Открытый урок
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе на тему "Любовная лирика Сергея Есенина".
Подготовила Юринская И.В. учитель русского языка и литературы.
Класс: 11
Тип урока: урок-исследование.
Форма работы: групповая.
Оборудование: компьютер; интерактивная доска; презентация, посвящённая любовной лирике С. Есенина; выставка книг со сборниками стихотворений поэта; стихотворения С. Есенина; игра на гитаре в исполнении Вадима Пикурова, учащегося 11 класса романса на стихотворение Есенина «Заметался пожар голубой».
Раздаточный материал: карточки с вопросами-заданиями; таблица «Динамика развития темы любви в творчестве С. Есенина.
Опережающее групповое задание:
1)изучить любовную лирику С. Есенина обозначенного периода творчества; 2)ответить на вопросы , анализировать, сравнивать произведения, делать умозаключения ;3)подготовить сообщения, выразительное чтение понравившихся стихотворений наизусть.
Цель урока:
Обучающая: показать динамику развития любовной темы в лирике С. Есенина, обозначить специфику поэтических образов; раскрыть красоту и искренность чувств.
Развивающая: развивать активное, творческое, ассоциативное мышление; формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности; отбирать материал, анализировать, сравнивать, делать умозаключения; совершенствовать навыки выразительного чтения,
Воспитательная: пробудить интерес к произведениям русской литературы, стремление открывать глубину чувств лирического героя в поэзии.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.
С. Есенин
Ход урока:
1.Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте – какое удивительное слово. Когда мы произносим его, приветствуя друг друга, то желаем здоровья. Поэтому чаще говорите: «Здравствуйте!» - это слово обладает оздоровительной силой. В нем много звуков, которые заряжают бодростью.
Послушаем романс на стихотворение «Руки милой - пара лебедей…»
- Ребята, о чём пойдет речь сегодня на уроке? (Выслушиваются ответы учащихся)
Эмоциональное настроение
Синквейн к слову любовь.
Красивая, нежная
Окрыляет, успокаивает, даёт силы
Она, словно солнышко окрыляет мир
Любовь - основа жизни
2. Определение темы урока и целеполагание
3. Слово учителя.
- Трудно найти человека, которого любовь захватывала и потрясала в такой же степени, как Есенина. Так красиво, проникновенно мог сказать человек, чувствующий сердцем. « Я сердцем никогда не лгу», - говорил о себе Есенин. И действительно, его произведения на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, « ходит по мукам» сама русская душа. Она страдает, истязает себя, а затем находит очищение в исповеди.
Слайд 4. - Итак, предметом нашего разговора станет лирика. Но не просто лирика, а стихотворения Есенина о любви.
Задача учащихся: знать динамику развития любовной темы в стихотворениях поэта, понять, как Есенин чувствует и выражает в слове такое тонкое понятие, как Любовь к женщине.
Уметь: самостоятельно отбирать материал к уроку, анализировать, сравнивать, делать умозаключения; совершенствовать навыки выразительного чтения.
- Запишите, пожалуйста, дату, тему урока.
Слайд 5.
А эпиграфом нашего урока являются строки из прочитанного отрывка стихотворения
С. Есенина «Руки милой – пара лебедей…»:
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют
- Как вы понимаете смысл выражения, предложенного в качестве эпиграфа? (Каждый человек в жизни хоть раз да был влюблён, когда он окрылён и ни о чём не может думать, кроме как о любимом или возлюбленной). А если вас ещё не успело посетить это прекрасное чувство, то оно обязательно впереди.
- Итак, тема урока - любовная лирика Есенина.
Слайд 6.
- Давайте представим себе, что мы читаем книгу под названием «Любовная лирика Есенина» и окунемся в это прекрасное чувство и прослушаем, почувствуем …
3. Исследование. Лингвистический анализ текста
Чтение наизусть стихотворения «Выткался на озере алый свет зари...». (Читает ученица Вас.Оля)
Воспоминание
Учитель: Лидия Ивановна Кашина была выпускницей Александровского института благородных девиц, соответственно была хорошо образована, любила литературу, а потому, прослышав, что в ее селе живет прославленный поэт, пригласила его к себе в дом. Дружили они и после революции. К тому времени константиновская усадьба отошла государству, и Есенин навещал Лидию Ивановну на ее московской квартире. Он даже просил своих знакомых пересылать ему корреспонденцию по адресу: "Скатерный переулок, д. 20. Лидии Ивановне Кашиной, для С.Е.". 1919 год. В начале 30-х годов семьёй Кашиных заинтересовались «органы». В 1936 году последовал арест профессора, а в1937 - арест Лидии Ивановны Кашиной. В тот же год она умерла от рака.
Учитель: Любовь в лирике поэта разная: чистая и красивая, но всегда в этой любви восхищенное отношение к женщине, к ее красоте. И лирический девичий образ рисуется поэтом нежными и чистыми красками:
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Читает Максим «Шагане…»
Облако-воспоминание
Илья, Костя
Учитель: Любовь и только любовь роняла в его сердце искры, которые разжигали в душе огонь творчества. Нет любви — нет поэзии. Любовь воспринимается лирическим героем как возвращение к утраченному спокойствию, обретение душевного равновесия.
«Заметался пожар голубой…». Исполнение романса на гитаре (Пикуров Вадим)
Облако – воспоминание Миклашевская
Конечно, про любовь он пел не впервые, но всякий раз настолько отдавался нахлынувшему чувству, как будто оно и в самом деле было первым или последним.
Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошённой души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значимость идеального чувства. Он старается доказать, «как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным». Таким образом, трагизм сменяется задушевностью.
Поэт осуждает то, что было не любовью, а дурной страстью, похмельным бредом, безоглядной, бессмысленной лихостью. Он призывает на помощь любовь возвышенную, чистую, которая рождает «слова самых нежных и кротких песен», которая воспитывает человека в преданности и постоянстве.
В любви, в любимой женщине лирический герой видит смысл существования: «Я б навеки пошел за тобой». Это возрождение огрубевшего сердца, звонкая песнь исцеленной Лиры. Любовная линия продолжает свое развитие и в стихотворении «Ты такая ж простая, как все», где портрет любимой представляется лирическому герою строгим иконным ликом богоматери. Есенина восхищает и поражает в ней необычное…
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях,
Итог урока .Вывод
Рефлексия. Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...