ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
статья по литературе
В статье дается характеристика эффективных форм обучения сотрудничества: работа в малых группах, парах, проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_vospitaniya-statya_o_formah_raboty.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ
ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
«Рваться, путаться, биться, ошибаться…А спокойствие – душевная подлость», - эти слова Л.Н.Толстого, как нельзя более точно, выражают сущность деятельности Учителя. В условиях модернизации образования на первый план должен выходить Человек. Цель учителя, обязательно личности неравнодушной – показать своему ученику его собственный путь развития в столь быстро меняющемся мире. Гуманитарное образование играет здесь ведущую роль. Важнейшей задачей учителя-словесника, по моему мнению, является формирование думающей творческой личности.
Учитель находится в вечном поиске более совершенного способа общения с учениками. Иногда ему необходимо мужество, чтобы понять, что его методы работы устарели и надо осваивать нечто новое, находить не просто новые, а более совершенные подходы к обучению и воспитанию современной личности.
Система педагогической работы должна быть основана на осознании того, что в любой личности заложены элементы творчества и сотворчества, что отражены в принципах Нового образования: равенство и способность всех, поиск, рефлексирование, безоценочность. Мировоззрение учащихся воспитывается на уроках через осмысление ими нравственных понятий, формирование эстетических вкусов, а также путем развития речи и свободного творчества. Важнейшим направлением деятельности учителя-словесника является развитие речи учащихся. Еще в 1970-1980-е годы была выведена «формула» - чем чаще звучит речь учителя на уроке, тем ниже его обучающий потенциал.
Эффективными становятся самые различные формы обучения сотрудничества: работа в малых группах, парах, проектная деятельность, т.е. гуманистически ориентированное обучение. Существует множество методик, отвечающих данному принципу, которые необходимо использовать в педагогической практике:
- Технология критического мышления, способствующая развитию логики, что незаменимо при подготовке к ЕГЭ.
- «Сократовский диалог» - непосредственное общение «учитель-ученик», важнейший опыт духовного общения, «диалога равных». Это прививает умение задавать вопросы – одно из основополагающих умений, какое мы должны сообщить ученику. Ведь если сумел сформулировать вопрос – значит, хочешь знать.
- Мастерские. Элементы мастерских следует постоянно вводить в обычные уроки. Именно мастерская помогает понять, что каждый талантлив по-своему. Мастерская может проводиться в любых обстоятельствах, там нет правых и неправых, ведь мастерская – это истина в целом. Любой ученик может ощутить себя творческой, нужной личностью на мастерской.
Прекрасно зарекомендовали себя в развитии яркой личности мастерские творческого письма, основанные на ассоциативном мышлении. Такие мастерские полезны не только учителю-словеснику, но и каждому учителю-предметнику, классному руководителю, поскольку могут проводиться с любой аудиторией, так как главное в них - обращение к душе человека.
Мастерская построения знаний может использоваться при изучении программы, например, при организации повторения изученного, в виде вводных уроков по теме.
Воспитанию нравственной и толерантной личности способствуют мастерские ценностных ориентаций.
Все названные методы работы может освоить и применять на практике заинтересованный в своем развитии как педагога любой учитель-предметник или классный руководитель. Цель современной школы – ввести Человека в социум, дать ему некие морально-нравственные и личностные ориентиры. Следовательно нельзя не понимать, что необходимы не просто межпредметные связи, реализуемые на практике зачастую поверхностно, а интеграция.
На всех уроках мы, по сути, должны учить неким общим навыкам: умению задавать вопрос, выделять в тексте главную мысль, для чего и должны использовать данные технологии. Как говорил победитель конкурса «Учитель года – 2003» И.Карачевцев, «на уроке разговор должен идти о смыслах». Полностью разделяя его точку зрения, можно сказать, что именно создание условий для совместного (именно совместного!) творчества учителя и ученика на уроке и есть созидание условий для «разговора о смыслах».
Сочетание традиционных и инновационных форм обучения и составляют систему работы учителя. Можно использовать на уроках элементы мастерских (например, индуктор, ассоциативное мышление, рефлексию), технологии критического мышления (вызов, «мозговой штурм»). Работа в малых группах, в парах может стать частью как инновационного, так и традиционного урока, ведь это способствует социализации ребенка, воспитывает в нем уважение к другой личности, к чужому мнению, наконец, просто учит доброжелательному общению. Рефлекция тоже возможна на любом уроке не только как логическое его завершение, но и как нестандартное начало. Любой материал ученик усвоит лучше, если «пропустит» его через себя, свою систему жизненных ценностей, т.е. попросту заинтересуется предметом.
Разумное сочетание и применение всех этих методов обучения – вот к чему должен стремиться учитель в своей деятельности. Ему необходимо пробуждать в душах своих учеников желание творить. Может поэтому многие из них вдруг начинают писать стихи, рисовать, инсценировать. Разработанная система по развитию речи учащихся предполагает наличие творческих работ на каждом уроке и во внеурочное время. Ученики 5-6-7 классов с удовольствием сочиняют собственные сказки, басни, былины. Радостно, когда ребята могут написать сочинение как прозой, так и стихами. Доверительная атмосфера на уроке побуждает их творить, не стесняясь. Слушая товарища, каждый сам сознает – и я так могу. И пусть стихи порой несовершенны, но это частичка души ученика, которую он счел возможным открыть и учителю, и одноклассникам. Во внеурочное время в творчество могут включаться и родители, создавая совместные проекты со своими детьми.
Один из распространенных жанров сочинения – эссе. Обучение написанию эссе начинается в 5-6 классах. Ученики старшей школы создают эссе уже с большей легкостью. Большое значение придается сочинению-рассуждению, весьма актуальному в условиях подготовки к сдаче ЕГЭ. Учащиеся много и охотно работают над сочинением-описанием предметов, произведений искусства, внешности человека, помещений, состояния природы и т.п. При этом следует отметить, что создание описательного текста часто затрудняет учащихся, поскольку данный тип речи не используется ими постоянно в речевой практике.
В качестве одного из приемов обучения практикуется создание как иллюстраций к художественным произведениям, так и «картин Ощущения», т.е. описание изобразительными средствами своего впечатления. Подобные формы работы хороши при изучении лирических произведений, средств выразительности речи, так как у учащегося появляется возможность выразить свои эмоциональные переживания «от образа к слову».
Важной составляющей работы учителя-словесника является пробуждение у учащегося интереса к чтению, чтению ради эстетического и нравственного удовольствия. Как приохотить ребенка к чтению? Учащихся необходимо знакомить с новинками художественной литературы, делиться с ними своими впечатлениями от прочитанного, ученикам 5-7 классов рассказывать о книгах детства старшего поколения, приносит им эти книги, т.е учитель должен заинтересовать ученика тем, что интересно и ему самому. Главное – никакого принуждения. Личный пример учителя формирует у учеников сознание того, что у каждого должна быть своя «золотая полка».
Огромную помощь в данной работе оказывает школьная библиотека, встречи с библиотекарем на традиционных совместных уроках. На этих уроках ученики знакомятся с видами словарей, энциклопедиями, справочниками. Как важно, чтобы ребенок мог хотя бы подержать в руках хорошо изданную книгу, ощутил ее непреходящую ценность в наш век компьютерных технологий. Помимо того, он теперь сможет отыскать в книге нужную информацию. Наш школьный библиотекарь признается, что теперь ребята, прошедшие такое обучение, стали спрашивать в библиотеке не только книги «по программе», но и для души: например, зарубежную классическую приключенческую литературу, воспитывающую порядочного и честного человека (Ж.Верн, Д.Дефо, М.Рид). Ребята открыли для себя добрые и ироничные книги о животных и людях Д.Даррела и Д.Хэрриота.
Учащиеся с радостью участвуют в различных конкурсах чтецов, активное участие приняли в конкурсе «Моя любимая книга». Приучить к вдумчивому, внимательному чтению может и написание собственного продолжения какого-нибудь рассказа по его началу.
Работать педагогом, не перенимая опыта других, невозможно. Поэтому учителю-словеснику необходимо посещать семинары, курсы, мастер-классы учителей района и города. Это не только возможность перенять бесценный педагогический опыт, знания, но и эмоциональный стимул к творчеству.
Воспитать творческую личность может только креативно мыслящий, социально активный учитель. Когда ученики знают, что их педагог всегда готов участвовать во всевозможных мероприятиях, таких как сбор макулатуры или уборка территории ближайшего парка, в концертах и конкурсах, выступая то в роли организатора, то рядового участника, создается единство процесса обучения, закладываются основы активной жизненной позиции.
Урок – чудо творчества, а творческое кредо учителя: «Не устать дивиться каждому лицу жизни!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание творческой личности через исследовательскую деятельность
В работе описано как на протяжениинескольких лет я создавала с ребятами проекты...
Организация разных видов проектной деятельности учащихся на уроках немецкого языка как форма воспитания творческой личности.
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности л...
Воспитание творческой личности в различных формах деятельности в ДШИ
В настоящее время общественность серьезно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодежи. Это не что иное, как результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании подрастающих ...
Традиционные и инновационные формы контроля.
Описание традиционных и инновационных форм контроля....
Проектно-исследовательская деятельность как форма развития творческой личности
Практическая ценность моей работы заключается в возможности использования метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся с учителями -предметниками, не только математического ци...
Внеклассная работа по математике, как форма развития творческой личности
Внеклассная работа по математике – это составная часть учебно-воспитательной работы. Она представляет широкие возможности для всестороннего развития обучающихся, раскрытию их индивидуальных спос...
ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский...