Уровневые задания как основа дифференциации обучения литературе.
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Росоветская Марина Владимировна

Технология уровневой дифференциации – не панацея от всех проблем, с которыми сталкивается преподаватель литературы, но очень многие вопросы обучения, развития учащихся она просто снимает.  Она подтягивает и дисциплинирует всех, повышает ответственность за результаты своего труда, сильным даёт возможность выйти на более высокий уровень, а слабым – обладать необходимой базой знаний, умений и продвинуть их в изучении литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уровневые задания как основа дифференциации обучения литературе.

Технология уровневой дифференциации – не панацея от всех проблем, с которыми сталкивается преподаватель литературы, но очень многие вопросы обучения, развития учащихся она просто снимает.  Она подтягивает и дисциплинирует всех, повышает ответственность за результаты своего труда, сильным даёт возможность выйти на более высокий уровень, а слабым – обладать необходимой базой знаний, умений и продвинуть их в изучении литературы.

Чтобы обучение можно было считать личностно -  ориентированным, оно должно ориентироваться на:

- уровень обученности в данной области знания, уровень общего развития, культуры;

- особенности психического развития личности (особенности памяти, мышления, восприятия, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу..);

- особенности характера, темперамента.

Следовательно, обучение должно быть по сути дифференцированным.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся. В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации.

Внутренняя дифференциация – организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке.

Внешняя дифференциация – учащиеся специально объединяются в учебные группы. Таким образом, при внутренней дифференциация, т.е. на уроке, личностно- ориентированное обучение достигается главным образом за счёт педагогических технологий, в частности обучение в сотрудничестве и метода проектов, за счёт разнообразия приёмов, которые предусматривают эти технологии.

Важен ещё один фактор – оценка знаний. Вполне справедливо в соответствии с принятой концепцией обучения оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика.

Группа А – это базовый уровень, определённый образовательным стандартом по всем предметам. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, то он и получает в соответствии с достигнутым результатами отметки.

Если он претендует на более высокий уровень знаний (а это всегда его выбор), то справедливо оценивать его, исходя из более высоких требований к знаниям. Это тоже справедливо. Чтобы добиться больших результатов, ему потребуется  приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями.  Это и понятно: если я могу, не прилагая особых усилий, получить свою отличную оценку по требованиям базового уровня, зачем мне стараться? А если меня сравнивают всё время с сильными учениками, я никогда не получу хорошую отметку, опять – же зачем стараться? Вот философия вопроса для учащегося. Если оцениваются не усилия, а знания, да ещё на базовом уровне, да еще в сравнении с сильными учениками, практически ни у кого нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Только, когда я знаю, что меня оценивают с учётом моих способностей, затраченных мной усилий, я могу понять, зачем стараться. Такой подход, кроме всего прочего, учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько знания. В этом случае каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по литературе на разном уровне, не ниже базового.

Все задания, используемые на уроке, можно условно разделить на следующие виды:

  1. Задания с наличием образца выполнения.
  2. Задания, в которых учащиеся выполняют только отдельные его части.
  3. Задания с вспомогательными вопросами.
  4. Задания с соответствующими указаниями, инструкциями.
  5. Задания с теоретическими справками.
  6. Задания с алгоритмом выполнения.
  7. Задания с применением классификации (схемы, таблицы).
  8. Проблемно-познавательные задания.

Уровневые задания с успехом могут быть использованы :

- при изучении нового материала;

- при контроле за усвоением знаний;

- при проверке знаний.

Дифференциация проявляется не только в различии заданий. Все задания разделены на все группы, соответствующим трём уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний.

Распределение заданий по уровням сложности:

Уровень (обусловлен основными этапами усвоения знаний)

Виды уровневых заданий

Вопрос

Задача

Задание

1 уровень – базовый (оценка «3-4»)

Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение.

Информация, предлагаемая учителем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися.

Задания репродуктивного характера, на уровне воспроизведения:

вставить пропущенные слова, внести недостающие знания, отделить верное от неверное.

Что называется….

В каком году…

Кто написал…

Как формулируется…

Что изображено…

Различного типа тренировочные задачи на применение, выполняемые по алгоритму ( с помощью преподавателя)

Теоретическое:

Приведите (запишите факты), примеры, доказательства…

Расскажите…

Перечислите…

Назовите, что прошло….

Практическое:

Зарисуйте схему(рисунок, график..)..

Прочитайте отрывок….

Составьте план…

2 уровень (оценка «4-5»)

Цель: применение знаний.

Осмысленное применение знаний в знакомой ситуации по образцу.

Работа на продуктивном уровне: решать задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразования в 2-3 действия.

Какова причина…

Что объединяет…

Чем отличается…

Почему…

Какова основная мысль…

Чем объясняется…

Задача, выполняя которую ученик действует самостоятельно, по алгоритму, включая такие этапы, получения аналитического выражения, анализа.

Теоретическое:

Найдите факты, подтверждающие..

Сравните….

Объясните….

Практическое:

Заполните таблицу….

Составьте схему по рисунку…

3 уровень (оценка «5»)

Цель: творческое использование знаний.

Решение неизвестного, готового эталона нет. Творческое применение знаний в новой учебной ситуации.

Неалгоритмизированные задания или задания с большим количеством преобразований, т.е. работа на творческом уровне.

Чем будут отличаться…

Доказать или опровергнуть утверждение…

Какой вывод можно сделать…

Какие условия необходимы для….

Задача, требующая:

-применения знаний в новых (нестандартных) условиях;

-закономерностей нескольких разделов курса или использования знаний других предметных дисциплин;

- решаемая несколькими способами;

- олимпиадная (требующая догадки)

Теоретическое:

Сделайте сравнительный анализ (классификацию..).

Обобщите…

Оцените значимость…

Смоделируйте…

Предложите способ….

Практическое:

Сделайте вывод…

Напишите сочинение…

Сделайте проект…

Учитель составляет задания, соответствующие всем уровням усвоения знаний. Уровневый подход имеет следующие положительные моменты:

- при составлении заданий учитель может чётко определить, до какого уровня сложности должно быть доведено усвоение учебного материала, при этом учитываются возрастные особенности учеников;

- предложение выбора задания способствует созданию для учащегося ситуации успеха;

- в ходе проверки раскрываются возможности и способности каждого ученика, что создаёт условия для перехода на более высокий уровень усвоения знаний;

- анализ работ позволяет учителю сделать вывод не только об уровне, но и динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных учащихся;

- применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество знаний.

Применительно к дифференцированному обучению ситуация выбора – это спроектированный учителем элемент, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания. Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить учащегося в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность.  Одной из важных задач учителя, работающего в этой технологии обучения, является формирование у учащихся умений делать выбор, принимая самостоятельное решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения

Урок анализа лирического произведения (стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога»)....

Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения

Класс: 5 Литературная тема:  Сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Тема урока: Трудный путь героя от зла к добру в сказке «Теплый хлеб» Тип урока: анализ эпического произведения Литера...

Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.

Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...

Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики

Представлена тема самообразования над которой проводилась работа, план по реализации. Основные виды деятельности.Перечень вопросов по самообразованию1.Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми...

Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики.

Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики....