–12.5); определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру (1–4, 7–9); анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта (все типы заданий); письменные интерпретации художественного произведения (5,6, 10,11,12.1–12.5); выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения (все типы заданий); самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста (5,6, 10,11,12.1–12.5); написание развёрнутых ответов, в том числе в жанре сочинения, на основе литературных произведений (12.1–12.5); сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное определение оснований для сопоставления и аргументация позиций сопоставления (6, 11).

Слайд 3

2.Типология заданий с кратким ответом, направленных на проверку знания содержания произведений, отрывок из которых представлен в КИМ, направленных на осмысление стихотворения. Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4 К Чаадаеву А. С. Пушкин, 1818 Задание 8 Для какого литературного направления характерны образы звезды, огня, темы рока, любовного томления, воплощенные в данном стихотворении? Задание 8 Назовите лирический жанр, отличающийся настроением грусти, светлой печали, черты которого нашли отражение в первой части стихотворения А. С. Пушкина . Задание 9 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в 1-8-й строках данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания). 1) сравнение 2) литота 3) оксюморон 4) эпитет 5) метафора Задание 10 Как различные поэтические средства помогают выразить идею этого стихотворения? З адание 11 В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?

Слайд 4

Структура ответа № 5, 10 Прямой ответ на вопрос Первый тезис (мысль, подтверждающая ваш прямой ответ) Аргумент (цитата из фрагмента, подтверждающая ваш тезис) Комментарий к аргументу-цитате (анализ текста: раскрыть содержание цитаты, пояснить, что именно в этой цитате служит подтверждением вашего тезиса) Второй тезис Аргумент к 2 тезису Комментарий к аргументу Тезис необязательно должен предшествовать цитате, возможно сначала процитировать текст, прокомментировать и сформулировать тезис

Слайд 6

Структура ответа № 6, 11 Назвать 1 произведение и их автора, которые вы выбрали для сопоставления с исходным текстом Обосновать свой выбор, ответить на вопрос, почему именно эти произведения выбраны для сопоставления ( это необязательно!) Работа с исходным текстом, объяснение авторской позиции, авторской задачи, выбранных автором способов изображения. Сопоставить первое выбранное произведение с исходным текстом. Основа сопоставления – авторская позиция, авторская задача, выбранные автором способы изображения. Возможен (но не обязателен! ) общий вывод

Слайд 7

Пример

Слайд 8

Я вас любил: любовь еще быть может Направление – реализм Жанр - послание Я вас любил : любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. 1829 г. Размер – ямб Темы: 1.Любовная лирика 2. Разлука, благородство

Слайд 9

К*** Направление : реализм Жанр: послание Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь . Размер: ямб Темы: 1.Смысл жизни, любовь, любовная лирика 2. Встреча 3.Разлука

Слайд 10

Элегия Реализм, элегия, ямб Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино — печаль минувших дней В моей душе чем старе , тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други , умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь , И может быть — на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной. Темы 1.Тоска, воспоминание о прошлом 2.Философская лирика 3. Надежда 4.Любовь к жизни, надежда

Слайд 11

Разговор книгопродавца с поэтом Направление романтизм Жанр элегия Размер ямб <…> Я был далеко: Я время то воспоминал, Когда, надеждами богатый, Поэт беспечный, я писал Из вдохновенья, не из платы. Я видел вновь приюты скал И темный кров уединенья, Где я на пир воображенья, Бывало, музу призывал . <…> Зачем поэту Тревожить сердца тяжкий сон? Бесплодно память мучит он. И что ж? какое дело свету? Я всем чужой!.. душа моя Хранит ли образ незабвенный ? <…> Ах , мысль о той души завялой Темы Поэт и поэзия Роль искусства, сакральность поэзии Вдохновение Могла бы юность оживить И сны поэзии бывалой Толпою снова возмутить!.. Она одна бы разумела Стихи неясные мои; Одна бы в сердце пламенела Лампадой чистою люб ви! Увы, напрасные желанья! Она отвергла заклинанья, Мольбы, тоску души моей: Земных восторгов излиянья, Как божеству, не нужно ей!.. <…> Позвольте просто вам сказать: Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать.

