Итоговая контрольная работа по литературе. 6 класс.
учебно-методический материал по литературе (6 класс)

Буслаева Яна Александровна

Задания для итоговой контрольной работы по литературе для 6 класса разработаны в соответствии с ФГОС и рабочей программой к учебнику Сухих И.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6kl_kr_lit-ra_1_i_2_var.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по литературе  за курс 6 класса.                                     Вариант I

Фамилия, имя ученика/ученицы_______________________________________

1. Дайте развернутые определения понятиям:

А. Рассказ - __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________Б. Басня - ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

В. Феерия- __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2. Соотнесите автора с названием произведения и его жанром:

1.«Робинзон Крузо»

А. Стихотворение

Н. С. Лесков -.....-.....

2. «Волк на псарне»

Б. Рассказ

А. П.  Чехов-.....-.....

3. «Обыкновенное чудо»

В. Роман

Д. Дефо-.....-.....

4. «Ночь перед Рождеством»

Г. Сказ

Е. Шварц-.....-.....

5. «Левша»

Д. Повесть

С. Есенин-.....-.....

6. «Хамелеон»

Е.  Пьеса

Н. В. Гоголь-.....-.....

7.  «Я покинул родимый дом...»

Ж. Басня

И. А. Крылов-.....-.....

3. Подчеркните и определите средства художественной выразительности:

А. «Для ясных дней, для новых откровений/Переболит скорбящая душа» _____________________

Б. «И стали три пальмы на бога роптать:/На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?»___________

В.  «И конь на дыбы подымался порой,/И прыгал, как барс, пораженный стрелой…»____________

4.  Определите и запишите имена героев, которым принадлежат слова:

А.  «Если бы  был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы, увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.<> Моего имени никак нет, потому, что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может. <> Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши»._________________________

Б. «…Я ходил по берегу, воздевал руки к небу и делал тысячи других жестов и движений, которых теперь не могу уже описать. Все мое существо было поглощено мыслями о моем спасении. Я думал о своих товарищах, которые все утонули, и о том, что кроме меня не спаслась ни одна душа; по крайней мере, никого из них я больше не видел; <> Взглянув в ту сторону, где стоял на мели наш корабль, я едва мог рассмотреть его за высоким прибоем, - так он был далеко, и я сказал себе: "боже! каким чудом мог я добраться до берега?" __________________

Д. «…Я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме нее, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя…» _____________________

5. Прочитай фрагмент из рассказа Михаила Зощенко «Через тридцать лет» и ответь на вопросы.

Мои родители очень горячо меня любили, когда я был маленький. И они дарили мне много подарков. Но когда я чем-нибудь заболевал, родители буквально тогда засыпали меня подарками.

А я почему-то очень часто хворал. Главным образом свинкой или ангиной. А моя сестренка Леля почти никогда не хворала. И она завидовала, что я так часто болею. Она говорила:

– Вот погоди, Минька, я тоже как-нибудь захвораю, так наши родители тоже небось начнут мне накупать всего.

Но, как назло, Леля не хворала. И только раз, поставив стул к камину, она упала и разбила себе лоб. Она охала и стонала, но вместо ожидаемых подарков она от нашей мамы получила несколько шлепков, потому что она подставила стул к камину и хотела достать мамины часики, а это было запрещено.

И вот однажды наши родители ушли в театр, и мы с Лелей остались в комнате. И мы с ней стали играть на маленьком настольном бильярде.

И во время игры Леля, охнув, сказала:

– Минька, я сейчас нечаянно проглотила бильярдный шарик. Я держала его во рту, и он у меня через горло провалился вовнутрь.

А у нас для бильярда были хотя и маленькие, но удивительно тяжелые металлические шарики. И я испугался, что Леля проглотила такой тяжелый шарик. И заплакал, потому что подумал, что у нее в животе будет взрыв. Но Леля сказала:

– От этого взрыва не бывает. Но болезнь может продолжаться целую вечность. Это не то что твои свинка и ангина, которые проходят в три дня. Леля легла на диван и стала охать.

