Урок внеклассного чтения по повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики".
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Конспект урока литературы в 6 классе по повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx74.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе по повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы: эвристический, объяснительно – иллюстративный, исследовательский.

Модель обучения: базовая (6 класс – 3 часа литературы в неделю).

УМК: учебник «Литература. 6 класс». Авторы: В.Я. Коровина, Москва «Просвещение - учебник», 2016 г.

Цель урока: формировать читательскую компетенцию через тренинг в определении проблемы, идеи, находящих отражение в жизни героев рассказа Н.В. «Старосветские помещики».

Задачи урока:

Образовательные:

обучение элементам анализа рассказа;

обучение нахождению художественных деталей, средств художественной выразительности;

Развивающие:

развитие логики; развитие умение анализировать прочитанное; развитие критического мышления; развитие внимания; развитие речи; развитие читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать тему и цель урока;

развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

воспитание доброты, взаимопомощи;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.

Метапредметные: ученик научится соотносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с различными художественными ценностями культуры.

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Оборудование:ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;

использование ЭОР; личные ПК или смартфоны детей; рабочий лист;

Структура урока:

Самоопределение деятельности.

Постановка учебной проблемы.

Актуализация опорных знаний.

Открытие новых знаний и первичное закрепление.

Физ. минутка.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Закрепление изученного материала.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Самоопределение деятельности.

1 минута

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы пришли сегодня на урок. На столах у вас лежат карточки, выберете ту, которая соответствует вашему настроению.

Здороваются, выбирают подходящую карточку (смайлики).

2

Постановка учебной проблемы.

3 минуты

Обеспечение осознанного восприятия темы.

Урок я хочу начать с вопросов «Как часто вы вспоминаете о своих бабушках и дедушках? С какими чувствами вы вспоминаете о них?

А вот как писал на эту тему Н.В. Гоголь в повести «Старосветские помещики».

Ответы детей о бабушках и дедушках.

3

 Актуализация опорных знаний.

3 минут

Актуализация знаний учащихся

Как вы понимаете  название повести?

Посмотрите на иллюстрацию из повести, здесь изображены главные герои повести. Что вы можете о них сказать, глядя на иллюстрацию.https://st03.kakprosto.ru/images/article/2019/4/12/343922_5cb09b7bd02855cb09b7bd02c0.jpeg

Слова «старый» и «свет» на страивают на восприятие о старых временах, значит, и герои будут представители этого поколения.

Отмечают добрый взгляд у героев, влюбленность, нежность.

4

Открытие новых знаний и первичное закрепление.

10 минут

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися темы.

Итак, герои повести Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна. Найдите в тексте описание стариков. Какие слова являются ключевыми?

Объясните значение слов:

буколическая жизнь (идиллическая, мирная, простая жизнь на лоне природы (по названию цикла стихотворений римского поэта Вергилия «Буколики»));

Филемон и Бавкида (в греческой мифологии благочестивые супруги, дожившие до глубокой старости, которым боги в награду за их взаимную любовь и гостеприимство даровали одновременную смерть, превратив их в два сросшихся дерева);

камлот (старинная плотная шерстяная ткань);

палата (название многих административных учреждений; существовали палаты казенная, гражданская и др.);

компанейцы (полки легкой кавалерии в украинском войске, формировавшиеся из добровольцев. В 1776г. были преобразованы в регулярные части);

секунд-майор (младший офицерский чин в русской армии с начала XVIII в. упразднен в 1797г.)

Всегда улыбался, столько доброты, доброе лицо, спокойная, ясная жизнь.

Объясняют значение слов, если затрудняются пользуются словарем.

5

 Физминутка.

1 минута

Здоровьесбережение

Отложите ручки и тетради, настройтесь на отдых. Закройте глаза и вслушайтесь в музыку. Можно ли сопоставить музыкальную композицию и сюжет рассказа?

6

 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Закрепление изученного материала

13 минут

Работа в группах.

1 ГРУППА

1.Расскажите, используя цитаты, об особенностях быта и семейного уклада старосветских помещиков. (Описание комнат, привычка к теплоте, комната Пульхерии Ивановны, описание мебели.)

2. Какую роль играет в повести описание поющих дверей?

                2 ГРУППА

1. Расскажите, используя цитаты, о хозяйственных заботах Пульхерии Ивановны:

 а) приготовление пищи;

 б) однократное ревизирование своих лесов (потеря дубков);

2. Почему при таком воровстве дворовых хищения казались незаметными?

                3 ГРУППА

1. Расскажите, используя цитаты, о режиме дня стариков.

2.Что было главным в их жизни?

3. Как Афанасий Иванович подшучивал над супругой? Инсценируйте разговор о пожаре.

                4 ГРУППА

1.Какую роль в судьбе Пульхерии Ивановны сыграла серая кошечка?

2.Почему Пульхерия Ивановна так восприняла исчезновение кошечки?

3.Какие распоряжения отдала помещица перед смертью?

                   5 ГРУППА

1.Как вел себя на похоронах Афанасий Иванович? Когда он осознал утрату?

2.Что стало главным для Афанасия Ивановича после смерти Пульхерии Ивановны?

3. Что стало с имением после смерти стариков?

При ответе используйте цитаты из текста.

Учащиеся отвечают на вопросы карточек. Критерии оценок – полнота, связность ответа, глубина проникновения в авторский замысел.

7

 Рефлексивно-оценочный этап.

4 минут

Самостоятельный анализ и оценка результатов своей учебной деятельности на уроке.

Заполните чистые ячейки кластера качеств, характеризующих старосветских помещиков.

Подвеем итоги.  Чему научила вас повесть «Старосветские помещики»?

Заполните, пожалуйста, лист самооценки.

Критерии оценок

Полнота

связность

Цитирование

Итоговая оценка

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

Дополнительный ответ (за урок)

Заполняют кластер по повести.

8

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

5 минут

Индивидуальная работа.

Домашнее задание выберете для себя сами. Одно из двух.

1. Написать мини-сочинение на тему: «О каких чертах жизни старосветских помещиков Н.В. Гоголь говорит с юмором?»

2.Рассказать о своих бабушках и дедушках, цитируя повесть.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

Урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Чистые камушки"

Урок повышает интерес учащихся к творчеству А.Лиханова, заставляет задуматься над нравственными проблемами человека, расширяет читательский опыт, способствует развитию творческого потенциала учеников....

Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе

Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу    В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.      Исходя из программы, это урок №3...

Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете"

Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете" для учащихся 7 класса, на котором поднимаются проблемы самопожертвования, любви, эгоизма....

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...