Фольклор
план-конспект занятия по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Календарно-обрядовые песни. Фольклор нашего края.
Цель: продолжить знакомство с обрядовым фольклором, познакомить с фольклором Краснодарского края.
Оборудование: компьютер, песни кубанского хора, презентация, проектор, экран.
Ход урока.
I. Календарно-обрядовые песни
Проверка домашнего задания — беседа
Беседуем по 1—8 вопросам учебника (с. 10—11).
Проведем работу по развитию речи, обратив внимание учеников на значение слов жито, толокно, лапти, серп, жать (7-й вопрос учебника).
Жúто — всякий хлеб в зерне или на корню. На севере житом зовут ячмень, на юге — рожь, на востоке — всякий яровой хлеб.
Толокнó — мука из поджаренного (предварительно заваренного) очищенного овса.
Лáпти — плетеная обувь из лыка, охватывающая только ступню ноги.
Серп — ручное орудие в виде изогнутого, полукруглого, мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков.
Жать — срезать под корень стебли злаков. Раньше жали серпом, сейчас жнут машинами.
Выясним, какие еще слова непонятны детям, и объясним значение этих слов.
Важно связать изучение календарно-обрядовых песен с понятиями о мифах, полученными на предыдущих уроках. Спросим детей:
— Можно ли сказать, что мифы лежат в основе календарно-обрядового фольклора? Если да, то почему?
II. Фольклор нашего края.
У Кубанского фольклора есть свои особенности, которые объясняются тем, что кубанская речь представляет собой смесь языков двух родственных народов(русского и украинского), плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа. Эти народы и принесли свой фольклор. Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте (говоре). слайд 4
Например: Очи бояться, а руки роблять. (Глаза боятся, а руки делают.)
Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы. (Не будет скуки, если заняты руки.)
Живэ, як мыша в крупах. (Живет, как кот в сметане.)
Що посеешь, то и пожнешь. (Что посеешь, то и пожнешь.)
Есть и другие пословицы и поговорки, в которых просматривается тип казака, человека решительного и в то же время осторожного, щедрой души и в то же время скуповатого, человека красивого в своих принципах жить по вере и заветам прадедов. слайд 5
Казак без седла - что черкес без кинжала.
Куда казака доля не закинет - все будет казак.
Казак голоден, а конь его сыт.
Человек без родины, что соловей без песни.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Также отличаются своим произношением и кубанские песни. Вся душа кубанского народа в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком.
Звучит кубанская песня “Роспрягайтэ, хлопци, конэй”.
Но на Кубани живут не только казаки. Наш край многонационален, и коренными жителями считаются и адыги (черкесы).
Сегодня мы познакомимся с одним из жанров адыгейского народа- это сказка “Добрая девушка” слайд 6
Чтение сказки (чтение учителем).
- Есть ли похожая сказка у русского народа? (“Морозко”)
- Чем заканчивается сказка? (Пословицей “Тому, кто сделал добро, впереди заготовлено добро”).
- Как вы понимаете эти слова?
- А есть ли русская пословица, похожая на эту? (Доброму везде добро. За добро добром платят.)
III. Закрепление материала. слайд 7 Кроссворд
1. Изречение, в котором нет законченного суждения.
2. Краткое изречение, которое имеет законченную мысль.
3. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение с фантастическим вымыслом.
4. Народная эпическая песня о богатырях.
5. Песенка, сопровождающая игру ребёнка с пальцами, ручками и ножками.
6. Быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.
- Какое слово у нас получилось? (Фольклор).
Домашнее задание.
Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки» (с. 11—13, ч. 1).
Класс: 3
Тема: Как построить семейный досуг
Цель: Формирование представлений об организации досуга детей в семье
Задачи: | |
Познакомить родителей с некоторыми формами совместного досуга с ребенком; Составить рекомендации родителям по организации досуга с детьми дома; Побудить родителей к совместному с детьми времяпровождению. |
-Здравствуйте, уважаемые родители. Благодарю вас, что нашли время посетить наше собрание, которое посвящено семейному досугу.
-У меня к Вам вопрос… Как много времени Вы уделяете своим детям?
-По результатам анкетирования, большее количество детей во время досуга, когда родители дома, смотрят телевизор, играют в гаджеты, можно сказать предоставлены сами себе, хотя именно родители играют большую роль в развитии и становлении своих детей. С помощью Вас ребенок познает окружающий мир, себя самого и других людей.
-И одну из важных ролей играет совместный досуг в семье. Досуг – это часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после выполнения обязательных непроизводственных обязанностей. Досуг – другими словами это свободное от работы время. К. Д. Ушинский писал: «Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда портятся у него и голова, и сердце, и нравственность».
-Досуг может быть разным: интересным и скучным; ярким и не очень. Организация досуга целиком зависит от каждого челна семьи, а от родителей – в большей степени.
Попрошу ответить на вопросы и если есть положительный опыт, то поделиться им, дать советы.
- Как вы проводите свое свободное время?
- Есть ли у вас общие семейные традиции? Какие?
- Есть ли общее увлечение в вашей семье? Какие? Как организуете?
-Спасибо за ваши ответы, они очень интересные. Я предлагаю вам поработать в группах и разобрать конкретные ситуации. Я попрошу вас проанализировать данные ситуации и сделать выводы, выделив все плюсы и минусы конкретной проблемы.
Ситуации для обсуждения:
Ситуация 1
Вредна ли свобода для ребенка?
Ничем не ограниченная безусловная свобода не возлагает на человека моральную ответственность за свои поступки, поэтому она так же вредна, как диктат и чрезмерная строгость. В отношении с детьми, особенно в подростковом возрасте, необходимо придерживаться умеренности во всем – не лишать детей того, что им необходимо, но и не потакать всем их желаниям.
Ситуация 2
Влияние улицы на поведение детей.
Не секрет, что уличные компании, как правило, пагубно влияют на подростком. Во-первых, дети в таких группах безнадзорны, связаны друг с другом ограниченными, поверхностными отношениями, которые формируют недостойный стиль поведения. Во-вторых, дети, воспитанные, из хороших семей, общаясь с ребятами, пользующимися дурной славой, перенимают их стиль поведения, склоняются к их нормам и ценностям.
Если подростки проводят много времени на улице, в компании случайных людей, они привыкают к такому времяпровождению и начинают получать удовольствие от такой «свободы» и такого «общения». Ведь за ними никто не следит и никто не знает, как они себя ведут. Подростки привыкают бездельничать дома и в школе, не задумываются о своем будущем. В дальнейшем такие дети будут следовать только своим желаниям, избегая родительского воспитания и указаний учителей.
Ситуация 3
Подросток дома.
Ребенок не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из-под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять домашние занятия и игры своего ребенка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать время ребенка, обеспечить его развлечениями и обеспечить ему досуг. Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не сформировалось чувство обиды на взрослых и он не рвался из-под их контроля.
-Давайте обсудим ваши решения по ситуациям. Спасибо, все родители желают, чтобы их дети выросли всесторонне развитыми, гармонично сочетающими в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. И чем больше Вы будете уделять им внимание, тем ближе Вы станете к своей цели.
-Мы с вами сегодня много рассуждали, говорили, кто-то делился опытом, давал советы, вы анализировали ситуации, пришли к общим решениям их, на основе всего этого предлагаю вам создать рекомендации «Как больше уделять внимания детям?»
1. Завтракайте вместе.
2. Превратите повседневные домашние заботы в командное соревнование.
3. Создайте приятный ритуал отхода ко сну.
4. Устройте семейный вечер.
5. Играйте всей семьей в настольные игры
6. Планируйте семейные мероприятия и особые события для всей семьи.
7.Общайтесь, а не пытайте.
8.Ужинайте вместе.
-Попрошу зачитать некоторые рекомендации. Спасибо, Подводя итоги нашего собрания, я бы хотела услышать Ваши впечатления по окончанию работы. Вы даёте ответ на вопрос «Есть ли польза от темы нашего собрания?» и даёте совет по совместному времяпровождению с детьми. И в конце хочу предложить посмотреть в свободное время видеоролики, которые, возможно, будут Вам полезны и помогут разнообразить Ваш семейный досуг. Спасибо вам, хорошего дня.
Класс: 4
Тема: Ребёнок в интернете: как обеспечить безопасность и развитие?
Цель: Формирование представлений о безопасной информационно-образовательной среды для детей.
Задачи: | |
Показать родителям важность и значимость проблемы формирования у детей сетевого этикета. Составить рекомендации «Меры защиты детей от онлайн-рисков» |
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/roditelskoe_sobranie_na_temu_deti_v_internete_195004.html
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о безопасности Ваших детей в интернете. Интернет постепенно проникает в каждую организацию, общественное учреждение, учебное заведение, в наши дома.
Наша Тема: Ребёнок в интернете: как обеспечить безопасность и развитие? Актуальна ли она для вас?
Почти 1,8 млрд. людей в мире подключены к Интернету. Ежегодно растет число пользователей, среди которых все больше – детей и подростков. В России 85% российских детей в возрасте от 10 до 17 лет активно пользуются Интернетом. По статистическим данным в Сети они проводят до 25 часов в неделю и, как правило, пользуются Интернетом бесконтрольно.
Прошу высказать свое мнение о значении интернета в вашей жизни? (Что внес, изменил, улучшил?)
- Что для вас предпочтительнее – Интернет или телевизор? Почему? - Появились ли у вас в семье проблемы с ребенком, в связи с появлением в его жизни интернета? Какие?
-Как вы считаете, есть ли риски у детей при выходе во всемирную паутину? Какие это риски, как вы думаете? Известны ли вам способы безопасности для детей при выходе в Интернет?
Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но, как и реальный мир – сеть может быть опасна: в ней появились своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления.
-Посмотрите на диаграмму, по этим вредоносным, опасным сайтам гуляют наши дети. Скажите, сколько времени ваш ребенок уделяет сети Интернет? Проверяете ли вы ссылки, источники, по которым проходит ваш ребенок и сайты, на которые он заходит? Часто ли там встречаются сайты из списка на диаграмме?
Классификация рисков в сети Интернет:
1.Контентные риски. Как их избежать.
2. Коммуникационные риски или риски общения в сети Интернет.
3. Электронные риски.
4. Потребительские риски.
Контент - это наполнение или содержание какого-либо информационного ресурса - текст, графика, музыка, видео, звуки и т.д. (например: контент интернет-сайта); мобильный контент - мультимедийное наполнение, адаптированное для использования в мобильных устройствах
(телефоны, смартфоны, коммуникаторы и т.д.) - текст, графика, музыка, рингтоны, видео, игры, дополнительное программное обеспечение.
Информация нежелательного характера, которая несет в себе контентные риски, - это различные информационные ресурсы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию. К противозаконной, неэтичной и вредоносной информации относится:
- информация о насилии, жестокости и агрессии,
- информация, разжигающая расовую ненависть, нетерпимость по отношению к другим людям по национальным, социальным, групповым признакам,
- пропаганда суицида,
- пропаганда азартных игр,
- пропаганда и распространение наркотических веществ, отравляющих веществ,
- пропаганда анорексии (отказ от приема пищи) и булимии
Коммуникационные риски или риски общения в сети Интернет Коммуникационные риски связаны с общением и межличностными отношениями Интернет-пользователей. Интернет - это не только средство массовой информации и всемирный справочник, но и среда для общения. В интернете существует много инструментов, позволяющих организовать места для общения – социальные сети, блоги, чаты, форумы, гостевые книги, списки рассылки и пр. Примерами коммуникационных рисков могут быть: знакомства в сети и встречи с Интернет-знакомыми, интернет-хулиганство: преследование, запугивание и оскорбления (кибербуллинг), незаконные контакты, и др.
Электронные риски – это вероятность столкнуться с хищением персональной информации и/или подвергнуться атаке вредоносных программ. Вредоносные программы – различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации. Подобные программы чаще всего снижают скорость обмена данными с Интернетом, а также могут использовать ваш компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры.
Потребительские риски - злоупотребление в Интернете правами потребителя, включают в себя:
- хищение персональной информации с целью кибермошенничества,
- потеря денежных средств без приобретения товара или услуги,
-риск приобретения товара низкого качества, различные подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию,
- азартные игры на деньги.
Вы можете самостоятельно научиться распознавать мошеннические сообщения, познакомившись с их некоторыми отличительными признаками. Фишинговые сообщения могут содержать:
- сведения, вызывающие тревогу, или угрозы, например, закрытия ваших банковских счетов;
- обещания большой денежной выгоды с минимальными усилиями или вовсе без них;
- сведения о сделках, которые слишком хороши, для того, чтобы быть правдой;
- запросы о пожертвованиях от лица благотворительных организаций после сообщений в новостях о стихийных бедствиях;
- грамматические и орфографические ошибки.
Как защитить ребенка от интернет - зависимости
- Как можно больше общаться с ребенком
- Приобщать ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми.
- Не сердиться на ребенка за увлечение компьютерными играми и ни в коем случае не запрещать их. Исключение составляют игры с насилием и жестокостью.
- Совместно просматривать игры и сайты, в которые играет и которые посещает ребенок.
- Объяснять ребенку разницу между игрой и реальностью.
- Не давать ребенку забыть, что существуют настоящие друзья, родители и учеба.
- Занимать его чем-то еще, кроме компьютера.
- Ребенку обязательно нужно чувствовать вашу любовь и заботу, быть уверенным, что его обязательно поймут и поддержат.
- Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете.
Посещайте Сеть вместе с детьми - Научите детей доверять интуиции.
- Если их в интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
- Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире
- Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации
- Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы — музыки, компьютерных игр и других программ — является кражей.
- Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
- Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, — правда.
- Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
- Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.
Предлагаю, уважаемые родители, обсудить эту проблему в группах и на основе наши разговоров создать рекомендации меры защиты детей от онлайн-рисков, а потом высказаться каждой группе и обобщить нашу с вами совместную работу по данной теме.
-Спасибо. Выотский говорил «Чтобы подражать, надо иметь какую-то возможность перехода от того, что я умею, к тому, чего я не умею». Станьте для ребенка примером ответственного онлайн - пользователя. Повышайте свою цифровую компетентность и старайтесь сами соблюдать правила, которые установили для детей. Покажите детям примеры популярных страниц, посвященных творчеству, здоровому образу жизни, изучению истории родного края или другому любому увлечению пользователя.оцените. Спасибо, что нашли время посетить наше собрание, хорошего дня.
Класс: 1
Тема: Кризис перехода из детского сада. Как обеспечить адаптацию?
Цель: Формирование представления о кризисе перехода из детского сада в школу;
Задачи: | |
Познакомить родителей с понятием адаптация; Составление рекомендаций по подготовке к школе и обеспечению адаптации; Проблема: адаптация ребенка к школе |
— Здравствуйте, уважаемые родители! Благодарю вас за то, что нашли возможность прийти на наше собрание. Наша сегодняшняя встреча посвящена ….
-Актуальна ли она для вас, почему?
- Действительно, проблема школьной адаптации в настоящее время очень актуальна. Необходимость ее изучения становиться все более очевидной в связи с нарушением психического здоровья детей, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств у детей. Перед нашим собранием школьный психолог провела диагностику выявления адаптации к школе и предоставила следующие результаты. Высокая: 25%, нормальная: 38%, положительная: 17%, низкая: 17%, негативная: 3%. Родители заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинают готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – эта наша цель сегодняшнего разговора.
- Кризис 7 лет служит переходным периодом и как бы отделяет младший школьный возраст от дошкольного детства. Выготский выдвинул предположения «В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой - между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.
Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребёнка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств становятся особенно заметными».
-Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
- Упражнение «Экзамен для родителей».
Родителям предлагается разделиться на три группы, сравнить, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого им нужно ответить на ряд вопросов, ответы на которые пишут на листках.
Примерные вопросы:
• Какие занятии проводятся в детском саду? Какие предметы будет изучать ребёнок в 1 классе?
• Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в 1-м классе?
• Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? Длительность урока в школе?
• Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? Сколько учителей будет обучать ребёнка в 1-м классе?
-Давайте зачитаем ваши ответы. Спасибо. Далее знакомит родителей со схемой школьной готовности (на слайдах). Чтобы быстрее адаптироваться, ребенок должен освоить все виды школьной готовности. Более подробно остановимся на психологической готовности, которая включает:
• интеллектуальную готовность;
• мотивационную готовность;
• эмоционально-волевую готовность;
• коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
• свой адрес и название города, в котором он живет;
• название страны и ее столицы;
• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
• времена года, их последовательность и основные признаки;
• названия месяцев, дней недели;
• основные виды деревьев и цветов.
Мотивационная готовность
Ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
• способностей ставить перед собой цель,
• принять решение о начале деятельности,
• наметить план действий,
• выполнить его, проявив определенные усилия,
• оценить результат своей деятельности,
• а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность.
Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
-Может кто-нибудь из родителей имел положительный опыт в подготовке детей к школе, или освоению школьной готовности и готов поделиться, дать советы.
-Спасибо, очень нужные советы. Предлагаю вам, на основе наших разговоров, советов, опыта своего или других составить в паре рекомендации по подготовке к школе и адаптации.
Предлагаю двум парам зачитать рекомендации.
Отличные рекомендации, большое спасибо, раздает буклеты, я надеюсь они вам помогут для достижения результатов.
Я благодарю вас, за найденное время на эту встречу, вытяните пожелание, и удачного вам дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)
Внеклассное мероприятие по литературе...
Игровой фольклор как часть детского фольклора
-Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармоническиразвитой активной личности....
Мир детского фольклора - игровой фольклор.
Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по фольклору для детей 6-10 лет....
Фольклор. Малые жанры фольклора.
Урок позволяет познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ...
Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"
В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора"
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора".Учебник: Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. 5-е изд. - М.: 2016. Ч.1 - 358 с...