«Родная природа в стихотворениях А.А. Блока, С.А. Есенина»
презентация к уроку по литературе (6 класс)
презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_priroda_v_stihotvoreniyah_a.a._bloka_s.a._esenina.pptx | 417.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
6 класс Литература 6 апреля Классная работа Тема урока: « Родная природа в стихотворениях А.А. Блока, С.А. Есенина». Цель: познакомиться с биографией и творчеством А.А. Блока, С.А. Есенина; научиться понимать настроения, чувства, выраженные в стихотворениях, находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством ранее известных вам поэтов: Александра Александровича Блока и Сергея Александровича Есенина. В начале я предлагаю вам прочитать статью учебника литературы об А.А. Блоке на стр. 158-159 и статью учебника о С.А. Есенине стр.161. Прежде чем начать анализировать стихотворения, давайте вспомним: Что такое тема стихотворения? Тема стихотворения - это основная мысль, которую автор вкладывает в свое произведение. Какие средства художественной выразительности могут быть использованы автором при написании стихотворения? эпитеты – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным; метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому; олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления; сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим
Александр Александрович Блок – одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство. Родился А. А. Блок 28 ноября 1880 года в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, А. Н. Бекетова, профессора-ботаника. Каждое лето будущий поэт проводил в его подмосковном имении, в «благоуханной глуши» Шахматова. Детство его было почти безоблачным – он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, в атмосфере литературы и музыки. Поэтому так музыкальны, так проникновенны стихи А.Блока
С тихотворение « Летний вечер ». Откройте учебник на стр. 159, прочитайте стихотворение, также прослушайте его, пройдя по ссылке: https:// audioskazki-online.ru/podborki/raznoe/letnij-vecher Какую картину рисует Блок в этом стихотворении? Деревенский пейзаж позднего лета: сжатая рожь, некошеная межа, роща, песня жницы (крестьянки), туман, луговые дали, освещенные закатным солнцем. - Какие художественные приемы оживляют картину? эпитеты - последние лучи, дремотой розовой, красный диск луны; глаголы действия, сменяющие покой на стремительность - сначала «лучи... лежат», мир объят дремотой, «замирает песня жницы »); безличные предложения, подчеркивающие тишину - « Ни ветерка, ни крика птицы »; побудительные предложения « Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне ...». - Какова особенность пейзажа, изображенного А.А. Блоком? Пейзаж лишь повод для выражения чувств лирического героя. Закат, дремота, туман, дали, ночь, луна — ключевые слова, определяющие его настроения.
С тихотворение «О, как безумно за окном…». Откройте учебник на стр. 160, прочитайте стихотворение, также прослушайте его, пройдя по ссылке: https://ru357.iplayer.info/song/81016868/V._ Bohon _- O_kak_bezumno_za_oknom ..._._ A._A._Blok / - Какова главная тема стихотворения? Главная тема стихотворения - одиночество лирического героя, которое подчеркивается разбушевавшейся погодой. - Какие средства художественной выразительности использовал автор в данном стихотворении? эпитеты - «ужасна», «злая » ; м етафоры - «бороться с мраком и дождем», «и сожаленье гонит прочь — в объятья холода сырого !..»; олицетворение - «безумно ревет», «бушует буря», «ветер воет »; а ссонанс – повторение гласных «о» и «у». Картина яростной бури встает перед глазами читателя благодаря повторению одних и тех же слов (дождь, ветер, безумно, ночь, бушует), а также благодаря ассонансам, позволяющих явственно услышать шум дождя и завывание ветра.
Сергей Есенин вышел из среды потомственных рязанских хлеборобов. Родился он 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Отец Александр Николаевич жил в Москве, работал приказчиком в мясной лавке, а мать, Татьяна Федоровна, вынуждена была работать в прислугах в Рязани. Поэтому маленький Сережа с 2-х до 9-ти лет воспитывался в семье деда Титовых – родителей матери. Детство будущего поэта прошло среди полей и степей Рязанщины, и на всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы . К сожалению, прожил он совсем мало. 27 декабря 1925 года его не стало. Стихи Есенина зовут к добру, к свету, воспитывают чувство красоты, любви к Родине.
С тихотворение « Мелколесье. Степь и дали … ». Откройте учебник на стр. 161, прочитайте стихотворение, также прослушайте его, пройдя по ссылке: https:// teatr.audio/esenin-sergey-melkolese-step-i-dali Какую роль играет пейзаж в этом стихотворении? Пейзаж будит воспоминания лирического героя о родине, о юности, пробуждает в поэте чувства восхищения, умиления, трогательной нежности: «почти березке каждой / Ножку рад поцеловать», «Как же мне не прослезиться ...». - Каковы особенности образа лирического героя? Это автобиографический образ: « У меня отец — крестьянин ,/Ну , а я-крестьянский сын./Наплевать мне на известность/И на то, что я поэт...» Образ лирического героя дается и обобщенно: поэт любит свою неяркую родину, как и «всякий русский человек ». Какие мотивы можно услышать в стихотворении? Мотив грусти, возникающий благодаря олицетворениям: « зарыдали/ Разливные бубенцы», ностальгическим настроениям: «Как же мне не прослезиться...» Мотив удали, проявляющийся в восклицаниях: «Эх вы, сани! Что за сани!» Мотив дороги, традиционный для русской литературы, выраженный в фольклорных образах: разливные бубенцы, неприглядная дорога, сани.
С тихотворение « Пороша». Откройте учебник на стр. 163, прочитайте стихотворение, также прослушайте его, пройдя по ссылке: https:// teatr.audio/esenin-sergey-melkolese-step-i-dali Какие общие черты имеет это стихотворение с предыдущим? Стихотворение «Пороша» тоже ностальгически изображает простой русский пейзаж, его тоже открывают короткие предложения, создающие впечатление монотонной, бесконечной дороги: «Еду. Тихо. Слышны звоны / Под копытом на снегу...» Общими являются мотивы простора, дали, дороги: «Бесконечная дорога / Убегает лентой вдаль ». Какие художественные приемы создают живую картину природы? Тон стихотворению задает название, создающее образ тихого, легкого снега, укрывающего и лес, и дорогу. Главные художественные приемы в этом стихотворении — олицетворение и сравнение: «дремлет лес», «Словно белою косынкой / Подвязалася сосна. / Понагнулась , как старушка, / Оперлася на клюку...». Вся природа одухотворена: и старушка-сосна, и вороны, и дятел, и конь. Расшумевшиеся вороны, звон копыт, стук дятла только подчеркивают тишину. В этом стихотворении на первом плане сама природа, представляющаяся сказочно прекрасной: заколдованный лес, укрытый шалью снега (метафора), «сказка сна».
Перепишите ниже приведенный план анализа лирического стихотворения в тетрадь. Составьте анализ одного из изученных сегодня стихотворений согласно приведенному плану. Главная мысль, идея стихотворения. Лирический герой стихотворения. Художественные приёмы: тропы (олицетворения, эпитеты, сравнения, метафоры), синтаксические фигуры, их роль. Особенности лексики: есть ли в стихотворении устаревшие слова, неологизмы, диалектизмы и т.д., их роль. Настроение стихотворения. Чем вам понравилось стихотворение ? Стихотворения, с которыми мы познакомились сегодня на уроке , расположены в учебнике на стр. 159-163.
Надеюсь, что материал урока был Вам понятен, для того чтобы закрепить знания необходимо выполнить домашнюю работу: Статьи учебника об А.А. Блоке (стр. 158-159), С.А. Есенине (стр. 161). ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ . Знать определения темы стихотворения, средств художественной выразительности( ВЫУЧИТЬ !). ПИСЬМЕННО ВЫПОЛНИТЬ анализ одного из изученных на данном уроке стихотворений по заданному плану. Жду выполненное задание в виде фотографии любым удобным для Вас способом, в течение дня. СПАСИБО ЗА УРОК. ОСТАВАЙТЕСЬ ДОМА И БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)
Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...
Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)
Технологическая карта урока...
Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. Сергей Александрович Есенин "Черёмуха", "Пороша".
Цель урока: выявление особенностей образов природы в стихотворениях С.А.Есенина....
Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»
Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»...
Урок литературы в 5 классе "ПОЭТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РОДИНЫ И РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ С. А. ЕСЕНИНА"
Урок литературы в 5 классе по лирике С. А. Есенина. В зависимости от степени обученности класса может проводиться как один урок или материал можно разбить на 2 урока....
«Природа в стихотворениях А.А. Блока и С.А. Есенина»
Творчество А.Блока и С.Есенина...