Использование методических приёмов технологии РКМЧП при подготовке к олимпиаде по литературе.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Предлагаю сценарий факультативного занятия «Сонет в мировой литературе», построенного в логике технологии РКМЧП. Данная модель занятия универсальна. Её можно использовать не только при работе с понятием различных литературных жанров, но и с любым литературоведческим термином.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sonet._krasnova-kolpashevo.doc..doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.
Краснова Г.М.
МОУ «СОШ № 5»
г. Колпашево Томской области
Подготовка обучающихся к школьным и районным олимпиадам проводится учителями, как правило, индивидуально либо на факультативных занятиях. Несколько лет провожу занятия факультатива «Олимпионик» для обучающихся 8 – 11 классов, строя занятия с учётом типологии олимпиадных заданий по русскому языку и литературе. Учитывая, что на олимпиаде по литературе практически каждый год ученикам предлагается анализ прозаического текста, интерпретация (идейно-эстетический анализ) поэтического текста, (в последние годы - сопоставление стихотворений разных авторов), а также задания на знание текстов, литературоведческих терминов и умение составлять краткий историко-культурный комментарий к тексту, обязательно включаю данные формы работы в факультативные занятия.
Предлагаю сценарий факультативного занятия «Сонет в мировой литературе», построенного в логике технологии РКМЧП. Данная модель занятия универсальна. Её можно использовать не только при работе с понятием различных литературных жанров, но и с любым литературоведческим термином.
На первом этапе («вызов») проводится разминка – выполнение олимпиадных заданий, желательно соответствующих теме занятия. Предполагается индивидуальная или коллективная работа.
На втором этапе («осмысление») обучающиеся работают с различными источниками информации, позволяющими составить всестороннее представление об изучаемом литературоведческом понятии, а также анализируют художественные тексты с точки зрения заявленной темы занятия. Предполагается групповая или парная работа.
На последнем этапе («рефлексия») желательно выполнение творческих работ на закрепление изученного. Предполагается индивидуальная или парная работа.
Занятие рассчитано на обучающихся 8 – 9 классов, максимальная группа – 10 обучающихся.
Сценарий факультативного занятия
«Сонет в мировой литературе»
Цели:
1. Познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием формируя следующие учебные умения и навыки:
умение выявлять жанровые особенности сонета
- умение отличать сонет от других лирических жанров
- умение анализировать сонеты оформляя свои мысли устно и письменно.
2. Формировать умение составлять историко-культурный комментарий к художественному тексту.
Задачи:
- Формирование информационной компетентности (усовершенствование навыков работы с различными источниками информации)
- Формирование общекультурной компетентности (расширение кругозора, приобретение новых знаний о мировой и русской культуре XIX — начала XX века).
- Формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, умений обмениваться информацией, поддерживать разговор, умение строить собственное устное высказывание, выражать свою точку зрения и обосновывать её.
- Развитие творческого потенциала обучающихся.
- Воспитание интереса к мировой культуре, в частности, к поэзии и истории литературы.
Ход занятия.
Первый этап – «вызов» (актуализация знаний).
Занятие начинается с разминки - выполнения олимпиадных заданий (материалы VII Международной олимпиады по основам наук).
1. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены ниже.
