Презентация к уроку литературы " Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
презентация к уроку по литературе
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является интересным поводом для размышлений современного человека: счастье – поиск и достижение счастья ставится Некрасовым и его персонажами на первое место. Несмотря на все ужасы и несправедливости жизни, писатель верил, что рано или поздно русский народ сможет построить новый счастливый мир. ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekrasov.komu_na_rusi.izmen_.pptx | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Н.А.Некрасов.
Жанр «эпопея» Эпопея- это обширное эпическое повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях .
Композиция поэмы Экспозиция В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Сошлися — и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси?
Композиция поэмы Завязка поэмы- это клятва героев не возвращаться домой, пока они не найдут ответа на свой вопрос.
Композиция поэмы Основная часть складывается из множества автономных частей: читатель знакомится с солдатом, счастливым тем, что его не забили, холопом, гордящимся своей привилегией доедать из господских мисок, бабкой, у которой на огороде ей на радость уродила репа… Из случайных эпизодов вырисовывается общая картина Руси: нищей, пьяной, но небезнадежной, стремящейся к лучшей доле. Кроме того, в поэме есть несколько крупных и самостоятельных вставных эпизодов, некоторые из которых даже вынесены в автономные главы («Последыш»), «Крестьянка»).
Композиция поэмы Кульминация. Счастливым человеком на Руси автор считает Гришу Добросклонова , борца за народное счастье. Развязка. Тяжелая болезнь помешала автору закончить свой великий замысел. Даже те главы, которые он успел написать, были рассортированы и обозначены его доверенными лицами уже после его смерти. Надо понимать, что поэма не закончена, произведение самое сложное и запутанное из всего литературного наследия Некрасова. Финал. Заканчивается поэма «Пиром на весь мир». Всю ночь поют крестьяне о старом и новом времени. Добрые и полные надежды песни поет Гриша Добросклонов .
Образы крестьян в поэме В ряде мест поэмы показана безрадостная, голодная жизнь народа. Мужицкое «счастье» – «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями», счастливых среди крестьян нет.
Образы крестьян в поэме Беден, нечесан Калинушка, Нечем ему щеголять, Только расписана спинушка, Да за рубахой не знать. С лаптя до ворота Шкура вся вспорота, Пухнет с мякины живот. Верченый, крученый, Сеченый, мученый, Еле Калина бредет.
Образы крестьян в поэме Яким Нагой « В деревне Босове Яким Нагой живет, Он до смерти работает, До полусмерти пьет!..»
Образы крестьян в поэме Савелий Савелий- один из тех крестьян, которые «за вотчину стояли хорошо». Это бунтарь, которого не сломили ни каторга, ни ссылка. Когда иссякает народное терпение, крестьяне, подобные Савелию, поднимаются на открытую борьбу с угнетателями.
Образы крестьян в поэме Ермил Гирин К нему подходишь к первому, А он и посоветует, И справку наведёт; Где хватит силы- выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмёт
«Люди холопского звания» в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Яков Верный — холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах.
Разбойник Кудеяр Кудеяр - атаман – «великий грешник», герой легенды, рассказанной Божьим странником Ионушкой в главе «Пир на весь мир».
Образ народного заступника Гриша Добросклонов Гриша Добросклонов - борец за крестьянские интересы, за всех «обиженных и «униженных». Он хочет быть первым там, «…где трудно дышится, где горе слышится».
Песня Гриши Добросклонова «Русь» В главу "Пир на весь мир" включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь": Рать подымается - Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!
Образ женщины-крестьянки На судьбе Матрены Тимофеевны поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной ее жизнь была только в раннем детстве и то потому, что ей «… счастье в девках выпало: У нас была хорошая, Непьющая семья…-говорит Матрена Тимофеевна. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годку».
Образ женщины-крестьянки Матрена Тимофеевна Корчагина. Выйдя замуж, она «попала с девичьей холи в ад». Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, раннее вдовство- вот как сложилась ее жизнь. Матрена Тимофеевна говорит странникам: «Не дело между бабами счастливую искать!».
Образы помещиков Гаврила Афанасьевич Оболт - Оболдуев «Ни в ком противоречия, Кого хочу- помилую, Кого хочу-казню». «Закон — мое желание! Кулак — моя полиция! Удар искросыпительный , Удар зубодробительный, Удар скуловорррот !»
Образы помещиков Князь Утятин Это барин, который «весь век чудил, дурил».
Значение поэмы в контексте мировой культуры В произведении воплощен народный дух через нетипичный лексический набор: автор использует просторечия, диалектизмы и речевые конструкции из простого крестьянского обихода. Фольклорные мотивы (символы, метрика, ритм, способ построения) роднят поэму с устным народным творчеством, а письменный формат и авторство связывают ее с традиционной поэзией 19 века
Значение поэмы в контексте мировой культуры Поэту удалось отразить наиболее актуальные социальные и политические проблемы своего времени, но еще больше его мастерство проявилось в изображении вечных тем свободы и счастья. Это произведение можно назвать подлинной картиной национальной русской самобытности.
Вопросы. Образы крестьян в поэме. 1 . Какие типы крестьян изображены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”? 2. Каково экономическое положение крестьян? Принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянину? 3. На какие группы можно разделить крестьян, описанных в поэме? 4. Какие высокие нравственно-психологические качества находит Некрасов у крестьян? 5. Какие отрицательные стороны крестьянской жизни изображает Некрасов? 6. Какой грех крестьяне считают “крестьянским грехом” и как они наказывают за этот грех? 7. На какие размышления наводят читателя образы крестьян в поэме?
Вопросы. Женская доля в поэме . 1. При каких обстоятельствах встретили странники Матрену Тимофеевну? 2. Портрет Матрены Тимофеевны. [Наизусть: “Матрена Тимофеевна осанистая женщина...”] 3. За что народ считает ее счастливой? 4. Как отвечает Матрена Тимофеевна на вопросы мужиков-странников, в чем счастье ее? [Кратко рассказать об основных событиях из жизни Матрены Тимофеевны.] 5. Можно ли назвать жизнь Матрены Тимофеевны счастливой? 6. Что говорит сама Матрена Тимофеевна о женском счастье? [Наизусть: “Ключи от счастья женского...”]
Вопросы. Образы помещиков. Как изображает помещиков Н.А. Некрасов в поэме “ Кому на Руси жить хорошо ”?
Задание. Гриша Добросклонов Записать в обобщенной форме ответ на вопрос: « Что мы узнали о Грише Добросклонове ?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")
Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....
Презентация Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Презентация Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Презентация по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Презентацию можно использовать на первом уроке при изучении поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"в 10 классе....
Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме: "Житие Александра Невского"
Жанр жития, краткая биографическая справка об Александре Невском, Невская битва, Ледовое побоище, Имя России (2008), Александр Невский в русской живописи, иконописи, кино, скульптуре...
Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»
Цели: Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»; создать необходимый э...
Презентация к уроку литературы по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Презентация к уроку литературы по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"....