Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» ( 6 класс)
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Разработка урока по литература для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» ( 6 класс)
Автор: Гуринова Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: знакомство с рассказом А.И. Куприна «Чудесный доктор»; выявление художественной идеи рассказа, проявляющейся в утверждении мысли о необходимости делать добро.
Задачи:
- самостоятельная оценка поступков героев; определение авторского отношения к героям и событиям рассказа; понимание авторского замысла;
- развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста;
- воспитание в детских душах любви и сострадания к людям; побуждение учащихся к раздумьям над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта.
Планируемые результаты
Личностные УУД: готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной деятельности, по алгоритму выполнение задачи при консультативной помощи учителя.
Метапредметные УУД:
П.: уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте, выделять причинно-следственные связи и формулировать их в устных высказываниях, строить логически обоснованные рассуждения. Владеть приемами анализа и синтеза, уметь сравнивать; формулировать выводы.
Р.: мотивировать себя на учение, уметь организовывать собственную деятельность на уроке (включая целеполагание), соотносить цели и результаты своей деятельности, регулировать процессы взаимодействия при сотрудничестве в группе.
К.: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдая правила речевого поведения, слушать и слышать других, овладеть умением диалогической речи.
Предметные умения:
- научиться анализировать литературное произведение с учетом языковых средств;
-совершенствовать умения читать правильно и осознанно
- развивать навык анализа текста в соответствии с целями и задачами урока;
- развивать умения пользоваться монологической, диалогической устной и письменной речью;
- создавать творческие работы (сочинение).
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: портрет А. Куприна, учебник литературы.
Ход урока
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
-Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова древнего китайского мудреца Конфуция : « Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении».
- Как вы понимаете это нравственное понятие?
- Подберите синонимы к слову милосердие (доброта, сострадание, сочувствие, справедливость)
-Какое отношение тема милосердия имеет к рассказу А. Куприна «Чудесный доктор»?
- Каков смысл названия рассказа «Чудесный доктор»? Именно на эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.
3.Слово о писателе.
Александр Иванович Куприн родился в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Мать дворянского происхождения, принадлежала к старинному княжескому татарскому роду. Отец его умер, когда мальчику не исполнилось и года. Мать вынуждена была поселиться в московском вдовьем доме. Когда мальчику исполнилось 6 лет, мать определила его в Разумовский сиротский пансион, где он прожил 4 года. В 1880 году он поступил во вторую московскую военную гимназию, которая через 2 года была преобразована в кадетский корпус. Тягостная жизнь “казенного мальчика” была изображена им впоследствии в повести “На переломе”. Позже Куприн сотрудничает в газетах, становится профессиональным литератором. В 1919 году Куприн уехал за границу, постоянно тосковал по России. В 1937 году вернулся в родную Москву. “Даже цветы на родине пахнут по-иному”,-говорил он.
А.И.Куприн был человеком, обладающим громадной жизненной силой. Эта сила делала его зорким, любопытным, любознательным. Он как-то сказал, что хотел бы на несколько минут стать каждым человеком, встреченным им, каждым животным, мухой или растением, чтобы знать, что они думают, что чувствуют.
Дочь А.Куприна Ксения в своих воспоминаниях вспоминала то, что отец все свободное время проводил в конюшне и даже однажды, к ужасу жены Куприна, привел лошадь в спальню на несколько дней, чтобы следить за тем, как она спит, и узнать, видит ли она сны. Когда дочь Куприна была маленькой девочкой, у них завелись тараканы. Александр Иванович решил понаблюдать за ними. Они нескольких отметили разной краской, дали им имена. И потом, сидя на корточках, терпеливо наблюдали за этими насекомыми.
Все животные: собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи- были членами семьи А.И. Куприна.
Куприн любил цирк, веселых, храбрых, ловких, трудолюбивых людей и цирковых зверей. Был храбрым человеком, всегда хотел испытать на себе то, о чем писал. Он поднимался на высоту 1200 метров на воздушном шаре, летал на первых деревянных аэропланах в начале 20 века, когда полеты были в диковинку; опускался в скафандре на морское дно. Однажды он даже вошел в клетку с тиграми. Потом писатель сознался, что это было самое страшное из всего испытанного им, что он ничего не помнит из своих ощущений, кроме красного тумана перед глазами.
Вот таким добрым и любознательным был писатель, который написал рассказ «Чудесный доктор».
4.Беседа по содержанию прочитанного
- Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”?
(Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе).
- Подберите синонимы к слову “чудесный”.
(Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный).
- Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это слово?
(Слово “чудесный” - производное от слова “чудо”, т.е. волшебство. Чудо - это исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед. Так происходит с семьей Мерцаловых, героями этого рассказа).
- Связан ли выбранный автором эпитет “чудесный” с временем действия рассказа? Когда оно происходит?
(События рассказа происходят в рождественский сочельник, т.е. накануне Рождества. Рождество у христиан связано с ожиданием счастья, радости, волшебства. Приход Христа в мир – это великое чудо, перевернувшее жизнь людей).
- Любите ли вы эти удивительные праздники, Новый год и Рождество? Какие чувства испытываете при их приближении?
(Радостное ожидание сюрприза, подарка, удивления, чуда).
- Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.
(“... сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки...”, “праздничное оживление толпы”, “смеющиеся лица нарядных дам...”).
Но эти рождественские елки горят не для двух мальчуганов, застывших у витрины гастрономического магазина. Гриша и Володя бросают на нее “влюблено-жадный взгляд”, но надеяться на подарки мальчики не могут.
Выделение главных эпизодов рассказа
- Перед окном гастрономического магазина
- В подземелье у Мерцаловых
- Встреча в саду
- Доктор принес в дом свет и надежду
- Перемены в жизни семьи Мерцаловых
- Художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание)
- Как автор показывает нищету и горе семьи? Обратите внимание на “говорящие” детали.
(Двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания; переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова).
- Как случилось, что семья попала в беду?
- Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?
- “Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса”. Почему муж и жена молчат?
(“Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах”).
- “В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью”. Может ли подобное случится в наши дни?
(Да, и в наше время людям приходится сталкиваться со многими проблемами: безработицей, болезнями, отсутствием средств к существованию. Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки).
- “Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед... Он уже хотел... исполнить свое страшное намерение...”. Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства?
(Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его попытки помочь семье, выйти из бедственного положения кончаются крахом. Скудные сбережения семьи были потрачены на его лечение. Он жив, а ребенок мертв, маленькая Машутка на пороге смерти. Мерцалова мучит совесть: “... бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи”).
- Что его остановило?
(Появление неизвестного старика в алее помешало исполнить страшное намерение).
- Как вы думаете, случайно ли появление в пустынном вечернем саду чудесного старика?
- Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного?
(“Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии”. Сравнение снежного убора деревьев с ризами настраивает на высокий, торжественный лад. Автор использует эпитеты и олицетворения: “глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад”).
- Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).
- Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?
(Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас”).
- Что последовало за этим?
(Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал”).
- Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.
- Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?
- Выразительное чтение отрывка учителем до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”.
- Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?
(Это бескорыстный и скромный человек, недаром взрослый Григорий Емельянович называет его святым. Совершив доброе дело, он не ждет за это никакой благодарности).
- Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?
(“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”).
- Просто чудо совершил этот святой человек? Что означает слово “святой”?
(Духовно и нравственно чистый, деятельное сострадание его имело чудодейственную силу).
Фамилия “чудесного доктора” - Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810 – 1881 г.г.).
Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.
Сообщение о Пирогове (индивидуальное задание).
5. Контрольно-регулировочный этап
Формулирование основных мыслей урока с помощью высказываний русских писателей на тему “Добро и милосердие”. Какие высказывания, по-вашему, созвучны с основными мыслями урока?
- “Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое ты сделал, не пропадет, если даже ты забудешь про него”. (Л.Н. Толстой)
- “Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы”. (Е.Л. Шварц)
- “Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться”. (И. Гете)
- “Будьте добры друг к другу. От зла происходит зло”. (А.С. Грин)
6.Рефлексивно-оценочный этап
Реализован ли план урока?
Оцените свою деятельность (заполнение листов самооценки).
Стихотворение В. Сергеева как прием “яркое пятно”:
Спешите стать терпимей и добрей
И отдавать спешите научиться,
Чтобы потом у запертых дверей,
Когда окончен пир, не очутиться.
Не дайте зазябнуть вашим душам! Верьте в чудеса!
Помните, что чудо может совершить любой человек, если он будет внимателен к людям и милосерден.
7.Итоговая творческая работа (домашнее задание).
Напишите сочинение на одну из тем:
- Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”?
- Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?
- В какие чудеса следует верить людям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-257976-1383675829.jpg)
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-257976-1383675829.jpg)
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-257976-1383675829.jpg)
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-257976-1383675829.jpg)
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/18/picture-609551-1426673026.jpg)
Презентация на тему "Проблема гуманизма в рассказе А. И. Куприна "Чудесный доктор"
Презентация является иллюстрационным материалом при изучении творчества А. Куприна...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1077945-1541431250.jpg)
Презентация к уроку "Тема служения в рассказе А.И. Куприна "Чудесный доктор"
Презентация сожержит примеры использования стратегий смыслового чтения: "Ромашка Блума", "Реши пропорцию"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/08/picture-225301-1536396048.jpg)
Урок литературы в 6 классе на тему "Рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор". Понятие о рождественском рассказе".
Форма проведения: урок-размышление.Цель урока: расширение знаний учащихся о таких понятиях, как сострадание и любовь к ближнему, бескорыстное добро (на примере художественного произведения).Задачи:* о...