Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
план-конспект занятия по литературе (7 класс)
Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesnya_pro_tsarya_ivana_vasilevicha.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Сравнительная характеристика главных героев - Калашникова и Кирибеевича.
Цели по содержанию занятия:
1. Образовательная – способствовать формированию понятий, “художественный образ”, “героический характер”.
2. Развивающая – создать условия для развития у семиклассников умения анализировать образную систему произведения.
3. Воспитательная – помочь ученикам правильно оценивать поступки людей.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый
Ход урока.
1 глава
- Назовите героев «Песни…»
-Где впервые мы встречаем Кирибеевича? (на пиру)
- Что мы о нём узнаём? Кто он? Из какой семьи? Как выглядит? («Лишь один из них, из опричников…»)
- Что омрачает его жизнь? (любовь) - Насколько сильное его чувство к Алёне Дмитревне? (готов отдать жизнь; «Как увижу её, я и сам не свой…»)
- Какое впечатление производит на нас Кирибеевич после чтения первой главы? (положительное) - Какие качества Кирибеевича показывает Лермонтов? (внешне красив, силён, смел, ради любви готов отдать жизнь)
- Но что настораживает нас в его поведении? (лукавство)
2 глава
- Изменяется ли наше отношение к Кирибеевичу во второй главе? Почему?
- Думает ли Кирибеевич о том, как отразится его поступок на репутации АлёныДмитревны? - Как мы называем людей, которые думают только о себе? (эгоисты)
Обратимся к третьей главе «Песни…» - Найдите и прочитайте, как ведёт себя Кирибеевич перед боем («И выходит удалой Кирибеевич…»)
- Какие черты характера проявляет герой в этой ситуации? (самоуверенность, хвастливость, считает, что ему нет равных соперников)
- Чем является бой для Кирибеевича? (развлечением)
- Как изменяется внешность Кирибеевича, когда он узнаёт, кто вышел биться с ним? Прочитайте. («И услышав то, Кирибеевич побледнел в лице, как осенний снег…») - Как вы думаете, о чём это говорит?(ещё жива совесть, чувствует свою вину)
- Можем ли мы сказать, что Кирибеевич однозначно отрицательный или однозначно положительный герой?(нет)
- Давайте сделаем вывод.(Кирибеевич умён, красив, богат, он знатного рода, силён, смел, сильно любит, но любовь его эгоистична. Он, не задумываясь, разрушает не только жизнь любимой женщины, но и её семьи. Кирибеевич хвастлив, самоуверен, но в нём ещё жива совесть).
– Как вы думаете, почему стало возможным такое оскорбительное поведение Кирибеевича? (он был опричником Ивана Грозного)
3.Поговорим о другом участнике боя.
– Прочитайте отрывок, где мы впервые встречаемся с Калашниковым.
– Что мы о нём узнаём? (купец, у него есть жена, дети; Калашников живёт спокойно, жизнь его размеренна; в семье сложился определённый уклад, и вдруг, вернувшись домой, он не находит там жены).
– Прочитайте, как он обращается к жене после её возвращения («Уж ты где, жена, жена ,шаталася?...»
-Какое решение принимает Калашников после рассказа жены?
- Как это его характеризует? (смелый, мужественный, стремится защитить честь жены и семьи) - Перенесёмся на Москву-реку, где должен состояться кулачный бой.
- За что вышел биться Калашников? (за правду, он вышел на последний бой, на бой с несправедливостью).
-Чем закончился бой? Можно ли сказать, что у этой истории счастливый конец?
-Почему Калашников не защищается перед царем? Почему он не открыл ему правду? Для него честь жены,семьи превыше всего.
-О чем просит Калашников перед смертью?
– Что же можно сказать о Калашникове? (Он молод, красив, порядочен, любит свою семью, вступается за честь жены и семьи, он открыт, честен, не боится сказать правду царю, совершает подвиг, умирая за народную правду).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
На презентации находядся иллюстрации к "Песне", которые можно использовать на уроке....
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» (технология проблемного обучения)
Цели урока:Рассмотрев сюжетную линию, определить нравственные проблемы произведенияФормировать умение решать проблемные задачи, строить выводы, опираясь на текстВоспитывать нравственные чувства, интер...
Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"....
Интегрированный урок истории и литературы: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси.
Интегрированный урок истории и литературы "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Ру...
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Бой на Москве-реке. Смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича.
Урок литературы в 7 классе...
М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" цикл уроков литературы в 7 классе
М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" цикл состоит из двух уроков с презентацией, опирающихся на УМК В. Я. Коровиной....