Элективный курс "Сквозные образы и мотивы русской литературы"
методическая разработка по литературе (10, 11 класс)
Элективный курс "Сквозные образы и мотивы русской литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_skvoznye_obrazy_i_motivy_russkoy_literatury.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
для учащихся 10 - 11 классов
«Сквозные образы и мотивы русской литературы»
Пояснительная записка
Предлагаемая программа элективного курса тесно связана с курсом литературы XIX - XX вв. в 10-11 классах и рассчитана на выпускников средней школы. Программа поможет старшеклассникам в процессе работы над сквозными темами осмыслить общие проблемы, образы, ситуации, художественные приемы в искусстве. Практически всегда в ЕГЭ по литературе есть темы, которые требуют осмысления общечеловеческих проблем, художественных приемов. Внимание к этим вопросам позволит учащимся проникнуть в тайну всечеловеческих интересов, загадок бытия и законов искусства.
Программа элективного курса имеет практико-ориентированную направленность, что позволяет строить занятия определённым образом (практикум, диалог, ролевая и деловая игра, лабораторная работа, защита творческих и исследовательских работ учащихся и т.д.). Главные методические принципы, реализуемые при изучении курса, – системность и коммуникативный поход в изучении материала, переход от простого к сложному.
Предлагаемые в каждой теме произведения, а также формы деятельности на занятиях являются примерными. В процессе изучения можно вносить в них изменения, дополнения. В «сквозных» темах об одних произведениях можно говорить подробно, другие - только назвать. Цель не в том, чтобы сказать все, а в том, чтобы дать направление («ключ») к раскрытию темы, наметить ее хотя бы пунктиром.
Главная задача курса — готовить учащихся к самостоятельному общению с художественными произведениями различных жанров и эпох. Учащиеся, постигая жизнь произведения во времени, смогут научиться видеть актуальность эстетического творения для них самих. Эстетическая глубина такого постижения будет гарантироваться навыками и умениями, приобретенными на занятиях курса.
В планировании элективного курса учтены рекомендации примерных программ по литературе.
На спецкурс отводится 1 час в неделю.
В приложении к программе элективного курса можно найти конкретные материалы: конспекты уроков, вопросы к дискуссиям, названия проектов по «сквозным» темам и др.
Цели и задачи:
- Расширить и углубить представления о «сквозных темах» и ключевых проблемах русской литературы.
- Научиться определять сходство и различие произведений разных писателей, уметь видеть специфику стиля писателя.
- Закрепить и углубить знания о тексте, совершенствуя навыки конструирования письменного высказывания.
- Обеспечить практическое использование литературоведческих знаний, а также восприятие учащимися литературного произведения, через его художественные особенности и языковую форму.
- Способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Достижение данных целей способствует приобретению учащимися следующих компетентностей: общекультурной, литературной, ценностно-мировоззренческой, читательской, речевой.
1. Навык постижения художественного произведения как эстетического и нравственного явления в единстве формы и содержания;
2. Читательская самостоятельность, умение творческого чтения;
3. Умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
4.Умение видеть в произведении авторскую позицию, способы и формы ее выражения;
5. Понимание учащимися актуальности эстетического творения;
6. Умение проводить эстетический анализ;
7. Высокий уровень самостоятельности и продуктивности постижения художественного творения.
Дополнительными требованиями к содержанию элективных курсов являются следующие:
- Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.
- Мотивирующий потенциал программы. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся.
- Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников.
- Здоровъесберегающие характеристики. Программа не создает учебных перегрузок для школьников (отсутствие или необязательность домашних заданий), предполагает широкое использование активных методов обучения.
- Полнота содержания. Программа содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей.
- Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи.
- Методы обучения. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения (проектных, исследовательских, игровых).
- Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.
- Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.
Планируемый результат: подготовить учащихся к написанию ЕГЭ по литературе, выполнение части С по русскому языку в качестве аргументации проблемы автора текста.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Темы, содержание | Кол-во часов | Виды деятельности | Формы контроля | |
1 | Откуда берутся «вечные» темы? | 1 | Лекция учителя с элементами беседы. | Самостоятельно сформулировать перечень «вечных» тем в русской литературе, подобрать примеры художественных произведений. | |
2 | Ключевые проблемы русской литературы XIX и XX века. Традиции и новаторство. | 1 | Конспектирование лекции учителя. Самостоятельная запись примеров и выводов. Аннотирование статей о литературных произведениях. | Подготовка сообщений. Подбор литературы по заданной теме. Разработка проекта «Традиции русской классической литературы в творчестве писателей XX века» (на примере произведений А.И.Солженицына). | |
3 | Образ «маленького человека». | 2 | Семинар по теме «Маленький человек» в русской литературе». Работа в группах. Переход на уровень обобщения. | Провести исследование по текстам произведений (общие приемы типизации «маленького человека»: портрет, монолог, поступки, сопоставления и противопоставления, деталь, «рассказ в рассказе», интонация повествования, пейзаж). Написать эссе: «Существует ли проблема «маленького человека» в современной жизни и литературе?» | |
4 | Образ «лишнего человека». | 1 | Литературоведческий анализ произведений писателей XIX века. Сообщения учащихся. Диалог-дискуссия. | Составить план к теме. Определить проблематику романов писателей, самостоятельно сформулировать ее. | |
5 | Пути достижения «счастья народного» в творчестве русских писателей. | 2 | Работа в группах над проблемным вопросом: «Почему верные с позиций материалистической науки представления о построении социализма и коммунизма оказались несостоятельными?» Сообщения учащихся (историческая справка). Диалог-дискуссия. | Предварительная самостоятельная подготовка учащихся: «Как развивается идея народного счастья в поэме НА Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» Написать сочинение с элементами анализа произведений Некрасова и Чернышевского. | |
6 | «Отцы» и «дети» в русской классике. | 2 | Семинар (работа по группам). Устная рецензия. Диспут. | Составить викторину по произведениям русских писателей. Составить тезисы по данной теме. Написать эссе на тему: «Современные проблемы современных «отцов» и «детей». | |
7 | Эволюция темы родины в русской поэзии XIX и XX века. | 1 | Индивидуальные сообщения. Конференция: заслушивание рефератов на литературную тему. Участие в обсуждении. | Составить литературную композицию из стихов русских поэтов. Подготовиться к конкурсу иллюстраций к произведениям русских поэтов. Сочинение обобщающего характера. | |
8 | Русские поэты о назначении поэзии и о роли поэта. | 2 | Краткие сообщения учащихся. Коллективное составление плана по теме. Исследовательская работа по тексту, составление словарика неологизмов Маяковского. Анализ метафор Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Сравнение творчества поэтов разных периодов. | Предварительный сопоставительный анализ «Памятника» А.С.Пушкина и «Во весь голос» В. Маяковского. Сочинение-эссе «Поэт и время». Иллюстративный материал: «обложка» к стихам Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Маяковского. Сделать вывод: есть ли художественный прогресс в истории русской поэзии? | |
9 | Образ Наполеона. | 2 | Индивидуальные сообщения о Наполеоне. Проектная деятельность. Устные высказывания проблемного характера. Сопоставление образа Наполеона у Толстого и Достоевского. | Подобрать литературу по теме. Написать фрагмент сочинения. | |
10 | Мотив дороги в произведениях русских писателей. | 2 | Проектная деятельность. Сопоставительный анализ. Беседа. | Составить литературную викторину по произведениям. Составить план к теме. | |
11 | Образ будущего и человек будущего в произведениях русской литературы. | 1 | Семинар. Чтение отрывков из произведший Лермонтова и Маяковского, Достоевского и Горького, Гончарова и Платонова, где звучат слова о будущем и о людях будущего. Сравнение картин будущего. Диалог-дискуссия. | Подготовить иллюстрации к эпизодам. Творческая работа о будущем и человеке будущего. | |
12 | Мотив Дома в русской литературе. | 2 | Комментирован ное классное чтение. Сообщение-историческая справка из «Домостроя». Беседа по философским и нравственным вопросам. | Проследить основные сюжетные линии. Подготовить пересказ эпизода. Написать рецензию на произведение. | |
13 | Человек и природа в русской литературе. | 2 | Устные сообщения с цитированием. Определение проблематики произведения. Литературоведческий и стилистический анализ эпизодов. | Написать сочинение-эссе. Сопоставить стиль писателей. Подобрать текстовый материал для характеристики художественных особенностей. | |
14 | Сны литературных героев (по произведениям русских писателей). | 2 | Коллективный анализ идейного содержания. Сопоставительный анализ произведений. Комментированное классное чтение. | Выписать и прокомментировать примеры выразительных средств. Дать характеристику героев. Подготовить пересказ эпизодов. | |
15 | Роль фантастического элемента в русской литературе. | 2 | Теоретическая справка. Сопоставительный анализ произведений. Комментированное классное чтение. | Подготовить сообщение об использовании сатирических приемов. Прокомментировать эпизоды, картины, портреты. Творческая работа. | |
16 | Человек на войне | 2 | Семинарское занятие/ регламентированная дискуссия. Аналитическая беседа. Работа по тексту. Анализ эпизодов. | Итоговый тест. Подготовка к регламентированной дискуссии. | |
17 | Тема дуэли в русской литературе. | 1 | Лабораторная работа: анализ произведений. Творческий пересказ эпизодов. | Составить план развернутого ответа на вопрос. Сочинения - миниатюры. Составить статью для энциклопедии «Дуэльный кодекс чести». | |
18 | «Милый идеал» женщины. | 2 | Аннотированный пересказ произведений. Семинар-обсуждение дневников. | Дневник от лица героини. Таблица сопоставительных характеристик. Комплексный анализ стихов. | |
19 | Судьба деревни в русской литературе XIX и XX века. | 2 | Дискуссия. Аналитическая беседа. Сообщения. | Сравнить стиль изображения деревни современными писателями и писателями прошлого века. | |
20 | Резерв | 2 |
|
| |
ИТОГО: | 34 |
Содержание программы
1. Откуда берутся «вечные» темы?
Константы бытия, его фундаментальные свойства. Богатство и многоплановость комплекса «вечных» тем (антологические и антропологические).
Вселенские и природные начала: Хаос и Космос, Движение и Неподвижность, Жизнь и Смерть, Свет и Тьма, Огонь и Вода и т.п.
Собственно духовные начала человеческого бытия (отчужденность и причастность, гордыня и смирение, готовность созидать или разрушать, греховность и праведность и т.п.).
Сфера инстинктов, связанная с душевно-телесными устремлениями человека (жажда власти, влечение к материальным благам, либидо и т.п.)
Надэпохальные ситуации человеческой жизни, исторически устойчивые формы существования людей (конфликтные и гармонические начала реальности, мирная жизнь и войны либо революция, жизнь в своем доме и пребывание на чужбине либо странствия, гражданская деятельность и частная жизнь).
2. "Ключевые проблемы русской литературы XIX и XX века. Традиции и новаторство.
Общая характеристика и своеобразие русской литературы первой половины XIX века.
Особенности социально-политической обстановки в России. Декабристское движение. Отечественная война 1812 года. Основные проблемы времени.
Краткий обзор творчества писателей первой половины XIX века как представителей определенного этапа, течения, направления, жанра.
Постановка основных проблем времени в их творчестве. Традиции и новаторство (А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь).
Общая характеристика литературы второй половины XIX века. Ее особенности по сравнению с литературой первой половины XIX века.
Особенности социально-политической обстановки в России. Падение крепостного права - крутой перелом в исторических судьбах России. Борьба вокруг крестьянского вопроса и отражение этой борьбы в литературе.
Демократизация литературы. Изображение жизни народа.
Решение основных проблем времени в творчестве писателей второй половины XIX века. Традиции и новаторство (И.А.Гончаров, ИС.Тургенев, Н.Г.Чернышевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов).
Особенности поэзии второй половины XIX века (поэты-демократы, философская лирика («чистое искусство»).
Новые герои литературы, их особенности как социально-исторического типа. Кризис ценностных ориентиров ХГХ столетия на рубеже веков.
3. Образ «маленького человека».
Появление темы «маленького человека» в русской литературе в период формирования реалистического художественного метода. Понятие «маленький человек» (В.Г.Белинский).
«Станционный смотритель» А.С. Пушкина. Отношение автора к герою - глубочайшее сочувствие и скорбь.
Н.В. Гоголь - продолжатель пушкинских традиций. «Шинель» -повесть о «маленьком человеке» в большом и жестоком городе.
Новый взгляд на «маленького человека» в творчестве Ф.М. Достоевского. «Бедные люди» - первая книга, где слово предоставлено самому герою - «маленькому человеку».
Отличие и эволюция разных типов «маленького человека».
Быт, предметная деталь в изображении таких героев. Контраст: Печорин -Максим Максимыч, Петр Первый - Евгений, генерал - капитан Копейкин.
Деградация «маленьких людей» в произведениях А.П. Чехова: превращение в обывателей (Беликов, Николай Иванович), в лакеев -Червяков в рассказе «Смерть чиновника», Порфирий в рассказе «Толстый и тонкий».
«Маленький человек» в литературе рубежа XIX - XX вв. (чиновник Желтков в «Гранатовом браслете» Куприна А.И.).
Глубокий гуманизм русских писателей, их нежелание мириться с жестокостью мира, потребность кричать о чужой боли: «Человек не должен быть «маленьким»!»
4. Образ «лишнего человека».
Социально-психологический тип, получивший распространение в русской литературе XIX в. Романтическая эпоха появления такого героя. Понятие «лишнего человека» в литературном обиходе. «Дневник «лишнего» человека» И.С. Тургенева. Отличительные признаки «лишнего человека». Острый конфликт с обществом. Бездеятельность, неспособность изменить что-то в своей жизни. Трагедия героя - трагедия всего поколения. Отзвуки этой темы у А.И. Герцена, И.С.Тургенева, А.И. Гончарова. Произведения русских писателей о судьбе «лишнего человека» - возможность для развития психологизма (русского психологического романа).
5. Пути достижения «счастья народного» в творчестве русских писателей.
Несостоятельность воззрений революционных демократов на ход развития человечества с точки зрения реальной истории в XX в.
Идея счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (образы мужиков-правдоискателей, Ермила Гирина, Матрены Тимофеевны, Гриши Добросклонова).
Главный вывод поэмы - мысль о необходимости насильственного изменения несправедливых устоев жизни революционным путем.
Развитие этой идеи у Н.Г. Чернышевского в романе «Что делать?» (образы «новых людей» и «особенного человека», их жизнь -как реальный путь обретения личного счастья, которое оказывается невозможным без всеобщего освобождения). Схема развития и устройства мастерских Веры Павловны. Практическое осуществления теории «разумного эгоизма» и личное освобождение от социального гнета среды.
Вывод о том, что Чернышевский в романе «Что делать?», развивая мысль Некрасова, не только художественно изобразил, но и научно обосновал неизбежность революции. Несостоятельность всех революционных технологий: не учитывают реальную природу человека и не считаются с естественными человеческими потребностями.
Жанровое определение романа Чернышевского как утопии. Вывод: обаяние утопической картины мира и невозможность ее реального воплощения.
Многообразие мира и искусственная «формула счастья» в романе Е.Замятина «Мы».
6. «Отцы» и «дети» в русской классике.
Проблема «отцов» и «детей» - часть бесконечной, естественной борьбы старого с новым.
Важные нравственные вопросы проблемы «отцов» и «детей».
«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (Фамусов, Софья, Молчалин, Чацкий).
Наставления «отцов» - уроки для «детей» (Чичиков, Петруша Гринев).
Проблема непонимания между родителями и детьми (Кабаниха, Варвара, Тихон, Катерина).
Благодарность - важная грань проблемы «отцов» и «детей» (А.С.Пушкин, «Станционный смотритель». Трагедия отца).
Проблема воспитания и образования (Фамусов, «Горе от ума» - старый князь Болконский, «Война и мир»).
Конфликт поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (Кирсанов и Базаров, Базаров и родители). Отношения Аркадия с отцом.
«Последний поклон» В. Распутина. Актуальность проблемы во все времена.
7. Эволюция темы родины в русской поэзии XIX века.
Тема родины - одна из ключевых тем русской литературы. Обострение интереса к этой теме в критические для страны времена. От идеализации - до любви-ненависти (Лермонтов, «Прощай, немытая Россия...»).
Обращение к образу родины поэтов Серебряного века.
«Это все - о России», - Блок о своем творчестве.
Истоки чувства родины - семья, интеллигентско-дворянские корни, Шахматово.
Развитие образа родины у Блока: сказочно-колдовская Россия ранней лирики; изображение ужасов «страшного мира»; изменение облика родины в третьей книге, исторический контекст, лермонтовские и некрасовские мотивы, связь образов дороги и родины, тревога за судьбу родины. Лирический образ родины-жены, обобщенность и конкретность образа («Русь», «Россия», цикл «На поле Куликовом» и др.).
«Чувство родины - основное в моем творчестве» (С.А. Есенин).
Корни, русская деревня, природа. Опора на народные и религиозные образы и представления в ранней лирике. Своеобразие пейзажа, одухотворение природы, животных. Родина-природа, родина-рай («Гой ты, Русь моя родная...», «Край любимый, сердцу снятся...» и др.).
Революция, принятая с «крестьянским уклоном», трагическое переосмысление результатов революции и социальных изменений в России («Я последний поэт деревни...», «Спит ковыль, равнина дорогая» и др.). Соединение образов любви и родины («Персидские мотивы»). «Русь советская», «Русь уходящая» - переживание драмы родины как личной драмы.
Отсутствие патриотической лирики в раннем творчестве Маяковского.
Пафос отрицания (в том числе отрицания «корней»). Соединение тем родины и революции. Гордость за свою страну. Обретение родины через революцию. («Стихи о советском паспорте», «Хорошо», «Рассказ о Кузнецкстрое...» и др.).
Традиции творчества Блока, Маяковского, Есенина в современной поэзии.
8. Русские поэты о назначении поэзии и о роли поэта.
Тема древняя, как сама поэзия.
Г.Р.Державин, «Памятник».
Пушкинский взгляд на идеального поэта в стихотворении «Пророк». Философско-религиозный смысл стихотворения.
Конфликт поэта с обществом в поэзии М.Ю.Лермонтова. Социальный, гражданский смысл поэзии: «...колокол на башне вечевой».
Демократизация образа поэта у Н.А.Некрасова.
Эволюция образа Музы от Державина до Некрасова.
Символистское представление у Блока о творческом процессе — рождении стиха.
Поэт - «народа водитель и одновременно народный слуга» у В.Маяковского. Обращение к потомкам.
Русская поэзия - бессмертный «памятник» русским поэтам: «Поэт в России больше, чем поэт».
9. Образ Наполеона.
Культовая фигура Наполеона как реального исторического лица.
Символ романтической эпохи. Герой патриотической литературы. Великая личность.
Эволюция образа Наполеона у А.С.Пушкина.
Цикл стихотворений о Наполеоне у М.Ю.Лермонтова.
Образ Наполеона как «тревожного духа», скитающегося по земле, в лирике Ф.И.Тютчева.
Борьба с наполеоновским мифом, развенчание кумира, ирония (А.С.Пушкин, роман «Евгений Онегин», стихотворение «Герой»).
От демонизма образа Наполеона (Пушкин и Лермонтов) до придания ему комических черт (Н.В.Гоголь, поэма «Мертвые души»).
Традиция развенчания Наполеона в русском реалистическом романе (Л.Н. Толстой, Ф.М.Достоевский).
Разоблачение идеи великой личности - общая тенденция и различие в средствах у Толстого и Достоевского.
Опасность увлечения идеей великой личности в истории.
10. Мотив дороги в произведениях русских писателей.
Дорога - древний образ-символ жизни в ее развитии. Путешествие героя как метафора жизненного пути. Дорога - символ коренных судьбоносных изменений в жизни героя. Мотив пути в позитивном аспекте (путешествия, поиски, странствия, обогащающие жизненный опыт героя) или в негативном (уклонение с прямого пути, бездорожье: Н.В.Гоголь, «Мертвые души», Блок, «Тройка», «На железной дороге»).
Композиционное значение образа дороги (Гоголь, «Мертвые души», Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»).
Эволюция образа дороги в русской литературе XIX - начале XX века. Карамзин Н.М., «Письма русского путешественника» (роман-путешествие как жанр).
А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву» (как средство изображения широкой панорамы русской жизни).
А.С.Пушкин, стихотворение «Телега жизни» (по принципу притчи), «Зимняя дорога» (конкретно-бытовые реалистические черты, тема родной природы, родины), «Бесы» (мотив бездорожья, которому сопутствует образ вихря).
М.Ю.Лермонтов, «Выхожу один я на дорогу» (романтическое неприятие героем своего пути как бремени).
А.Н.Островский. Дорога через лес в комедии «Лес» - философский смысл.
Н.С. Лесков, «Очарованный странник» - путь правдоискателя.
А.А.Блок, «Россия». Аллюзии на «дорожные мотивы» Гоголя, Пушкина, Лермонтова и Некрасова.
Поэма «Двенадцать». Актуальная тема «кривых дорог», связанная со стихиями природы, которые символизируют социальные бури.
11. Образ будущего и человек будущего в произведениях русской литературы.
«Вечная» мечта о будущем.
Картины будущего в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?»
Образ будущего в произведениях Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», «Бесы», «Сон смешного человека».
Человек и государство, Я и Мы в антиутопии Е.Замятина «Мы».
Повесть А.Платонова «Котлован» как «жуткое сновидение об утопическом идеале».
12. Мотив дома в русской литературе.
Идея Дома как целостного душевного уклада в произведениях русских писателей, поэтов, певцов.
Взаимоотношения поколений, отношения в семье, как в дворянской, так и в крестьянской (Некрасов), и тема «дворянских гнезд» - от Пушкина до Тургенева, от Гончарова до Толстого и Чехова:'
Роман «Господа Головлевы» М.Е.Салтыкова-Щедрина - одна из разновидностей «семейного» романа, страшная книга о трех поколениях одной семьи, пришедшей к полному нравственному вырождению.
Утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение в произведениях всех русских писателей о Доме.
Л.Н.Толстой, «Война и мир». Семья Ростовых, а потом семья Наташи и Пьера - счастливые семьи. Радость взаимного понимания, сердечного единения, любви в семье Ростовых. Анализ эпизодов (именины, сцена охоты). «Дом» - обобщение, его защита рождает «скрытую теплоту патриотизма». Так у Толстого пересекаются «мысль семейная» и «мысль народная».
М.А. Булгаков, «Белая гвардия». Дом - место, где можно укрыться от жизненных бурь, воплощение прочности, надежности самой жизни. Знаки привычного бытия. Духовная атмосфера. Понятие Очага.
М.А.Шолохов, «Тихий Дон». Дом - единственное, что после всех жизненных испытаний и потерь связывает Григория с жизнью. Дом как философский центр в романе.
Н.Рубцов. Тема преодоления бездомности - растущей беды России в XXI веке (стихотворение «В горнице»). Диалог поэта с Россией в стихотворениях «Душу хранит», «Тихая моя родина», «Журавли».
13. Человек и природа в современной литературе.
Угроза экологической катастрофы. Человек, овладевший природой. Его права по отношению к природе и к самому себе, правовые обязанности.
Природа в изображении И.С.Тургенева и И.А.Бунина.
А.С.Пушкин и С.А.Есенин - певцы русской природы.
«Природы очистительная сила» в произведениях В. Распутина, В.Астафьева, Б.Васильева, В.Шукшина, Г.Троепольского, Ф.Абрамова, Ч.Айтматова.
Образ Царь-рыбы, существа, вершащего строгий суд от имени поруганной природы (В.Астафьев, «Царь-рыба»).
Моральная победа героя повести «Белый пароход» Ч.Айтматова над Орозкулом, воплощение Красоты и Добра в образах, созданных чистым детским сознанием.
«Плаха» - роман-метафора, роман-предупреждение о том, что насилие над природой грозит уничтожением самому человеку.
В.Распутин, «Прощание с Матерой». Активная позиция героев в борьбе за сохранение природы. «Царский листвень» - символ вечно живой природы, одолеть которую человек не властен.
С.Алексеев, «Рой». Тайга - символ корней народа, его памяти.
Ф.Абрамов, роман «Дом». Труд на земле как источник счастья и душевного здоровья. Единение с природой, «зов земли» - могучий источник духовного мужества, прочности, нравственной силы человека.
14. Сны литературных героев (по произведениям русских писателей).
Природа сна литературного героя.
Сон-воспоминание. Сон-мечта, к которому применимо понятие «утопия». Вещий сон или сон-предупреждение. Сон как форма выражения подсознания, внутренних импульсов. Сон как апокалипсис, трагическое предупреждение о будущем, т.е. антиутопия.
Символическое значение снов Светланы и Татьяны (В.А.Жуковский, баллада «Светлана», А.С.Пушкин, «Евгений Онегин»). И.А.Гончаров, «Обломов». «Сон Обломова» - «ключ» и «увертюра» к роману.
Сон как отражение внутреннего мира героя (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»).
Сон как выход из реальности, в которой жизнь трудна или вообще невозможна (сон Обломова и Катерины).
Идеология романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» во сне Веры Павловны.
«Голос совести» в снах Раскольникова. Единство людей в сне Веры Павловны - полное разобщение их в последних снах Раскольникова.
«Вещий» сон Алексея Турбина о равенстве всех людей перед Богом. Надежда на будущее - в простом и радостном сне Петьки Щеглова (М.А.Булгаков, «Белая гвардия»).
15. Ролъ фантастического элемента в русской литературе.
Понятие фантастического. Жанры сказки, легенды, сатиры.
Фантастика в мистической ветви романтизма (двоемирие, мифы, легенды, средневековые традиции).
Н.В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки» - цикл повестей, построенный на фольклорных традициях.
Социальный гротеск как форма изображения действительности в «Петербургских повестях» и комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя.
Типичность мотивировок появления фантастического в сюжете (Жуковский, Пушкин, Гоголь).
Проблема фантастического в повести Пушкина «Пиковая дама».
Фантасмагорические элементы как средство сатиры, гротескного изображения социальной среды. (Одоевский, Пушкин, Гоголь, Маяковский, Булгаков).
М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Символическая перспектива фантастических образов в реалистическом произведении. В.В.Маяковский, «Клоп», «Баня»: использование фантастики, сарказма, фарсовых ситуаций, речевых алогизмов, гипербол для усиления сатирического эффекта.
16. Человек на войне.
Традиции Л.Н. Толстого в военной прозе XX века. Появление «лейтенантской прозы». Отражение жизни советских людей, оказавшихся в необычных условиях. Создание сложных, противоречивых характеров героев войны. Изображение народного характера в повести В.Кондратьева «Сашка». Трагедия войны в прозе К.Воробьева. Достоверность изображения будней войны, нравственно-психологического состояния сражающегося человека в произведениях В.Богомолова, К.Воробьева, В.Быкова, В.Кондратьева. Роман «Прокляты и убиты» В.Астафьева как новый поворот в военной тематике. Углубление антивоенной темы в «военной прозе».
17. Тема дуэли в русской литературе.
Распространение ситуации дуэли (франц. слово duel - от латинского duellum - война) в европейской литературе. Приобретение трагического смысла в русской литературе (гибель А.Пушкина и М.Лермонтова).
Связь дуэли с главным конфликтом, с идеей произведения в «Капитанской дочке», «Евгении Онегине», «Выстреле» А.Пушкина, «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова, романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева, Толстого «Война и мир», А.Чехова «Дуэль», А.И.Куприна «Поединок».
«Неправильность» дуэли: нет нужных секундантов («Капитанская дочка», «Евгений Онегин»); формальность выполнения правил («Герой нашего времени»); злодейский подлог, превращающий дуэль в убийство (А.И. Куприн «Поединок»). От словесной дуэли к - «физическому» разрешению конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети».
18. «Милый идеал» женщины. Понятие «женской красоты» и времени. Признание сверхъестественного воздействия красоты, ее обожествление у А.С.Пушкина. Лирика: «Красавица», «Я помню чудное мгновенье».
Душевная красота и высокая нравственность пушкинских героинь: Татьяны Лариной («Евгений Онегин»), Маши Мироновой («Капитанская дочка»). Высокий строй женской души у Пушкина как обеспечение гармонии семьи и общества.
Способность к самопожертвованию «тургеневских девушек» («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»).
Разделение между героинями внешней красоты и духовности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Любовь ко всем и единение со всеми. Ощущение всеобщего счастья как отличительная черта подлинно, то есть безгрешно, влюбленного - позиция Л.Н.Толстого.
Истинная красота женской души в произведениях Н.А.Некрасова («Русские женщины», «Мороз Красный Нос», «Кому на Руси жить хорошо»), Ф.М.Достоевского (Авдотья Романовна).
Образ Вечной Женственности в «Стихах о Прекрасной Даме» А.Блока.
Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».
Н.Заболоцкий, «Некрасивая девочка». Героини А.Солженицына.
19. Судьба деревни в русской литературе XIX и XX века.
Изображение народной жизни в лирике Н.А. Некрасова и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Мужицкая правда, нелегкая крестьянская судьба (доля).
Что изменилось в русской деревне со времен Тургенева, Некрасова, Успенского (типы крестьян, характер возникающих конфликтов, положение женщины)?
Драматические раздумья И.А.Бунина о России, о ее будущем, о судьбах народа, о русском характере («Деревня», «Суходол»). Пессимистический взгляд на перспективы народной жизни. Поиски идеалов в патриархальном прошлом с его «старосветским» благополучием. Чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых сословий («Антоновские яблоки»).
Тетралогия «Пряслины» Ф.А. Абрамова. Тема русской деревни. Мистический смысл Дома.
В. Распутин, «Прощание с Матерой». Потеря родной деревни, ушедшей на дно рукотворного моря. Дом как символ лада, красоты естественной жизни, основанный на вековых духовных традициях. Деревенская тема в романе Б.Можаева «Мужики и бабы», повестях В.Тендрякова «Кончина», «Три мешка сорной пшеницы», стихах и поэмах о деревне С.Есенина, М.Исаковского, А.Твардовского, Н. Ровенкова.
20. (Резерв)
Приложение
1. План-конспект урока
«Русские поэты о назначении поэзии и о роли поэта»
Семинар
1. Учитель вместе с учащимися вспоминает формулировки поэзии, данные В.А.Жуковским («Поэзия есть добродетель», то есть активное делание, созидание добра), А.С.Пушкиным («Исполнись волею моей... / глаголом жги сердца людей» - завет в форме императива).
2. Учащиеся приводят свои варианты сопоставительного анализа «Узников» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, подтверждая в своих выводах слова В.Розанова: «Пушкин есть поэт мирового лада - ладности, гармонии, согласия, счастья. Лермонтов - поэт «разлада». «Пушкину и в тюрьме было бы хорошо. Лермонтову и в раю было бы скверно». (Эти строки можно выписать на доске в качестве эпиграфа).
3. Учащиеся работают самостоятельно, так как тема урока уже неоднократно звучала при изучении творчества В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, ее следует продолжить на материале лирики М.Ю.Лермонтова с помощью опорных вопросов и заданий:
а) Сопоставляются стихотворения «Поэт» А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова. В чем существенная разница в переживании «огня небесного», «божественного глагола»? (Следует обратить внимание на динамику каждого стихотворения - от чего к чему движется мысль поэта?)
б) «Пророк» (1841) М.Ю. Лермонтова. Доказать, что это стихотворение является продолжением «Пророка» Пушкина. А.С.Пушкин изображает перерождение обыкновенного поэта в поэта-пророка, которому сам Бог дает задание;
М.Ю.Лермонтов рассказывает о том, как принимают люди Божьего посланника. Пушкин радуется, что поэт может преобразиться, а Лермонтов печалится, что в такого пророка люди бросают каменья.
Как народ, ради которого поэт стал пророком, воспринимает его? Где поэт-пророк обретает видимость покоя? Чья позиция вам ближе, какая, на ваш взгляд, более нравственно спасительна для самого поэта?
в) «Смерть поэта» (1837). С этого стихотворения началась слава Лермонтова. Это своеобразный реквием по А.С.Пушкину, пророческое предвидение своей собственной судьбы и, вместе с тем, глубокие мысли о «праведной крови» поэта. Учащимся будет интересно узнать отзыв Николая I о «Смерти поэта»: «Стихи прекрасны и правдивы; за них од- них можно простить ему [Лермонтову] все его безумства » (по свидетельству А.О.Смирновой). Эта версия противоречит официально принятому мнению в советском лермонтоведении о гневе царя.
Провести сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова и Ф.И.Тютчева («29-е января 1837»), посвященных гибели Пушкина, с помощью вопросов. Каковы взаимоотношения между небом и землей? В каком аспекте поэтов интересует судьба убийцы? Совпадают ли их позиции? Какие совпадения вы видите в оценке роли Пушкина? Кто из поэтов более категоричен по отношению к «суду и правде»?
(У Лермонтова правда не делится на земную и небесную, его интересует «Высший суд», он занят земной судьбой убийцы и убитого в свете Божьего суда, то есть суда абсолютного. Поэт укоренен в языке и правах родной земли, он - ее «слава». Убийца виновен перед Россией, перед нашей национальной правдой, за это придется отвечать перед Богом. Лермонтов бескомпромиссен. У Тютчев суд земной и суд небесный лежат в разных плоскостях, он уклоняется от человеческой оценки происходящего. Разрыв между небом и землей отрицательно сказывается на земной правде, она становится относительной.)
г) «Дума» (1838). Размышления о служении поэта народу сопрягаются в сознании Лермонтова с раздумьями, в первую очередь, о судьбах своего поколения. Стихотворение является поэтическим сгустком авторских мыслей о себе и своем поколении и поэтическим прологом к роману «Герой нашего времени».
4. Некрасов - поэт, созвучный эпохе.
«Я лиру посвятил народу своему...». Портрет лирического героя в юности: сила самооценки и слабость бойца, благие порывы и гражданская несостоятельность.
Учителя поэта, те, с кем связан его этический и эстетический идеал:
а) «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья» (О Гоголе, ст. «Памяти приятеля»);
б) «Многострадальная тень» В.Белинского, научившего мыслить «гуманно»;
в) Идея подвижничества, самопожертвования.
5. Любовь поэта к родной земле.
6. «И Музе я сказал: смотри! Сестра твоя родная!»:
а) Своеобразие музы Некрасова (полемика с Пушкиным в стихотворении «Муза» и утверждение своей, раздвоенной, сочетающей в себе мщение и христианское всепрощение);
б) Полемика Некрасова с критиками эстетической школы (В.П.Боткиным, А.В.Дружининым);
в) Спор в душе лирического героя между Поэтом и Гражданином и вывод: гражданин - не профессия, а уровень нравственности; поиск новой поэтической формы, чтоб воспеть «твои страданья, терпеньем изумляющий народ».
7. Творчество В.В.Маяковского - новый этап в развитии русской поэзии. Герой поэзии Маяковского - это и сам поэт, и обобщенный россиянин. Он задумывается о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будничных забот людей («Послушайте!»). Поэт - тоже «звезда», которая «зажигается» и ее свет служит нравственным ориентиром.
Необходимость поэзии, сравнение настоящей поэзии со светилом. Тема двух солнц - солнца света и солнца поэзии («Необычайное приключение...»), которая развивается в произведении, находя очень точное и меткое воплощение в поэтическом образе «двустволки солнц», из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого - свет поэзии.
Размышление о поэтическом труде В.Маяковского в «Разговоре с фининспектором о поэзии». Произведение является одним из ключевых в понимании того, какой глубокий смысл вкладывал автор в слово «поэт»: «Мой труд любому труду равен».
Как и А.С. Пушкин, видевший задачу поэта в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей», так и В.Маяковский пишет об «испепеляющем слов этих жжении».
Водитель народных масс и одновременно слуга народа - так поэт отвечает на вопрос, поставленный в начале стихотворения, - «о месте поэта в рабочем строю».
Душевная борьба Маяковского, его мучительные раздумья. В 1930 году, незадолго до своей трагической гибели, поэт пишет поэму «Во весь голос», которая является как бы его поэтическим завещанием. Мы видим истинное лицо и настоящее чувство поэта, который через головы современников обращается к грядущим поколениям, к своим потомкам, обещая рассказать «о времени и о себе».
Стихи В.Маяковского, пройдя сквозь призму времени, не обесценились, а его «звонкая сила поэта» по-прежнему напоминает людям о том месте, которое занимает творчество поэта и гражданина В.В.Маяковского в нашем литературном наследии.
2.План семинара
«Образ «маленького человека»
1. Появление темы «маленького человека» в русской литературе. «Станционный смотритель» А.С.Пушкина. Отношение автора к Самсону Вырину - глубочайшее сочувствие и скорбь.
2. Гоголь - продолжатель пушкинских традиций. «Шинель» -«повесть о маленьком человеке в большом и жестоком городе».
3. Углубление образа «маленького человека»: не только скромная роль в обществе, но и низкая самооценка. Акакий Акакиевич - безобидный, несчастный но и духовно «маленький» человек.
Новый взгляд на «маленького человека» в творчестве Ф.М.Достоевского. «Бедные люди» - первая книга, где слово предоставлено самому человеку (Макар Девушкин).
5. Почему Макару Девушкину понравилась гоголевская «Шинель»? Пробуждение чувства собственного достоинства в человеке, униженном жизнью. Способность «маленького человека» к большим чувствам.
6. Глубокий гуманизм русских писателей, неспособность и нежелание мириться с жестокостью мира.
3. Проект
«Традиции русской классической литературы в творчестве
писателей XX века» (на примере произведений А.И.Солженицына)
1. Ключевые проблемы русской литературы XIX и XX веков. Традиции и новаторство.
2. Жанровое сходство произведений Солженицына и русской классики XIX века:
а) традиции классического романа в книгах «В круге первом», «Раковый корпус»;
б) роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» и эпическое полотно «Красное колесо»;
в) «малая форма» в творчестве И.С.Тургенева, А.П.Чехова и рассказы Солженицына;
г) публицистика писателей XIX века («Не могу молчать!» Л.Н.Толстого, «Остров Сахалин» А.П.Чехова и т.д.) в сопоставлении со статьями и другими публицистическими выступлениями Солженицына.
3. Тематические пересечения:
а) личность и государство;
б) человек в экстремальных условиях (Платон Каратаев - Иван Денисович и др.);
в) «маленький человек»;
г) праведный человек.
Общность в постановке и разрешении нравственных проблем. Утверждение идеала любви, сострадания, ненасилия, правды, личного достоинства.
4. Регламентированная дискуссия «Человек на войне».
1. Герой романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба» Иконников в своем письме утверждает, что борющееся добро - это тоже зло. Тайна же бессмертия доброты - в ее бессилии. Подумайте, в каком направлении вы могли бы вести диалог или полемику по этому поводу, используя литературное произведение о Великой Отечественной войне, размышления Достоевского, Толстого, Платонова, факты истории человеческого общества, историю христианства, факты современной действительности.
2. Как оценивают Отечественную войну современные историки и писатели? Почему и по сей день писатели вновь и вновь обращаются к событиям ВОВ? Назовите произведения, которые вам особенно запомнились. Всем ли героям литературных произведений удалось сохранить человечность и высоту души в нечеловеческих условиях войны? Приходилось ли им сомневаться в правильности выбора?
3. Лев Толстой считал войну событием, «противным человеческому разуму». Изображение войны в романе-эпопее «Война и мир»: истинный и ложный героизм, «скрытая теплота патриотизма», сопоставление двух войн; батарея Тушина и батарея Раевского. Поведение героев «наполеоновского» и «кутузовского» начал в Бородинском сражении. «Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть».
4. Эволюция военной темы в литературе.
Почему «военная тема» становится одной из основных в литературе спустя десять, двадцать, тридцать лет после окончания войны? Что думает, чувствует, переживает человек на войне?
Проблема подвига и предательства. Разные понимания героизма на войне, нашедшие отражение в литературе (Ю.Бондарев «Последние залпы» или «Горячий снег», В.Быков «Сотников» или «Карьера», В.Кондратьев «Сашка», Г.Владимов «Генерал и его время»). Как и почему изменились подходы к военной теме в литературе последних лет (В.Астафьев, Г.Владимов, А.Солженицын)?
Список литературы
1. Азарова Н.М. Текст. В 2 ч. - М.,1995.
2. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. - М., 1994.
3. Бочаров С. О художественных мирах.-М., 1985.
4. Веденяпина Э.А. Красота. Мешает ли она спасению? - М.: Благо, 2002.
5. Вялкова Г.М., Скоркина Н.М. Союз волшебных звуков, чувств и мыслей: раздумья о школьном сочинении. - Волгоград: Оптим, 1992.
6. Грекова Е.В. Методические указания по работе над сочинением. - М., 1985.
7. Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. М.: Просвещение, 1994.
8. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. - М., 1988.
9. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. Под ред. Е.М.Колокольцева - М.,1990.
Ю.Кожевников В.А. Вся жизнь, вся душа, вся любовь...: перечитывая Евгения Онегина. - М., 1993.
11. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы. - М., 1978.
12. Ланин Б.А., Боришанская М.М. Русская антиутопия XX века: Учебное пособие для учителей старших классов гуманитарных гимназий. - М., 1994.
13. Ланщиков А. Н.Г.Чернышевский. - М, 1987.
14. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь.- М., 1988.
15. Маймин Е.А. Опыт литературного анализа. - М., 1972.
16. Марченко А.Н. Поэтический мир Есенина. - М., 1972.
17. Михайлов Ал. Точка пули в конце: Жизнь Маяковского. - М., 1993.
18. Неоконченные споры (Литературная полемика). Сб. - М., 1990.
19. Писатели современной эпохи: Библиографический словарь русских писателей XX века. Под ред. Б.П.Козьмина. 2-е изд. - М., 1991.
20. Родин И.О. Как научиться писать сочинение. - М., 1997.
21. Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. - М., 1998.
22. Русская литература: Справочные материалы. Книга для учащихся старших классов. Сост. В.А. Смирнова. - М, 1989.
23. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 т. Под ред. П.А.Николаева. - М., 1990.
24. Савина Л.Н. Уроки литературы в 11 классе. - Волгоград: Братья Гринины, 2000.
25. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы.-М., 1998.
26. Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. - М., 1972.
27. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - нач. XX века. -М., 1991.
28. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1999.
29. Шнейберг Л.Я. Кондаков И.В. От Горького до Солженицына: Пособие для поступающих в ВУЗы. 2 год, испр. и доп. - М., 1995.
30. Шубин Л.А. Поиски смысла отдельного и общего существования: об Андрее Платонове. Работы разных лет. - М., 1987.
31. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. - Л., 1969.
32. Эйхенбаум Б.М. О прозе. - Л., 1969.
33. Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М., 1998.
34.Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной...»: система пейзажных образов в русской поэзии. - М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.
В презентации представлена таблица, где по-разному описывают Петербург Пушкин, Гоголь, Некрасов.А также здесь можно найти Петербург Достоевского....
Проект "Образ Дома в русской литературе".
Цель проекта:Проследить эволюцию темы Дома в русской литературе через состояние душ...
Образ медведя в русской литературе, живописи и российской символике
Медведь - неоднозначный образ в русском искусстве. Но именно фигура этого зверя часто используется в российской современной символике. Почему? Задача данной ...
Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе". .
Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе" предполагает анализ трёх произведений: В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет", В. Распутина "Уроки французского", ...
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
«Образ учителя в русской литературе» («сквозная» тема на уроках литературы)
Методический комментарийУчитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, лётчики и инженеры – всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и ...
Образ кошки в русской литературе. Урок литературы в 6 классе .
Проблема: Как выглядит кот в литературе?...