1) Не сырой дуб к земле клонится, Не бумажные листочки расстилаются, - Расстилается сын перед батюшкой, Он и просит себе благословеньица: «Ох ты гой еси, родимый милый батюшка! Дай ты мне своё благословеньице, | Я поеду в славный стольный Киев-град, Помолиться чудотворцам киевским, Заложиться за князя Владимира, Послужить ему верой-правдою, Постоять за веру христианскую. |
2) В год 6420 (912)…. и жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого поставил кормить, решив никогда на него не садиться. | |
3) Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою, И на том столе стоит Зеркало с свечою; Два прибора на столе. «Загадай, Светлана; В чистом зеркала стекле | В полночь, без обмана Ты узнаешь жребий свой: Лёгкою рукою; Стукнет в двери милый твой Упадёт с дверей запор; Сядет он за твой прибор Ужинать с тобою». |
4) Как на Волге, да на Камышинке, Казаки живут, люди вольные, | У казаков был атаманушка, Ермаком звали Тимофеичем. |
5) Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона! | |
6) А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! |
а) песня, б) баллада, в) стихотворение, г) басня, д) былина, е) летопись
2. Соотнесите название стихотворного произведения А.С. Пушкина с его жанром:
1) «К Чаадаеву» | а) элегия |
2) «Песнь о вещем Олеге» | б) баллада |
3) «Бахчисарайский фонтан» | в) стихотворение |
4) «Погасло дневное светило» | г) поэма |
5) «Анчар» | д) ода |
е) послание |
А) 1е2б3а4д5в Б)1в2б3г4а5е В) 1в2а3г4е5б
Г)1а2б3г4е5д Д) 1е2б3г4а5в
3. Соотнесите название произведения с его жанром:
1. «Повесть временных лет» | а) баллада |
2. «Борис Годунов» | б) летопись |
3. «Песнь о вещем Олеге» | в) комедия |
4. «Ревизор» | г) роман |
5. «Ромео и Джульетта» | д) драма |
6. «Дон Кихот» | е) трагедия |
4. Вставьте слово на месте пропуска, стараясь соблюдать грамматическую форму:
«_________ – хвалебная речь, похвала царям, богам, городам и т.п., разрабатываемая античной риторикой и достигшая расцвета в XYII – XYIII веках в качестве самостоятельного литературного жанра».
Задания выполняются коллективно, либо в парах. После выполнения учитель задаёт вопрос: «Какой темой объединены данные задания?» (Все они посвящены жанрам художественных произведений.)
Таким образом, происходит подготовка к восприятию новой темы – жанр сонета в литературе.
Второй этап – «осмысление».
- Работа с различными источниками информации (работа в парах).
Обучающимся предлагается найти сведения о сонете в различных источниках:
- Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. –М.: Педагогика, 1988.
- Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.
- Большая советская энциклопедия,
- Краткий словарь литературоведческих терминов. Под ред. С. В. Тураева. – М., “Просвещение”, 1988. и др.
Также можно использовать Интернет-ресурсы (при наличии выхода в Интернет обучающиеся работают за компьютерами, либо учитель заранее готовит распечатки).
Далее идёт обмен полученной информацией, в ходе которого происходит присвоение нового знания. В завершение обучающимся предлагается заполнить кластер. Например, он может выглядеть так:
Далее происходит закрепление полученных теоретических сведений на практике.
Обучающимся предлагается два поэтических текста:
А.С. Пушкин. Сонет
Scorn not sonnet, critic. Wordsworth Суровый Дант не презирал сонета, В нём жар любви Петрарка изливал, Игру его любил творец Макбета, Им скорбну мысль Камоэнс облекал. И в наши дни пленяет он поэта; Вордсворт его орудием избрал, Когда вдали от суетного света Природы он рисует идеал. Под сенью гор Тавриды отдаленной Певец Литвы в его размер стесненный Свои мечты мгновенно заключал. У нас его ещё не знали девы, Как для него уж Дельвиг забывал Гекзаметра священные напевы. | Л. Гроссман. Русский сонет Суровый Дант не презирал сонета. Пушкин Раскрыл нам Дельвиг таинства сонета, Чей трудный шифр был Тредьяковским дан, И принял Пушкин кованый чекан Для строгих дум о подвиге поэта. С тех пор игра квадранта и терцета Манит певцов Гиперборейских стран. И стих Ронсара вьётся, как аркан, У Каролины Павловой и Фета. Его размерам царственность пидав, Венок сплетает пышный Вячеслав Строфой, чей лад торжественно роскошен. Бальмонт и Брюсов чтут канон его, И хищный облик тёзки своего Обводит им Максимильян Волошин. |
Вопросы для анализа стихотворений.
1. Назвать жанровые особенности сонета.
2. Составить историко-культурный комментарий к текстам.
3. Сопоставить данные сонеты (правомерность сопоставления, тема и идея, движение лирического сюжета, сходство и различие в авторской позиции).
После полученных теоретических сведений обучающимся не составит труда определить жанровые особенности сонета, а также объяснить значение включённых в тексты терминов и некоторых имён (историко-культурный комментарий).
