УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ: «Основные мотивы лирики военных лет»
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Обзор основных мотивов лирики военных лет. История создания песни В.И.Лебедева-Кумача "Священная война", К.Симонова "Жди меня", А.Суркова "Землянка", "Катюша".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 34.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Чалмалы
муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан»
УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ:
«Основные мотивы лирики военных лет»
Разработала: учитель
русского языка и литературы
Минькаева Н.М.
с.Чалмалы, 2021г
Аннотация
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы.
Данная методическая разработка посвящена проблеме воспитания у обучающихся духовно-нравственных ценностей, чувства уважения к военному подвигу народа, осмыслению нравственного долга перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны. Приобщение подростков к этно-культурной идентичности на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны выдвигает задачи поиска новых подходов к обучению, которые помогут обеспечить единство и взаимодействие культуры, творчества и личности. Поэтому творческий аспект данной методической разработки ориентирован на обучение и воспитание подростков. Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям и к своей Родине, и гордость за свой народ. Осуществляя подбор материала по теме разработки с позиций их значимости преподаватель формирует национальное сознание обучающихся, чувство гордости за свою Родину.
Для достижения поставленных образовательных и воспитательных целей было разработано занятие совершенствования знаний, умений, навыков. Использование электронных средств обучения помогает повысить уровень наглядности, следовательно, повышает интерес к предмету, повысить производительность занятия
Тип урока – урок изучения нового материала.
Цель: формировать у ребят высокое патриотическое сознание, верность Отечеству; воспитывать у подростков уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества; содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности.
Задачи: воспитание гордости за Российское государство; укрепление любви к родине, увековечивание памяти воинов, погибших при защите Отечества в годы ВОВ; воспитание чувства уважения к героическим поступкам в военное время.
Ожидаемые результаты проведения урока ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Личностные результаты образования:
— формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;
— воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне;
— воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России;
— воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Метапредметные результаты образования:
— умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
— умение выполнения учебно-практических задач.
Предметные результаты образования:
— знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;
— умение приводить конкретные примеры основных мотивов лирики военных лет.
— Проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования у детей, подростков и молодежи на основе работы с материалами по литературе ВОВ.
Оборудование – портреты поэтов, презентация, аудиозаписи песен ВОВ, тематические стенды, оформление доски, раздаточный материал тексты стихотворений, видеокадры хроник военных лет компьютер, проектор, экран, акустическая система.
Технологии, применяемые на уроке: технология развивающего обучения, ИКТ, личностно-ориентированное технология (разноуровневое обучение).
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний:
- В этом году мы с вами празднуем одно из важнейших событий в истории России. Я думаю, что вы сами мне его назовете. Действительно, это 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне с фашистской Германией. (СЛАЙД 2)
Поэтому в этом году изучение литературы военных и послевоенных лет является особенно значимым. Мы с вами уже прошли прозу военных лет. Значит,следующей у нас будет какая тема? Правильно: Основные мотивы лирики военных лет. Откройте тетради и запишите тему занятия. (СЛАЙД 3)
3. Постановка целей и задач:
- попробуем определить цели и задачи нашего урока. Правильно- определение значения лирики в годы ВОВ, выявление основных мотивов лирики военных лет,анализ ее тематики и объяснение популярности стихов на тему ВОВ. (СЛАЙД 4)
4. Введение новых знаний:
- Мы с вами не в первый раз касаемся литературы военных лет, уже много говорили о рассказах, повестях и романах. Но проза в годы Великой Отечественной войны не была ведущим жанром литературы. Главное место заняла поэзия, стихи были наиболее любимы воинами русской армии. Рядом со стихами широкое распространение получили песни. А что такое песня? Правильно, это стихи, положенные на музыку.
- В первые же годы войны появилось огромное количество песен и стихов. Самую известную и самую первую песню войны вы должны знать... Конечно, это “Священная война”. Автор песни – В.И.Лебедев-Кумач, композитор А.В.Александров
Доклад учащегося об истории создания стихотворения “Священная война”. (СЛАЙД 5)
Прослушивание аудиозаписи “Священная война”.
- Запишите в тетради название и автора песни.
- Что изображено в стихотворении? (На Россию напал враг и этого врага надо уничтожить во что бы то ни стало, вскипает народная ярость и желание избавиться от иноземного захватчика, русские борются за правое дело и свою свободу)
- А что хотел сказать автор этим стихотворением, к чему призывает, какова главная идея стихотворения? (Призывает весь русский народ встать на защиту Родины и любой ценой освободиться от фашистов, подняться одной большой волной и уничтожить врагов)
- Один из самых известных поэтов военного времени – Константин Симонов. Прослушаем доклад о его деятельности в годы ВОВ.
Доклад учащегося о К. Симонове. (СЛАЙД 6)
Чтение наизусть стихотворения “Жди меня”.
- В тетради записываем необходимую информацию о поэте. Что мы видим в стихотворении? (Перед нами письмо солдата, в котором он обращается к любимой с просьбой ждать его при любых обстоятельствах)
- Какова идея, почему важно автору, чтобы его ждала любимая? (Верность любимой помогает выжить на войне, придает сил, согревает душу и дает надежду на лучшее)
- Сам Симонов был на фронте и в его памяти надолго отложились воспоминания о тех событиях, через которые он прошел.
Чтение наизусть стихотворения “Ты помнишь, Алеша...”
- Что изображает автор в тексте? (Военные зарисовки – дороги, которыми идут солдаты, сожженные деревни, кладбища, стариков и вдов, людское горе, погибших товарищей...)
- Что хочет сказать произведением? (Автор испытывает гордость за свою Родину, за то, что он – русский, за своих предков и свои традиции, поэтому он знает, почему терпит военные тяготы и почему гибнут его земляки)
- Выше прозвучавшее стихотворение было посвящено Симоновым своему другу, поэту Алексею Суркову, который тоже почувствовал на себе все тяжести войны.
Доклад учащегося об А. Суркове. (СЛАЙД 7)
Прослушивание аудиозаписи “В землянке”.
- записываем сведения о Суркове в тетради. (Содержание – в землянке солдат вспоминает о своей любимой, тоскует, рассказывает о своей жизни на войне; идея – воспоминания о любимой заставляют забыть о невзгодах, согревают и помогают в трудной военной жизни, солдат знает, ради чего ушел на фронт)
- Нельзя представить поэзию ВОВ без еще одного автора. Большинство его стихов легли в основу всех известных песен тех лет. Имя этого поэта – Михаил Исаковский. И самые известные его стихи стали популярнейшей песней “Катюша”.
Доклад учащегося о создании песни “Катюша”. (СЛАЙД 8)
Прослушивание аудиозаписи “Катюша”.
- Заполняем таблицу, используя прослушанную информацию и текст песни. (Содержание – девушка вышла на берег и поет песню для своего любимого, который служит пограничником в Красной Армии, просит его беречь Родину; идея – поднять боевой дух русского солдата знанием, что его ждут и любят)
Прослушивание аудиозаписи “В лесу прифронтовом”. (СЛАЙД 9)
- Давайте обобщим и закрепим полученную информацию. (Содержание – во время привала солдаты отдыхают, слушая вальс, вспоминают о своем доме, любимых и мирном времени; идея – напомнить о том, ради чего сражаются на войне, поднять боевой дух и настроить на новые победы)
5. Первичное закрепление:
- Подумайте и ответьте на такие вопросы (СЛАЙД 10):
- В чем заключается подвиг советских поэтов во время ВОВ? (Советские поэты и писатели не только сами взялись за оружие и пошли на фронт, но и создавали произведения, которыми поднимали боевой дух народа, поддерживали в трудную минуту, напоминали о долге перед Родиной)
- Какие темы чаще всего можно встретить в поэзии ВОВ? (Самые распространенные темы – защита России, долга, чести, подвига, тема любви и верности)
- Как вы думаете, почему стихотворения получали широкую известность и всеобщую любовь? (Стихи получали широкое распространение благодаря относительно малой форме и хорошей запоминаемости из-за рифмы)
- Можно ли выделить основные мотивы лирики военных лет? (Можно, в военной лирике тематика отражает следующие основные мотивы – победа любой ценой, восторженные интонации (в связи с долгожданной победой), трагические (из-за огромных лишений и потерь).
6. Подведение итогов:
Рефлексия:
- ответьте мне на следующий вопрос:
Назовите, какое из прозвучавших стихотворений понравилось вам больше всего; объясните, чем оно вам понравилось.
Вывод (СЛАЙД 11):
- Поэзия в годы Великой Отечественной войны становиться основным и важнейшим жанром литературы. Стихотворения военных лет своей сравнительно малой формой и хорошей запоминаемостью благодаря рифме по праву заслужили широкую популярность. Затронутые в них темы защиты Родины, мужества, единения, долга, подвига, патриотизма, справедливости, верности, близкой победы поддерживали в русском народе боевой дух и веру в свои силы.
Оценивание
7. Объяснение домашнего задания(СЛАЙД 12):
- Выучить наизусть стихотворение К. Симонова “Жди меня”
- Повторить весь изученный материал по литературе ВОВ
Список литературы и использованных источников:
- Литература 11 класс: учебник для ОУ: в2ч. /Чалмаев В.А., Зинин С.А.-М.,Просв.,2020г
- http://blog.norma40.ru/?p=616
- https://www.oknanews.info/45-2/
- https://kratkoe.com/aleksey-surkov-biografiya-kratko/
- Портреты художников и иллюстрации взяты из открытых источников в Интернете
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.
Задачи урока:изучение творчества поэта в историческом движении , создание целостного представления об историко – литерату...
Открытый урок по литературе "Картины зимней природы в лирике Пушкина"
Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 5 классе ставит своей целью лингвостилистический анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер". Применяются компетентностно-ориентированн...
Урок по литературе для 9 класса «Любовная лирика А.С. Пушкина»
Цели урока: - обучающая: знакомство учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина, ее особенностями; - развивающая: совершенствование навыка анализа поэтического тек...
Конспект урока по литературе в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
Конспект урока по литературе в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"....
Урок по литературе 10 класс. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина
1 урок . Литература 10 класс. Творчество Пушкина. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина...
Урок по литературе в 10 классе. Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок.
Урок по литературе в 10 классе. Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок. Анализ стихотворений: «Погасло дневное светило...», «Я пережил свои желанья...», «Демон», «Подражания ...
презентация к уроку "Основные мотивы лирики военных лет"
презентация к уроку "Основные мотивы лирики военных лет"...