Метапредметный проект.
проект по литературе (10 класс)

В современном образовательном пространстве всё более актуальным становится использование приёмов, средств обучения, методов, которые формируют у обучающихся умение самостоятельно приобретать новые знания, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современном образовательном пространстве всё более актуальным становится использование приёмов, средств обучения, методов, которые формируют у обучающихся умение самостоятельно приобретать новые знания, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

По мнению А.Г.Асмолова, в системе образования «начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащихся, направленной на решение реальных жизненных задач».

Огромную роль играет   практико-ориентированное обучение.

 При таком подходе у обучающихся формируются способности, не только сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но и появляются возможности субъектно действовать по приобретению и преобразованию нового знания.

Эффективным средством реализации интегрированного обучения является проектная задача.

Решение проектных задач направлено на достижение следующих целей:

1. Формирование познавательных универсальных учебных действий:

- умение формулировать проблему, цели, задачи,

-искать, отбирать , обрабатывать информацию,

- выделение общего признака двух или нескольких предметов или явлений.

2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий:

- самостоятельное планирование  деятельности,

- работа по плану,

- представление проектного продукта.

3.  Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

-соблюдение норм публичной речи, регламента в монологе,

- ориентирование в научной проблеме,

- аргументированное отстаивание точки зрения.

 Структура проекта напрямую связана с общим способом решения проблемной ситуации и, как правило, включает в качестве основных этапов: анализ, моделирование, синтез.

Каждый этап предполагает выполнение учащимися следующих мыслительных операций: анализ (умение разбить материал на части так, чтобы ясно выступала его структура), моделирование (умение отобрать необходимые средства и способы действий для решения поставленной задачи), синтез (умение комбинировать элементы , чтобы получить целое, обладающее новизной).

Особо следует отметить межпредметную проектную задачу, которая позволяет применить способы действия из нескольких учебных предметов.

В качестве демонстрации собственного опыта по формированию метапредметных УУД приведу описание работы над решением проектной задачи.

На уроке литературы в 10 классе возник вопрос о реминисценциях в романе Ф.М.Достоевского « Идиот». Была сформулирована проектная задача: найти и доказать, что в романе Ф.М. Достоевского « Идиот» присутствуют пушкинские реминисценции двух типов.

В дальнейшей работе обучающиеся составили план выполнения исследования. Объект исследования: текст романа Ф.М.Достоевского

« Идиот», произведения А.С.Пушкина (помощь учителя).

По окончании исследования текстов произведений обучающиеся выделили общие элементы художественной системы, объяснили их сходство, сделали вывод о том, что в романе Ф.М.Достоевского «Идиот» дана характеристика изображаемой эпохи в полном соответствии с пушкинской оценкой, т.е. нашли реминисценции .

В рамках данного проекта участники продемонстрировали следующие умения: соблюдение норм публичной речи, регламента в монологе, ведение дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей, повысили уровень функциональной грамотности.

      Большую роль в учебной деятельности обучающихся играет МЭШ ,  проект для учителей, детей и родителей. Главная цель проекта — максимально эффективное использование современной ИТ-инфраструктуры для улучшения качества  школьного образования.

      «МЭШ» — это единая образовательная платформа, которая помогает ребенку учиться, педагогу — учить, а родителям — быть в курсе процесса.

        Данный проект позволяет разнообразить и чередовать виды деятельности в соответствии с СанПин. Это обусловлено наличием видео-, аудиоматериала, интерактивного задания. Важно, что в сценарии урока имеются задания, обеспечивающие применение полученных знаний в практической деятельности, заданий , позволяющих организовать групповую деятельность обучающихся.

        Мой сценарий урока  по литературе « Анализ рассказа Л. Н. Толстого «После бала» преследует следующие цели: актуализировать опорные знания,   повторить теоретический материал. Большое значение имеет этап усвоения новых знаний. Проведение викторины вызывает наибольший интерес у обучающихся, так как она носит междисциплинарный характер.

        В  сценарии урока по русскому языку на тему: « Количественные числительные. Склонение количественных числительных »  используется видеофрагмент, актуализация знаний обучающихся происходит при помощи выполнения практического задания - решения теста « Склонение числительных».

Особую заинтересованность проявляют ученики , выполняя задание формата международных исследований.

    Следует помнить , что по каждому учебному предмету составляется задание, которое логически « вплетается» в содержание всей задачи в целом и предполагает применение учащимися усвоенных знаний, умений, навыков, необходимых для решения задания всей проектной задачи в целом.

Это предоставляет возможность « учителю - видеть отдельные учебные предметы как части единого образовательного пространства; ученику-переносить знания и умения, сформированные в рамках одного учебного предмета, на решение задач другого предмета; ученическому коллективу- осуществлять практико-ориентированную деятельность, в которой формируются разнообразные компетентности выпускника».

       Учитель русского языка и литературы ГБОУ « Школа № 806»  Голоскевич Светлана Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный проект "Мы друзья"

Проект ( на русском и английском языках) подготовлен учащимися 2 класса под руководством учителя начальных классов и учителя английского языка...

Метапредметный проект "Альпийская горка".

Метапредметный  проект   «Альпийская горка».  (Технология. Биология. 7 класс.)  Цель проекта: разработать свой проект одного из видов альпинария.   Задачи...

Метапредметный проект "Здравствуй, Десна"

·       Расширение и углубление знаний о природе родного края, о реке Десне и её пойме.·       Приобретение навыков научно-исследовате...

Метапредметный проект "Здравствуй, Десна!"

Расширение и углубление знаний о природе родного края, о реке Десне и ее пойме....

Статья "Метапредметный проект "Вода в нашей жизни"

Материал опубликован в краевом издании "ЭГБО: экологическое, географическое, биологическое образование в школах Хабаровского края" №3, 2013, стр. 12-14....

Метапредметные проекты

В презентации представлены материалы метапредметного проекта "Для чего нужна тригонометрия?"...

Метапредметный проект "Олимпийские игры"

Данный проект направлен на разработку и реализацию в школе метапредметного взаимодействия педагогов, и сформировавшиеся компетенции в результате их взаимодействия, а также сформированные в резул...