Метод проектов на уроках литературы в 5 классе
статья по литературе (5 класс)
В рамках реализации ФГОС метод проектов помогает воспитанию личности ученика, развитию самостоятельной учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_na_urokah_literatury_v_5_klasse.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов на уроках литературы в 5 классе в рамках введения ООО ФГОС
В рамках нового ФГОС реализуется системно-деятельностный подход. То есть на каждом уроке создаются условия для развития ученика и учителя. Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности.
В последнее время в школьной практике стали все чаще использовать метод проектов. Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни. Формулы, термины и т.п. становятся не просто информацией для заучивания, а средством достижения поставленной цели. Отметим, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках литературы, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности. Этот перспективный метод уже нашел свое достойное место в практике преподавания.
Ведущая идея проектной деятельности: Учебная деятельность строится по принципу «Все из жизни, все для жизни». Ребенок тогда будет учиться, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить. Пятый класс по заинтересованности детей к обучению наиболее благоприятен для развития навыков проектной деятельности, а структура предмета по литературе в 5 классе открывает возможности для обучения детей с использованием технологии проектов практически в любом разделе курса. Метод проектов позволяет формировать исследовательские навыки учеников, активизировать их деятельность, применять полученные знания. Уже с пятого класса ученики способны разрабатывать и защищать проекты по литературе.
Проект – это шесть «П»: планирование, поиск информации, формулирование проблемы, создание портфолио, умение презентовать, продукт как результат проектной и исследовательской деятельности.
Метод проектов целесообразно применять, если
-существует проблема и есть значимость результата (теоретическая, практическая);
-предполагается самостоятельная деятельность обучающихся;
-возможно структурирование проекта;
-используются исследовательские методы
-в результате имеем материальный продукт.
Плюсы проектной деятельности + навыки самообразования и самоконтроля + моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат + навыки групповой деятельности + индивидуальный подход + интерес к познавательной деятельности.
Как организовать проектную деятельность на уроке? Схема работы над проектом : -формулировка целей и задач проекта, постановка конкретной задачи перед каждым участником или группой учащихся (с обязательным подробным объяснением ожидаемых результатов) на выполнение которой отводится одна – две недели, - самостоятельная работа детей по сбору материалов и их оформлению. Роль педагога на этой стадии сводится к просматриванию собранных сведений и консультации по их оформлению, рассмотрение готовых материалов и их доработка, окончание проекта или публичное представление результатов групповой или индивидуальной работы.
Пятиклассники – народ увлекающийся, творческий, они с удовольствием сочиняют, рисуют, рассказывают. Им очень важна оценка не только педагога, но и товарищей по классу. Возможность проявить себя на уроке, почувствовать себя успешным предоставляют проекты, так как любой из них предполагает самую разнообразную деятельность, дающую возможность реализовать себя учащимся с разными способностями.
Правила успешной проектной деятельности 1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны. 2. Команды не соревнуются. 3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. 4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. 5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров. 6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. После защиты проектов каждый ученик оценивает свою работу по трём основным направлениям: как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, что я узнал, чему научился, что нового узнал; как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие затруднения я испытывал в работе; что я могу пожелать себе, что я могу пожелать своим одноклассникам.
Реализация метода проектов ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Учитель помогает определиться с темой, наблюдает за работой, советует, косвенно руководит деятельностью. Он должен всё предусмотреть, оценить индивидуальный вклад в проект каждого ученика. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности поискового и творческого характера. В результате работы школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.
Результат проектной деятельности : словарик; сборник иллюстраций; сборники собственных творческих работ; стенгазета; видео- или слайд-фильм; лингвистический анализ текста; буклет; презентация; фанфик; буклук ; буктрейлер; инсценирование; сценарий праздника.
Часто для работы над творческими проектами привлекаются другие виды искусства.
Метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС. В рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности, метод проекта является наиболее актуальным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проекта на уроках литературы
Из опыта работы: проект по теме "Лирика"....
Метод проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности
из опыта работы над внедрением эффективной педтехнологии "метод проектов"...
Использование метода проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания
Современная школа, влияя на внутренний мир ученика, должна стремиться воспитывать такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные в...
Использование метода проектов на уроках литературы в СПО
Организация проектной деятельности на уроках литературы...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. VIII окружная научно-практическая конференции педагогов «ОТК-2015. Образование. Технологии. Качество» Центральное управление Самарская область
Цель данной работы поделиться опытом использования метода проекта в деятельности педагога на уроках литературы.В связи с поставленными целями выделяем следующие задачи:1. Проанализировать ...
Презентация. Использование метода проекта на уроках литературы
Презентация к выступлению на научно-практической конференции. Использование метода проекта на уроках литературы....
"Метод проектов на уроках литературы"
Статья поможет учителю правильно организовать проектную деятельность учащихся на уроках литературы....