Басня И.А. Крылова «Волк на псарне».
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Чумарова Ольга Владимировна

Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок открытия новых знаний29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема

Басня И.А. Крылова «Волк на псарне».

Цель

Создание условий для усвоения знаний по теме урока

Основные термины, понятия

Басня, антитеза, аллегория, эзопов язык, мораль, олицетворение, ловчий, овчарня, хлев, псарня, псари.

Планируемые  результаты

Предметные умения:

  • знать определение басни, антитезы, аллегории, эзопова языка, морали, олицетворения;
  • уметь выразительно читать, анализировать басню;
  • отбирать информацию по теме урока.

 Личностные УУД:

  • Оценивать собственную учебную деятельность.

Регулятивные УУД:

  • Учиться управлять своей познавательной деятельностью:

Ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия неправильных действий.

  • Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. 
  • Анализировать собственную работу;
  • Оценивать уровень владения учебным действием.

Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
  • Самостоятельно делать выводы;
  • Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
  • Структурировать знания.

  Коммуникативные УУД:

  • Уметь организовывать учебное сотрудничество.
  • Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
  • Уметь работать в группах.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, индивидуальная и групповая (самостоятельная работа с источниками информации).

Учебник.

Раздаточный материал.

ЭОР (презентация).

Этапы урока, время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Начало урока

(этап актуализации)

4-5 мин.

Создание условий для активизации

учащихся.

Настраивает   на работу.

Терминологический диктант. Диктует определения.

  1. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.
  2. Противопоставление.
  3. Иносказательный язык, под видом развлечения, шутки он используется для насмешки и поучения.
  4. Изображение отвлеченных понятий или свойств через конкретный образ: лиса – хитрость, заяц – трусость и т. п.
  5. Нравственные правила, которым должен следовать каждый человек. Строки, в которых содержится нравоучительное заключение, урок, вывод.

(Басня, антитеза, эзопов язык, аллегория, мораль)

- Что мы изучали на прошлом уроке? О каком великом баснописце говорили?

- Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? А как это может быть связано с нашим уроком?

(Отечественная война 1812 года вызвала у Крылова, как и у всех русских людей, подъем патриотических чувств и отразилась во многих его баснях)

Тема урока: Басни И. А. Крылова. «Волк на псарне».

(Записывает на доске).

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Активизация познавательных процессов (внимание, память).

Умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения.

Управление своей познавательной деятельностью.

Записывают термины в тетрадь.

Оценивают свой диктант.

Отвечают на вопросы учителя и формулируют тему урока.

Записывают в тетрадь.

2. Постановка  целей и задач

Создание условий для постановки  цели и задач   урока.

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

- Какую цель  поставим перед собой?

(Познакомиться с басней «Волк на Псарне», проанализировать басню).

Активизация мыслительных процессов (анализ).

Умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели. Оценивание мнения одноклассников.

Предлагают варианты ответов.

3. Решение учебных задач.

Работа в группах.

1 группа. Историки.

- У вас на столе стоит ноутбук, используя Интернет, найдите нужную информацию.

  1. Что такое Отечественная война 1812 года?
  2. Исход войны?
  3. Кто такой Наполеон?
  4. Кто такой Кутузов?

- Поработайте с портретами: опишите, как выглядят изображенные люди? Какими бы качествами вы их наделили?

По окончании сообщения группы, учитель представляет историческую справку: по свидетельствам современников, Кутузов прочитал басню после сражения под Красным собравшимся вокруг офицерам. При чтении строк: «а я, приятель, сед», полководец снял фуражку и потряс наклоненной седой головой. Чтение басни сопровождалось дружным хохотом. На другой день басню читал весь лагерь. Так творчество Крылова поднимало боевой дух русской армии.

2 группа. Языковеды.

- Перед вами толковые словари. Составьте словарик непонятных слов. Дайте непонятным словам объяснение: Овчарня, псарня, почуять, хлев, псари, ахти, дубьё, расчесться,  лад, ловчий, натура, гончие.

