Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
план-конспект занятия по литературе (7 класс)

Oksanaleochko@mail.ru

Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesnya_pro_tsarya_ivana_vasilevicha.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Сравнительная характеристика главных героев -  Калашникова и Кирибеевича.

Цели по содержанию занятия:

1. Образовательная – способствовать формированию понятий, “художественный образ”, “героический характер”.

2. Развивающая – создать условия для развития у семиклассников умения анализировать образную систему произведения.

3. Воспитательная – помочь ученикам правильно оценивать поступки людей.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый

Ход урока.

  1 глава                 

 -  Назовите героев «Песни…»                                                                                                                            

-Где впервые мы встречаем Кирибеевича? (на пиру)                                                                    

  - Что мы о нём узнаём? Кто он? Из какой семьи? Как выглядит? («Лишь один из них, из опричников…»)                                                                                                                

       -  Что омрачает его жизнь? (любовь)                                                                                                                                     -  Насколько сильное его чувство к Алёне Дмитревне? (готов отдать жизнь; «Как увижу её, я и сам не свой…»)                                                                                                                        

   -  Какое впечатление производит на нас Кирибеевич после чтения первой главы? (положительное)                                                                                                        -  Какие качества Кирибеевича показывает Лермонтов? (внешне красив, силён, смел, ради любви готов отдать жизнь)                                                                          

    -  Но что настораживает нас в его поведении? (лукавство)                                                                      

2 глава

  -  Изменяется ли наше отношение к Кирибеевичу во второй главе?  Почему?

-  Думает ли Кирибеевич о том, как отразится его поступок на репутации АлёныДмитревны?                                                                                                     -  Как мы называем людей, которые думают только о себе? (эгоисты)                                                                                                                    

   Обратимся к третьей главе «Песни…»                                                                                                                            -  Найдите и прочитайте, как ведёт себя Кирибеевич перед боем («И выходит удалой Кирибеевич…»)                                                                                                                  

   -  Какие черты характера проявляет герой в этой ситуации? (самоуверенность, хвастливость, считает, что ему нет равных соперников)                                          

   -  Чем является бой для Кирибеевича? (развлечением)                                                                                                                                        

 -  Как изменяется внешность Кирибеевича, когда он узнаёт, кто вышел биться с ним? Прочитайте. («И услышав то, Кирибеевич побледнел в лице, как осенний снег…»)                                                                                                                        - Как вы думаете, о чём это говорит?(ещё жива совесть, чувствует свою вину)                                                    

  - Можем ли мы сказать, что Кирибеевич однозначно отрицательный или однозначно положительный герой?(нет)                                                                                                  

   - Давайте сделаем вывод.(Кирибеевич умён, красив, богат, он знатного рода, силён, смел, сильно любит, но любовь его эгоистична. Он, не задумываясь, разрушает не только жизнь любимой женщины, но и её семьи. Кирибеевич хвастлив, самоуверен, но в нём ещё жива совесть).                            

  – Как вы думаете, почему стало возможным такое оскорбительное поведение Кирибеевича? (он был опричником Ивана Грозного)                                                                              

  3.Поговорим о другом участнике боя.                                                                              

    – Прочитайте отрывок, где мы впервые встречаемся с Калашниковым.                                                          

 – Что мы о нём узнаём? (купец, у него есть жена, дети; Калашников живёт спокойно, жизнь его размеренна; в семье сложился определённый уклад, и вдруг, вернувшись домой, он не находит там жены).                                                              

   – Прочитайте, как он обращается к жене после её возвращения («Уж ты где, жена, жена ,шаталася?...»                                                                                                              

-Какое решение принимает Калашников после рассказа жены?

                                                                                                                                     - Как это его характеризует? (смелый, мужественный, стремится защитить честь жены и семьи)                                                                                                                             - Перенесёмся на Москву-реку, где должен состояться кулачный бой.

- За что вышел биться Калашников? (за правду, он вышел на последний бой, на бой с несправедливостью).                                                                                                            

-Чем закончился  бой? Можно ли сказать, что у этой истории счастливый конец?

-Почему Калашников не защищается перед царем? Почему он не открыл ему правду?  Для него честь жены,семьи превыше всего.

-О чем просит Калашников перед смертью?

–  Что же можно сказать о Калашникове? (Он молод, красив, порядочен, любит свою семью, вступается за честь жены и семьи, он открыт, честен, не боится сказать правду царю, совершает подвиг, умирая за народную правду). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

На презентации находядся иллюстрации к "Песне", которые можно использовать на уроке....

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» (технология проблемного обучения)

Цели урока:Рассмотрев сюжетную линию, определить нравственные проблемы произведенияФормировать умение решать проблемные задачи, строить выводы, опираясь на текстВоспитывать нравственные чувства, интер...

Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"....

Интегрированный урок истории и литературы: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси.

Интегрированный урок истории и литературы "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Ру...

М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" цикл уроков литературы в 7 классе

М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" цикл состоит из двух уроков с презентацией, опирающихся на УМК В. Я. Коровиной....