Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)
Рабочая программа по предмету «Литература» для 6 А класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СШ №25» в соответствии с требованиями следующих нормативно - правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010г. № 1897г., с изменениями (приказ МО РФ № 1644 от 29.12. 2014г., приказ №.1577 от 31.12.2015г.);
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ №25»;
- Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. (ссылка на документ https://docs.edu.gov.ru/id1792);
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2013 г. № 08-
535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации (методические рекомендации)»;
- Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы. – 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения), Рабочей программы по литературе 6 класс к УМК В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва / Сост. Т. Н.Трунцева. – М.: ВАКО, 2016;
- Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. 6 класс. Москва «Просвещение» 2016 год. Авторы: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vorobeva_m.o._literatura_6ab_2021-2022.docx | 92.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МБОУ «СШ№25»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА» ДЛЯ 6 А,Б КЛАССОВ
НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель рабочей программы: учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 25»
Воробьева Марина Отаровна
г. Нижневартовск 2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литература» для 6 А класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СШ №25» в соответствии с требованиями следующих нормативно - правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010г. № 1897г., с изменениями (приказ МО РФ № 1644 от 29.12. 2014г., приказ №.1577 от 31.12.2015г.);
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ №25»;
- Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. (ссылка на документ https://docs.edu.gov.ru/id1792);
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2013 г. № 08-
535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации (методические рекомендации)»;
- Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы. – 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения), Рабочей программы по литературе 6 класс к УМК В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва / Сост. Т. Н.Трунцева. – М.: ВАКО, 2016;
- Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. 6 класс. Москва «Просвещение» 2016 год. Авторы: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Задачи учебного предмета, решаемые при реализации рабочей программы в 6 классе:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы в 6 классе;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Задачи на 2021-2022 учебный год
- Сохранить качество обучения по русскому языку на уровне 45 % через развитие коммуникативной компетенции обучающихся через работу по методической теме.
- Количество мероприятий, проводимых учителем для развития одаренных детей повысить на 2% .
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме в 6 классе — 105 часов, 3 часа в неделю. Именно на такое количество часов рассчитана данная программа. При распределении часов по темам ориентировалась на программу, составленную к УМК В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта.
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Планируемые результаты освоения литературы в основной школе.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно- художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного предмета «Литература»
Введение.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙЛИТЕРАТУРЫ.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIIIВЕКА.
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIXВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример
критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно- поэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский- старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ описателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь»,
«Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.
Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ описателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XXВЕКА.
Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы главных героев. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ описателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов.«Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство
скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, ,
понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жаждазнаний,нравственнаястойкость,чувствособственногодостоинства,
свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей»,
«Листья осенние», «В горнице».Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда»,
«бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙЛИТЕРАТУРЫ.
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление
препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХПИСАТЕЛЕЙ.
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ описателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса- романиста. Дон Кихот как
«вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ описателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ описателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Итоговый контроль по результатам изучения курса – 1ч.
Виды контроля: текущий, тематический итоговый.
Формы контроля: устные ответы, проверочные карточки, комплексные контрольные работы, защита проекта, тестирование, различные виды пересказа; самоконтроль.
итоговая аттестация:
- Контрольная итоговая работа(тест).
Календарно – тематическое планирование по литературе для 6 А,Б классов(3 часа в неделю) 105 часов.
№ п/п | Номер раздел а и темы | Тема урока | Кол- во часов | Форма текущего контроля | Дата (план) | Дата (факт) | При меча ние |
Раздел 1. Введение. | |||||||
1 | 1.1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. | 1 | Задание №2, 3 стр.5 учебника | |||
Устное народное творчество 4 часа(1 К/Р; 1 Р/Р) | |||||||
2 | 1.2 | Обрядовый фольклор. | 1 | Сообщение. | |||
3 | 1.3 | Р/Р. Пословицы и поговорки. | 1 | Задания на стр. 11, вопрос №3 стр.12 (Рассказать о празднике Масленицы в вашем посёлке). Подбор материала и его презентация. Выучить термины. | |||
4 | 1.4 | Загадки | 1 | Подготовить загадки и отгадки к ним на заданную тему. Сочинить загадку. | |||
5 | 1.5 | Контрольная работа по теме «УНТ» | 1 | Тест. | |||
Раздел 2. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 час. |
6-7 | 2.1 2.2 | «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | 2 | Ответ на вопрос №2 стр. 22; пересказ сказания. Пересказ текста. Работа по вопросам. | |||
Раздел 3. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 1 час. | |||||||
8 | 3.1 | Русские басни. И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. Басня «Муха». | 1 | Чтение текста наизусть. | |||
Раздел 4. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 40 часов (3К/Р; 3 В/ЧТ; 12Р/Р). | |||||||
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ 3 часа. (1 К/Р; 1 РР) | |||||||
9 | 4.1 | И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик». | 1 | Ролевое чтение басен; формулировка морали басен. | |||
10 | 4.2 | Р/Р. Особенности басни «Осел и Соловей». | 1 | Чтение текста наизусть. | |||
11 | 4.3 | Контрольная работа по теме «Басни» | 1 | Тест. | |||
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН 13 часов (2 В/ЧТ; 4 Р/Р). | |||||||
12 | 4.4 | А. С. Пушкин. Стихотворение | 1 | Обучение анализу стихотворения. Чтение наизусть. |
«Узник». | |||||||||||||||||||||||||||
13 | 4.5 | А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро». | 1 | Выразительное чтение наизусть; творческое задание. Анализ стихотворения. | |||||||||||||||||||||||
14 | 4.6 | А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». | 1 | Чтение наизусть; сообщение об И.И.Пущине; выставка иллюстраций | |||||||||||||||||||||||
15 | 4.7 | Лирика Пушкина. Двусложные размеры стиха. | Анализ стихотворения. | ||||||||||||||||||||||||
16 | 4.8 | ВН/ЧТ. А.С. Пушкин. «Барышня- крестьянка». | 1 | Ролевое чтение, характеристика персонажей (по группам).Анализ художественного произведения. | |||||||||||||||||||||||
17 | 4.9 | В/ЧТ. Образ автора- повествователя в повести «Барышня-крестьянка». | 1 | Характеристика образа. | |||||||||||||||||||||||
18 | 4.10 | Р/Р. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Барышня- крестьянка». | 1 | Развёрнутый ответ на вопрос. Письменная творческая работа. | |||||||||||||||||||||||
19 | 4.11 | Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | Работа по вопросам. | |||||||||||||||||||||||
20 | 4.12 | Дубровский старший и Троекуров в повести А.С. Пушкина. | 1 | Анализ эпизода «Ссора двух помещиков», роль эпизода в повети. Сравнительная характеристика образов. | |||||||||||||||||||||||
21 | 4.13 | Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | Анализ эпизода. | |||||||||||||||||||||||
22 | 4.14 | Р/Р. Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | Роль эпизода «Пожар в Кистеневке» в повести «Дубровский»- письменная работа при консультативной помощи учителя. Письменная творческая работа. | |||||||||||||||||||||||
23 | 4.15 | Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | 1 | Анализ эпизода, определение его роли в романе. Письменная творческая Работа по вопросам к тексту. | |||||||||||||||||||||||
24 | 4.16 | Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский | 1 | Анализ эпизода, определение его роли в романе. Письменная творческая Работа по вопросам к тексту. | |||||||||||||||||||||||
25 | 4.17 | Р/Р. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой в повести. | 1 | Анализ эпизода «Последняя встреча Маши и Дубровского» при консультативной помощи учителя. | |||||||||||||||||||||||
26 | 4.18 | Авторское отношение к героям повести «Дубровский» | 1 | Анализ эпизода. | |||||||||||||||||||||||
27 | 4.19 | Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Дубровский». | 1 | Письменная работа по вопросам. | |||||||||||||||||||||||
28 | 4.20 | Контрольная работа по повести А. С. Пушкина «Дубровский». | Тест. | ||||||||||||||||||||||||
29 | 4.21 | Р.Р. Сочинение по роману «Дубровский». | 1 | Составление характеристики Владимира Дубровского по плану .Письменная творческая работа | |||||||||||||||||||||||
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ 4 часа (1 Р/Р; 1К/Р). | |||||||||||||||||||||||||||
30 | 4.22 | Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи». | 1 | Выразительное чтение наизусть; творческое задание. Анализ стихотворения. | |||||||||||||||||||||||
