Презентация к уроку "Тема служения в рассказе А.И. Куприна "Чудесный доктор"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Мухаметхалиева Лаззат Женисовна

Презентация сожержит примеры использования стратегий смыслового чтения: "Ромашка Блума", "Реши пропорцию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tema_sluzheniya_v_rasskaze_kuprina.ppt906.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема служения в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Слайд 2

Цели урока: Раскрыть основной замысел произведения; Доказать необходимость человеческого участия в жизни людей; Представить аргументы в пользу важности бескорыстного служения людям.

Слайд 3

Александр Иванович Куприн - известный русский писатель, человек широкой, доброй, отзывчивой души. Герои некоторых его рассказов («Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапёр») – дети.

Слайд 4

Знакомимся с писателем «Добрый талант…» При мысли о Куприне хочется сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью «ко всему живому: к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу». Писатель верил, что жизнь может стать лучше, человечнее, и мечтал о том времени, когда все будут счастливы. Многие его повести и рассказы автобиографичны, многие описывают случаи, свидетелями которых он был. К таким можно отнести и рассказ «Чудесный доктор».

Слайд 5

Знакомимся с писателем «Добрый талант…» Александр Иванович Куприн – известный русский писатель, человек широкой, доброй , отзывчивой души. Герои некоторых его рассказов («Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапёр») – дети. При мысли о Куприне хочется сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью «ко всему живому: к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу». Писатель верил, что жизнь может стать лучше, человечнее, и мечтал о том времени, когда все будут счастливы. Многие его повести и рассказы автобиографичны, многие описывают случаи, свидетелями которых он был. К таким можно отнести и рассказ «Чудесный доктор».

Слайд 6

Прием «Мозговой штурм»: Почему А.И. Куприн выбирает для своего героя эпитет «чудесный»? Назовите ассоциации со словом «чудесный»

Слайд 7

Восстановите последовательность событий рассказа: 1. Мерцалов не смог найти работу и вернулся ни с чем; 2. Все налаживается в жизни семьи Мерцаловых; 3. Елизавета Ивановна не задает вопросов; 4. Чудесная встреча с доктором; 5. Мальчики в доме у бывшего работодателя отца; 6. Пирогов оказывает помощь семье; 7. Дети рассматривают праздничные витрины магазинов.

Слайд 8

Правильная последовательность событий рассказа 5. Мальчики в доме у Савелия Петровича; 7.Дети рассматривают витрины магазинов; 1. Мерцалов не смог найти работу и вернулся ни с чем; 3. Елизавета Ивановна не задает вопросов; 4. Чудесная встреча с доктором; 6. Пирогов оказывает помощь семье; 2. Все налаживается в жизни Мерцаловых.

Слайд 9

«Ромашка Блума»

Слайд 10

А.И. Куприн «Чудесный доктор» 2 4 5 6 1 3

Слайд 11

1.Как автор показывает нищету и горе семьи Мерцаловых? Обратите внимание на “говорящие” детали.

Слайд 12

2. Если я правильно понял, Мерцалов потерял работу не по своей вине и занимался….

Слайд 13

3. Какие чувства вызывает участие доктора в решении проблем семьи Мерцалова, почему он, совершив добро, не называет своего имени? Все ли в рассказе принимают такое живое участие в судьбах окружающих?

Слайд 14

4.Напишите предполагаемое письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу, бывшему начальнику Мерцалова.

Слайд 15

5. Почему доктор обратил свое внимание на Мерцалова, заговорил беззаботным тоном с незнакомым человеком ?

Слайд 16

6. Какие заветы А.И. Куприна необходимы и в нашей современной жизни? Встречали ли вы в жизни бескорыстную помощь?

Слайд 17

Семья Мерцаловых оказалась в бедственном положении, и никто не пожелал оказать им малейшую помощь; Но случайная встреча с доктором, заставляет поверить всех без исключения в добро, сочувствие, участие; А. И. Куприн доказывает, что, оказывая помощь нуждающимся, мы продолжаем цепь великодушных поступков. Выводы:

Слайд 18

Ребята, откуда взят следующий отрывок? ?? А.И. Куприн «Чудесный доктор» Взяв мою руку, Валек повел меня по какому-то узкому сырому коридору, и …вдруг вошли в просторное подземелье… стены подземелья тонули совсем в темноте…выступали жесткими, холодными камнями… Я поневоле вспомнил слова Валека о «сером камне», высасывавшем из Маруси ее веселье, и чувство суеверного страха закралось в мое сердце… ???

Слайд 19

Вывод: В.Г.Короленко и А.И. Куприн изображают тяжелую жизнь городской бедноты в царской России, с нежностью и любовью пишут о детях, которые в условиях бесправия и нищеты умеют ценить дружбу и человеческую отзывчивость. В повести В.Г. Короленко по причине человеческого равнодушия гибнет ребенок. В рассказе А.И. Куприна добро и участие побеждают.

Слайд 20

Тест на внимательность чтения: 1. Мать Елизавета Ивановна зарабатывала на жизнь тем, что: А) мыла посуду на кухне; Б) работала нянькой; В) стирала бельё; Г) занималась уборкой комнат.

Слайд 21

2. Когда отец пробовал просить милостыню, то: А) собрал много денег; Б) его чуть не отправили в полицию; В) собрал много продуктов; Г) один господин сделал ему выговор, что надо работать.

Слайд 22

3. Уходя из дома Мерцаловых, незнакомец под блюдцем оставил: А) часы; Б) носовой платок; В) банан; Г) деньги.

Слайд 23

4. Фамилию незнакомца Мерцаловы узнали: А) от него самого; Б) прочитали на его пальто; В) прочитав её на рецепте с лекарством; Г) спросив об этом в больнице.

Слайд 24

5. После этой истории Мерцаловы видели своего спасителя: А) четыре раза; Б) два раза; В) три раза; Г) один раз.

Слайд 25

Проверь себя: 1-в; 2-г; 3-г; 4-в; 5-г.

Слайд 26

Ребята, достигли мы поставленных целей? Заполните листы самооценки. Каких успехов вы достигли?

Слайд 27

Рефлексия Продолжите одно из предложений: Сегодня на уроке я узнал… Мне было интересно… На уроке мне понравилось… У меня особенно получилось…

Слайд 28

Домашнее задание: Напишите сочинение на одну из тем: Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”? Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”? В какие чудеса следует верить людям?

Слайд 29

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Автоматизация звука [Ш] в рассказе "УМНЫЕ МЫШКИ"

Текст рассказа представлен в презентации для  создания у ребенка  мотивации при пересказе текста....

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Презентации к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" ("Журавли - парные птицы")

Презентация к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" содержит название темы урока, цели к уроку, эпиграф, рисунки, содержание заданий для учащихся. Урок посвящен рассказу тувинск...

Презентация к уроку литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"( 5 класс).

Данная презентация познакомит уч-ся с жизнью писателя, поможет проанализировать небольшое произведение Бориса Екимова....

Презентация к уроку по рассказу И.Куприна "Чудесный доктор"

Презентация к уроку по рассказу И.Куприна "Чудесный доктор"...