«Природа в стихотворениях А.А. Блока и С.А. Есенина»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Лариса Баясхалановна Дориева

Творчество А.Блока и С.Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lb1.docx42.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока «Родная природа в стихотворениях А.А. Блока и С.А. Есенина»
Класс: 6

Тип урока: применения знаний и умений

Цель урока (для учителя): показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять учащимся настроения, чувства авторов, дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово.

Планируемый результат (для учащихся):

  • Предметные: определять черты внутреннего сходства А.А. Блока и С.А. Есенина, анализировать стихотворения, проследить, как раскрывается тема природы.
  • Метапредметные: уметь определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы
  • Личностные: формировать ответственное отношение к обучению, воспитывать уважительное отношение к труду, прививать интерес к познавательной деятельности.

Задачи урока:

  • Формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
  • Развивать умение находить в стихотворении тропы.
  • Обучать анализу лирического произведения.
  • Развивать творческие способности обучающихся.


 

 

Описание хода урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Начинаем с проверки домашнего задания. Вам было задана выучить на выбор или стихотворение А. Блока, или стихотворение С. Есенина.

 

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку. Отвечают стихотворения наизусть.



 

Актуализация знаний

Какой теме посвящены эти стихотворения? (стихотворения посвящены теме природы, авторы описывают в своих стихотворениях родную природу)

Давайте запишем тему урока – «Родная природа в стихотворениях А.Блока и С.Есенина».

Как вы думаете, какая цель нашего урока? (сравнить, как поэты изображают родную природу)

Отвечают на вопрос. Формулируют цель урока.



 

Первичное закрепление

Прежде чем мы перейдем к анализу стихотворений, давайте познакомимся с фактами биографии двух поэтов. Вы работайте в паре с раздаточным материалом, один человек из предложенных фактов выбирает факты о А. Блоке, второй – о С. Есенине.

 

  • Его отец был юристом и преподавал в одном из университетов Варшавы, мать поэта была переводчицей.
  • Родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге.
  • Раннее детство мальчик провел в доме своего деда по матери в одном в имении Шахматово. Поэт с юных лет полюбил родной уголок, его живописную природу и, когда станет взрослым, будет каждый год приезжать летом в дом деда.
  • Родился в крестьянской семье в селе Константинове Рязанской губернии в 1895 году.

https://avatars.mds.yandex.net/get-direct/3986499/0aZO-BbRcKC3XtK5HCdr8g/x450

https://avatars.mds.yandex.net/get-direct/3986499/0aZO-BbRcKC3XtK5HCdr8g/x450

  • Русская деревня, необыкновенная природа средней полосы России, народные песни, частушки, сказки оказали сильное влияние на формирование юного поэта.
  • Его первые стихи были посвящены деревне, животным, природе – этим темам поэт не изменял никогда.
  • «Стихи о Прекрасной Даме» - один из известных циклов стихотворений этого поэта.
  • Трагически погибает в 1925 году в Санкт-Петербурге.

Проверяем, ребята читают факты.
Что общего в биографиях двух поэтов?

Работают с раздаточным материалом. Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Применение умений и знаний

Итак, перед вами два стихотворения «О, как безумно за окном» и «Пороша», начнем анализ с поиска средств выразительности.

«О, как безумно за окном»

«Пороша»

«Буря злая» (эпитет), «холод сырой» (эпитет), «ветер воет, замирая» (олицетворение), ужасна ночь (эпитет), объятья холода сырого (метафора), «безумно ревет» (олицетворение), «ужасна ночь!» (эпитет), «бушует ветер, изнывая» (риторические восклицания)

«Дремлет лес» (метафора), «сосна поднагнулась, как старушка» (сравнение), «заколдован невидимкой» (метафора), «словно белую косынкой подвязалася сосна» (сравнение), снег «стелет шаль» (метафора), «бесконечная дорога» (эпитет).

 

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

 

На слайде вы можете видеть разные слова и словосочетания. Определите, к какому стихотворению из можно отнести и запишите в нужный столбик. Дополните столбики своими ассоциациями.

 

«О, как безумно за окном»

«Пороша»

Хаос, безумие, отчаянье, сильное переживание, бушующая стихия.

Тишина, бесконечность, простор, нетронутая красота, загадочная природа.

 

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в раздаточном материале.

 

Теперь давайте подумаем над вопросом: какое настроение передается поэтами в стихотворениях? Поделимся на группы: первые три ряда работают над стихотворением А. Блока, вторые три ряда работают над стихотворением С. Есенина.

Проверяем, слушаем ответы друг друга и заполняем таблицу. После проверки делаем вывод, что настроение в этих стихотворениях противопоставляется.

Осуществляют учебные действия по намеченному плану.

 

Давайте на минутку почувствуем себя поэтом. Соберите строчки в четверостишие и определите, чье они. Давайте найдем общие образы.
1. Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосёт глаза. (С. Есенин)

Строки принадлежат С. Есенину. В стихотворениях «Гой ты, Русь, моя родная» и «Пороша» есть общий образ бесконечного пути.

2. Выхожу я в путь, открытый взорам,
    Ветер гнет упругие кусты,
    Битый камень лег по косогорам,
    Желтой глины скудные пласты. (А. Блок «Осенняя воля»)

Строки принадлежат А.Блоку. В стихотворениях «Выхожу я в путь…» и «О, как безумно за окном» есть общий образ бушующей природы.

Осуществляют учебные действия по намеченному плану.

Рефлексия

Представьте себя художниками, какими бы красками вы нарисовали бы эти два пейзажа? На слайде представлены разные пейзажи.
Какой пейзаж вам ближе? Вам больше нравится?

 

 

 

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Домашнее задание

Запишите, пожалуйста, домашнее задание на выбор вам предлагается сравнить настроение двух стихотворений или А. Блока («О, как бушует за окном» и «Летний вечер»), или С. Есенина («Мелколесье. Степь и дали…» и «Пороша»).

Выбирают задание из предложенных с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание.


 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

Творческая работа по литературе: «Образ родины и природы в стихотворениях С. Есенина»

Творческая работа по литературе: «Образ родины и природы в стихотворениях С. Есенина»...

Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. Сергей Александрович Есенин "Черёмуха", "Пороша".

Цель урока: выявление особенностей образов природы в стихотворениях С.А.Есенина....

Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»

Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»...

Урок литературы в 5 классе "ПОЭТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РОДИНЫ И РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ С. А. ЕСЕНИНА"

Урок литературы в 5 классе по лирике С. А. Есенина. В зависимости от степени обученности класса может проводиться как один урок или материал можно разбить на 2 урока....