Урок по литературе для 9 класса «Любовная лирика А.С. Пушкина»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Цели урока:
- обучающая: знакомство учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина, ее особенностями;
- развивающая: совершенствование навыка анализа поэтического текста; расширение читательского кругозора учащихся;
- воспитывающая: эстетически - нравственное воспитание учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_po_teme_a.s.pushkin_o_lyubvi.doc | 51.5 КБ |
prezentatsiya1_po_lirike_a.s.pushkina.ppt | 403.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе для 9 класса «Любовная лирика А.С. Пушкина»
Цели урока:
обучающая: знакомство учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина, ее особенностями;
развивающая: совершенствование навыка анализа поэтического текста, расширение читательского кругозора учащихся;
воспитывающая: эстетически - нравственное воспитание учащихся.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, практический, подготовка к восприятию, закрепление, обобщающий
Класс: 9
Оформление урока: Рисунки А.С.Пушкина. Записи романсов «Фонтану Бахчисарайского дворца», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я помню чудное мгновенье». Выставка книг по теме. Музыка П.Чайковского «Сентиментальный вальс», Г.Свиридова «Метель». Мультимедийные средства. Столик с горящей свечой, букетик цветов, гусиное перо.
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Любви все возрасты покорны,
Ее порывы благотворны…
А.С. Пушкин (слайд 1,2)
Ход урока
- Проверка домашнего задания. (Анализ стихотворения «Поэт».)
Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Поэт».
- Определите основную тему стихотворения «Поэт».
- Какие проблемы затрагивает в данном стихотворении А.С.Пушкин?
- Каковы истоки творчества поэта?
- Куда бежит поэт от мирской суеты? Почему?
- Какие художественно – выразительные средства использует поэт в своем произведении? Определите их роль.
- Вступительное слово учителя.
- Поэзия А.С.Пушкина многогранна. Его волновали мысли о предназначении поэта. Идея всеведения, всечувствования поэта раскрывается в стихотворении «Пророк» во всей полноте:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
А.С.Пушкин воспел русскую природу, воздал дань уважения декабристам, Российской истории, и, конечно, много написано им стихотворений о любви.
Наш урок – это праздник. Праздник поэзии о любви. Ведь любовь овладевает всем существом человека, приводит в движение все лучшее в нем, вдохновляет на благородные поступки, будоражит творческое воображение. Любовь для А.С.Пушкина – предмет высокой поэзии. Не случайно у поэта любовь и поэзия - родные сестры. В своей поэзии он запечатлил философские представления о Женщине как об источнике красоты, гармонии. Обращаясь к тем, кому посвящал свои стихи, он писал:
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал…
«Руслан и Людмила» (слайд 3)
3. Сообщение учащихся об адресатах лирики.
- Кому же посвящал свои стихи А.С.Пушкин? Послушаем выступление ребят об адресатах стихотворений.
Пушкин поэтически преобразил волнующую легенду о любви хана Керим-Гирея к похищенной княжне Потоцкой и создал поэму «Бахчисарайский фонтан». (Выразительное чтение отрывка из поэмы.)
Сообщение об истории создания поэмы «Бахчисарайский фонтан» (индивидуальное задание). (Слайд 4)
- Этот поэтический образ запечатлен и в стихотворении «Фонтан любви…». ( На фоне романса на стихи «Фонтан любви» демонстрируется картина «Пушкин у «Фонтана слез».) (слайд 5)
- Не только легенды вдохновляли поэта на творчество, но и женские образы. Давайте понаблюдаем за эволюцией темы любви в лирике А.С.Пушкина.
(Творческий коллектив учащихся представляет литературно-художественный альманах.)
«Пушкин встает, пересаживается за стол, на котором - ваза с букетиком летних цветов. Горит свеча. Пушкин, наклонившись, пишет.
Ведущий:
- Летом 1825 года Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, посетил соседнее имение Тригорское, где встретил свою знакомую по Петербургу, прекрасную женщину Анну Петровну Керн. Эта неожиданная радостная встреча «во мраке заточенья» потрясла поэта. (Слайд 6)
И вот глубокой ночью - «В душе настало пробужденье…»- поэт сидит за своим столом. На столе горящая свеча, камушек, о который споткнулась Керн во время прогулки, сорванный ею цветок… Гусиное перо бежит по бумаге - и рождаются незабываемые строки великого гимна любви.
(Звучит музыкальная вариация на мелодию М.И.Глинки к романсу «Я помню чудное мгновенье».)
Анна Керн (на фоне музыки):
- Погода была чудесная, лунная июльская ночь дышала прохладой и ароматом полей. Мы ехали в двух экипажах: тетушка с сыном в одном; сестра, Пушкин и я в другом. Ни прежде, ни после я не видела его таким добродушно веселым и любезным. Он шутил, хвалил природу… Приехавши в Михайловское, мы не вошли в дом, а пошли прямо в старый, запущенный сад…
Пушкин (держа в вытянутой руке листок бумаги, читает):
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…
Анна Керн:
- На другой день я должна была уехать в Ригу вместе с сестрою Анной Николаевной Вульф. Он пришел утром и на прощанье принес мне экземпляр 2-й главы Онегина, в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами:
Я помню чудное мгновенье…
Ведущий:
- Пушкин приезжает в Москву для свидания с новым царем Николаем 1. Радушно его встречает лучший дом Ушаковой, с которой он хотел соединить свою судьбу. (Слайд 7)
Пушкин:
Когда я вижу пред собой
Твой профиль, и глаза, и кудри золотые,
Когда я слышу голос твой
И речи резвые, живые,
Я очарован…
Ведущий:
- Пушкин собирался соединить судьбу с Ушаковой, но вспыхнувшее чувство к Олениной, а потом знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой помешали этому. (слайд8,9)
…Спокойное лицо с тонкими чертами, кроткий взгляд, нежность в каждом движении…
Впервые он увидел ее в декабре 1828 году на балу у известного танцмейстера Иогеля.
(Звучит «Сентиментальный вальс» П.Чайковского.)
Н.Гончарова:
- Я была в белом воздушном платье. С золотым обручем на голове. Александр Сергеевич не отрывал от меня глаз…
Мне было всего шестнадцать лет…
Пушкин выразительно читает стихотворение «Мадонна»,1830г.
Ведущий:
- Печален 1836 год. Увлечение Дантеса переполнило чашу терпения Пушкина. При всей сдержанности поведения Натальи Гончаровой в обществе светские сплетни сыграли роковую роль. Драма назревала быстро, и выстрелы на Черной речке завершили неизбежную развязку…
(Звучит мелодия из «Метели» Г.Свиридова.)
Пушкин, наклонив голову, проходит мимо Анны Керн, Натальи Гончаровой, задерживаясь, (на фоне умолкающей мелодии) читает:
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим».
- Расскажите о ваших впечатлениях.
- Как развивается тема любви?
- Теперь на примере стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла» проследим, как в нем раскрывается тема любви, закрепим навык анализа поэтического текста.
4. Отработка навыка анализа поэтического текста (стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла»).
- Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло.
Н.В.Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто… все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…» (слайд10)
(Учащийся выразительно читает стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» - индивидуальное задание.)
История создания стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (индивидуальное задание). (Слайд 11)
- Какое чувство осталось у вас после прочтения стихотворения?
- Согласны ли вы с утверждением Н.В.Гоголя?
- Можно ли применить его слова к этому стихотворению? Почему?
- Как понимать слова «нет наружного блеска»? (Здесь использовано очень мало выразительных средств, характерных для поэтического произведения: нет красочных, ярких эпитетов, для образности используются метафоры: «лежит мгла», «сердце горит»; аксюморон «печаль светла»; здесь, по выражению Н.В.Гоголя, все просто: «мне грустно и легко», «унынья моего ничто не мучит»…)
- Да, все слова и выражения просты, но все они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали. Как вы думаете, почему печаль у Пушкина светла? (Источник этой печали - любовь, а любовь у Пушкина - это жизнеутверждающее чувство.)
- Как соотносятся картины природы и душевное состояние поэта? (Шумит- горит, мгла- грусть.)
- Почему сердце «не любить не может»?
- Сделайте вывод, опираясь на высказывание Н.В.Гоголя (Стихотворение наполнено «внутренним блеском».)
- Чем волнует нас это стихотворение?
(Стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и как всегда музыкально).
Прослушивание романса «На холмах Грузии лежит ночная мгла».
- Что сумел передать композитор М.И.Глинка?
- Какие музыкальные произведения на стихи Пушкина вам еще известны? («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне»).
5. Выводы.
- Какое стихотворение произвело на вас особое впечатление? Почему?
- Что же объединяет эти стихотворения?
- В чем особенность любовной лирики А.С.Пушкина?
6. Контроль усвоения темы.
Чтение стихотворения «Мадонна».
- Как раскрывается тема любви в данном стихотворении? (Работа выполняется письменно.)
7. Домашнее задание.
- Выучите наизусть стихотворение «Я вас любил…».
- Проанализируйте стихотворение по плану.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока литературы в 9 классе в форме литературной гостиной. "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина".
"Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"...
Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.
Задачи урока:изучение творчества поэта в историческом движении , создание целостного представления об историко – литерату...
Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Любовная лирика А.С.Пушкина"
Данный урок показывает объединение метода проектов и использование УУД по новым ФГОСам. Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...
Урок литературы 11 класс: "Любовная лирика С. Есенина"
Урок литературы...
Конспект урока по литературе на тему "Любовная лирика Сергея Есенина".
урок-исследование, призванный показать динамику в развитии любовной темы в лирике С. Есенина, обозначить специфику поэтических образов; раскрыть красоту и искренность чувств....
«Любовная лирика А.С.Пушкина»План-конспект урока по литературе, 9 класс.
Цели урока:• познакомить учащихся с основными этапами личной жизни всемирно известного поэта;• научить учащихся видеть гениальность поэта не только в поэзии, но и в любви;• развитие нав...
Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики". (9класс)
Конспект урока в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина....