Уровневые задания как основа дифференциации обучения литературе.
учебно-методический материал по литературе (10 класс)
Технология уровневой дифференциации – не панацея от всех проблем, с которыми сталкивается преподаватель литературы, но очень многие вопросы обучения, развития учащихся она просто снимает. Она подтягивает и дисциплинирует всех, повышает ответственность за результаты своего труда, сильным даёт возможность выйти на более высокий уровень, а слабым – обладать необходимой базой знаний, умений и продвинуть их в изучении литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические рекомендации к созданию уровневых заданий | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Уровневые задания как основа дифференциации обучения литературе.
Технология уровневой дифференциации – не панацея от всех проблем, с которыми сталкивается преподаватель литературы, но очень многие вопросы обучения, развития учащихся она просто снимает. Она подтягивает и дисциплинирует всех, повышает ответственность за результаты своего труда, сильным даёт возможность выйти на более высокий уровень, а слабым – обладать необходимой базой знаний, умений и продвинуть их в изучении литературы.
Чтобы обучение можно было считать личностно - ориентированным, оно должно ориентироваться на:
- уровень обученности в данной области знания, уровень общего развития, культуры;
- особенности психического развития личности (особенности памяти, мышления, восприятия, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу..);
- особенности характера, темперамента.
Следовательно, обучение должно быть по сути дифференцированным.
В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся. В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации.
Внутренняя дифференциация – организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке.
Внешняя дифференциация – учащиеся специально объединяются в учебные группы. Таким образом, при внутренней дифференциация, т.е. на уроке, личностно- ориентированное обучение достигается главным образом за счёт педагогических технологий, в частности обучение в сотрудничестве и метода проектов, за счёт разнообразия приёмов, которые предусматривают эти технологии.
Важен ещё один фактор – оценка знаний. Вполне справедливо в соответствии с принятой концепцией обучения оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика.
Группа А – это базовый уровень, определённый образовательным стандартом по всем предметам. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, то он и получает в соответствии с достигнутым результатами отметки.
Если он претендует на более высокий уровень знаний (а это всегда его выбор), то справедливо оценивать его, исходя из более высоких требований к знаниям. Это тоже справедливо. Чтобы добиться больших результатов, ему потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Это и понятно: если я могу, не прилагая особых усилий, получить свою отличную оценку по требованиям базового уровня, зачем мне стараться? А если меня сравнивают всё время с сильными учениками, я никогда не получу хорошую отметку, опять – же зачем стараться? Вот философия вопроса для учащегося. Если оцениваются не усилия, а знания, да ещё на базовом уровне, да еще в сравнении с сильными учениками, практически ни у кого нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Только, когда я знаю, что меня оценивают с учётом моих способностей, затраченных мной усилий, я могу понять, зачем стараться. Такой подход, кроме всего прочего, учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько знания. В этом случае каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по литературе на разном уровне, не ниже базового.
Все задания, используемые на уроке, можно условно разделить на следующие виды:
- Задания с наличием образца выполнения.
- Задания, в которых учащиеся выполняют только отдельные его части.
- Задания с вспомогательными вопросами.
- Задания с соответствующими указаниями, инструкциями.
- Задания с теоретическими справками.
- Задания с алгоритмом выполнения.
- Задания с применением классификации (схемы, таблицы).
- Проблемно-познавательные задания.
Уровневые задания с успехом могут быть использованы :
- при изучении нового материала;
- при контроле за усвоением знаний;
- при проверке знаний.
Дифференциация проявляется не только в различии заданий. Все задания разделены на все группы, соответствующим трём уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний.
Распределение заданий по уровням сложности:
Уровень (обусловлен основными этапами усвоения знаний) | Виды уровневых заданий | ||
Вопрос | Задача | Задание | |
1 уровень – базовый (оценка «3-4») Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение. Информация, предлагаемая учителем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися. Задания репродуктивного характера, на уровне воспроизведения: вставить пропущенные слова, внести недостающие знания, отделить верное от неверное. | Что называется…. В каком году… Кто написал… Как формулируется… Что изображено… | Различного типа тренировочные задачи на применение, выполняемые по алгоритму ( с помощью преподавателя) | Теоретическое: Приведите (запишите факты), примеры, доказательства… Расскажите… Перечислите… Назовите, что прошло…. Практическое: Зарисуйте схему(рисунок, график..).. Прочитайте отрывок…. Составьте план… |
2 уровень (оценка «4-5») Цель: применение знаний. Осмысленное применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Работа на продуктивном уровне: решать задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразования в 2-3 действия. | Какова причина… Что объединяет… Чем отличается… Почему… Какова основная мысль… Чем объясняется… | Задача, выполняя которую ученик действует самостоятельно, по алгоритму, включая такие этапы, получения аналитического выражения, анализа. | Теоретическое: Найдите факты, подтверждающие.. Сравните…. Объясните…. Практическое: Заполните таблицу…. Составьте схему по рисунку… |
3 уровень (оценка «5») Цель: творческое использование знаний. Решение неизвестного, готового эталона нет. Творческое применение знаний в новой учебной ситуации. Неалгоритмизированные задания или задания с большим количеством преобразований, т.е. работа на творческом уровне. | Чем будут отличаться… Доказать или опровергнуть утверждение… Какой вывод можно сделать… Какие условия необходимы для…. | Задача, требующая: -применения знаний в новых (нестандартных) условиях; -закономерностей нескольких разделов курса или использования знаний других предметных дисциплин; - решаемая несколькими способами; - олимпиадная (требующая догадки) | Теоретическое: Сделайте сравнительный анализ (классификацию..). Обобщите… Оцените значимость… Смоделируйте… Предложите способ…. Практическое: Сделайте вывод… Напишите сочинение… Сделайте проект… |
Учитель составляет задания, соответствующие всем уровням усвоения знаний. Уровневый подход имеет следующие положительные моменты:
- при составлении заданий учитель может чётко определить, до какого уровня сложности должно быть доведено усвоение учебного материала, при этом учитываются возрастные особенности учеников;
- предложение выбора задания способствует созданию для учащегося ситуации успеха;
- в ходе проверки раскрываются возможности и способности каждого ученика, что создаёт условия для перехода на более высокий уровень усвоения знаний;
- анализ работ позволяет учителю сделать вывод не только об уровне, но и динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных учащихся;
- применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество знаний.
Применительно к дифференцированному обучению ситуация выбора – это спроектированный учителем элемент, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания. Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить учащегося в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. Одной из важных задач учителя, работающего в этой технологии обучения, является формирование у учащихся умений делать выбор, принимая самостоятельное решение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения
Очень помогает на уроках литературы....
Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения
Урок анализа лирического произведения (стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога»)....
Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения
Класс: 5 Литературная тема: Сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Тема урока: Трудный путь героя от зла к добру в сказке «Теплый хлеб» Тип урока: анализ эпического произведения Литера...
Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...
Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики
Представлена тема самообразования над которой проводилась работа, план по реализации. Основные виды деятельности.Перечень вопросов по самообразованию1.Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми...
Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики.
Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики....