План открытого урока "Тарас Бульба"
план-конспект урока по литературе
Предварительный просмотр:
Тема: «Тарас Бульба и его сыновья. "Что выше и сильнее родительской любви?"
Цель урока: знакомство с идейно-художественным содержанием повести Гоголя "Тарас Бульба".
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Мотивация.
Эмоциональное вступление: звучит отрывок из песни «Родительский дом» (в исполнении Льва Лещенко).
Вопросы учителя:
- Как проявляется родительская любовь по отношению к вам?
- Как они встречают вас после вашего длительного отсутствия?
- Конечно, родители любят своих детей.
- Как вы думаете, что они вам желают?
- Желают только благополучия! Подобно главному герою повести Н. В. Гоголя Тарасу Бульбе, который по случаю приезда своих сыновей из бурсы созывает гостей и говорит сыновьям такие слова.
Учитель обращает внимание на эпиграф урока (слова Тараса Бульбы из текста повести): «Боже, благослови! Будьте здоровы, сынки: и ты, Остап, и ты, Андрий!»
– Тарас Бульба просит божьего благословления для обоих сыновей одинаково, никого из них не выделяя. Мать все надеялась, что отец передумает, и никуда они не поедут. Но, как вы знаете, по воле отца они отбудут в Сечь, где каждый из сыновей найдет свою смерть: Остап будет казнён поляками, а Тарас Бульба, рискуя жизнью, проберётся во вражеский стан, чтобы хоть на расстояний, но быть рядом с сыном; Андрий же будет наказан (убит) отцом, Тарасом Бульбой.
Постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации.
- Как вы считаете, о ком сегодня мы будем говорить на уроке?
(Звучит тема урока и цель его)
Запись числа и темы урока.
– Итак, Бульба желал блага и здоровья обоим, но один убит врагами, а второго убил сам. В Сечи они оказались по воле отца, значит, в смерти обоих повинен он. Любил ли он сыновей? Что было мерилом его любви? Может, для Тараса Бульбы было что-то более важное, чем любовь к своим детям?
«Мозговой штурм» (На цветных листах по рядам: Тарас Бульба, мать, Остап, Андрий – дети пишут, какие они – прилагательное, глагол, т.е., слова, характеризующие героя. Последний в ряду представляет образ – подводит итог).
- С какой целью я предложила вам этот вид работы?
- Данная работа поможет нам включиться в урок и участвовать в анализе произведения.
1-я учебная задача: анализ 1 главы (сцены встречи отца и сыновей, их диалога, слов Тараса Бульбы - любит ли отец сыновей и что им внушает?)
- Как Тарас Бульба и его жена встречают своих сыновей?
1. Как встречает Тарас Бульба сыновей? Разве отец не рад встрече? (Сценка) | 1. Грубовато, насмешливо. Рад, но не показывает своих чувств. |
2. С кем из сыновей поздоровался и поцеловался Тарас Бульба? Почему? | 2. Только с Остапом, потому что он с первых минут показал характер, не потерпел над собой насмешки и поборолся с отцом, который о нём отзывается: «Да он славно бьётся! Ей-богу, хорошо! Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку! Почеломкаемся!» |
3. Найдите из текста доказательство того, что Тарас любуется сыновьями и гордится ими | 3. В 1 главе 17 фраз (прямой речи) Тараса Бульбы. В них 12 раз употребляются слова «сын, сынку, сынки, сыны», 4 раза «дети»,1 раз «хлопцы»: ему доставляет удовольствие произносить эти слова. |
4. Что подчёркивает Тарас Бульба, обращаясь к сыновьям? | 4. Слова Бульбы: «Никому не спускай!» «Ваша нежба – чистое поле да добрый конь» «Чтобы воевали храбро, ... чтобы стояли всегда за веру Христову, а не топу сть лучше пропадут...» |
Вывод по 1-ой учебной задаче: Тарас Бульба любит сыновей: радуется их задиристости, удали, осуждая бездействие, вялость, покорность. Он призывает их к соблюдению чести воина и защите веры Христовой.
- Мы с вами говорили о любви отца к сыновьям.
- А какой мы видим мать в этом эпизоде?
Дети учились в бурсе с 12 лет. Они отлучены от матери. Больше года прошло с последней встречи, так как Остап и Андрий приезжают только на каникулы.
И в двадцать с лишком лет они остаются для матери детьми ненаглядными. Мать говорит: “ …дитя молодое, проехало столько пути, утомилось, ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться”.
Мать – человек, живущий ради своих детей, бесконечно любящий их.
- С каким чувством автор рассказывает о встрече детей с родителями?
- Найдите описание матери. Прочитайте выразительно.
Образ матери раскрывается в нескольких эпизодах.
- Почему представлены только некоторые детали внешности матери? Какие это детали? (Работа учащихся с текстом по сбору информации и оформление записи в тетради)
Гоголь замечает, что морщины изменили “ когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века”. Автор, описывая героиню, не раз повторяет:
Бледная, худощавая и добрая мать,
Худощавая старуха-мать,
Бедная старушка,
Одна бедная мать,
Бедная старушка,
Бедная мать,
Мать, слабая как мать. (в тетради)
- Выясним значение слова “бедная”, используя “ Толковый словарь русского языка”.
Бедный – 1. неимущий; 2. перен. Имеющий недостаток в чём-нибудь, скудный (бедная природа); 3. несчастный, жалкий (о живых существах) (бедный, он так болен).
- В каком значении употреблено данное слово по отношению к матери?
- С какой целью писатель вводит художественную деталь?
Художественные детали помогают уточнить, понять авторский замысел, его отношение к героине. Автору важна не внешность, а чувства женщины-матери. Гоголь говорит о ней уважительно, жалея, с теплотой и грустью.
- Давайте проследим, как Тарас относится к своей жене?
На первый взгляд отношение Тараса пренебрежительное, в его обращениях к жене нет уважения:
Она – баба, она ничего не знает.
Полно выть, старуха.
А где стара?
А вот на последнюю реплику стоит обратить внимание. Тарас потерял свою жену, он нуждается в ней. Поэтому Тарас, отправляясь с сыновьями в Запорожскую Сечь, по обычаю христианскому просит жену:
- Теперь благослови, мать, детей своих…молитва материнская и на воде и на земле спасает.
Здесь уже уважительное отношение к жене. Автор подчёркивает, что Тарас – человек, привыкший принимать решения, не считаясь с чувствами близких людей, как деспот и человек без сердца (эпизод скорого отъезда вместе с сыновьями в Запорожье); с другой – это воин, “ рыцарь” битвы, схватки, поэтому он говорит: “ Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой? Да пропади она: я козак”.
Бедная старушка привыкла к грубостям со стороны мужа, она не смела ничего говорить против. Услышав о скором отъезде детей своих, подумав о скорой разлуке, она заплакала – “и никто бы не мог описать всей безмолвной силы её горести, которая, казалось, трепетала в глазах её и в судорожно сжатых губах”.
- Какова главная мысль отрывка “ Одна бедная мать не спала…”? Как этот отрывок характеризует героиню? Рассмотрите иллюстрацию Е.А. Кибрика и найдите соответствие деталей текста и иллюстрации. (слайд)
- Когда Гоголь пишет о матери, что составляет основу: описание событий или переживаний?
Важная черта произведения – психологизм.
_Что такое психологизм?
- Это особое изображение внутреннего мира человека различными художественными средствами. Автор использует для этого эпитеты, сравнения, развёрнутые метафоры (безмолвная сила горести трепетала…)
- Проанализируйте с этой точки зрения отрывок “Когда увидела мать, что уже и сыны её сели на коней…”. (На столах текст – работа в парах «Средства художественной выразительности»)
Гоголь обращает наше внимание, что несмотря на отчаяние, мать со всею лёгкостью дикой козы, с непостижимою силою, с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию останавливает лошадь и обнимает одного из сыновей.
- Каково отношение сыновей к матери?
Любят, но боятся показать свои чувства, может быть, боятся насмешки со стороны отца.
Итог: Каков образ матери в повести Гоголя “Тарас Бульба”?
Как автор создаёт образ героини?
Каково ваше отношение к героине? Как вы относитесь к своей матери? Всегда ли вы внимательны по отношению к ней?
- Предлагаю вам немного поразмышлять под мелодию «Лунной» сонаты Бетховена (Звучит «Лунная» соната Бетховена)
В каких произведениях мы уже работали над образом матери?
Н.В.Гоголь скупо, но очень ёмко раскрывает нам образ матери, показывает роль женщины в трудное бранное время, взаимоотношения мужчины и женщины.
2-я учебная задача: анализ эпизодов после измены Андрия – как воздействует на Тараса Бульбу это событие? Что стало причиной убийства?
1. Какова была реакция на слова Янкеля, что тот видел Андрия? | 1. Из текста: «Андрия видел? – вскрикнул Бульба. – Что ж ты, где видел его? В подвале? В яме? Обесчещен? Связан?» (Не предполагает, что Андрий может добровольно перейти к врагам). |
2. Какова была реакция на слова Янкеля о том, что Андрий перешёл на сторону врага и грозит казакам? | 2. «Врёшь, чёртов Иуда! – закричал, вышед из себя, Тарас. – Врёшь, собака! Ты и Христа распял, проклятый Богом человек! Я тебя убью, сатана!.. (Не верит, что Андрий мог предать Отчизну и веру). |
3. О чем думает Тарас Бульба, когда увидел в следующем бою, что нет среди врагов Андрия? | 3. Тарас терзается сомнениями: или совестно Андрию воевать против своих, или обманул его Янкель и Андрий просто в неволе? Скорбит, но тут же вспоминает, какова натура Андрия и дает себе клятву отомстить полячке, « причаровавшей его сына» (О наказаний Андрия он не думает). |
4. Какова реакция Тараса Бульбы, когда он увидел во главе польского гусарского полка Андрия и когда тот начал ударять по казакам? | 4. «Так и оторопел Тарас.. закричал: «Как?.. Своих, чёртов сын, своих бьёшь?...» 3аманив его к лесу, готовит и учиняет убийство сына: «Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня! Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!» (Тарас Бульба не может простить сыну убийства своих). |
Вывод по 2-й учебной задаче: Чтобы показать реакцию и переживания Тараса Бульбы, автор использовал прием градации - от уверенности, что Андрий в плену до его убийства. Мысль о том, что Андрий с поляками вызывает в нем только глубокую скорбь, но знать и видеть, что его сын убивает своих казаков, Тарас не может: он убивает сына-врага.
Градация (запись в тетради) Последовательность, постепенность (обычно нарастающая) в расположении чего-н., при переходе от одного к другому.
3-я учебная задача: как ведет себя Тарас Булъба, когда Остап попадает в плен и его казнят?
Ответ: Рискуя жизнью, Тарас пробирается в стан врага, чтобы до последнего быть рядом со своим сыном, помочь, поддержать:
1) Остап на месте казни и говорит слово о христианах | 1) Одобрение Тараса Бульбы: «Добре, сынку, добре!» |
2) Мужество Остапа во время пыток | 2) Одобрение Тараса Бульбы: «Добре, сынку...» |
3) Остап казнён | 3) Месть Тараса Бульбы. |
Вывод по 3-й учебной задаче: достойная смерть Остапа вызывает скорбную гордость Тараса Бульбы и его безмерное горе.
Разрешение проблемы урока: У Тараса Бульбы было два сына: одинаково начинались их судьбы, одинаково любил он их, одинаковые питал надежды. Но Остап оправдал надежды, Андрий – нет. Тарас Бульба по отношению к Остапу-воину – любящий отец; по отношению к Андрию-предателю – карающий отец.
– А что было для Тараса Бульбы мерилом отцовской любви? Что выше и сильнее родительской любви? Для матери?
Ожидаемый ответ: Долг перед Родиной, честь, доблесть, преданность Отчизне и Вере своей. Это выше слепой родительской любви.
Вывод по уроку.
- Итак, в образе Тараса Бульбы отражён и национальный, и общечеловеческий характер героического человека. Любовь к Родине выше и сильнее родительской любви. Любовь матери всегда остается одной – любовь к детям.
Рефлексия.
Учитель. Смогли ли вы выполнить задание?
С какими трудностями столкнулись?
Чем это задание непохоже на предыдущее?
Что вы хотели сделать?
Какие знания применили?
Итог урока.
Надо ли изучать в школе произведение «Тарас Бульба»?
- Спасибо.
Домашняя работа.
Мини-сочинение (по выбору):
1.“Тарас Бульба – настоящий казак”;
2.Остап и Андрий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План открытого урока по теме "Благотворительность"(Charity)
Урок по теме "Благотворительность" способствует воспитанию милосердия и проявлению сострадания к инвалидам, сиротам, пожилым людям, жертвам стихийных бедствий, войн и техногенных катастроф....
План открытого урока по теме: "Модальные глаголы и их эквиваленты "
Данный урок способствует доступному и быстрому усвоению материала о модальных глаголах и их эквивалентах....
план открытого урока "Франция и франкофония"
Развернутый план открытого урока по французскому языку вдля учащихся 8 класса "Франция и франкофония"...
План открытого мероприятия по теме "Seasons"
План открытого мероприятия для родителей будущих первоклассников....
План открытого урока по татарскому языку в 5 классе на тему "Тартык авазларны кабатлау"
Тартык авазларны кабатлау...
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Название Москвы. Мое открытие Москвы» 1 клас История изобразительного искусства.
Тема: «Названия Москвы. Мое открытие Москвы» Цели: Познакомить учащихся с интересными названиями города Москвы.Познакомить со знаменитыми местностями и названиями улиц, переулков. Расширить...
План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика” по теме “Великие географические открытия”
План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика”по теме “Великие географические открытия”...