31 | 4.23 | Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…» | 1 | Определение личностного лирического начала в стихотворении. Развёрнутый ответ на вопрос. Выразительное чтение наизусть; творческое задание. Анализ стихотворения. | |||||||||||||||||||||||
32 | 4.24 | Р/Р. Особенности выражения темы одиночества В стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес»,«Три пальмы». | 1 | Письменная творческая работа. | |||||||||||||||||||||||
33 | 4.25 | Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова | 1 | Письменная работа по вопросам. | |||||||||||||||||||||||
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ 4 часа (1 Р/Р). | |||||||||||||||||||||||||||
34 | 4.26 | И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. | 1 | Сообщение, презентация. | |||||||||||||||||||||||
35 | 4.27 | Р/Р. Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | 1 | Выборочный пересказ; характеристика персонажей. Аналитическое прочтение. | |||||||||||||||||||||||
36 | 4.28 | Портреты и рассказы мальчиковв произведении И. Тургенева «Бежин луг». | 1 | Образная характеристика главных героев. | |||||||||||||||||||||||
37 | 4.29 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг» | 1 | Рисование природы словом. | |||||||||||||||||||||||
38 | 4.30 | Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказам из цикла «Записки охотника»). | 1 | Анализ эпизода. | |||||||||||||||||||||||
ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ 2 часа (1 Р/Р). | |||||||||||||||||||||||||||
39 | 4.31 | Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. | 1 | Сообщение, презентация. | |||||||||||||||||||||||
40 | 4.32 | Р/Р. Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...»,«Листья». | 1 | Чтение стихотворения наизусть. | |||||||||||||||||||||||
41 | 4.33 | Противопоставление судеб человека и коршуна: в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...». | Анализ стихотворения. | ||||||||||||||||||||||||
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ 2 часа (1Р/Р). | |||||||||||||||||||||||||||
42 | 4.34 | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...»,. «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | 1 | Характеристика образов в лирических стихотворениях. | |||||||||||||||||||||||
43 | 4.35 | Р/Р. Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета. | 1 | Творческая письменная работа. | |||||||||||||||||||||||
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ 5 часов (2 Р/Р; 1 В/ЧТ). | |||||||||||||||||||||||||||
44 | 4.36 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. | 1 | Работа по вопросам учебника. | |||||||||||||||||||||||
45 | 4.37 | Р\Р. Народ –созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | 1 | Аналитическое прочтение. | |||||||||||||||||||||||
46 | 4.38 | Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | 1 | Аналитическое прочтение. | |||||||||||||||||||||||
47 | 4.39 | Своеобразие языка и композиции стихотворения «Железная дорога» Н.А. Некрасова. | 1 | Работа с художественными средствами. | |||||||||||||||||||||||
48 | 4.40 | Р/Р. Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога». | 1 | Письменная творческая работа. | |||||||||||||||||||||||
49 | 4.41 | Контрольная работа по произведениям поэтов XIX века. | 1 | Аналитическое прочтение. | |||||||||||||||||||||||
НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ 4 часа (1 Р/Р). | |||||||||||||||||||||||||||
50 | 4.42 | Н.С.Лесков. Литературный портрет писателя. | 1 | Сообщение, презентация. | |||||||||||||||||||||||
51 | 4.43 | Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». | 1 | Аналитическое прочтение. | |||||||||||||||||||||||
52 | 4.44 | Р/Р Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша». | 1 | Работа с художественным словом. | |||||||||||||||||||||||
53 | 4.45 | Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе. | 1 | Аналитическое прочтение. | |||||||||||||||||||||||
54 | 4.46 | «Левша» - образ народного умельца. | 1 | Характеристика образа главного героя. | |||||||||||||||||||||||
55 | 4.47 | Контрольная работа по сказу «Левша» Н.С.Лескова. | 1 | Работа с художественным словом. | |||||||||||||||||||||||
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ 3 часа (1 Р/Р). | |||||||||||||||||||||||||||
56 | 4.48 | А.П. Чехов. Рассказ о писателе. | 1 | Сообщение, презентация. | |||||||||||||||||||||||
57 | 4.49 | Речь героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». | 1 | Художественное слово в речи героев произведения. | |||||||||||||||||||||||
58 | 4.50 | Р/Р. Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали. | 1 | Творческая письменная работа. | |||||||||||||||||||||||
Раздел 5.РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА 4 часа (1 К/Р). | |||||||||||||||||||||||||||
59 | 5.1 | Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» | 1 | Работа с художественным и средствами. | |||||||||||||||||||||||
60 | 5.2 | Особенности пейзажной лирики. Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольется…» | 1 | Рисование словом. | |||||||||||||||||||||||
61 | 5.3 | А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…». | 1 | Работа по вопросам учебника. | |||||||||||||||||||||||
62 | 5.4 | Контрольная работа по лирике поэтов XIX века. | 1 | Тест. | |||||||||||||||||||||||
Раздел 6. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. 9 ЧАСОВ | |||||||||||||||||||||||||||
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН 3часа(1 Р/Р) | |||||||||||||||||||||||||||
63 | 6.1 | А.И. Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор». | 1 | Аналитическое прочтение. | |||||||||||||||||||||||
64 | 6.2 | Образ главного героя в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор». | 1 | Характеристика образа главного героя. | |||||||||||||||||||||||
65 | 6.3 | Р/Р. Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» | 1 | ||||||||||||||||||||||||
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ 3 часа (1 Р/Р). | |||||||||||||||||||||||||||
66 | 6.4 | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. | 1 | Сообщение. Презентация. | |||||||||||||||||||||||
67 | 6.5 | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».Прекрасное вокруг нас. | 1 | Работа по вопросам учебника. | |||||||||||||||||||||||
68 | 6.6 | Р/Р. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. | 1 | Письменная творческая работа. | |||||||||||||||||||||||
АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ ГРИН 3 часа. | |||||||||||||||||||||||||||
69 | 6.7 | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» | 1 | Аналитическое прочтение. | |||||||||||||||||||||||
70 | 6.8 | Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса» | 1 | Образная характеристика главных героев. | |||||||||||||||||||||||
71 | 6.9 | Отношение автора к героям повести «Алые паруса» | 1 | Письменная творческая работа. | |||||||||||||||||||||||
Раздел 7. ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 8часов (1 Р/Р). | |||||||||||||||||||||||||||
72 | 7.1 | К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Солдатские будни в стихотворениях о войне. | 1 | Выразительное чтение. | |||||||||||||||||||||||
73 | 7.2 | Д.С. Самойлов. «Сороковые». Любовь к родине в годы военных испытаний. | 1 | Художественны средства в произведении. | |||||||||||||||||||||||
74 | 7.3 | Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | Работа по вопросам учебника. | |||||||||||||||||||||||
75 | 7.4 | Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе. | 1 | Характеристика героев рассказа. | |||||||||||||||||||||||
76 | 7.5 | Р/Р. Сочинение по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | Письменная творческая работа. | |||||||||||||||||||||||
77 | 7.6 | Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | Работа по вопросам учебника. | |||||||||||||||||||||||
78 | 7.7 | Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». | 1 | Характеристика образа учительницы в рассказе. | |||||||||||||||||||||||
79 | 7.8 | Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». | 1 | Письменная творческая работа. | |||||||||||||||||||||||
Раздел 8. РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА 4 часа (1 Р/Р; 1 К/Р). | |||||||||||||||||||||||||||
80 | 8.1 | А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. | 1 | Выразительное чтение. | |||||||||||||||||||||||
81 | 8.2 | Р/Р. С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». | 1 | Чтение стихотворения наизусть. | |||||||||||||||||||||||
82 | 8.3 | Человек и природа в «тихой лирике» Н.М. Рубцова. | 1 | Аналитическое прочтение. | |||||||||||||||||||||||
83 | 8.4 | К/Р. Контрольная работа по лирике о природе поэтов XX века. | 1 | Письменная работа по вопросам. | |||||||||||||||||||||||
Раздел 9.ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ 3 часа | |||||||||||||||||||||||||||
84 | 9.1 | Особенности шукшинских героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критики». | 1 | Характеристика героев рассказов. | |||||||||||||||||||||||
85 | 9.2 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». | 1 | Аналитическое прочтение. | |||||||||||||||||||||||
86 | 9.3 | Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | Характеристика главного героя. | |||||||||||||||||||||||
Раздел 10.ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ 2 часа. | |||||||||||||||||||||||||||
87 | 10.1 | Г.Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему народу. | 1 | Аналитическое прочтение. | |||||||||||||||||||||||
88 | 10.2 | К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малыммой народ...». | 1 | Сообщение. Презентация. | |||||||||||||||||||||||
Раздел 11.ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8 часов | |||||||||||||||||||||||||||
89 | 11.1 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | 1 | Сообщение. Презентация. | |||||||||||||||||||||||
90 | 11.2 | Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид». | 1 | Пересказ текста. | |||||||||||||||||||||||
91 | 11.3 | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы. | 1 | Сообщение. Презентация. | |||||||||||||||||||||||
92 | 11.4 | Героический эпос Гомера «Илиада», «Одиссея». | 1 | Работа по вопросам учебника. | |||||||||||||||||||||||
93 | 11.5 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | 1 | Аналитическое прочтение. | |||||||||||||||||||||||
94 | 11.5 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. | 1 | Аналитическое прочтение. | |||||||||||||||||||||||
95 | 11.6 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | 1 | Аналитическое прочтение. | |||||||||||||||||||||||
96-99 | 11.7 11.8 11.9 11.10 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | 4 | Аналитическое прочтение. | |||||||||||||||||||||||
Раздел 12. Повторение 6ч (1 К/Р). | |||||||||||||||||||||||||||
100 | 12.1 | К/Р. Контрольное тестирование. | 1 | Тест. | |||||||||||||||||||||||
101 102 | 12.2 12.3 | Повторение по литературе 18-19 века; зарубежной литературе. | 2 | Работа по вопросам учебника. | |||||||||||||||||||||||
103-105 | 12.4 12.5 12.6 | Резервный урок | 3 |
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
- Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе. «Просвещение».
- Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки. «Просвещение».
- Беляева Н. А. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. «Просвещение».
- Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе. 6 класс. «Просвещение».
- Чертов В. Ф., Трубина Л. А. и др. Под редакцией В. Ф. Чертова. Уроки литературы. 5 класс. «Просвещение».
- Курдюмова Т. Ф. Литература. 6 класс. Методическое пособие. «Дрофа».
- Соловьёва Ф. Уроки литературы. 6 класс. Методическое пособие. «Русское слово».
- Ланин Б. А., Устинова Л. Ю., Шамчикова В. М. Литература. 6 класс. Методические рекомендации. «Вентана-Граф».
- Москвин Г. В., Ерохина Е. Л. Литература. Проектирование учебного курса. Методическое пособие. «Вентана-Граф».
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе:
Для учащихся:
- Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по литературе: 6 класс. – М.: Просвещение, 2011.
- Альбеткова Р. И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
- Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2018.
- Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.
Для учителя:
- Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996.
- Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002.
- Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
- Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др.
«Литература. 6 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2019.
- Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.
- Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
- Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
- Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.
- Миронова Н.А. Тесты по литературе: 6 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 6 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
- Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.
Электронные пособия:
- Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;
- Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2017;
- Алиева Л, Торкунова Т. Литература для поступающих в вузы. Тестовый комплекс на CD – ROM. М.: «Айрис-пресс» 2004, Magnamedia 2005;
- Электронный сборник критических и литературоведческих работ «Русская литература 19 века в классических разборах «От Белинского до Лотмана»;
- 1С Познавательная коллекция. А.С.Пушкин в зеркале двух столетий;
- Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Интернет-ресурсы:
Библиотеки:
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции - http://www.bibliotekar.ru
Образовательный портал «Древнерусская литература» - http://www.drevne.ru
Библиотека Гумер – гуманитарные науки (например, литературоведение) - http://www.gumer.info Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям - http://www.encyclopedia.ru http://www.krugosvet.ru
Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал "Словесность" - http://www.litera.ru
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы - http://www.litwomen.ru
Электронная библиотека современных литературных журналов России - http://www.russianplanet.ru
Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре - http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htm Электронные наглядные пособия:
Библиотекарь. РУ - http://www.bibliotekar.ru/index.htm Русская литература 18-20 вв. - http://www.a4format.ru/ Большая художественная галерея- http://gallerix.ru/
Планирование уроков профориентационной направленности
№ п/п | Урок | Тема урока | Профориентационное направление |
1 | № 8 | И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик». | «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец» |
2 | № 67 | Р.р. Сочинение-рассуждение | Р.р. Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». |
3 | № 73 | Человеческая открытость миру | Мир профессий в произведениях В.М.Шукшина |
как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....