овчарня – помещение для овец

псарня – помещение для охотничьих собак

почуять – почувствовать, распознать чутьём, ощутить с помощью обоняния

хлев – крытое помещение для животных

псари - слуга на псарне, ухаживающий за собаками и участвующий в охоте

дубьё  – палки, дубинки, употребляемые в старину как оружие

расчесться – ответить за всё плохое

лад – согласие, мир, порядок.

ловчий – старший слуга, ведающий дворцовой охотой

натура – характер, нрав, темперамент

гончие – порода охотничьих собак

3 группа. Литературоведы.

Характеристика образа Волка.

- Куда хотел попасть Волк?

- Кто поднялся на псарне против Волка? (Поднялся вдруг весь псарный двор)

- Как чувствовал себя Волк, запертый на псарне? (испугался) Докажите словами из текста.

- Что предпринял Волк, чтобы избежать наказания? (Пустился мой хитрец в переговоры)

Подчеркните слова, которые характеризуют Волка.

Какими эпитетами вы могли бы описать Волка.

4 Группа. Литературоведы.        

Характеристика образа Ловчего.

- Кто прервал переговоры с Волком?

- Поверил Ловчий сладкой речи Волка?

- Какими были решающие действия Ловчего? ( Выпустил на волка гончих стаю)

- В каких строчках заключена мораль басни? 

(А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой). 

- Что хотел сказать Крылов этими строчками, обращаясь к Волку во множественном числе? (Как поступать со всеми врагами-захватчиками, и не только с Наполеоном, но и со всяким, вздумавшим когда-либо посягнуть на независимость нашей Родины)

Подчеркните слова, которые характеризуют Ловчего.

Какими эпитетами вы могли бы описать Ловчего.

Давайте вспомним правила работы в группах.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ

В дружной работе – залог успеха!

Вы команда, значит, работать должны все!

Быстро и чётко распределяйте обязанности.

Умейте выслушать товарища.

Не расстраивайтесь в случае неудачи и не ищите виновного. Верьте: у вас всё получится! 

Работа  с информацией.

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты.

Осознанно строят выводы.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

4. Контроль знаний и применение нового знания

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Выступление групп.

Работа  с информацией.

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты.

Осознанно строят выводы

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Оценивание правильности выполнения заданий.

5. Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями

- Давайте сейчас вернемся к цели нашего урока.

- Скажите, пожалуйста, достигли ли мы с вами поставленной цели?

- А сейчас оцените свою работу на уроке. Выберите из предложенных фраз одну:

слышал краем уха,

хлопал ушами,

шевелил мозгами,

считал ворон,

работал, засучив рукава.

Сначала просит объяснить значение.

Оценка своей работы.

7. Домашнее задание.

На выбор:

  1. Выучить наизусть.
  2. Написать  мини-сочинение «Чему учит басня «Волк на псарне».
  3. Нарисовать иллюстрации (по желанию).

Записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Басня И.А. Крылова "Волк на псарне". Конкурс "Недаром помнит вся Россия"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА  К  БУКЛЕТУ         Буклет «Басня И.А. Крылова «Волк на псарне» представляет собой наглядное пособие  для уроко...

Игра по басне И.А.Крылова "Волк на псарне"

В игровой форме дети учатся бережному отношению к русскому языку,  языку великого баснописца....

«Суровой истины лицо»( по басне И.А.Крылова «Волк на псарне»).

На этом уроке мы будем говорить о творчестве  И.А.Крылова- поэта и баснописца. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»,- говорил он о себе. В своих баснях он созд...

Историческая басня И.А.Крылова «Волк на псарне".

В презентации дан материал об истории создания басни. В форме беседы с учащимися выясняется идейное содержание произведения....

Урок по литературе 5 класс "Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"

Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази...

Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс

Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...

Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"

Презентация урока в 5 классе....