Дополнительные сведения о поэтах, упомянутых в стихотворениях А.С. Пушкина и Л.П. Гроссмана, учитель может представить в виде распечаток (Приложение № 1) либо (если позволяет время) предложить поиск в словарях и энциклопедиях.
Отвечая на третий вопрос, обучающиеся должны отметить следующее:
- Правомерность сопоставления заявлена уже в эпиграфе к сонету Л. Гроссмана, который отсылает нас к сонету А. Пушкина.
- Оба стихотворения – это «сонеты о сонете».
- Следует отметить сходство в развитии лирического сюжета (от прошлого сонета – к его настоящему в русской литературе).
- Оба поэта восхищаются сонетом как идеальной поэтической формой.
- Оба поэта используют итальянский тип сонета.
Третий этап – «рефлексия».
С целью закрепления полученных знаний, подведения итогов занятия,развития творческих способностей обучающимся предлагаются следующие индивидуальные задания (на выбор):
1. Составить словарную статью для литературоведческого словаря «Сонет».
2. Составить 5 – 6 вопросов по теме занятия.
3. Составить загадки по теме «Сонет».
4. Написать «Сонет о сонете».
Примеры ученических работ:
Загадки. Мысль строго и стройно Оформил поэт В четырнадцать строк. Получился … (Сонет) (Гаврилова Е.) Итальянский и английский, В нём катрен и в нём терцет. И в поэзии российской Многими любим …(Сонет) (Дорохова С.) Сонет за сонетом, Строка за строкою, Талантлив поэт, Сумевший такое. (Венок сонетов) (Халикова Е.) | Сонет о сонете. О, строгая форма, о, чёткие рифмы! Тебя ценили многие поэты! И Пушкин, и Волошин сочиняли Великолепные сонеты! Сонет пронёс через века Признания в любви Петрарки, Данте, Его изящная строка Пленяла многие таланты. Не перечесть поэтов всех времён, Тех, кто к сонету был неравнодушен. И восхищения достоин он, И след он оставляет в душах. Царит в культуре сотни лет Его Величество Сонет! (Полумогина Н.) |
Литература
1.Баркова М. В., Лоськова Т.А. Сонет как вершина поэзии. // http://festival.1september.ru
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004.
3. Краткий словарь литературоведческих терминов. Под ред. С. В. Тураева. – М., “Просвещение”, 1988.
4. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.
5. Литература. Энциклопедия для детей. – М., “Аванта +”,2002.
6. Сонет «серебряного века». Сост., вступ. ст. и комм. О. И. Федотова. - М.: “Правда”, 1990.
7. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. –М.: Педагогика, 1988.
Приложение № 1
Историко-культурный комментарий к стихотворению А.С. Пушкина «Сонет»
Камоэнс (1524 или 1525-80) — один из величайших лириков позднего Возрождения, чьи сонеты по своему трагизму и философской глубине стоят вровень с сонетами Шекспира. Но, как и Шекспир, Камоэнс стремился в своей поэзии восстановить распадающуюся цельность мироздания, обнаружить в кажущемся хаотическом и абсурдном бытии порядок, согласовать земное и небесное, реального человека и его идеальный образ, вечное и мимолетное, действительное и воображаемое.
Вордсворт Уильям (1770—1850) - английский поэт-романтик. Из-под его пера вышло множество сонетов, в большинстве образующих циклы. Примечателен цикл, посвященный реке Даддон (1806-20): в 34 сонетах воссозданы прибрежные ландшафты на всем протяжении реки, вьющейся по Озерному краю. Пейзажная лирика органически сливается здесь с философской, являя лучшие, как признано ныне, образцы поэзии Вордсворта этих лет.
Шекспир Уильям (1564-1616), английский драматург, поэт; был актером королевской труппы.
Наиболее вероятное время создания сонетов — 1593-1600. Сборник лирико-философских «Сонетов», состоявших из 154 стихотворений, вышел в 1609 году. Он было адресовано таинственному W. H. Наиболее определенный тематический цикл в шекспировском сборнике представляют первые семнадцать сонетов. У них одна тема: пожелание прекрасному молодому человеку продолжить себя в потомстве, не забыть, сколь скоротечна земная жизнь и земная красота. Вторая часть сборника (127-154) посвящена Смуглой леди. Изменившийся тип красоты звучит вызовом традиции, восходящей к небесной любви Ф. Петрарки, противопоставлен его ангельски-белокурой донне. Шекспир подчеркивает, что, опровергая штампы петраркизма, его «милая ступает по земле» (перевод С. Маршака; сонет 130).
Данте Алигьери (1265-1321), итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.
Основная часть лирических стихотворений Данте создана в 80-90-е гг. XIII в.. Стихи, посвященные своей возлюбленной Беатриче Портинари, Данте, снабдив биографическим и стиховедческим комментарием, собрал в книгу под названием «Новая жизнь» (ок. 1293-95). Собственно биографическая канва предельно скупа: две встречи, первая в детстве, вторая в юности, обозначающая начало любви, смерть отца Беатриче, смерть самой Беатриче, искушение новой любовью и преодоление его. Жизнеописание предстает как ряд душевных состояний, ведущий ко все более полному овладению смыслом постигшего героя чувства: в итоге любовное чувство приобретает черты и признаки религиозного поклонения. Кроме «Новой жизни» до нас дошло еще около полусотни стихотворений Данте.
Петрарка Франческо (1304-1374), итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. «Канцоньере» («Книга песен») — сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры (1327-74) — лирический дневник, образец поэтического самовыражения, проникнутого противоречием между аскетическим средневековым мироощущением и новым видением мира. Оказал значительное влияние на развитие европейской поэзии.
Мицкевич Адам (1798 —1855) - польский поэт, деятель национально-освободительного движения. Основоположник польского романтизма.
В 1823 Мицкевич вместе с товарищами оказывается в превращенном в тюрьму базилианском монастыре в Вильно. По счастливому стечению обстоятельств и благодаря поддержке друзей ему удается отделаться сравнительно легким наказанием — высылкой во внутренние губернии Российской империи. В день знаменитого наводнения 25 октября 1824 года Мицкевич прибывает в Петербург. В начале 1825 он получает назначение в Одессу, откуда в сентябре совершает поездку в Крым (название Крымского полуострова после его присоединения к России (1783) – Таврида). В конце этого года он переезжает в Москву и в1828 снова возвращается в Петербург.
Период пребывания Мицкевича в России оставил свой след не только в судьбе и творчестве самого поэта, но и в русской культурной и литературной жизни. Здесь к Мицкевичу приходят подлинная слава и признание. Кроме того, это время было для поэта исключительно плодотворным. Он пишет жизнерадостный цикл «одесских лирических стихотворений». Результатом пребывания в Крыму стали знаменитые «Крымские сонеты», столь близкие по своему духу русской литературе того времени, для которой Крым и Кавказ стали настоящим романтическим символом.
Дельвиг Антон Антонович (1798-1831) - русский поэт, дДруг А. С. Пушкина. Издавал альманах «Северные цветы» (1825-31) и «Литературную газету» (1830-31). Автор лирических стихов в духе древнегреческих идиллий, а также русских народных песен.
Гекзаметр (от греч. hexametros — шестистопный), стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые 4 стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях гекзаметра — хореями). В русскую поэзию введен В. К. Тредиаковским и затем Н. И. Гнедичем и В. А. Жуковским.
Историко-культурный комментарий к стихотворению Л.П. Гроссмана «Русский сонет»
Гроссман Леонид Петрович (1888-1965), российский литературовед, писатель.Цикл его сонетов «Плеяда» был опубликован в 1919 г.
Тредиаковский Василий Кириллович (1703-68), русский поэт, филолог, академик Петербургской АН (1745-59). В работе «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения. Именно он написал первый сонет на русском языке.
В переносном смысле Гиперборея — страна севера, страна — легенда. Традиционное поэтическое обозначение восточных славян.
Ронсар (1524 — 85) — французский поэт, глава так называемой Плеяды, проповедовавшей обогащение национальной поэзии изучением греческой и римской литературы. Ронсар внес во французскую поэзию бесконечное разнообразие поэтических размеров и создал гармонию стиха. В его лирике заметна также значительная доля итальянского влияния. В его песнях и сонетах (около 600) - любовь смерть, жизнь природы.
Павлова (урожденная Яниш) Каролина Карловна (1807-93), русская поэтесса, переводчица. Жена Н. Ф. Павлова. Лирика («Стихотворения», 1863), роман в стихах и прозе «Двойная жизнь» (1848).
Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892), русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1886). Его сонеты, отдельным циклом включённые во вторую книгу стихов, вышедшую в 1850 году, продолжают пушкинскую традицию, им присуща музыкальность и естественность, свойственные всей лирике Фета.
Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949), русский поэт. Представитель и теоретик символизма. Поэзию Иванова часто называют «филологической», «ученой», «умственной», поскольку символы и образы мировой культуры — главный предмет его вдохновений, прежде всего мифы, боги, предания и поэтические сюжеты Древней Греции и Рима.
Робеспьер Максимилиан-Мари-Изидор (1758—1794) - один из ведущих деятелей Великой французской революции.
Волошин Максимилиан Александрович (1877-1932) - русский поэт, художественный критик. Натура щедро одаренная, Волошин совмещал в себе разнообразные таланты. В 1910 вышел его первый сборник «Стихотворения. 1900-1910». В поэзии М. Волошина сонет занимает важное место (автором написано 66 сонетов, что составляет примерно четверть всех его поэтических произведений). Волошину принадлежат венки сонетов «Corona astralis» («Звездная корона») и «Lunaria» — безупречные образцы редкой в русской поэзии формы (состоит из 15 сонетов; каждый стих ключевого сонета является первым в одном из 14 сонетов и одновременно — последним в предыдущем сонете; конец последнего сонета повторяет начало первого, замыкая венок). «Corona astralis» посвящена Е. И. Дмитриевой (Васильевой), с которой связана еще одна грань волошинского дарования: он явился соавтором блистательной мистификации — Черубины де Габриак.
Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942), русский поэт-символист. В стихах — культ «Я», игра мимолетностей, противопоставление «железному веку» первозданно целостного «солнечного» начала; музыкальность.
Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924), русский поэт. Основоположник русского символизма. В. Брюсову, наряду с И. Анненским, Ф. Сологубом, Вяч. Ивановым, К.Бальмонтом, М. Волошиным, русская поэзия обязана возрождением вкуса к яркой, выразительной форме стиха. Именно Брюсов был, несомненно, самым ревностным энтузиастом сонета – и как теоретик и как практик. Поэт считал этот жанр образцом, идеальной формой поэтического произведения вообще. К сонету Брюсов неизменно обращается почти в каждой своей книге, сонеты его своеобразны по темам, и некоторые из них, такие, как “Ассаргадон”, “Женщине” или “Египетский раб”, несомненно, принадлежат к совершеннейшим созданиям поэта. Сонеты Брюсова всегда строги, классичны по форме. Поэтический мир брюсовских сонетов – это мир страстей и переживания души, внешне ко всему причастной, но внутренне одинокой. Из всех страстей поэт предпочитает самую вечную – любовь: “Моя любовь – палящий полдень Явы…”, “В любви душа вскрывается до дна…”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методических приёмов технологии РКМЧП на уроках предметов гуманитарного цикла.
Ценным в технологии РКМЧП являются методические приемы организации учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используютс...
Статья "Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей".
В статье я делюсь напопленным пкдагогическим опытом подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей у одарённых детей. В работе представлены условия вониковения опыта, акт...
Использование приёмов технологии РКМЧП как средства формирования речевой и коммуникативной компетентности
Качественный материал, в котором даётся психолого-педагогическое обоснование использования ТРКМЧП, показана базовая модель технологии, а также представлены её основные методы и приёмы....
Примеры использования ведущих приёмов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы
Практический материал, который может использовать учитель-словесник при подготовке к уроку с применением ТРКМЧП....
Педагогический опыт К.Ш.Танкиной, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7 Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей.
В нашей школе уже давно открыты классы углублённого изучения иностранного языка, химии, профильные классы филологического, социально-гуманитарного, информационно-технологического и ...
Статья "Использование приёмов технологии компетентностного подхода на уроках русского языка, литературы, МХК"
В статье представлен материал из опыт работы по внедрению в процесс обучения технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
Приёмы технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы
Презентация к урокам, построенным с применением приёмов технологии РКМЧП. Презентация содержит краткое описание наиболее продуктивных приёмов и примеры их использования на уроках русского языка. Данна...