Слайд 12

Вновь я посетил.. Реализм, лирическое стихотворение, ямб …Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных. Уж десять лет ушло с тех пор — и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я — но здесь опять Минувшее меня объемлет живо, И, кажется, вечор еще бродил Я в этих рощах. Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет — уж за стеною Не слышу я шагов ее тяжелых, Ни кропотливого ее дозора . Темы : 1. Тоска, воспоминание о прошлом 2.Философская лирика 3. Отношение к молодому поколению, отношения поколений <…> Под сенью их как дети. А вдали Стоит один угрюмый их товарищ, Как старый холостяк, и вкруг него По-прежнему все пусто . Здравствуй, племя Младое, незнакомое ! не я Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастешь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего . Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет.

Слайд 13

Лирика А.А.Блока Символизм нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870 -1920 годов художественное выражение с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей Символ – выражение сверхчувствительной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается суть вещей Символисты разрабатывали новый поэтический язык, не прямо называющий предмет, а намекающий на него содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.

Слайд 14

Темы лирики Стихи о Прекрасной Даме Воплощение вечной женственности Лирический герой- служитель Прекрасной Дамы, ожидающий преображения жизни Стихи о России Глубочайшая связь с Россией

Слайд 15

Незнакомка Столкновение мечты и реальности И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. Прекрасная Дама И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. Одиночество И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен Символизм Лирика лирическое стихотворение ямб

Слайд 16

Ночь, улица, фонарь, аптека Темы Судьба , тоска Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет . Бессмысленность жизни Жизнь и смерть Умрешь — начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Символизм Лирика Лирическое стихотворение ямб Средства выразительности Метафора: «ледяная рябь канала» Аллитератция : «бессмысленный и тусклый свет»

Слайд 17

Тематическая подборка стихотворений для сопоставления


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация подготовки к ЕГЭ по литературе Написание сочинений с кратким ответом , задание 10,11 Занятие 1 Подготовили Полещенко Ольга Николаевна, учитель высшей категории «МЭЛ им.А.Г.Шнитке » г.Энгельса Саратовской области Петрова Лилия Викторовна, учитель высшей категории «МЭЛ им.А.Г.Шнитке » г.Энгельса Саратовской области

Слайд 2

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2022 Пособия

Слайд 3

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2022 Пособия

Слайд 4

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2022 Полезные сайты http ://literatura-ege.ru/ егэ -задание-№- 9-рекомендации-по-подгот/ Вывод . Его вы тоже пишите. Используя фразы вопроса. Таким образом, через рассказ Катерины о себе автор смог показать богатство внутреннего мира героини, её стремление жить в красоте, быть свободной, желание любить и быть любимой. Итого: 10 предложений (без цитат), мы уложились в примерный объём ответа. http://literatura-ege.ru/ егэ -литература-как-выполнить-задание /

Слайд 5

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2022 Полезные сайты Сайт Ильиной Марии Евгеньевны https://maria1971.jimdofree.com/подготовка-к-егэ-по-литературе/ Полезные Книги для подготовки к ЕГЭ по литературе таблица по лирике.pdf экспресс-подготовка к ЕГЭ по лит-ре.pdf liter2015zadanie17sochinenie+kriterii+ot liter2015zadanie17sochinenie+kriterii+ot EGE-2016_Literatura_Tip_test_zadania_Ero EGE-2016_Literatura_Tip_test_zadania_Ero .

Слайд 6

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2022 Полезные сайты Материалы по "Мастеру и Маргарите" и «Тихому Дону» https://vk.com/ege_litra_online


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация подготовки к ЕГЭ по литературе Написание сочинений с кратким ответом , задание 10,11 Занятие 1 Подготовили Полещенко Ольга Николаевна, учитель высшей категории «МЭЛ им.А.Г.Шнитке » г.Энгельса Саратовской области Петрова Лилия Викторовна, учитель высшей категории «МЭЛ им.А.Г.Шнитке » г.Энгельса Саратовской области

Слайд 4

3.Работа учителя по повторению основных теоретико-литературных понятий. (опыт Т.В. Сован); по повторению содержания изученных произведений Произведение Период Род литературы Жанр Направление "Слово о полку Игореве" Древнерусская литература Лиро -эпос Слово ----------------- Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль» Из литературы XVIII в ДРАМА Комедия классицизм Г.Р. Державин. «Памятник» ЛИРИКА стихотоворение классицизм А.С. Грибоедов пьеса "Горе от ума» Литература первой половины XIX века ДРАМА Комедия классицизм, романтизм, реализм В.А. Жуковский «Море», ЛИРИКА элегия романтизм, В.А. Жуковский «Светлана» Лиро-эпос баллада романтизм, А.С. Пушкин "Капитанская дочка", эпос роман реализм "Евгений Онегин", Лиро-эпос Роман в стихах реализм "Медный всадник", Лиро-эпос поэма реализм Заполните таблицу РОД ЛИТЕРАТУРЫ : ЭПОС , ЛИРИКА, ДРАМА НАПРАВЛЕНИЕ: классицизм, романтизм, реализм

Слайд 5

"Во глубине сибирских руд...", Литература первой половины XIX века лирика послание романтизм "К Чаадаеву", Литература первой половины XIX века лирика послание романтизм "Песнь о вещем Олеге", Литература первой половины XIX века лирика баллада реализм М.Ю. Лермонтов "Мцыри", Литература первой половины XIX века лиро-эпос поэма романтизм "Герой нашего времени", Литература первой половины XIX века Лиро -эпос роман реализм "Песня про ... купца Калашникова", Литература первой половины XIX века лиро -эпос поэма романтизм Н.В. Гоголь "Мертвые души", Литература первой половины XIX века лиро -эпос поэма реализм "Ревизор", Литература первой половины XIX века драма комедия реализм "Шинель". Литература первой половины XIX века эпос повесть реализм

Слайд 6

Пролог Своеобразное вступление к произведению, эмоционально и событийно настраивает читателя к восприятию содержания произведения. Экспозиция Вступительная, исходная часть сюжета, изображение внешних условий, жизненной обстановки, исторических событий. Не влияет на ход последующих событий в произведении. Завязка Событие, с которого начинается действие, влекущее за собой все последующие существенные события в нем. Развитие действий Описание всего происходящего, ход событий Кульминация Момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения. Развязка Положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, - заключительные сцены. Эпилог Заключительная часть произведения, в которой может быть определена дальнейшая судьба героев и развитие событий. Это может быть и краткий рассказ о том, что произошло после завершения основной сюжетной линии. Рассказ Небольшое произведение, посвященное отдельному событию в жизни человека. В таком кратком эпизоде из жизни человека автор раскрывает существенные типические черты жизни. Очерк Изображаются события, реально происходившие в жизни, участники которых существовали в действительности. Новелла Отличается четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки. Повесть В повести изображается ряд событий, освещающих целый период жизни человека. В древнерусской литературе повестью называли всякое повествование о событиях исторической или частной жизни. Роман Отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в развитии. В событиях романе обычно принимают участие много действующих лиц, судьбы и интересы которых переплетаются. Роман-эпопея Роман, освещающий особенно сложный и богатый жизненный материал, охватывающий целую эпоху.

Слайд 8

4.Сайты и пособия для подготовки к ЕГЭ по литературе.

Слайд 9

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2022 Полезные сайты

Слайд 10

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

On-line игры для подготовки к ЕГЭ по литературе

On-line игры помогут отработать основные термины и понятия, необходимые для успешного написания части В ЕГЭ по литературе.Роды и жанры литературы:http://quizlet.com/_5o7ktСюжет и элементы сюжета, конф...

Справочные материалы для подготовки к ГИА по литературе в 9 классе (литературоведческие термины и понятия в соответствии с требованиями кодификатора)

Данный материал позволяет качественно подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по литературе, включает в себя все необходимые для этого литературоведческие понятия и термины....

Использование методических приёмов технологии РКМЧП при подготовке к олимпиаде по литературе.

Предлагаю сценарий факультативного занятия «Сонет в мировой литературе», построенного в логике технологии РКМЧП. Данная модель занятия универсальна. Её можно использовать не только при работе с поняти...

On-line игры для подготовки к ЕГЭ по литературе (жизнь и творчество Ф.М.Достоевского)

On-line игры по жизни и творчеству Ф.М.Достоевского помогут при подготовке к ЕГЭ по литературе и при изучении романа1. Достоевский Ф.М.: жизнь и творчествоhttp://quizlet.com/_6pi052. Достоевский ...

Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе)

Элективный курс по литературе для обучающихся 10-11 классов. Данный курс предназначен для расширения представления о мире современной литературы. Помогает в подготовке к ЕГЭ по литературе....

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...