рабочая программа по литературе БД02
рабочая программа по литературе
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия «Техникум строительства и городского хозяйства».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД02 ЛИТЕРАТУРА
по специальности
43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства |
Улан-Удэ
2020 г
УТВЕРЖДАЮ: ОДОБРЕНО:
Заместитель директора по УМР Предметно-цикловой комиссией ООД
_____________/Е.Г. Халзанова Председатель ________И.Л. Островская «____»_________20 ____г. «_____»____________20 ____г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Сервис домашнего и коммунального хозяйства» утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15.01.2018 г. №30 Федерального государственного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности: «Сервис домашнего и коммунального хозяйства» ФГОС СПО.
43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства
Организация-разработчик: ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»
Автор: Батомункуева С.С. преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ РБ «ТСиГХ»
Рецензенты:
Елшина М.А. преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ РБ «ТСиГХ»
Березкина Е.П кандидат филологических наук, доцент, зав.кафедрой русской и зарубежной литературы Института филологии, иностранных языков и массовых коммуникаций ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Д.Банзаров
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ-ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 4
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
5.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 18
6.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20 СТУДЕНТОВ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) ГАПОУ «ТСИГХ» по специальности,43.02.08«Сервис домашнего и коммунального хозяйства»,входящей в состав укрупненной группы 43.00.00 Сервиз и туризм, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО и федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17.05.2012 №413.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего(полного) общего образования.
Рабочая программа составлена для очной и очно-заочной формам обучения, с элементами дистанционных технологий (ДОТ)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ПО специальности СПО.
Учебная дисциплина «Литература» является базовым учебным предметом из обязательной предметной области «Русский язык и литература»
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ – ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.
Задачи:
- получение опыта медленного чтения произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы;
- овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
- овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
- формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
- формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
- овладение умением определять стратегию своего чтения;
- овладение умением делать читательский выбор;
- формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;
- овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);
- знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;
- знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).
2.2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личностного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельности;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное и ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видов деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов, умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящих вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных отношений.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как в возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
2.3 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможности последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной задачи;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные задачи)
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно- схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого, спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая гораничения со стороны участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях;
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
2.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 119 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
индивидуальный проект- 2 часа
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работ
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 119 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
индивидуальный проект (если предусмотрено) | 2 |
Итоговая аттестация в форме экзамена 2 |
3.2. Содержание учебной дисциплин
- освоение стратегий чтения художественного произведения: чтение конкретных произведений на уроке
- анализ художественного текста, работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями знания:
- Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная (исполнение чтецом и спектакль, экранизация).
- Интерпретация литературного произведения другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и сюжетов литературы).
- Связи литературы с историей; психологией; философией; мифологией и религией; естественными науками (основы историко-культурного комментирования, привлечение научных знаний для интерпретации художественного произведения).
- создание собственного текста: в устной и письменной форме обобщение и анализ читательского опыта.
Устные жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации произведения), мини-экскурсия, устная защита проекта.
Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, мини-сочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение, проект и презентация проекта.
1. Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
2. Историко- и теоретико-литературные блоки
Литература реализма (природное и социальное в человеке; объективная истина и субъективная правда; проблема идеала, социального обустройства и нравственного самосовершенствования человека в литературе реализма).
Литература модернизма – классическая и неклассическая, «высокого модернизма» и авангардизма, отечественная и зарубежная (проблема традиции и новизны в искусстве; Серебряный век русской культуры: символизм, акмеизм, футуризм, неореализм, их представители).
Литература советского времени (литература советская, русского зарубежья, неподцензурная – представители; проблема свободы творчества и миссии писателя; литература отечественная, в том числе родная (региональная), и зарубежная, переводы).
Современный литературный процесс (литература жанровая и нежанровая; современные литературные институции – писательские объединения, литературные премии, литературные издания и ресурсы; литературные события и заметные авторы последних лет).
Литература и другие виды искусства (судьба художника в литературе и тема творчества в литературе, литература и театр, кино, живопись, музыка и др.; интерпретация литературного произведения).
3.3. Направления учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
1. исследовательское;
2. информационное.
