алые паруса Грина
план-конспект урока по литературе (6, 8 класс)
Урок внеклассного чтения по творчеству Александра Грина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alye_parusa_grina.docx | 35.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Алые паруса Грина
Урок внеклассного чтения в 8 классе
Оборудование:
1. Доска затянута алой материей в виде парусов.
2. На «парусах» портрет А. С. Грина
3. Перед «парусами» на высокой подставке, затянутой такой же материей, модель парусника.
4. На журнальном столике слева корзина с белыми розами.
5. Фонозапись «Вступление к опере Мусоргского «Хованщина».
6. Видеоэкскурсия по музею писателя в Феодосии.
Ход мероприятия:
- Инсценировка «Зеленая лампа» 2 часть.
- Слово учителя.
Такая зеленая лампа, которая светит на жизненном пути, должна быть у каждого человека. Одержимые люди, добивающиеся мечты своим трудом, - герои произведений Александра Грина.
- Рассказы учащихся о жизни писателя.
1 ученик. Талантливый эпигон Гофмана, русский Эдгар По, Айвазовский прозы, неистовый мечтатель… Какие только эпитеты не применялись по отношению к Александру Грину! Еще до революции критики пытались определить его место в литературе, разгадать загадку творческого метода. Даже в самом псевдониме писателя усматривалось нечто загадочное, противное русскому духу и слуху. А разгадку, как показало время, нужно было искать не где-то вдали, а тут вот, рядом, в традициях народного творчества, отечественной литературе. В творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского. В самой почве русской земли, откуда берут начало источники жизненной и творческой силы писателя. И не за синими морями, а в суровом северном крае, на берегу быстрой Вятки, были сотканы паруса гриновских кораблей, покоривших потом весь читающий мир.
2 ученик. Крайне скудны свидетельства начальных лет жизни писателя. Отец его, Степан Евсеевич Гриневский, поляк, за участие в восстании 1863 года был сослан в Сибирь, а затем на поселение в Вятскую губернию. Здесь в старинном городке обувщиков, кожевенников Слободском он вступает в брак с девицей из мещан Анной Степановной Ляпковой. 11(23) августа 1880 года у них рождается первенец, окрещенный Александром. «Я научился с помощью отца читать шести лет, - сообщает в автобиографии Грин. Мать тогда же научила меня писать…» Знаменательно, что первой книжкой, самостоятельно прочитанной ребенком , стало «п Путешествие Гулливера». За ним последовали Жюль Верн, Майн Рид, Фенимор Купер, Брет Гард, Стивенсон и Конрад. «Слова Ориноко, Миссисипи, Суматра звучали для меня как музыка»,- скажет писатель много лет спустя.
3 ученик. Особое место в жизни Грина занимал, по его словам, Пушкин. «Лет семи- восьми, в гостях, я уединился с книгой Пушкина «Руслан и Людмила». Под влиянием творчества Пушкина он начал сочинять стихи. Из-за стихов случилась первая (и, увы, не последняя неприятность в жизни Грина. Начитавшись Пушкина, он решил модернизировать его стихотворение и под видом насекомых вывел своих преподавателей. Стихотворение вызвало взрыв восторга одноклассников, а автора немедленно исключили из реального училища. С трудом отец устроил его в четырехклассное училище, а потом предложил самому искать место в жизни, так как мачеха не жаловала Александра. Впечатлительный, неуравновешенный, он получил название «колдуна»: как заправская цыганка, предсказывал судьбу по линиям руки, всерьез пытался открыть «философский камень», занимался таинственными алхимическими опытами. Летом 1896 с 20 рублями в кармане с советами «не пропасть» я отправился в Одессу, напишет Грин впоследствии. Севастополь и Баку, золотые прииски Урала и сибирская ссылка, тюрьмы и полоса подпольной жизни. Последний раз Грин побывал в Вятке в 1916 году, чтобы попрощаться с умирающим отцом.
- Слово учителя. Видеоэкскурсия по музею писателя в Феодосии.
На берегу самого праздничного в мире Черного моря расположился солнечный город Феодосия. Он похож на диковинную птицу, которая, устав от жары, разбросала по отрогам скал диковинные крылья, а шею вытянула к морю, чтобы напиться. В 1924 году сюда приезжает Грин. «В этом поступке Грина, писал Константин Георгиевич Паустовский, - жить в тишине ближе к любимому морю, отразился верный инстинкт писателя –приморская жизнь была той реальной средой, которая давала ему возможность выдумывать свои рассказы. «Знойные извилистые улочки города, замшелые развалины старинных поселений генуэзцев, нагретая солнцем пыль на белых дорогах, гавань, полная необнаруженного значения, - все здесь дышало морем, подчинялось его властному ритму, все пленяло и грело его душу до конца дней. В Феодосии были созданы романы, «Бегущая по волнам», «Джесси Моргана», «Золотая цепь», новеллы. В доме, по улице Галерейной, где жил писатель с 1924 по 1929 год, сейчас литературно-мемориальный музей. Он похож на парусный корабль, введены в интерьер морские атрибуты. Вверх до карниза крыши поднимается фок- мачта, Перпендикулярно к ней прикреплены реи. С правой стороны к рее подвешен кранец, сплетенный их смоленого пенькового каната. От реи вниз спускаются винты. У основания мачты крепко вцепился старинный якорь.
Открывая тяжелую обитую медью дверь, мы попадаем в мир, созданный воображением писателя. – страну Гринландию. Перед нами, занимая стены и потолок, географическая карта романтико–фантастической страны Грина. На ней изображены коралловые острова, тихие лагуны, заливы, прозрачные бухты, целое созвездие феерических городов» Лисс, Зурбаган, Гель Гью, Ахуан-Скал – весь этот красочный фон, на котором разворачиваются удивительные события произведений творца блистающего мира. Комнаты-каюты музея получили необычное название: Клиперная, Ростральная, каюта капитана Гезе, Корабельная библиотека. Потолок из морских досок, у входной двери мягко излучают свет два фонаря, «летучая мышь», на убегающих вверх винтах модели различных парусных кораблей: бригантины, брига, фрегата. Над дверью портрет Александра Грин, выполненный художником Александром Бродским. Загадочно, ка бы из небытия, выступает лицо писателя. Взгляд его устремлен навстречу кораблям.
- Чтение учащимся наизусть стихотворения Марка Лисянского «Корзина белых роз».
Склоняю низко голову над Александром Грином.
Безмолвно и восторженно гляжу ему вослед.
А он в костюме стареньком идет - худой и длинный-
Осенним южным городом, где прожил много лет.
Шагает он - и плещется волна в беспечном взоре,
Поэт и путешественник, бродяга и матрос.
В его глазах распахнутых вовсю синеет море,
В его руках плетеная корзина белых роз.
Отчаянный бессребренник, голодный и не, бритый
К жене, к любимой женщине, с цветами он спешит.
Лишь только ею признанный, еще не знаменитый,
Создавший то, чем будет он в России знаменит.
Веселый и ликующий - сегодня он в ударе!
Идет сквозь ветер северный, не замечая слез.
ПАЛЬТО ДЕМИСЕЗОННОЕ ОН ПРОДАЛ НА БАЗАРЕ,
ЧТОБ В ДЕНЬ ЕЕ РОЖДЕНИЯ КУПИТЬ К О Р З И Н У Р О З!!!!
- Викторина по произведениям писателя (ученики читают отрывки наизусть)
1 чтец. «Стены этой комнаты…» («Золотая цепь»)
2 чтец. «Слушайте. Без сомнения…» («Блистающий мир»)
3 чтец. «За ореховой рамой в светлой пустоте…» («Алые паруса»)
4 чтец. «Туман еще не рассеялся…» («Алые паруса»)
- Сценки из повести «Алые паруса».
1). «Тем временем в Каперне …В них было все лучшее человека».
2). Концовка.
Звучит музыка «Рассвет на Москва-реке» (Вступление к опере Мусоргского «Хованщина»).
- Чтение учащимся стихотворения Марка Лисянского «Алый парус».
Над землей под небом Вятским
И над Волгою-рекой
Алый парус- флаг моряцкий
Поднял город Слободской.
Не морская бригантина-
Это вятская земля
Стала родиною Грина,
Фантазёра и враля.
Кем он только не работал!
Слесарь, грузчик, плотогон…
Но, стирая капли пота,
Алый парус видел он.
Землекоп, маляр и пекарь,
Банщик, писарь и матрос,
По крутым дорогам века
Он мечту свою пронёс.
Так и жил, подобный чуду,
Спал в порту, в цеху, в депо.
И в пути читал повсюду
Наизусть Эдгара По.
От порога шел к порогу,
Превращая на ходу,
В сказку - ветер и дорогу,
В радость - горе и беду.
Не бездельник, не повеса-
Мог топор держать в руках,-
А из Вятки шёл в Одессу
Он в болотных сапогах.
Был столом прибрежный камень,
На чернила шла роса.
Вот такими-то руками и творятся чудеса!
Алый парус, флаг моряцкий,
Сплав надежды и мечты,
Он летит под небом вятским
В мир грядущей красоты.
Расступаются планеты.
Мы не этом корабле.
Фантазёры и поэты
Торжествуют на земле!
- Исполнение учащимися песни «Алый парус» под аккомпанемент учителя.
Ребята, надо верить в чудеса.
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоет над океаном.
Не три глаза- ведь это же не сон.
И алый парус снова гордо реет.
В той бухте, где отважный Грэй нашел свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль дождалась Грэя.
С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что нам досталась.
А без друзей на свете было б очень трудно жить
И серым стал бы даже алый парус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".
Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....
Викторина по феерии А.Грина "Алые паруса"
Викторина по феерии Александра Грина "Алые паруса" (вопросы и ответы)...
Урок по повести Александра Грина "Алые паруса"
В начале презентации представлены фотографии из музея А. Грина, которые могут понадобиться для иллюстрации биографии писателя, а затем идут слайды по уроку, посвященному вопросу "Нужны ли миру мечтате...
«Чудеса надо делать своими руками!» Урок в 8 классе по повести А.Грина «Алые паруса».
Урок «Чудеса надо делать своими руками» для 8 класса по повести А.Грина «Алые паруса». На уроке учащиеся работают с текстом произведения, анализируют его, находят средства художественной выразит...
Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")
познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....
План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....
Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")
Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...