Урок в технологии развития критического мышления через чтение и письмо
план-конспект урока по литературе
Рассуждение в научном стиле речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rassuzhdenie_v_nauchnom_stile_rechiproekt_uroka.docx | 38.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока
Предмет: русский язык
Класс: 6
УМК под редакцией В.В.Бабайцевой
Урок в технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Тема урока: Рассуждение в научном стиле речи.
Цель:
- создать условия для формирования читательской компетентности через систематизацию знаний учащихся о рассуждении в научном стиле речи.
Задачи:
- овладение знаниями о работе с текстом (ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста, находить в тексте требуемую информацию;
- развитие умений создавать высказывание в рамках заданного стиля и типа речи;
- воспитывать интерес к предмету, прививать любовь к родному языку.
Тип урока. Развитие речи.
Формы работы. Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы и приёмы, используемые на уроке.
Название методов, приемов | Перечень методов, приемов |
Словесный метод передачи информации | Беседа |
Метод наглядной передачи информации | Инсценировка, демонстрация слайдов |
Методы передачи информации с помощью практической деятельности | Практические упражнения, работа с книгой, составление плана |
Познавательный | Выполнение творческих заданий |
Методы контроля | Фронтальный опрос |
Формирование универсальных учебных действий:
формирование личностных УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
формирование регулятивных УУД:
- возможность планировать свои действия;
- контролировать свою деятельность;
формирование коммуникативных УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- строить монологическое высказывание,
- владеть диалогической формой коммуникации;
формирование познавательных УУД:
- пользоваться различными словарями;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию;
- соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание лексического богатства языка;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку.
Метапредметные:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- свободно пользоваться толковым словарём;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях.
Предметные:
1) усвоение основных понятий: лексика, лексическое значение слова, словарный состав языка, словарный запас языка, грамматическое значение слова;
2) знание основных способов толкования лексического значения слова;
3) правильно употреблять слова в устной и письменной речи.
Оборудование и материалы:
- Компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация урока,
раздаточный материал для работы в группах, памятка
(правила работы в группах).
- Рабочие тетради учеников по русскому языку.
Список учебной и дополнительной литературы:
- В.В.Бабайцева. Учебник русского языка, 6 класс М., «Дрофа»,2012г.,
- С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»,
- Е.И.Никитина «Русская речь»,
- Школьный словарь синонимов.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Вызов.
Учитель объявляет тему, открывает заранее подготовленную опорную запись, в которой частично отражены задачи урока. Учащиеся сопоставляют тему урока с опорной записью и формулируют задачи.
Опорная запись
Задачи:
1.Знать... (типы речи и стили речи)
2.Уметь... (работать с текстом, создавать рассуждение в научном стиле)
2.Учащиеся записывают число и тему урока.
Учитель:
Начнем наш урок с небольшой инсценировки отрывка стихотворения
Н.А.Некрасова «Крестьянские дети», которую подготовили ребята.
(Показ сценки.)
2. Учитель
Представьте себе: вам поручено провести на уроке чтения в младшем классе беседу о том, как замечателен язык этого стихотворения, как много значит в нем каждое слово. Что бы вы сказали о словах и выражениях «шествуя важно, в спокойствии чинном», «парнище», «ступай себе мимо!», «вестимо», «Ну, мертвая!», «крикнул басом»?
3. Выслушиваются высказывания школьников.
4. Учитель.
Послушаем, что сказал о языке стихотворения «Крестьянские дети» К.И.Чуковский, который в течение многих лет занимался изучением творчества Н.А.Некрасова.
5.Работа с учебником. Чтение статьи К.И.Чуковского.
(Упражнение №132 в учебнике Е.И.Никитиной Русская речь.6класс.)
II. Этап осмысления содержания урока.
Задания.
1.К какому стилю речи вы отнесете прочитанный текст? (К научному стилю.)
2.Назовите характерные черты научного стиля.
Выступлении ученика
Научный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.
Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья)
Задание
1.Определите, пожалуйста, тип речи прочитанного текста. (Рассуждение.)
2. Какова композиция текста рассуждения. (Сообщение учащихся о построении рассуждения, с показом слайда.)
Выступление учеников.
РАССУЖДЕНИЕ - тип текста (тип речи): словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.
Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение. Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения. Как правило, композиция рассуждения строится по модели: тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.) и вывод.
Задание
1.Найдите в статье К.И.Чуковского композиционные части рассуждения (тезис, доказательства и вывод).
Выслушиваются ответы учащихся.
Задание
Составление сложного плана статьи с записью в тетрадь и проверкой .
Предполагаемый план:
- «Замечательно каждое слово, которым изображает Некрасов шестилетнего труженика».
- Доказательства:
1. Объяснение слова «шествует».
2. Значение выражения «в спокойствии чинном».
3. Употребление фразы «Ну, мёртвая!»
4. Использование в стихотворении ласковой усмешки «парнище».
5. «В слове «вестимо» чувствуется упрёк собеседнику».
III. «Много значит у великих поэтов каждое, самое незаметное слово».
Задание.
Работа по восстановлению текста упражнения№138 учебника Е.И.Никитиной. Русская речь. 6 класс. Учащимся нужно соединить части рассуждения - поставить место точек подходящие по смыслу предложения и вводные слова.
(Например:
Слово «издалека»- наречие.
Во-первых, оно обозначает признак действия и отвечает на вопрос «откуда?» Приехал (откуда?). Во- вторых, слово «издалека» не изменяется; сколько бы словосочетаний и предложений мы с ним ни составляли, оно остаётся неизменным.
Например, пришёл издалека, прислал издалека; Издалека доносится какой-то странный звук.
В-третьих, в предложении слово «издалека» является обстоятельством. Возьмём пример: « Бежит река издалека» Бежит (откуда?) издалека. Издалека – обстоятельство.
Таким образом, слово «издалека» - наречие, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.)
Задание
Составление собственных текстов рассуждения в научном стиле.
Класс делится на группы, каждой предлагается тезис, который нужно доказать.
(I группа доказывает, что суффиксы в словах «паркетчик», « стульчик» -омонимы;
II группа объясняет, почему слова «два» и «дважды» относятся к разным частям речи?
III группа отвечает на вопрос «Почему необходимо читать книги?»)
Выступление учеников.
Учащиеся читают получившиеся тексты, оценивают работы . (Например, ответ на вопрос «Почему необходимо читать книги?»
Читать книги необходимо. И вот почему.
Во- первых, читая книги, мы узнаём новую, полезную для нас информацию.
Во-вторых, благодаря чтению книг мы развиваемся, расширяем свой кругозор.
В-третьих, чтение книг помогает нам расширить словарный запас, быть грамотнее.
Таким образом, если мы хотим быть современным, образованным человеком, нам необходимо читать книги.
-Ребята, вы обратили внимание, как связаны части рассуждения? ( Части рассуждения могут быть связаны с помощью вводных слов, по смыслу и при помощи интонации.)
III. Рефлексия.
Составление синквейна.
Например:
Рассуждение
Научное, последовательное
Обосновать, опровергать, объяснять
Мысль, которую надо логически доказать.
Тип речи.
IV. Этап информации о домашнем задании.
Запись домашнего задания. Комментарии учителя.
Спасибо за урок.
Приложение.
Задание для I группы.
Докажите, что суффиксы в словах «паркетчик» и «стульчик»- омонимы . Чтобы
доказать это, укажите в данных словах суффиксы и определите их значение.
Составьте текст рассуждения и запишите его в тетрадь.
Задание для II группы.
Докажите, что слова «два» и «дважды» относятся к разным частям речи, для
этого определите, какие грамматические, морфологические, синтаксические
признаки имеет каждое из слов.
Составьте текст рассуждения и запишите его в тетрадь.
Задание для III группы.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос « Почему необходимо читать книги?»
Составьте текст рассуждения и запишите его в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...
Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»
Согласно требованиям ФГОС каждый учитель должен уметь составлять технологическую карту урока. Данная карта разработана творческой группой нашей школы: Тучиным А.И., Репиной Е.А., Русаковой Л.В., Смоля...
Использование на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
В данной методической разработке описан опыт моей работы по применению на уроках биологии технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....