Басня И.А. Крылова «Волк на псарне».
план-конспект занятия по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Тема | Басня И.А. Крылова «Волк на псарне». |
Цель | Создание условий для усвоения знаний по теме урока |
Основные термины, понятия | Басня, антитеза, аллегория, эзопов язык, мораль, олицетворение, ловчий, овчарня, хлев, псарня, псари. |
Планируемые результаты | |
Предметные умения:
| Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия неправильных действий.
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная, индивидуальная и групповая (самостоятельная работа с источниками информации). | Учебник. Раздаточный материал. ЭОР (презентация). |
Этапы урока, время | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
1.Начало урока (этап актуализации) 4-5 мин. | Создание условий для активизации учащихся. | Настраивает на работу. Терминологический диктант. Диктует определения.
(Басня, антитеза, эзопов язык, аллегория, мораль) - Что мы изучали на прошлом уроке? О каком великом баснописце говорили? - Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? А как это может быть связано с нашим уроком? (Отечественная война 1812 года вызвала у Крылова, как и у всех русских людей, подъем патриотических чувств и отразилась во многих его баснях) Тема урока: Басни И. А. Крылова. «Волк на псарне». (Записывает на доске). | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Активизация познавательных процессов (внимание, память). | Умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения. | Управление своей познавательной деятельностью. | |||||||
Записывают термины в тетрадь. Оценивают свой диктант. Отвечают на вопросы учителя и формулируют тему урока. Записывают в тетрадь. | |||||||||
2. Постановка целей и задач | Создание условий для постановки цели и задач урока. | - Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? - Какую цель поставим перед собой? (Познакомиться с басней «Волк на Псарне», проанализировать басню). | Активизация мыслительных процессов (анализ). | Умение вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции. | Управление своей познавательной деятельностью: ставить цель и анализировать условия достижения цели. Оценивание мнения одноклассников. | ||||
Предлагают варианты ответов. | |||||||||
3. Решение учебных задач. | Работа в группах. 1 группа. Историки. - У вас на столе стоит ноутбук, используя Интернет, найдите нужную информацию.
- Поработайте с портретами: опишите, как выглядят изображенные люди? Какими бы качествами вы их наделили? По окончании сообщения группы, учитель представляет историческую справку: по свидетельствам современников, Кутузов прочитал басню после сражения под Красным собравшимся вокруг офицерам. При чтении строк: «а я, приятель, сед», полководец снял фуражку и потряс наклоненной седой головой. Чтение басни сопровождалось дружным хохотом. На другой день басню читал весь лагерь. Так творчество Крылова поднимало боевой дух русской армии. 2 группа. Языковеды. - Перед вами толковые словари. Составьте словарик непонятных слов. Дайте непонятным словам объяснение: Овчарня, псарня, почуять, хлев, псари, ахти, дубьё, расчесться, лад, ловчий, натура, гончие. овчарня – помещение для овец псарня – помещение для охотничьих собак почуять – почувствовать, распознать чутьём, ощутить с помощью обоняния хлев – крытое помещение для животных псари - слуга на псарне, ухаживающий за собаками и участвующий в охоте дубьё – палки, дубинки, употребляемые в старину как оружие расчесться – ответить за всё плохое ловчий – старший слуга, ведающий дворцовой охотой натура – характер, нрав, темперамент гончие – порода охотничьих собак 3 группа. Литературоведы. Характеристика образа Волка. - Куда хотел попасть Волк? - Кто поднялся на псарне против Волка? (Поднялся вдруг весь псарный двор) - Как чувствовал себя Волк, запертый на псарне? (испугался) Докажите словами из текста. - Что предпринял Волк, чтобы избежать наказания? (Пустился мой хитрец в переговоры) Подчеркните слова, которые характеризуют Волка. Какими эпитетами вы могли бы описать Волка. 4 Группа. Литературоведы. Характеристика образа Ловчего. - Кто прервал переговоры с Волком? - Поверил Ловчий сладкой речи Волка? - Какими были решающие действия Ловчего? ( Выпустил на волка гончих стаю) - В каких строчках заключена мораль басни? (А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой). - Что хотел сказать Крылов этими строчками, обращаясь к Волку во множественном числе? (Как поступать со всеми врагами-захватчиками, и не только с Наполеоном, но и со всяким, вздумавшим когда-либо посягнуть на независимость нашей Родины) Подчеркните слова, которые характеризуют Ловчего. Какими эпитетами вы могли бы описать Ловчего. Давайте вспомним правила работы в группах. ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ В дружной работе – залог успеха! Вы команда, значит, работать должны все! Быстро и чётко распределяйте обязанности. Умейте выслушать товарища. Не расстраивайтесь в случае неудачи и не ищите виновного. Верьте: у вас всё получится! | Работа с информацией. Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты. Осознанно строят выводы. | Участие в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения и аргументация его. | Осуществление взаимного контроля. | |||||
4. Контроль знаний и применение нового знания | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Выступление групп. | Работа с информацией. Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты. Осознанно строят выводы | Участие в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения и аргументация его. | Осуществление взаимного контроля. Оценивание правильности выполнения заданий. | ||||
5. Рефлексия | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями | - Давайте сейчас вернемся к цели нашего урока. - Скажите, пожалуйста, достигли ли мы с вами поставленной цели? - А сейчас оцените свою работу на уроке. Выберите из предложенных фраз одну: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон, работал, засучив рукава. Сначала просит объяснить значение. | Оценка своей работы. | ||||||
7. Домашнее задание. | На выбор:
| Записывают в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Басня И.А. Крылова "Волк на псарне". Конкурс "Недаром помнит вся Россия"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К БУКЛЕТУ Буклет «Басня И.А. Крылова «Волк на псарне» представляет собой наглядное пособие для уроко...
Игра по басне И.А.Крылова "Волк на псарне"
В игровой форме дети учатся бережному отношению к русскому языку, языку великого баснописца....
«Суровой истины лицо»( по басне И.А.Крылова «Волк на псарне»).
На этом уроке мы будем говорить о творчестве И.А.Крылова- поэта и баснописца. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»,- говорил он о себе. В своих баснях он созд...
Историческая басня И.А.Крылова «Волк на псарне".
В презентации дан материал об истории создания басни. В форме беседы с учащимися выясняется идейное содержание произведения....
Урок по литературе 5 класс "Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"
Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази...
Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс
Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...
Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"
Презентация урока в 5 классе....