Вскоре пришли наши родители, и я им рассказал, что случилось. И мои родители испугались до того, что побледнели. Они бросились к дивану, на котором лежала Лелька, и стали ее целовать и плакать. И сквозь слезы мама спросила Лельку, что она чувствует в животе. И Леля сказала:

– Я чувствую, что шарик катается там у меня внутри. И мне от этого щекотно и хочется какао и апельсинов.

Папа надел пальто и сказал:

– Со всей осторожностью разденьте Лелю и положите ее в постель. А я тем временем сбегаю за врачом.

Мама стала раздевать Лелю, но когда она сняла платье и передник, из кармана передника вдруг выпал бильярдный шарик и покатился под кровать. Папа, который еще не ушел, чрезвычайно нахмурился. Он подошел к бильярдному столику и пересчитал оставшиеся шары. И их оказалось пятнадцать, а шестнадцатый шарик лежал под кроватью. Папа сказал:

– Леля нас обманула. В ее животе нет ни одного шарика: они все здесь.

Мама сказала:

– Это ненормальная и даже сумасшедшая девочка. Иначе я не могу ничем объяснить ее поступок.

Папа никогда нас не бил, но тут он дернул Лелю за косичку и сказал:

– Объясни, что это значит?

Леля захныкала и не нашлась, что ответить.

Папа сказал:

– Она хотела над нами пошутить. Но с нами шутки плохи! Целый год она от меня ничего не получит. И целый год она будет ходить в старых башмаках и в старом синеньком платье, которое она так не любит!

И наши родители, хлопнув дверью, ушли из комнаты. А я, глядя на Лелю, не мог удержаться от смеха. Я ей сказал:

– Леля, лучше бы ты подождала, когда захвораешь свинкой, чем идти на такое вранье для получения подарков от наших родителей.

И вот, представьте себе, прошло тридцать лет! Тридцать лет прошло с тех пор, как произошел этот маленький несчастный случай с бильярдным шариком. И за все эти годы я ни разу не вспомнил об этом случае. И только недавно, когда я стал писать эти рассказы, я припомнил все, что было. И стал об этом думать. И мне показалось, что Леля обманула родителей совсем не для того, чтобы получить подарки, которые она и без того имела. Она обманула их, видимо, для чего-то другого. […]

Напиши, почему Лёля обманула родителей. С какими героями из прочитанных  за 6 класс художественных произведений можно сравнить Лёлю? Что сближает героев?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа по литературе  за курс 6 класса.                                    Вариант II

Фамилия, имя ученика/ученицы_______________________________________

1. Дайте развернутые определения понятиям:

А. Аллегория - __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________Б. Былина - ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

В. Баллада- __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2. Соотнесите автора с названием произведения и его жанром:

1.«Аристократка»

А. Стихотворение

А. Грин -.....-.....

2. «Свинья под дубом»

Б. Феерия

Н. А. Некрасов-.....-.....

3. «Василий Шибанов»

В. Поэма

М. Зощенко-.....-.....

4. «Белый пароход»

Г. Сказ

А. К. Толстой-.....-.....

5. «Алые паруса»

Д. Повесть

А. Фет-.....-.....

6. «Железная дорога»

Е.  Баллада

Ч. Айтматов-.....-.....

7.  «Я пришёл к тебе с приветом...»

Ж. Басня

И. А. Крылов-.....-.....

3. Подчеркните и определите средства художественной выразительности:

А. «Словно яблонный цвет, /Седина у отца пролилась в бороде» _____________________

Б. «И следом печальным на почве бесплодно/Виднелся лишь пепел седой и холодный»__________

В.  «...лес проснулся, /Весь проснулся, веткой каждой»_________________

4.  Определите и запишите имена  героев, которым принадлежат слова:

А.  «…Не помня, как оставила дом, она  бежала уже к морю, подхваченная неодолимым ветром события; на первом углу она остановилась почти без сил; ее ноги подкашивались, дыхание срывалось и гасло, сознание держалось на волоске. Вне себя от страха потерять волю, она топнула ногой и оправилась. Временами то крыша, то забор скрывали от нее алые паруса; тогда, боясь, не исчезли ли они, как простой призрак, она торопилась миновать мучительное препятствие и, снова увидев корабль, останавливалась облегченно вздохнуть»______________

Б. «– Ваше царское величество, не прикажите казнить, прикажите миловать! Из чего, не во гнев будь сказано вашей царской милости, сделаны черевички, что на ногах ваших? Я думаю, ни один швец ни в одном государстве на свете не сумеет так сделать. Боже ты мой, что, если бы моя жинка надела такие черевики!» _____________________________

Д. «С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, — вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила.» _____________________

5. Прочитай фрагмент из рассказа Михаила Зощенко «Бедный Федя» и ответь на вопросы.

В одном детском доме находился мальчик по имени Федя.

Это был очень грустный и скучный мальчик. Он никогда не смеялся. Не шалил. И даже не играл с ребятами. Он тихонько сидел на скамейке и о чём-то думал.

И дети к нему не подходили, потому что им было неинтересно играть с таким скучным мальчиком.

И вот однажды воспитательница дала Феде книжку и сказала:

– Прочитайте вслух несколько строчек из этой книги. Я хочу узнать, хорошо ли вы читаете. Чтобы знать, в какой класс вас зачислить.

Федя покраснел и сказал:

– Я не умею читать.

И тогда все дети удивлённо на него посмотрели. А некоторые даже рассмеялись. Потому что мальчику десятый год, а он читать не умеет. Это смешно и странно.

Учительница спросила Федю:

– Неужели же вы совершенно читать не умеете? Может быть, даже не знаете букв?

И, показав на букву «А», она спросила:

– Какая это буква?

Федя снова покраснел, потом побледнел и говорит:

– Я не знаю, какая это буква.

И тогда все дети громко рассмеялись. А учительница спросила:

– Как же так случилось, что вы до сих пор букв не знаете?

Федя сказал:

– Когда мне было пять лет, фашисты угнали нас в Германию. Меня и мою маму. И там мы работали на заводе. И там фашисты не учили нас читать.

Тут все дети перестали смеяться. А учительница спросила Федю:

– А где же теперь ваша мама?

Печально вздохнув, Федя сказал:

– Она умерла в Германии. Она была очень больна. И она лежала с высокой температурой. Но фашисты подняли её штыками и заставили её работать. И вот почему она умерла.

Учительница сказала Феде:

– Бедный мальчик. Ты не смущайся, что ты не умеешь читать. Мы тебя научим. И мы тебя будем любить, как родного.

И, обратившись к ребятам, она им сказала:

– Ребята, примите Федю поиграть в свои игры.

Но Федя отказался играть. И он по-прежнему сидел на скамейке скучный и бледный.

И вот в один прекрасный день учительница взяла его за руку и повела его к докторше. И сказала ей:

– Будьте добры, дайте этому мальчику какие-нибудь порошки, для того чтобы он был весёлый и здоровый. И чтоб он играл с ребятами, а не сидел бы молча на своей скамейке.

Докторша сказала:

– Нет, таких порошков у нас не имеется. Но есть одно средство...

Как ты думаешь, какое средство поможет Феде? С какими героями из прочитанных  за 6 класс художественных произведений можно сравнить Федю? Что сближает героев? Дай развёрнутый ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса по программе Т. Ф. Курдюмовой. Работа состоит из заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом....

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс

Данный материал содержит итоговую контрольную работу по литературе для 7 класса в двух вариантах...

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Итоговая контрольная работа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс»

Данной контрольной работой проверяются знания о произведениях русских писателей, об их жизни, о теоретико-литературных понятиях, предусмотренных программой, а также читательские умения.  Д...

Итоговая контрольная работа по литературе XIX века в 7 классе. Литература и история: изображение в литературе исторических событий.

Контрольная работа составлена в двух вариантах, соответствует новому тематическому планированию, действующему с 2023-2024 учебного года. Дана система оценивания....