Элективный курс "Сквозные образы и мотивы русской литературы"
методическая разработка по литературе (10, 11 класс)

Овчинникова Татьяна Борисовна

Элективный курс "Сквозные образы и мотивы русской литературы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

для учащихся 10 - 11 классов

«Сквозные образы и мотивы русской литературы»

Пояснительная записка

Предлагаемая программа элективного курса тесно связана с курсом литературы XIX - XX вв. в 10-11 классах и рассчитана на выпускников средней школы. Программа поможет старшеклассникам в процессе работы над сквозными темами осмыслить общие проблемы, образы, ситуации, художественные приемы в искусстве. Практически всегда в ЕГЭ по литературе  есть темы, которые требуют осмысления общечеловеческих проблем, художественных приемов. Внимание к этим вопросам позволит учащимся  проникнуть в тайну всечеловеческих интересов, загадок бытия и законов искусства.

Программа  элективного курса имеет практико-ориентированную направленность, что позволяет строить занятия  определённым образом  (практикум, диалог, ролевая и деловая игра, лабораторная работа, защита творческих  и исследовательских работ  учащихся и т.д.). Главные методические принципы, реализуемые при изучении курса, – системность и коммуникативный поход в изучении материала, переход от простого к сложному.

Предлагаемые в каждой теме произведения, а также формы деятельности на занятиях являются примерными. В процессе изучения  можно вносить в них изменения, дополнения. В «сквозных» темах об одних произведениях можно говорить подробно, другие - только назвать. Цель не в том, чтобы сказать все, а в том, чтобы дать направление («ключ») к раскрытию темы, наметить ее хотя бы пунктиром.

Главная задача курса — готовить учащихся к самостоятельному общению с художественными произведениями различных жанров и эпох. Учащиеся, постигая жизнь произведения во времени, смогут научиться видеть актуальность эстетического творения для них самих. Эстетическая глубина такого постижения будет гарантироваться навыками и умениями, приобретенными на занятиях курса.

В планировании элективного курса учтены рекомендации примерных программ по литературе.

На спецкурс отводится 1 час в неделю.

В приложении к программе элективного курса можно найти конкретные материалы: конспекты уроков, вопросы к дискуссиям, названия проектов по «сквозным» темам и др.

Цели и задачи:

  • Расширить и углубить представления о «сквозных темах» и ключевых проблемах русской литературы.
  • Научиться определять сходство и различие произведений разных писателей, уметь видеть специфику стиля писателя.
  •  Закрепить и углубить знания о тексте, совершенствуя навыки конструирования письменного высказывания.
  • Обеспечить практическое использование литературоведческих знаний, а также восприятие учащимися литературного произведения, через его художественные особенности и языковую форму.
  • Способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Достижение данных целей способствует приобретению учащимися следующих компетентностей: общекультурной, литературной, ценностно-мировоззренческой, читательской, речевой.

1. Навык постижения художественного произведения как эстетического и нравственного явления в единстве формы и содержания;

2. Читательская самостоятельность, умение творческого чтения;

3. Умение    грамотного    и    свободного    владения    устной    и письменной речью;

4.Умение видеть в произведении авторскую позицию, способы и формы ее выражения;

5. Понимание учащимися актуальности эстетического творения;

6. Умение проводить эстетический анализ;

7. Высокий    уровень    самостоятельности    и    продуктивности постижения художественного творения.

Дополнительными требованиями к содержанию элективных курсов являются следующие:

  • Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.
  • Мотивирующий потенциал программы. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся.
  • Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников.
  • Здоровъесберегающие характеристики. Программа не создает учебных перегрузок для школьников (отсутствие или необязательность домашних заданий), предполагает широкое использование активных методов обучения.
  • Полнота содержания. Программа содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей.
  • Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи.
  • Методы обучения. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения (проектных, исследовательских, игровых).
  • Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.
  • Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.

Планируемый  результат:   подготовить   учащихся   к   написанию ЕГЭ по литературе, выполнение части С по русскому языку в качестве аргументации проблемы автора текста.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы, содержание

Кол-во часов

Виды

деятельности

Формы контроля

1

Откуда берутся «вечные» темы?

1

Лекция учителя с элементами беседы.

Самостоятельно   сформулировать перечень «вечных» тем в русской литературе, подобрать примеры   художественных произведений.

2

Ключевые проблемы русской литературы XIX и XX века. Традиции и новаторство.

1

Конспектирование лекции учителя.  Самостоятельная запись  примеров и выводов. Аннотирование статей о литературных произведениях.

Подготовка сообщений. Подбор литературы по заданной теме. Разработка проекта «Традиции русской классической литературы в творчестве писателей XX века» (на примере произведений А.И.Солженицына).

3

Образ «маленького человека».

2

Семинар по теме «Маленький человек» в русской литературе». Работа в группах.   Переход   на уровень обобщения.

Провести исследование по текстам   произведений   (общие приемы типизации «маленького человека»: портрет, монолог, поступки,   сопоставления   и противопоставления,   деталь, «рассказ в рассказе», интонация повествования, пейзаж). Написать эссе: «Существует ли проблема «маленького человека» в современной жизни и литературе?»

4

Образ «лишнего человека».

1

Литературоведческий анализ    произведений писателей XIX века. Сообщения учащихся. Диалог-дискуссия.

Составить план к теме. Определить     проблематику романов писателей, самостоятельно сформулировать ее.

5

Пути достижения «счастья народного» в творчестве русских писателей.

2

Работа  в  группах  над проблемным вопросом: «Почему верные с позиций   материалистической науки представления  о  построении социализма и коммунизма оказались несостоятельными?» Сообщения     учащихся (историческая справка). Диалог-дискуссия.

Предварительная  самостоятельная подготовка учащихся: «Как развивается идея народного счастья в поэме НА Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» Написать сочинение с элементами   анализа   произведений Некрасова и Чернышевского.

6

«Отцы» и «дети» в русской классике.

2

Семинар (работа по группам). Устная рецензия. Диспут.

Составить викторину по произведениям русских писателей. Составить тезисы по данной теме. Написать эссе на тему: «Современные проблемы современных «отцов» и «детей».

7

Эволюция темы родины в русской поэзии XIX и XX века.

1

Индивидуальные сообщения. Конференция:  заслушивание рефератов на литературную тему. Участие в обсуждении.

Составить литературную композицию из стихов  русских поэтов. Подготовиться    к    конкурсу иллюстраций к произведениям русских поэтов. Сочинение обобщающего характера.

8

Русские поэты о назначении поэзии и о роли поэта.

2

Краткие сообщения учащихся. Коллективное составление плана по теме. Исследовательская работа по тексту, составление словарика неологизмов Маяковского. Анализ метафор Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Сравнение творчества поэтов разных периодов.

Предварительный    сопоставительный анализ «Памятника» А.С.Пушкина и «Во весь голос» В. Маяковского. Сочинение-эссе «Поэт   и   время».   Иллюстративный материал: «обложка» к стихам   Пушкина,  Лермонтова, Некрасова, Блока, Маяковского. Сделать вывод: есть ли художественный прогресс в истории русской поэзии?

9

Образ Наполеона.

2

Индивидуальные    сообщения о Наполеоне. Проектная деятельность. Устные    высказывания проблемного характера. Сопоставление    образа Наполеона у Толстого и Достоевского.

Подобрать литературу по теме. Написать фрагмент сочинения.

10

Мотив дороги в произведениях русских писателей.

2

Проектная деятельность. Сопоставительный анализ. Беседа.

Составить литературную  викторину по произведениям. Составить план к теме.

11

Образ будущего и человек будущего в произведениях русской литературы.

1

Семинар. Чтение отрывков из произведший Лермонтова и Маяковского, Достоевского и Горького, Гончарова и Платонова, где звучат слова о будущем и о людях будущего. Сравнение картин будущего. Диалог-дискуссия.

Подготовить иллюстрации к эпизодам. Творческая работа о будущем и человеке будущего.

12

Мотив Дома в русской литературе.

2

Комментирован

ное классное чтение. Сообщение-историческая справка из «Домостроя». Беседа по философским и нравственным вопросам.

Проследить основные сюжетные линии. Подготовить пересказ эпизода. Написать рецензию на произведение.

13

Человек и природа в русской литературе.

2

Устные   сообщения   с цитированием. Определение проблематики произведения. Литературоведческий и стилистический   анализ эпизодов.

Написать сочинение-эссе. Сопоставить стиль писателей. Подобрать текстовый материал для характеристики художественных особенностей.

14

Сны литературных героев (по произведениям русских писателей).

2

Коллективный     анализ идейного содержания. Сопоставительный анализ произведений. Комментированное классное чтение.

Выписать    и    прокомментировать  примеры  выразительных средств. Дать   характеристику  героев. Подготовить пересказ эпизодов.

15

Роль фантастического элемента в русской литературе.

2

Теоретическая справка. Сопоставительный анализ произведений. Комментированное классное чтение.

Подготовить    сообщение    об использовании сатирических приемов. Прокомментировать эпизоды, картины, портреты. Творческая работа.

16

Человек на войне

2

Семинарское    занятие/ регламентированная дискуссия. Аналитическая беседа. Работа по тексту. Анализ эпизодов.

Итоговый тест. Подготовка к регламентированной дискуссии.

17

Тема дуэли в русской литературе.

1

Лабораторная     работа: анализ произведений. Творческий     пересказ эпизодов.

Составить план развернутого ответа на вопрос. Сочинения - миниатюры. Составить статью для энциклопедии   «Дуэльный   кодекс чести».

18

«Милый идеал» женщины.

2

Аннотированный пересказ произведений. Семинар-обсуждение дневников.

Дневник от лица героини. Таблица сопоставительных характеристик. Комплексный   анализ   стихов.

19

Судьба деревни в русской литературе XIX и XX века.

2

Дискуссия. Аналитическая беседа. Сообщения.

Сравнить стиль изображения деревни современными писателями и писателями прошлого века.

 20

Резерв

2

 

 

ИТОГО:

34

Содержание программы

1. Откуда берутся «вечные» темы?

Константы бытия, его фундаментальные свойства. Богатство и многоплановость комплекса «вечных» тем (антологические и антропологические).

Вселенские и природные начала: Хаос и Космос, Движение и Неподвижность, Жизнь и Смерть, Свет и Тьма, Огонь и Вода и т.п.

Собственно духовные начала человеческого бытия (отчужденность и причастность, гордыня и смирение, готовность созидать или разрушать, греховность и праведность и т.п.).

Сфера инстинктов, связанная с душевно-телесными устремлениями человека (жажда власти, влечение к материальным благам, либидо и т.п.)

Надэпохальные ситуации человеческой жизни, исторически устойчивые формы существования людей (конфликтные и гармонические начала реальности, мирная жизнь и войны либо революция, жизнь в своем доме и пребывание на чужбине либо странствия, гражданская деятельность и частная жизнь).

2. "Ключевые проблемы русской литературы XIX и XX века. Традиции и новаторство.

Общая характеристика и своеобразие русской литературы первой половины XIX века.

Особенности социально-политической обстановки в России. Декабристское движение. Отечественная война 1812 года. Основные проблемы времени.

Краткий обзор творчества писателей первой половины XIX века как представителей определенного этапа, течения, направления, жанра.

Постановка основных проблем времени в их творчестве. Традиции и новаторство (А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь).

Общая характеристика литературы второй половины XIX века. Ее особенности по сравнению с литературой первой половины XIX века.

Особенности социально-политической обстановки в России. Падение крепостного права - крутой перелом в исторических судьбах России. Борьба вокруг крестьянского вопроса и отражение этой борьбы в литературе.

Демократизация литературы. Изображение жизни народа.

Решение основных проблем времени в творчестве писателей второй половины XIX века. Традиции и новаторство (И.А.Гончаров, ИС.Тургенев, Н.Г.Чернышевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов).

Особенности поэзии второй половины XIX века (поэты-демократы, философская лирика («чистое искусство»).

Новые герои литературы, их особенности как социально-исторического типа. Кризис ценностных ориентиров ХГХ столетия на рубеже веков.

3.  Образ «маленького человека».

Появление темы «маленького человека» в русской литературе в период формирования реалистического художественного метода. Понятие «маленький человек» (В.Г.Белинский).

«Станционный смотритель» А.С. Пушкина. Отношение автора к герою - глубочайшее сочувствие и скорбь.

Н.В. Гоголь - продолжатель пушкинских традиций. «Шинель» -повесть о «маленьком человеке» в большом и жестоком городе.

Новый взгляд на «маленького человека» в творчестве Ф.М. Достоевского. «Бедные люди» - первая книга, где слово предоставлено самому герою - «маленькому человеку».

Отличие и эволюция разных типов «маленького человека».

Быт, предметная деталь в изображении таких героев. Контраст: Печорин -Максим Максимыч, Петр Первый - Евгений, генерал - капитан Копейкин.

Деградация «маленьких людей» в произведениях А.П. Чехова: превращение в обывателей (Беликов, Николай Иванович), в лакеев -Червяков в рассказе «Смерть чиновника», Порфирий в рассказе «Толстый и тонкий».

«Маленький человек» в литературе рубежа XIX - XX вв. (чиновник Желтков в «Гранатовом браслете» Куприна А.И.).

Глубокий гуманизм русских писателей, их нежелание мириться с жестокостью мира, потребность кричать о чужой боли: «Человек не должен быть «маленьким»!»

4.  Образ «лишнего человека».

Социально-психологический тип, получивший распространение в русской литературе XIX в. Романтическая эпоха появления такого героя. Понятие «лишнего человека» в литературном обиходе. «Дневник «лишнего» человека» И.С. Тургенева. Отличительные признаки «лишнего человека». Острый конфликт с обществом. Бездеятельность, неспособность изменить что-то в своей жизни. Трагедия героя - трагедия всего поколения. Отзвуки этой темы у А.И. Герцена, И.С.Тургенева, А.И. Гончарова. Произведения русских писателей о судьбе «лишнего человека» - возможность для развития психологизма (русского психологического романа).

5.  Пути достижения «счастья народного» в творчестве русских писателей.

Несостоятельность воззрений революционных демократов на ход развития человечества с точки зрения реальной истории в XX в.

Идея счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (образы мужиков-правдоискателей, Ермила Гирина, Матрены Тимофеевны, Гриши Добросклонова).

Главный вывод поэмы - мысль о необходимости насильственного изменения несправедливых устоев жизни революционным путем.

Развитие этой идеи у Н.Г. Чернышевского в романе «Что делать?» (образы «новых людей» и «особенного человека», их жизнь -как реальный путь обретения личного счастья, которое оказывается невозможным без всеобщего освобождения). Схема развития и устройства мастерских Веры Павловны. Практическое осуществления теории «разумного эгоизма» и личное освобождение от социального гнета среды.

Вывод о том, что Чернышевский в романе «Что делать?», развивая мысль Некрасова, не только художественно изобразил, но и научно обосновал неизбежность революции. Несостоятельность всех революционных технологий: не учитывают реальную природу человека и не считаются с естественными человеческими потребностями.

Жанровое определение романа Чернышевского как утопии. Вывод: обаяние утопической картины мира и невозможность ее реального воплощения.

Многообразие мира и искусственная «формула счастья» в романе Е.Замятина «Мы».

6. «Отцы» и «дети» в русской классике.

Проблема «отцов» и «детей» - часть бесконечной, естественной борьбы старого с новым.

Важные нравственные вопросы проблемы «отцов» и «детей».

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (Фамусов, Софья, Молчалин, Чацкий).

Наставления «отцов» - уроки для «детей» (Чичиков, Петруша Гринев).

Проблема непонимания между родителями и детьми (Кабаниха, Варвара, Тихон, Катерина).

Благодарность - важная грань проблемы «отцов» и «детей» (А.С.Пушкин, «Станционный смотритель». Трагедия отца).

Проблема воспитания и образования (Фамусов, «Горе от ума» - старый князь Болконский, «Война и мир»).

Конфликт поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (Кирсанов и Базаров, Базаров и родители). Отношения Аркадия с отцом.

«Последний поклон» В. Распутина. Актуальность проблемы во все времена.

7. Эволюция темы родины в русской поэзии XIX века.

Тема родины - одна из ключевых тем русской литературы. Обострение интереса к этой теме в критические для страны времена. От идеализации - до любви-ненависти (Лермонтов, «Прощай, немытая Россия...»).

Обращение к образу родины поэтов Серебряного века.

«Это все - о России», - Блок о своем творчестве.

Истоки чувства родины - семья, интеллигентско-дворянские корни, Шахматово.

Развитие образа родины у Блока: сказочно-колдовская Россия ранней лирики; изображение ужасов «страшного мира»; изменение облика родины в третьей книге, исторический контекст, лермонтовские и некрасовские мотивы, связь образов дороги и родины, тревога за судьбу родины. Лирический образ родины-жены, обобщенность и конкретность образа («Русь», «Россия», цикл «На поле Куликовом» и др.).

«Чувство родины - основное в моем творчестве» (С.А. Есенин).

Корни, русская деревня, природа. Опора на народные и религиозные образы и представления в ранней лирике. Своеобразие пейзажа, одухотворение природы, животных. Родина-природа, родина-рай («Гой ты, Русь моя родная...», «Край любимый, сердцу снятся...» и др.).

Революция, принятая с «крестьянским уклоном», трагическое переосмысление результатов революции и социальных изменений в России («Я последний поэт деревни...», «Спит ковыль, равнина дорогая» и др.). Соединение образов любви и родины («Персидские мотивы»). «Русь советская», «Русь уходящая» - переживание драмы родины как личной драмы.

Отсутствие патриотической лирики в раннем творчестве Маяковского.

Пафос отрицания (в том числе отрицания «корней»). Соединение тем родины и революции. Гордость за свою страну. Обретение родины через революцию. («Стихи о советском паспорте», «Хорошо», «Рассказ о Кузнецкстрое...» и др.).

Традиции творчества Блока, Маяковского, Есенина в современной поэзии.

8. Русские поэты о назначении поэзии и о роли поэта.

Тема древняя, как сама поэзия.

Г.Р.Державин, «Памятник».

Пушкинский взгляд на идеального поэта в стихотворении «Пророк». Философско-религиозный смысл стихотворения.

Конфликт поэта с обществом в поэзии М.Ю.Лермонтова. Социальный, гражданский смысл поэзии: «...колокол на башне вечевой».

Демократизация образа поэта у Н.А.Некрасова.

Эволюция образа Музы от Державина до Некрасова.

Символистское представление у Блока о творческом процессе — рождении стиха.

Поэт - «народа водитель и одновременно народный слуга» у В.Маяковского. Обращение к потомкам.

Русская поэзия - бессмертный «памятник» русским поэтам: «Поэт в России больше, чем поэт».

9. Образ Наполеона.

Культовая фигура Наполеона как реального исторического лица.

Символ романтической эпохи. Герой патриотической литературы. Великая личность.

Эволюция образа Наполеона у А.С.Пушкина.

Цикл стихотворений о Наполеоне у М.Ю.Лермонтова.

Образ Наполеона как «тревожного духа», скитающегося по земле, в лирике Ф.И.Тютчева.

Борьба с наполеоновским мифом, развенчание кумира, ирония (А.С.Пушкин, роман «Евгений Онегин», стихотворение «Герой»).

От демонизма образа Наполеона (Пушкин и Лермонтов) до придания ему комических черт (Н.В.Гоголь, поэма «Мертвые души»).

Традиция развенчания Наполеона в русском реалистическом романе (Л.Н. Толстой, Ф.М.Достоевский).

Разоблачение идеи великой личности - общая тенденция и различие в средствах у Толстого и Достоевского.

Опасность увлечения идеей великой личности в истории.

10. Мотив дороги в произведениях русских писателей.

Дорога - древний образ-символ жизни в ее развитии. Путешествие героя как метафора жизненного пути. Дорога - символ коренных судьбоносных изменений в жизни героя. Мотив пути в позитивном аспекте (путешествия, поиски, странствия, обогащающие жизненный опыт героя) или в негативном (уклонение с прямого пути, бездорожье: Н.В.Гоголь, «Мертвые души», Блок, «Тройка», «На железной дороге»).

Композиционное значение образа дороги (Гоголь, «Мертвые души», Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»).

Эволюция образа дороги в русской литературе XIX - начале XX века. Карамзин Н.М., «Письма русского путешественника» (роман-путешествие как жанр).

А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву» (как средство изображения широкой панорамы русской жизни).

А.С.Пушкин, стихотворение «Телега жизни» (по принципу притчи), «Зимняя дорога» (конкретно-бытовые реалистические черты, тема родной природы, родины), «Бесы» (мотив бездорожья, которому сопутствует образ вихря).

М.Ю.Лермонтов, «Выхожу один я на дорогу» (романтическое неприятие героем своего пути как бремени).

А.Н.Островский. Дорога через лес в комедии «Лес» - философский смысл.

Н.С. Лесков, «Очарованный странник» - путь правдоискателя.

А.А.Блок, «Россия». Аллюзии на «дорожные мотивы» Гоголя, Пушкина, Лермонтова и Некрасова.

Поэма «Двенадцать». Актуальная тема «кривых дорог», связанная со стихиями природы, которые символизируют социальные бури.

11.  Образ будущего и человек будущего в произведениях русской литературы.

«Вечная» мечта о будущем.

Картины будущего в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

Образ будущего в произведениях Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», «Бесы», «Сон смешного человека».

Человек и государство, Я и Мы в антиутопии Е.Замятина «Мы».

Повесть А.Платонова «Котлован» как «жуткое сновидение об утопическом идеале».

12. Мотив дома в русской литературе.

Идея Дома как целостного душевного уклада в произведениях русских писателей, поэтов, певцов.

Взаимоотношения поколений, отношения в семье, как в дворянской, так и в крестьянской (Некрасов), и тема «дворянских гнезд» - от Пушкина до Тургенева, от Гончарова до Толстого и Чехова:'

Роман «Господа Головлевы» М.Е.Салтыкова-Щедрина - одна из разновидностей «семейного» романа, страшная книга о трех поколениях одной семьи, пришедшей к полному нравственному вырождению.

Утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение в произведениях всех русских писателей о Доме.

Л.Н.Толстой, «Война и мир». Семья Ростовых, а потом семья Наташи и Пьера - счастливые семьи. Радость взаимного понимания, сердечного единения, любви в семье Ростовых. Анализ эпизодов (именины, сцена охоты). «Дом» - обобщение, его защита рождает «скрытую теплоту патриотизма». Так у Толстого пересекаются «мысль семейная» и «мысль народная».

М.А. Булгаков, «Белая гвардия». Дом - место, где можно укрыться от жизненных бурь, воплощение прочности, надежности самой жизни. Знаки привычного бытия. Духовная атмосфера. Понятие Очага.

М.А.Шолохов, «Тихий Дон». Дом - единственное, что после всех жизненных испытаний и потерь связывает Григория с жизнью. Дом как философский центр в романе.

Н.Рубцов. Тема преодоления бездомности - растущей беды России в XXI веке (стихотворение «В горнице»). Диалог поэта с Россией в стихотворениях «Душу хранит», «Тихая моя родина», «Журавли».

13. Человек и природа в современной литературе.

Угроза экологической катастрофы. Человек, овладевший природой. Его права по отношению к природе и к самому себе, правовые обязанности.

Природа в изображении И.С.Тургенева и И.А.Бунина.

А.С.Пушкин и С.А.Есенин - певцы русской природы.

«Природы очистительная сила» в произведениях В. Распутина, В.Астафьева, Б.Васильева, В.Шукшина, Г.Троепольского, Ф.Абрамова, Ч.Айтматова.

Образ Царь-рыбы, существа, вершащего строгий суд от имени поруганной природы (В.Астафьев, «Царь-рыба»).

Моральная победа героя повести «Белый пароход» Ч.Айтматова над Орозкулом, воплощение Красоты и Добра в образах, созданных чистым детским сознанием.

«Плаха» - роман-метафора, роман-предупреждение о том, что насилие над природой грозит уничтожением самому человеку.

В.Распутин, «Прощание с Матерой». Активная позиция героев в борьбе за сохранение природы. «Царский листвень» - символ вечно живой природы, одолеть которую человек не властен.

С.Алексеев, «Рой». Тайга - символ корней народа, его памяти.

Ф.Абрамов, роман «Дом». Труд на земле как источник счастья и душевного здоровья. Единение с природой, «зов земли» - могучий источник духовного мужества, прочности, нравственной силы человека.

14. Сны литературных героев (по произведениям русских писателей).

Природа сна литературного героя.

Сон-воспоминание. Сон-мечта, к которому применимо понятие «утопия». Вещий сон или сон-предупреждение. Сон как форма выражения подсознания, внутренних импульсов. Сон как апокалипсис, трагическое предупреждение о будущем, т.е. антиутопия.

Символическое значение снов Светланы и Татьяны (В.А.Жуковский, баллада «Светлана», А.С.Пушкин, «Евгений Онегин»). И.А.Гончаров, «Обломов». «Сон Обломова» - «ключ» и «увертюра» к роману.

Сон как отражение внутреннего мира героя (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»).

Сон как выход из реальности, в которой жизнь трудна или вообще невозможна (сон Обломова и Катерины).

Идеология романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» во сне Веры Павловны.

«Голос совести» в снах Раскольникова. Единство людей в сне Веры Павловны - полное разобщение их в последних снах Раскольникова.

«Вещий» сон Алексея Турбина о равенстве всех людей перед Богом. Надежда на будущее - в простом и радостном сне Петьки Щеглова (М.А.Булгаков, «Белая гвардия»).

15. Ролъ фантастического элемента в русской литературе.

Понятие фантастического. Жанры сказки, легенды, сатиры.

Фантастика в мистической ветви романтизма (двоемирие, мифы, легенды, средневековые традиции).

Н.В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки» - цикл повестей, построенный на фольклорных традициях.

Социальный гротеск как форма изображения действительности в «Петербургских повестях» и комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя.

Типичность мотивировок появления фантастического в сюжете (Жуковский, Пушкин, Гоголь).

Проблема фантастического в повести Пушкина «Пиковая дама».

Фантасмагорические элементы как средство сатиры, гротескного изображения социальной среды. (Одоевский, Пушкин, Гоголь, Маяковский, Булгаков).

М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Символическая перспектива фантастических образов в реалистическом произведении. В.В.Маяковский, «Клоп», «Баня»: использование фантастики, сарказма, фарсовых ситуаций, речевых алогизмов, гипербол для усиления сатирического эффекта.

16. Человек на войне.

Традиции Л.Н. Толстого в военной прозе XX века. Появление «лейтенантской прозы». Отражение жизни советских людей, оказавшихся в необычных условиях. Создание сложных, противоречивых характеров героев войны. Изображение народного характера в повести В.Кондратьева «Сашка». Трагедия войны в прозе К.Воробьева. Достоверность изображения будней войны, нравственно-психологического состояния сражающегося человека в произведениях В.Богомолова, К.Воробьева, В.Быкова, В.Кондратьева. Роман «Прокляты и убиты» В.Астафьева как новый поворот в военной тематике. Углубление антивоенной темы в «военной прозе».

17. Тема дуэли в русской литературе.

Распространение ситуации дуэли (франц. слово duel - от латинского duellum - война) в европейской литературе. Приобретение трагического смысла в русской литературе (гибель А.Пушкина и М.Лермонтова).

Связь дуэли с главным конфликтом, с идеей произведения в «Капитанской дочке», «Евгении Онегине», «Выстреле» А.Пушкина, «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова, романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева, Толстого «Война и мир», А.Чехова «Дуэль», А.И.Куприна «Поединок».

«Неправильность» дуэли: нет нужных секундантов («Капитанская дочка», «Евгений Онегин»); формальность выполнения правил («Герой нашего времени»); злодейский подлог, превращающий дуэль в убийство (А.И. Куприн «Поединок»). От словесной дуэли к - «физическому» разрешению конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети».

18.  «Милый идеал» женщины. Понятие «женской красоты» и времени. Признание сверхъестественного воздействия красоты, ее обожествление у А.С.Пушкина. Лирика: «Красавица», «Я помню чудное мгновенье».

Душевная красота и высокая нравственность пушкинских героинь: Татьяны Лариной («Евгений Онегин»), Маши Мироновой («Капитанская дочка»). Высокий строй женской души у Пушкина как обеспечение гармонии семьи и общества.

Способность к самопожертвованию «тургеневских девушек» («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»).

Разделение между героинями внешней красоты и духовности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Любовь ко всем и единение со всеми. Ощущение всеобщего счастья как отличительная черта подлинно, то есть безгрешно, влюбленного - позиция Л.Н.Толстого.

Истинная красота женской души в произведениях Н.А.Некрасова («Русские женщины», «Мороз Красный Нос», «Кому на Руси жить хорошо»), Ф.М.Достоевского (Авдотья Романовна).

Образ Вечной Женственности в «Стихах о Прекрасной Даме» А.Блока.

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Н.Заболоцкий, «Некрасивая девочка». Героини А.Солженицына.

19. Судьба деревни в русской литературе XIX и XX века.

Изображение народной жизни в лирике Н.А. Некрасова и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Мужицкая правда, нелегкая крестьянская судьба (доля).

Что изменилось в русской деревне со времен Тургенева, Некрасова, Успенского (типы крестьян, характер возникающих конфликтов, положение женщины)?

Драматические раздумья И.А.Бунина о России, о ее будущем, о судьбах народа, о русском характере («Деревня», «Суходол»). Пессимистический взгляд на перспективы народной жизни. Поиски идеалов в патриархальном прошлом с его «старосветским» благополучием. Чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых сословий («Антоновские яблоки»).

Тетралогия «Пряслины» Ф.А. Абрамова. Тема русской деревни. Мистический смысл Дома.

В. Распутин, «Прощание с Матерой». Потеря родной деревни, ушедшей на дно рукотворного моря. Дом как символ лада, красоты естественной жизни, основанный на вековых духовных традициях. Деревенская тема в романе Б.Можаева «Мужики и бабы», повестях В.Тендрякова «Кончина», «Три мешка сорной пшеницы», стихах и поэмах о деревне С.Есенина, М.Исаковского, А.Твардовского, Н. Ровенкова.

20. (Резерв)

Приложение

1. План-конспект урока

«Русские поэты о назначении поэзии и о роли поэта»

Семинар

1.  Учитель вместе с учащимися вспоминает формулировки поэзии, данные В.А.Жуковским («Поэзия есть добродетель», то есть активное делание, созидание добра), А.С.Пушкиным («Исполнись волею моей... / глаголом жги сердца людей» - завет в форме императива).

2.  Учащиеся приводят свои варианты сопоставительного анализа «Узников» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, подтверждая в своих выводах слова В.Розанова: «Пушкин есть поэт мирового лада - ладности, гармонии, согласия, счастья. Лермонтов - поэт «разлада». «Пушкину и в тюрьме было бы хорошо. Лермонтову и в раю было бы скверно». (Эти строки можно выписать на доске в качестве эпиграфа).

3.  Учащиеся работают самостоятельно, так как тема урока уже неоднократно звучала при изучении творчества В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, ее следует продолжить на материале лирики М.Ю.Лермонтова с помощью опорных вопросов и заданий:

а) Сопоставляются стихотворения «Поэт» А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова. В чем существенная разница в переживании «огня небесного», «божественного глагола»? (Следует обратить внимание на динамику каждого стихотворения - от чего к чему движется мысль поэта?)

б) «Пророк» (1841) М.Ю. Лермонтова. Доказать, что это стихотворение является продолжением «Пророка» Пушкина. А.С.Пушкин изображает перерождение обыкновенного поэта в поэта-пророка, которому сам Бог дает задание;

М.Ю.Лермонтов рассказывает о том, как принимают люди Божьего посланника. Пушкин радуется, что поэт может преобразиться, а Лермонтов печалится, что в такого пророка люди бросают каменья.

Как народ, ради которого поэт стал пророком, воспринимает его? Где поэт-пророк обретает видимость покоя? Чья позиция вам ближе, какая, на ваш взгляд, более нравственно спасительна для самого поэта?

в) «Смерть поэта» (1837). С этого стихотворения началась слава Лермонтова. Это своеобразный реквием по А.С.Пушкину, пророческое предвидение своей собственной судьбы и, вместе с тем, глубокие мысли о «праведной крови» поэта. Учащимся будет интересно узнать отзыв Николая I о «Смерти поэта»: «Стихи прекрасны и правдивы; за них од- них можно простить ему [Лермонтову] все его безумства » (по свидетельству А.О.Смирновой). Эта версия противоречит официально принятому мнению в советском лермонтоведении о гневе царя.

Провести сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова и Ф.И.Тютчева («29-е января 1837»), посвященных гибели Пушкина, с помощью вопросов. Каковы взаимоотношения между небом и землей? В каком аспекте поэтов интересует судьба убийцы? Совпадают ли их позиции? Какие совпадения вы видите в оценке роли Пушкина? Кто из поэтов более категоричен по отношению к «суду и правде»?

