Самоанализ урока "Мцыри-романтический герой"
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Болотова Нима Цыдыповна

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) с применением мультимедийных форм обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  с.Константиновка

Николаевского муниципального района Хабаровского края

 

 

Самоанализ урока  

 по теме:

«Мцыри-романтический герой»

Провела:

 учитель

                                                                       русского языка и

 литературы

 Болотова Нима

Цыдыповна

        

г. Николаевск-на- Амуре,2019

Самоанализ урока

План

  1. Тема урока.
  2. Тип урока.
  3. Цель урока.
  4. Место урока в учебном плане.
  5. Структура урока, почему она выбрана.
  6. Методы.
  7. Мотивационная обеспеченность урока.
  8. Содержательная сторона урока.
  9.  Виды речевой деятельности.
  10.  Формы работы.
  11.  Средства обучения.
  12.  Контроль знаний, умений и навыков.
  13.  Подведение итогов.

1. Тема урока:

«Мцыри- романтический герой».

2. Тип урока:урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) с применением мультимедийных форм обучения.

3. Цель урока:

Образовательная: 

обобщить знания о принципах романтизма и их художественном воплощении в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Развивающая:

 развивать навыки исследовательской деятельности, выполнять компаративный анализ текста, выразительного чтения, характеристики героя; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; развивать навыки работы в группе, творческого мышления, речи.

Воспитательная:

 создать условия для воспитания коммуникативной культуры, толерантности, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнения других, воспитывать чувство патриотизма, чести, прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства.

Тип урока:

 урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Методические приемы: 

Информационные (рассказ, сообщения)

Фишбоун (графическая техника представления информации)

Репродуктивный (беседа с использованием наглядных пособий)

Исследовательский (анализ поэмы)

Приёмы: Работа в группах

Задания – исследования

Творческие задания

Сопоставление

Элементы проблемно- личностного обучения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, работа в парах.

Достижение образовательных предметов.

предметные:

-уметь охарактеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

метапредметные:

- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, компаративного анализа текста.

- координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

личностные:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.

Формирование УУД

 регулятивные:расширить знания учеников о творчестве М.Ю. Лермонтова, познакомить с особенностями его творческого метода;

  • совершенствовать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания;
  • совершенствовать умение делать индивидуальные сообщения на заданную тему, характеризовать героев, выявлять средства характеристики персонажа.

коммуникативные и познавательные:  

  • развивать познавательный интерес; культуру устной речи, умение выразительного чтения;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать умение сопоставлять изучаемые на уроках объекты;
  • развивать уверенность в своих силах, настойчивость

личностные:  

  • укрепить интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова;
  • закрепить стремление применять на практике знания, полученные на уроке.

4. Место урока в учебном плане.

В календарно-тематическом планировании это второй урок по творчеству М.Ю. Лермонтова.  

5. Структура урока, почему она выбрана.

        I. Организация. Начало урока (постановка цели урока, мотивация учащихся на работу).

        II.  Введение в замысел.

 (выступления учащихся, демонстрация презентаций)  

        III. Обобщение изученного материала (оформление фишбоун).

        IV.  Рефлексия (составление синквейна),самооценивание.

V.  Домашнее задание.

Данная структура урока была выбрана для успешного решения поставленных задач.

6. Методы.

        На уроке было использовано сочетание таких методов, как:

- коммуникативно-ориентированный;

- фишбоун (13 слайд в режиме анимации);

- учебная работа под руководством учителя;

- репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем информации);

- наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов);

- словесный метод (рассказ, элементы беседы);

-методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания, ситуации занимательности);

- частично-поисковый метод (подготовка исследовательского проекта);

- метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя).

7. Мотивационная обеспеченность урока.

В формировании учебной мотивации особо значимым является пробуждение интереса, который служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии интереса значительно облегчается процесс развития у учащихся познавательных функций и жизненно важных умений.