Примерные темы индивидуальных исследовательских проектов:
«Военная тема в прозе современных авторов»
4. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||||
Раздел 1. Русская литература 2-й половины ХIХ века |
| 117 | 4 | |||||
Творчество А.Н.Островского Творчество И.А.Гончарова | Содержание учебного материала | 8 2 | ||||||
1 | Культурно-историческое развитие России второй половины ХIХ века. Творчество А.Н.Островского. Пьеса «Гроза», самобытность замысла. | 1 | ||||||
2 | Смысл названия пьесы А.Островского «Гроза» | 2 | 2 | |||||
3 | Кто виноват в смерти Катерины? | 2 | 2 | |||||
Контрольная работа. | 2 | |||||||
1 | Творчество И.А.Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов». | 10 | ||||||
2 | Обломов и Штольц (анализ фрагментов). | 2 | ||||||
3 | «Обломовщина». «Одно слово, - а какое … ядовитое!» | 2 | ||||||
4 | Тема любви в романе И.А.Гончарова «Обломов». | 2 | ||||||
«Островок золотого века…» (глава «Сон Обломова») | 2 | |||||||
Контрольная работа Тесты с творческими заданиями | 2 | Лабораторная работа Анализ системы управления персоналом организации ( на примере) | ||||||
Творчество И.С.Тургенева | Содержание учебного материала | 10 2 2 2 | ||||||
1 | Жизнь и творчество И.С.Тургенева. | 1 | ||||||
2 | Роман «Отцы и дети». Духовный конфликт поколений. | 2 | ||||||
3 | Нравственная проблематика романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» | 2 | ||||||
4 | Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова. | 2 | ||||||
Отец и сын Кирсановы. (И.С.Тургенев «Отцы и дети»). | 2 | |||||||
Контрольная работа по теме «Биография и творчество И.С.Тургенева» | 2 | |||||||
Творчество Ф.И.Тютчева. | Содержание учебного материала | 4 | ||||||
1 | Творчество Ф.И.Тютчева. Основные мотивы лирики | 2 | 2 | |||||
2 | Основные мотивы лирики. | 2 | ||||||
Творчество А.А.Фета. | Содержание учебного материала | 4
| ||||||
1 | А.А. Фет. Сведения из биографии. | 2 | 2 | |||||
2 | А. Фет как мастер реалистического пейзажа. | 2 | ||||||
Творчество Н.А.Некрасова. | Содержание учебного материала | 10 | ||||||
1 | Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. | 2 | 2 | |||||
2 | Особенности жанра и композиции поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Нравственная проблематика поэмы. | 2 | 2 | |||||
3 | Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов. | 2 | 2 | |||||
4 | Стихотворения: «Родина», «Элегия», «В дороге». | 2 | ||||||
Контрольная работа | 2 | |||||||
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. | Содержание учебного материала | 6 | ||||||
1 | Сказки М Е Салтыкова-Щедрина | 2 | 2 | |||||
2 | История одного города | 2 | 2 | |||||
3 | Градоначальники и народ | 2 | ||||||
Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского. | Содержание учебного материала | 10 2 | ||||||
1 | Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского. | 2 | 2 | |||||
2 | Основные мотивы произведений, философская глубина творчества. | 2 | 2 | |||||
3 | Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание». Изображение русской действительности в романе. | 2 | 2 | |||||
4 | Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. | 2 | ||||||
Контрольная работа Сочинение по роману «Преступление и наказание» | 2 | |||||||
Творчество Л.Н.Толстого. | Содержание учебного материала | 18 | ||||||
1 | Л.Н.Толстой. Этапы биографии и творчества. Духовные искания писателя. | 2 | 2 | |||||
2 | История создания, особенности жанра и композиции романа «Война и мир». | 2 | 2 | |||||
3 | «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». | 2 | 2 | |||||
4 | Женские образы в романе | 2 | 2 | |||||
5 | Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н.Толстого. | 2 | 3 | |||||
6 | «Мысль народная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Значение образа Платона Каратаева. | 2 | 2 | |||||
7 | Духовные искания А.Болконского, Пьера Безухова, Н.Ростовой. Авторский идеал семьи. | 2 | 2 | |||||
8 | Идеальная женщина Л.Н.Толстого | 2 | ||||||
Контрольная работа Сочинение по роману-эпопее «Война и мир» | 2 | |||||||
Творчество А.П.Чехова. | Содержание учебного материала | 8 | ||||||
1 | А.П.Чехов. Сведения из биографии. | 2 2 | 2 | |||||
2 | Пьеса «Вишневый сад». Герои пьесы и их судьбы. | 2 | 2 | |||||
3 | Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. | 2 | ||||||
контрольная работа. | 2 | |||||||
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА. | ||||||||
Раздел 2. Русская литература на рубеже веков | 6 | |||||||
Творчество А.Куприна. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||
1 | Очерк жизни и творчества А.И.Куприна. Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» | 4 | 1 | |||||
Раздел 3 | Поэзия начала ХХ века | 4 | ||||||
Серебряный век русской литературы. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||
1 | Обзор русской поэзии начала ХХ века. Творчество символистов, акмеистов, футуристов и эгофутуристов. | 2 | ||||||
Контрольная работа | 2 | |||||||
Раздел 4. Литература 20-х годов (обзор) | 8 | |||||||
1 | Общая характеристика литературы 20-х годов ХХ века. Очерк жизни и творчества А.А.Блока. Своеобразие поэмы «Двенадцать» | 2 | 1 | |||||
2 | Очерк жизни и творчества М.Горького. Пьеса «На дне». Особенности жанра и конфликта. | 2 | 2 | |||||
3 | Спор о назначении человека. | 2 | 3 | |||||
4 | Очерк жизни и творчества С.А.Есенина. Основные мотивы лирики. | 2 | 2 | |||||
Раздел 5. Литература 30-40-ых гг. (обзор). |
| |||||||
Творчество М.Цветаевой. | Содержание учебного материала | |||||||
1 | Литературный процесс в 30-е годы. Творчество М.И.Цветаевой. Основные мотивы лирики. | 2 | 2 | |||||
Раздел 6. | Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. | 2 | ||||||
Творчество А.Т.Твардовского. | Содержание учебного материала | |||||||
1 | Литература периода В.О.В. Ведущие жанры. | 2 | 2 | |||||
Раздел 7. Литература 50-80-х г (обзор) | 4 | |||||||
Содержание учебного материала | ||||||||
1 | «Деревенская проза» и «Лагерная проза» | 2 | 2 | |||||
2 | А.В.Вампилов. Сведения из биографии. Пьеса «Старший сын». | 2 | 2 | |||||
Раздел 9. Произведения современной литературы | ||||||||
Современная литература. | Содержание учебного материала | 3 | ||||||
1 | Русская литература на современном этапе (обзор) Экзамен. | 2 | 1 | |||||
Итого: | 117 |
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий ;
Средства обучения:
- учебно-методическая документация;
- комплект таблиц по темам;
- раздаточный материал по темам;
- портреты писателей.
Технические средства обучения: ПК, мультимедиа-проектор.
5.2. Информационное обеспечение обучения
Для студентов:
1. Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. –
М.: 2014
2. Архангельский АН. и др. Русский язык и литература. Литература. 10
класс. – М.: 2014
3. Зинин С.А., Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература. 10
класс. – М.: 2014
4. Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература. 11
класс. – М.: 2014
5. Курдюмова Т.Ф. и др. / Под ред. Курдюмовой Т. Ф. Русский язык и ли-
тература. Литература. 10 – 11 класс. – М.: 2014
6. Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / Под ред. Ланина Б. А.
Русский язык и литература. Литература. 10 – 11 класс. – М.: 2014
7. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. – М.:
2014
8. Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в
2 ч. (Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова и др.); под ред. Г.А. Обернихиной .–
М.: 2013
9. Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В. А. и др. / Под ред. Журав-
лёва В.П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. – М.: 2014.
10. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература.
Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.:2012
11. Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература. 10 – 11 класс. – М.:
2014
Для преподавателей:
- Карнаух Н. Л. Наши творческие работы // Литература. 8 кл.
Дополнительные материалы / авт.-сост. Г. И. Беленький, О. М. Хренова. – М.:
2011 - Карнаух Н. Л. Письмо и эссе // Литература. 8 кл. / Э. Э. Кац, Н. Л.
Карнаух. – М.: 2012 - Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: –М.:
2009 - Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС.
Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. – М.:
2014 - Самостоятельная работа: методические рекомендации для специали-
стов учреждений начального и среднего профессионального образования. —
Киров: Старая Вятка, 2011. - Современная русская литература конца ХХ - начала ХХI века. – М.:
2011 - Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [Г.В.Бурменская,
И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: 2010 - Черняк М. А. Современная русская литература. – М.: 2010
Интернет-ресурсы:
- www.gramma.ru - сайт «Культура письменной речи», созданный для
оказания помощи в овладении нормами современного русского
литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной
речи, создания и редактирования текста. - www.krugosvet.ru - универсальная научно-популярная онлайн-
энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». - www.school – collection.edu.ru - единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов. - http:// spravka.gramota.ru - Справочная служба русского языка.
- 5.3. Особенности реализации дисциплины для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) осуществляется преподавателем с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.
Для студентов с нарушениями опорно-двигательной функции и с ОВЗ по слуху предусматривается сопровождение лекций и практических занятий мультимедийными средствами, дидактическими материалами.
Для студентов с ОВЗ по зрению предусматривается применение технических средств усиления остаточного зрения, а также предусмотрена возможность разработки аудиоматериалов.
Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ может осуществляться как в аудитории, так и дистанционно с использованием возможностей электронной образовательной среды (образовательного портала) и электронной почты.
Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ может производиться по утвержденному индивидуальному графику с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, Предусматривается проведение индивидуальных консультаций (в том числе консультирование посредством электронной почты), предоставление дополнительных учебно-методических материалов (в зависимости от диагноза).
6. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ,КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Особенности оценки личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности техникума.
Во внутреннем мониторинге предусмотрена оценка сформированности отдельных личностных результатов (соблюдение норм и правил поведения, принятых в техникуме; участие в общественной жизни техникума, ближайшее социальное окружение, общественно-полезная деятельность; ответственность за результаты обучения; способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся). Результаты, полученные в ходе внутренних мониторингов, используются только в виде обобщенных данных. Любое использование данных, возможно только в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Внутренний мониторинг организуется администрацией техникума и осуществляется преподавателем (куратором) преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией.
Особенности оценки метапредметных результатов
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, выполнения и защиты обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, внеурочной деятельности.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по дисциплине______.Оценка предметных результатов ведется преподавателем в ходе процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, а также администрацией техникума в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений.
Результаты освоения учебной дисциплины | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Личностные: в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя - в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) - в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу - в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми - в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре – в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни – в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений | Текущий контроль Оценка выполненного индивидуального проекта. Оценка ответов на контрольные вопросы. |
Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия – осуществлять деловую и образовательную коммуникацию; – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; | Оценка выполненного индивидуального проекта Оценка участия во внеурочном мероприятии Оценка решения ситуационных задач Оценка выполненного индивидуального проекта Оценка участия во внеурочном мероприятии Оценка решения ситуационных задач Оценка выполненного индивидуального проекта Оценка участия во внеурочном мероприятии Оценка решения ситуационных задач |
Предметные: Выпускник на базовом уровне научится: – демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; – в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); – осуществлять следующую продуктивную деятельность: • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – давать историко-культурный комментарий к тексту произведения; – анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; – анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); – анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать: – о месте и значении русской литературы в мировой литературе; – о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы; – об историко-литературном процессе XIX и XX веков; – о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений; – имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре; – о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой. | Текущий контроль в форме устного или письменного опроса Оценка выполненного индивидуального проекта Оценка итогового теста при промежуточной аттестации Оценка рубежного тестирования Оценка выполненных заданий Текущий и рубежный контроль в форме устного и письменного опроса Текущий контроль в форме устного или письменного опроса Оценка выполненного индивидуального проекта Оценка итогового теста при промежуточной аттестации Оценка рубежного тестирования Оценка выполненных заданий Текущий и рубежный контроль в форме устного и письменного опроса Текущий контроль в форме устного или письменного опроса Оценка выполненного индивидуального проекта Оценка итогового теста при промежуточной аттестации Оценка рубежного тестирования Оценка выполненных заданий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс.
Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс....