Презентация к уроку литературы " Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
презентация к уроку по литературе

Архирейская Ирина Михайловна

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является интересным поводом для размышлений современного человека: счастье – поиск и достижение счастья ставится Некрасовым и его персонажами на первое место. Несмотря на все ужасы и несправедливости жизни, писатель верил, что рано или поздно русский народ сможет построить новый счастливый мир. ... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov.komu_na_rusi.izmen_.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1876 )

Слайд 2

«Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Н.А.Некрасов.

Слайд 3

Жанр «эпопея» Эпопея- это обширное эпическое повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях .

Слайд 4

Композиция поэмы Экспозиция В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Сошлися — и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси?

Слайд 5

Композиция поэмы Завязка поэмы- это клятва героев не возвращаться домой, пока они не найдут ответа на свой вопрос.

Слайд 6

Композиция поэмы Основная часть складывается из множества автономных частей: читатель знакомится с солдатом, счастливым тем, что его не забили, холопом, гордящимся своей привилегией доедать из господских мисок, бабкой, у которой на огороде ей на радость уродила репа… Из случайных эпизодов вырисовывается общая картина Руси: нищей, пьяной, но небезнадежной, стремящейся к лучшей доле. Кроме того, в поэме есть несколько крупных и самостоятельных вставных эпизодов, некоторые из которых даже вынесены в автономные главы («Последыш»), «Крестьянка»).

Слайд 7

Композиция поэмы Кульминация. Счастливым человеком на Руси автор считает Гришу Добросклонова , борца за народное счастье. Развязка. Тяжелая болезнь помешала автору закончить свой великий замысел. Даже те главы, которые он успел написать, были рассортированы и обозначены его доверенными лицами уже после его смерти. Надо понимать, что поэма не закончена, произведение самое сложное и запутанное из всего литературного наследия Некрасова. Финал. Заканчивается поэма «Пиром на весь мир». Всю ночь поют крестьяне о старом и новом времени. Добрые и полные надежды песни поет Гриша Добросклонов .

Слайд 8

Образы крестьян в поэме В ряде мест поэмы показана безрадостная, голодная жизнь народа. Мужицкое «счастье» – «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями», счастливых среди крестьян нет.

Слайд 9

Образы крестьян в поэме Беден, нечесан Калинушка, Нечем ему щеголять, Только расписана спинушка, Да за рубахой не знать. С лаптя до ворота Шкура вся вспорота, Пухнет с мякины живот. Верченый, крученый, Сеченый, мученый, Еле Калина бредет.

Слайд 10

Образы крестьян в поэме Яким Нагой « В деревне Босове Яким Нагой живет, Он до смерти работает, До полусмерти пьет!..»

Слайд 11

Образы крестьян в поэме Савелий Савелий- один из тех крестьян, которые «за вотчину стояли хорошо». Это бунтарь, которого не сломили ни каторга, ни ссылка. Когда иссякает народное терпение, крестьяне, подобные Савелию, поднимаются на открытую борьбу с угнетателями.

Слайд 12

Образы крестьян в поэме Ермил Гирин К нему подходишь к первому, А он и посоветует, И справку наведёт; Где хватит силы- выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмёт

Слайд 13

«Люди холопского звания» в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Яков Верный — холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах.

Слайд 14

Разбойник Кудеяр Кудеяр - атаман – «великий грешник», герой легенды, рассказанной Божьим странником Ионушкой в главе «Пир на весь мир».

Слайд 15

Образ народного заступника Гриша Добросклонов Гриша Добросклонов - борец за крестьянские интересы, за всех «обиженных и «униженных». Он хочет быть первым там, «…где трудно дышится, где горе слышится».

Слайд 16

Песня Гриши Добросклонова «Русь» В главу "Пир на весь мир" включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь": Рать подымается - Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!

Слайд 17

Образ женщины-крестьянки На судьбе Матрены Тимофеевны поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной ее жизнь была только в раннем детстве и то потому, что ей «… счастье в девках выпало: У нас была хорошая, Непьющая семья…-говорит Матрена Тимофеевна. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годку».

Слайд 18

Образ женщины-крестьянки Матрена Тимофеевна Корчагина. Выйдя замуж, она «попала с девичьей холи в ад». Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, раннее вдовство- вот как сложилась ее жизнь. Матрена Тимофеевна говорит странникам: «Не дело между бабами счастливую искать!».

Слайд 19

Образы помещиков Гаврила Афанасьевич Оболт - Оболдуев «Ни в ком противоречия, Кого хочу- помилую, Кого хочу-казню». «Закон — мое желание! Кулак — моя полиция! Удар искросыпительный , Удар зубодробительный, Удар скуловорррот !»

Слайд 20

Образы помещиков Князь Утятин Это барин, который «весь век чудил, дурил».

Слайд 21

Значение поэмы в контексте мировой культуры В произведении воплощен народный дух через нетипичный лексический набор: автор использует просторечия, диалектизмы и речевые конструкции из простого крестьянского обихода. Фольклорные мотивы (символы, метрика, ритм, способ построения) роднят поэму с устным народным творчеством, а письменный формат и авторство связывают ее с традиционной поэзией 19 века

Слайд 22

Значение поэмы в контексте мировой культуры Поэту удалось отразить наиболее актуальные социальные и политические проблемы своего времени, но еще больше его мастерство проявилось в изображении вечных тем свободы и счастья. Это произведение можно назвать подлинной картиной национальной русской самобытности.

Слайд 23

Вопросы. Образы крестьян в поэме. 1 . Какие типы крестьян изображены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”? 2. Каково экономическое положение крестьян? Принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянину? 3. На какие группы можно разделить крестьян, описанных в поэме? 4. Какие высокие нравственно-психологические качества находит Некрасов у крестьян? 5. Какие отрицательные стороны крестьянской жизни изображает Некрасов? 6. Какой грех крестьяне считают “крестьянским грехом” и как они наказывают за этот грех? 7. На какие размышления наводят читателя образы крестьян в поэме?

Слайд 24

Вопросы. Женская доля в поэме . 1. При каких обстоятельствах встретили странники Матрену Тимофеевну? 2. Портрет Матрены Тимофеевны. [Наизусть: “Матрена Тимофеевна осанистая женщина...”] 3. За что народ считает ее счастливой? 4. Как отвечает Матрена Тимофеевна на вопросы мужиков-странников, в чем счастье ее? [Кратко рассказать об основных событиях из жизни Матрены Тимофеевны.] 5. Можно ли назвать жизнь Матрены Тимофеевны счастливой? 6. Что говорит сама Матрена Тимофеевна о женском счастье? [Наизусть: “Ключи от счастья женского...”]

Слайд 25

Вопросы. Образы помещиков. Как изображает помещиков Н.А. Некрасов в поэме “ Кому на Руси жить хорошо ”?

Слайд 26

Задание. Гриша Добросклонов Записать в обобщенной форме ответ на вопрос: « Что мы узнали о Грише Добросклонове ?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....

Презентация Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Презентация Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...

Презентация по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Презентацию можно использовать на первом уроке при изучении поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"в 10 классе....

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме: "Житие Александра Невского"

Жанр жития, краткая биографическая справка об Александре Невском, Невская битва, Ледовое побоище, Имя России (2008), Александр Невский в русской живописи, иконописи, кино, скульптуре...

Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

Цели:        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;        создать необходимый э...

Презентация к уроку литературы по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Презентация к уроку литературы по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"....