Специфика урока состоит в применении современных инновационно-коммуникационных технологий (ИКТ), применения метода фишбоун, которые способствуют повышению интереса, следовательно, и повышению уровня мотивации учащихся.

Урок состоит из 3-х этапов мотивации:

1) Ориентировочно-мотивационный.

Он включает в себя следующие учебные действия:

- создание ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы;

- формулировка основной учебной цели, как итога обсуждения (цель деятельности на данном уроке);

2) Операционально-исполнительский.

Он предполагает:

- усвоение темы, овладение учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием;

- положительные эмоции, подкрепляющие учебную деятельность, достижение конкретного результата.

3) Рефлексивно-оценочный

На этом этапе происходит:

- анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей и оценкой работы;

- подведение итогов, переводящее удачные и неудачные ответы учащихся в позитивную плоскость приобретенного опыта;

- «подкрепление» учебной мотивации, что, в свою очередь, приводит к формированию ее устойчивости.

Важным было повышение уровня мотивации учащихся.

Стимулирование мотивации осуществлялось вербальными приемами и благодаря использованию наглядно-иллюстративного метода.

8. Содержательная сторона урока.

Содержание материала личностно ориентировано, доступно.

9. Виды речевой деятельности.

Аудирование.

Чтение наизусть.

 Говорение.

10. Формы работы:

 Фронтальная

Работа в паре

Групповая.

11. Средства обучения.

Аудиозапись «Бой с барсом», Д. Байрона «Хочу я быть ребенком вольным , мультимедийная презентация со зрительной и речевой опорой, сборники стихотворений, репродукции картин Лермонтова.

12. Контроль знаний, умений и навыков.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков был осуществлен в форме самостоятельной исследовательской деятельности, в заполнении фишбоун, вопросно-ответной деятельности.

Для закрепления материала было дано домашнее задание по формированию необходимых языковых навыков и развитию речевых умений по теме с учетом возрастных, интеллектуальных особенностей, учащихся и познавательного интереса.

13. Подведение итогов.

Работоспособность учащихся на уроке обеспечивалась за счет использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный, насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость.

Ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей учащихся, применяла дифференцированный подход.

Отклонений от плана урока не было.

Результативность урока хорошая.

              Учитывая небольшую наполняемость класса, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности. Работа проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял учащихся на самостоятельную, познавательную и творческую активность. Структурные элементы урока

взаимосвязаны, все этапы на уроке соблюдены, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

   Осуществлялись межпредметные связи (русский язык, литература, МХК) и связь с жизнью. Применялся как устный, так и письменный вид работы учащихся, чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке, логичность, последовательность и доступность в изложении материала.

     Использование на уроке разнообразных методов и приёмов позволило оценить работу каждого ребенка, дать возможность анализировать активно на уроке. Активность, расположенность к творческой работе, желание познания – такая психологическая атмосфера царила на уроке. Ребята учились думать, высказывать свое мнение и уважать мнения высказывающихся.  Перегрузки детей не было. Цель урока достигнута.

Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

"Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")

Анализ образов-персонажей - самый привычный путь разбора произведения в школе. Он способствует утверждению взгляда на литературу как на человековедение. Законченное воплощение пообразный анализ получа...

Самоанализ воспитательного мероприятия "Кто ты, герой?"

Данный самоанализ был представлен на конкурсе "Самый классный классный"....

Урок и презентация по теме «Герой без ног. Герой Советского Союза летчик-истребитель Алексей Петрович Маресьев» на английском языке

Предлагаемый вашему вниманию урок английского языка   был проведен в мае, и был посвящен 70 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Актуальность темы урока обусловлена потребностью с...

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...

Урок мужества, посвященный Герою России Алдару Цыденжапову "Ты жил, герой! Ты рядом с нами шёл..."

Материал посвящен Герою России Алдару Цыденжапову. Герой России - высшее звание, присваиваемое за заслуги перед государством, связанные с совершением геройск...