(У Лермонтова правда не делится на земную и небесную, его интересует «Высший суд», он занят земной судьбой убийцы и убитого в свете Божьего суда, то есть суда абсолютного. Поэт укоренен в языке и правах родной земли, он - ее «слава». Убийца виновен перед Россией, перед нашей национальной правдой, за это придется отвечать перед Богом. Лермонтов бескомпромиссен. У Тютчев суд земной и суд небесный лежат в разных плоскостях, он уклоняется от человеческой оценки происходящего. Разрыв между небом и землей отрицательно сказывается на земной правде, она становится относительной.)

г) «Дума» (1838). Размышления о служении поэта народу сопрягаются в сознании Лермонтова с раздумьями, в первую очередь, о судьбах своего поколения. Стихотворение является поэтическим сгустком авторских мыслей о себе и своем поколении и поэтическим прологом к роману «Герой нашего времени».

4. Некрасов - поэт, созвучный эпохе.

«Я лиру посвятил народу своему...». Портрет лирического героя в юности: сила самооценки и слабость бойца, благие порывы и гражданская несостоятельность.

Учителя поэта, те, с кем связан его этический и эстетический идеал:

а)  «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья» (О Гоголе, ст. «Памяти приятеля»);

б) «Многострадальная тень» В.Белинского, научившего мыслить «гуманно»;

в) Идея подвижничества, самопожертвования.

5. Любовь поэта к родной земле.

6. «И Музе я сказал: смотри! Сестра твоя родная!»:

а) Своеобразие музы Некрасова (полемика с Пушкиным в стихотворении «Муза» и утверждение своей, раздвоенной, сочетающей в себе мщение и христианское всепрощение);

б)   Полемика   Некрасова   с   критиками   эстетической   школы (В.П.Боткиным, А.В.Дружининым);

в)  Спор в душе лирического героя между Поэтом и Гражданином и вывод: гражданин - не профессия, а уровень нравственности; поиск новой поэтической формы, чтоб воспеть «твои страданья, терпеньем изумляющий народ».

7. Творчество В.В.Маяковского - новый этап в развитии русской поэзии. Герой поэзии Маяковского - это и сам поэт, и обобщенный россиянин. Он задумывается о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будничных забот людей («Послушайте!»). Поэт - тоже «звезда», которая «зажигается» и ее свет служит нравственным ориентиром.

Необходимость поэзии, сравнение настоящей поэзии со светилом. Тема двух солнц - солнца света и солнца поэзии («Необычайное приключение...»), которая развивается в произведении, находя очень точное и меткое воплощение в поэтическом образе «двустволки солнц», из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого - свет поэзии.

Размышление о поэтическом труде В.Маяковского в «Разговоре с фининспектором о поэзии». Произведение является одним из ключевых в понимании того, какой глубокий смысл вкладывал автор в слово «поэт»: «Мой труд любому труду равен».

Как и А.С. Пушкин, видевший задачу поэта в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей», так и В.Маяковский пишет об «испепеляющем слов этих жжении».

Водитель народных масс и одновременно слуга народа - так поэт отвечает на вопрос, поставленный в начале стихотворения, - «о месте поэта в рабочем строю».

Душевная борьба Маяковского, его мучительные раздумья. В 1930 году, незадолго до своей трагической гибели, поэт пишет поэму «Во весь голос», которая является как бы его поэтическим завещанием. Мы видим истинное лицо и настоящее чувство поэта, который через головы современников обращается к грядущим поколениям, к своим потомкам, обещая рассказать «о времени и о себе».

Стихи В.Маяковского, пройдя сквозь призму времени, не обесценились, а его «звонкая сила поэта» по-прежнему напоминает людям о том месте, которое занимает творчество поэта и гражданина В.В.Маяковского в нашем литературном наследии.

2.План семинара

«Образ «маленького человека»

1. Появление темы «маленького человека» в русской литературе. «Станционный смотритель» А.С.Пушкина. Отношение автора к Самсону Вырину - глубочайшее сочувствие и скорбь.

2.  Гоголь - продолжатель пушкинских традиций. «Шинель» -«повесть о маленьком человеке в большом и жестоком городе».

3. Углубление образа «маленького человека»: не только скромная роль в обществе, но и низкая самооценка. Акакий Акакиевич - безобидный, несчастный но и духовно «маленький» человек.

 Новый взгляд на «маленького человека» в творчестве Ф.М.Достоевского. «Бедные люди» - первая книга, где слово предоставлено самому человеку (Макар Девушкин).

5. Почему Макару Девушкину понравилась гоголевская «Шинель»? Пробуждение чувства собственного достоинства в человеке, униженном жизнью. Способность «маленького человека» к большим чувствам.

6.  Глубокий гуманизм русских писателей, неспособность и нежелание мириться с жестокостью мира.

3. Проект

«Традиции русской классической литературы в творчестве

писателей  XX века» (на примере произведений А.И.Солженицына)

1. Ключевые проблемы русской литературы XIX и XX веков. Традиции и новаторство.

2. Жанровое  сходство   произведений  Солженицына  и  русской классики XIX века:

а)  традиции классического романа в книгах «В круге первом», «Раковый корпус»;

б)  роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» и эпическое полотно «Красное колесо»;

в) «малая форма» в творчестве И.С.Тургенева, А.П.Чехова и рассказы Солженицына;

г)   публицистика  писателей  XIX  века  («Не  могу  молчать!» Л.Н.Толстого, «Остров Сахалин» А.П.Чехова и т.д.) в сопоставлении со статьями и другими публицистическими выступлениями Солженицына.

3. Тематические пересечения:

а) личность и государство;

б)  человек в экстремальных условиях (Платон Каратаев - Иван Денисович и др.);

в) «маленький человек»;

г) праведный человек.

Общность в постановке и разрешении нравственных проблем. Утверждение идеала любви, сострадания, ненасилия, правды, личного достоинства.

4. Регламентированная дискуссия «Человек на войне».

1.  Герой романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба» Иконников в своем письме утверждает, что борющееся добро - это тоже зло. Тайна же бессмертия доброты - в ее бессилии. Подумайте, в каком направлении вы могли бы вести диалог или полемику по этому поводу, используя литературное произведение о Великой Отечественной войне, размышления Достоевского, Толстого, Платонова, факты истории человеческого общества, историю христианства, факты современной действительности.

2.   Как оценивают Отечественную войну современные историки и писатели? Почему и по сей день писатели вновь и вновь обращаются к событиям   ВОВ?   Назовите   произведения,   которые   вам   особенно запомнились. Всем ли героям литературных произведений удалось сохранить человечность и высоту души в нечеловеческих условиях войны? Приходилось ли им сомневаться в правильности выбора?

3.  Лев Толстой считал войну событием, «противным человеческому разуму». Изображение войны в романе-эпопее «Война и мир»: истинный и ложный героизм, «скрытая теплота патриотизма», сопоставление двух войн; батарея Тушина и батарея Раевского. Поведение героев «наполеоновского» и «кутузовского» начал в Бородинском сражении. «Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть».

4. Эволюция военной темы в литературе.

Почему «военная тема» становится одной из основных в литературе спустя десять, двадцать, тридцать лет после окончания войны? Что думает, чувствует, переживает человек на войне?

Проблема подвига и предательства. Разные понимания героизма на войне, нашедшие отражение в литературе (Ю.Бондарев «Последние залпы» или «Горячий снег», В.Быков «Сотников» или «Карьера», В.Кондратьев «Сашка», Г.Владимов «Генерал и его время»). Как и почему изменились подходы к военной теме в литературе последних лет (В.Астафьев, Г.Владимов, А.Солженицын)?

Список литературы

1.   Азарова Н.М. Текст. В 2 ч. - М.,1995.

2.   Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. - М., 1994.

3.   Бочаров С. О художественных мирах.-М., 1985.

4.   Веденяпина Э.А. Красота. Мешает ли она спасению? - М.: Благо, 2002.

5.   Вялкова Г.М., Скоркина Н.М. Союз волшебных звуков, чувств и мыслей: раздумья о школьном сочинении. - Волгоград: Оптим, 1992.

6.   Грекова Е.В. Методические указания по работе над сочинением. - М., 1985.

7.   Каменская   Л.Я.   Школьное   сочинение   по   литературе.        М.: Просвещение, 1994.

8.   Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. - М., 1988.

9.   Межпредметные связи при изучении литературы в школе. Под ред. Е.М.Колокольцева - М.,1990.

Ю.Кожевников В.А. Вся жизнь, вся душа, вся любовь...: перечитывая Евгения Онегина. - М., 1993.

11. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы. - М., 1978.

12. Ланин Б.А., Боришанская М.М. Русская антиутопия XX века: Учебное пособие для учителей старших классов гуманитарных гимназий. - М., 1994.

13. Ланщиков А. Н.Г.Чернышевский. - М, 1987.

14. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь.- М., 1988.

15. Маймин Е.А. Опыт литературного анализа. - М., 1972.

16. Марченко А.Н. Поэтический мир Есенина. - М., 1972.

17. Михайлов Ал. Точка пули в конце: Жизнь Маяковского. - М., 1993.

18. Неоконченные споры (Литературная полемика). Сб. - М., 1990.

19. Писатели современной эпохи: Библиографический словарь русских писателей XX века. Под ред. Б.П.Козьмина. 2-е изд. - М., 1991.

20. Родин И.О. Как научиться писать сочинение. - М., 1997.

21. Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. - М., 1998.

22. Русская литература: Справочные материалы. Книга для учащихся старших классов. Сост. В.А. Смирнова. - М, 1989.

23. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 т. Под ред. П.А.Николаева. - М., 1990.

24. Савина Л.Н. Уроки литературы в 11 классе. - Волгоград: Братья Гринины, 2000.

25. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы.-М., 1998.

26. Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. - М., 1972.

27. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - нач. XX века. -М., 1991.

28. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1999.

29. Шнейберг Л.Я. Кондаков И.В. От Горького до Солженицына: Пособие для поступающих в ВУЗы. 2 год, испр. и доп. - М., 1995.

30. Шубин Л.А. Поиски смысла отдельного и общего существования: об Андрее Платонове. Работы разных лет. - М., 1987.

31. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. - Л., 1969.

32. Эйхенбаум Б.М. О прозе. - Л., 1969.

33. Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М., 1998.

34.Эпштейн  М.Н.   «Природа,   мир,   тайник  вселенной...»:   система пейзажных образов в русской поэзии. - М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.

В презентации представлена таблица, где   по-разному описывают  Петербург  Пушкин,  Гоголь, Некрасов.А также здесь можно найти Петербург Достоевского....

Проект "Образ Дома в русской литературе".

                             Цель проекта:Проследить эволюцию темы Дома в русской литературе через состояние душ...

Образ медведя в русской литературе, живописи и российской символике

 Медведь - неоднозначный образ в русском искусстве. Но именно фигура этого зверя часто используется в российской современной символике. Почему?     Задача данной ...

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе". .

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе" предполагает анализ трёх произведений: В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет", В. Распутина "Уроки французского", ...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

«Образ учителя в русской литературе» («сквозная» тема на уроках литературы)

Методический комментарийУчитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки  характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, лётчики и инженеры – всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и ...

Образ кошки в русской литературе. Урок литературы в 6 классе .

Проблема: Как выглядит кот в литературе?...