Научная статья "Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы"
статья по литературе
Статья состоит из небольшой теоретической части и практической-описание приемов развития эмоционального интеллекта на уроках литературы. Автор приводит примеры заданий и разных форм работы на уроках из собственной практики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnogo_intellekta_na_urokah_literatury.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы
Эмоциональный интеллект – это особый вид интеллекта, развитие которого обеспечивает возможность распознания собственных эмоций, а также чувств, испытываемых окружающими людьми. Кроме того, от уровня развития этого вида интеллекта зависит умение управлять эмоциями.
Изучение вопросов, связанных с формированием психоэмоциональных возможностей человека началось совсем недавно. Первые работы по изучению были проведены в 1990 году, в ходе которых было выявлено несколько составляющих эмоций:
- Восприятие – распознание с помощью визуальных параметров.
- Понимание – способность уловить тонкую связь между испытываемыми чувствами и мыслями.
- Управление – подавление/побуждение/направление испытываемых чувств.
- Активизация мышления.
От умения правильно эмоционально реагировать на ситуацию, распознавать чувства других зависят наши отношения с людьми, а также успех в делах. Ученики каждый день переживают огромное количество эмоций, что напрямую отражается на качестве усвоения материала во время учебного занятия.
Согласно проведенным исследованиям, было выявлено, что ученики с высоким и средним уровнем развития психоэмоциональной сферы чувствуют себя более комфортно. Контроль эмоций помогает гораздо быстрее и проще установить контакт с окружающими. В тоже время, обучающиеся с недостаточным уровнем развития чаще испытывают сложности в общении и становятся участниками конфликтов.
Эмоции ребенка всегда видны на его лице, нам не нужно проводить специальные тесты, чтобы понять, что он чувствует. Задача педагога-выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы помогать учащимся развивать эмоциональный компетенции. Мы можем не только научиться ребенка контролировать свои эмоции, которые могут быть направлены на негативные поступки, но и научить овладевать ими: сочувствовать, сопереживать. Польза этих уроков – знакомство с жизнью, умение переживать все чувства вместе с героями, погрузиться в их мир.
В своей практике я применяю следующие задания для развития эмоционального интеллекта учащихся:
- Вопросы на восприятие текста, иллюстрации, портрета, музыкального отрывка и т.д.
Что вы почувствовали после прочтения…, просмотра и т.д.?
Какие образы вы себя представили?
Запишите эмоции, которые вы испытывали при чтении…, просмотре..., прослушивании и т.д.?
- Сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства (живопись, музыка, ораторское искусство и др.). Например, сцена разговора Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри и картина Н.Ге «Что есть истина?». Или картина Мунка «Крик» и рассказ Н.Гоголя «Невский проспект». Большой эмоциональный отклик вызывает у учащихся сопоставление образов литературных героев и отрывков известных фильмов. Например, монолог Базарова о любви и отрывок из фильма «Шерлок Холмс» (монолог Шерлока).
- Прием «чтение с остановками» позволяет учащимся домыслить финал текста, представить в своем воображении желаемую для них развязку. А после можно сравнить впечатления от реального финала. Ученики отмечают в устной форме, оправдались ли их ожидания, какие эмоции они испытали, когда узнали финал произведения.
- «Ролевые игры»: учащиеся любого возраста «оживляются» на уроке, когда учитель предлагает игровую форму работу. Можно попросить ребят разыграть диалог из произведения или представить встречу нескольких героев из разных произведений. Вы удивитесь, насколько артистично ребята подойдут к выполнению задания, как с помощью эмоций, поз, жестов можно передать характер персонажей. Например, в 9 классе ученики разыграли «случайную» встречу Чацкого, Онегина и Печорина на берегу моря. А в 5 классе учащиеся разыграли разговор Фильки («Теплый хлеб»), Васи («В дурном обществе») и Алеши («Черная курица»).
- Арт-минутка «Слышу, чувствую, рисую». Учитель предлагает учащимся прослушать музыку и на листах бумаги выразить свои чувства, эмоции с помощью красок
- «Ассоциативный куст» данный прием можно использовать на этапе предтекстовой работы (например, при знакомстве с заголовком. Мы составляли ассоциации к таким текстам, как «Лапти», «Телеграмма», «Черная курица» и др). Или при изучении лирического произведения, особенно уместно прослеживать свои чувства и чувства лирических героев поэзии Серебряного века.
- Мини-проекты: Создание видеороликов, презентаций, коллажей после изучения произведения. Например, 9-классники в группах создавали гербы помещиков из поэмы «Мертвые души». А в 11 классе страничку в социальных сетях для героев романа «Мастера и Маргариты».
- Рефлексия. Хотя данный этап часто рассматривается как необязательный и в старших классах не проводится, нельзя не отметить большую роль самооценки для воспитания эмоционального интеллекта. В конце учебного занятия учащиеся могут оценить не только уровень усвоения темы и качество своей работы на уроке, но и определить свое эмоциональное состояние. Я предпочитаю давать письменные виды рефлексии, чтобы ученики могли сравнить свои оценки нескольких уроков подряд.
- Смайлики
- Лестница успеха
- «Метод незаконченного предложения» (Мне понравилось, что… Интересным на уроке мне показалось… Мое настроение на уроке было похоже на… и т.д.)
- Светофор
- Цветок эмоций (учащиеся записывают на лепестках одним словом одну или несколько эмоций и по желанию комментируют)
- Синквейн
Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод эмоционального погружения на уроках литературы как один из путей постижения учащимися идейно-художественного своеобразия произведения и развития их эмоционального интеллекта.
Статья для участия в межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы гуманитарного образования в современной России"...
Статья «Развитие эмоционального интеллекта на уроках иностранного языка»
Актуальность технологии развития эмоционального интеллекта обусловлена требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта, ставящего главной целью воспитание и разв...
"Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы"
Уважать того, кто не похож на тебя, ставить перед собой цели, понимать, что ты на самом деле хочешь, справляться с «ударами» судьбы, поддерживать отношения с людьми, понимать глубинные нед...
Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы ("Прозой живущие, Поэзией дышащие")
Размышления о том, как привить любовь к литературе, как научить детей понимать поэтическое слово....
«Метод эмоционального погружения на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из путей развития эмоционального интеллекта обучающихся»
Литература – предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, развивающий душу. Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является «мод...
Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка
Что такое эмоциональный интеллект? Компоненты ЭмИн. Педагогические технологиии....
Развитие социально-эмоционального интеллекта на уроках литературы
Настоящие методические рекомендации предназначены для учителей русского языка и литературы. Они призваны помочь учителю организовать учебную деятельность, обеспечивающую развитие социально-эмоциональн...