ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И СЛАВЫ. К 200-летию Отечественной войны 1812 года.
классный час (11 класс) на тему

СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И СЛАВЫ. К 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_200.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

К 200-летию Отечественной войны 1812 года.

      ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

   СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И СЛАВЫ

Цель: способствовать патриотическому воспитанию уча-

щихся, расширить их знания о далеком героическом времени страны, познакомить с новыми фактами, именами героев.

Оборудование: слайды, иллюстрации к произведениям.

Музыкальное оформление: произведения русских композиторов на тему войны 1812 г.

Ход мероприятия.

Учитель. Сегодня мы будем говорить о значении и важности отмечаемого юбилея, о месте, которое война 1812 года занимает в истории России, объясним, почему она получила широкое отражение в литературе, музыке, живописи, какую роль она сыграла в общественном развитии страны.

Ведущий.В ночь на 24 июня 1812г.полумиллионная армия Наполеона вторглась в Россию, переправившись через пограничную реку Неман. Этот эпизод войны отражен в стихотворении известного поэта середины 19 века Я.Полонского.

Чтец.

Вот Руси граница, вот Неман. Французы

Наводят понтоны: работа кипит…

И с грохотом катятся медные пушки,

И стонет земля от копыт.

       Надвинув свою трехугольную шляпу,

       Все в том же походном своем сюртуке,

       На белом коне проскакал император

       С подзорной трубою в руке.

Чело его ясно, движенья спокойны,

В лице не видать сокровенных забот.

Коня на скаку осадил он, и видит-

За Неманом туча встает.

       И, душу волнуя, предчувствие шепчет:

       «Сомнет знамена твои русский народ!»

       «Вперед!»-говорят ему слава и гений.-

       «Вперед, император! Вперед!»

       И лик его бледен, движенья тревожны,

       И шагом он едет, и молча глядит,

       Как к Неману катятся медные пушки

       И стонут мосты от копыт.

(Я.Полонский. «Переход через Неман»)

Ведущий.Как один человек встал русский народ для отражения неприятельского нашествия.

Чтец.

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад:

Летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем зажжены.

(Пушкин. «Воспоминания в Царском Селе».)

А позже, вспоминая о пережитой грозной поре, поэт

обращался к своим лицейским друзьям.

Чтец.

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас…

(Пушкин С.А. «Была пора: наш праздник молодой»,1836)

Ведущий.Солдат Фанагорийского гренадерского полка Никанор Остафьев в первый же месяц войны написал замечательную «Песню к русским воинам»,наполненную глубокой верой в победу над врагом.

Чтец.

Братцы! Грудью послужите,

Гряньте бодро на врага

И вселенной докажите,

Сколько Русь Вам дорога!

Посмотрите, подступает

К нам соломенный народ;

Бонапарте выпускает

Разных наций хилый сброд.

Не в одной они все вере,

С принужденьем все идут;

При чувствительной потере

На него же нападут…

Вся Европа ожидает

Сей погибели его;

Бонапарта почитает

З а злодея своего.

Ах! Когда слух разнесется,

Что от нас сей враг исчез,

Слава русских вознесется

До превыспренних небес!

Ведущий. Под натиском превосходящих сил противника армия генералов Барклая де Толли и Багратиона отступали,

завлекая французов в глубь России.

Под Смоленском обе армии соединились и дали неприятелю первый крупный бой. О нем ярко повествует Л.Толстой в романе «Война и мир».

Чтец. «Мы в первый раз дрались там за русскую землю, в войсках был такой дух, которого я не видел…мы два дня сряду отбивали французов и…этот успех удесятерил наши силы» (Л.Толстой. «Война и мир» Часть 2-я, гл.15).

Ведущий.Вскоре после Смоленского сражения был назначен новый главнокомандующий русскими войсками -Михаил Илларионович Кутузов. Его назначение было

выражением воли всего народа.

Чтец.

Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине:

«Иди, спасай!»Ты встал - и спас…

(Пушкин А.С., «Перед гробницею святой…»)

«Позиция, в которой я остановился при деревне Бородино...

- одна из наилучших, которую только на плоских местах можно найти: желательно, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда я имею большую надежду к победе»

(М.И.Кутузов).

Ведущий. Генеральное сражение, определившее исход войны, было дано 7 сентября 1812г. Наполеон,вспоминая о нем много лет спустя, считал, что из всех сражений самое ужасное то, которое он дал под Москвой.

Наиболее полно, точно ,не только по достоверности изложенных фактов, но и по передаче мыслей и чувств русских воинов описаны события в стихотворении Лермонтова «Бородино»,которое поэт написал к 25-летию Бородинского  сражения.

(Стихотворение «Бородино» читают два ученика по ролям и сопровождается показом слайдов, изображающих Бородинскую битву, а также иллюстрациями к стихотворению Лермонтова).

Ведущий. Обе стороны понесли в этом сражении огромные потери. На поле боя был смертельно ранен выдающийся русский полководец Багратион.

Писатель В. Соловьев в пьесе в стихах «Фельдмаршал Куту-

зов», написанной незадолго до Великой Отечественной войны, вложил в уста умирающего героя такие слова.

Чтец.

Солдаты! Мы сражались вместе,

Мы сотни верст прошли в пороховом дыму.

Отдайте все, но Родины и чести

Не отдавайте никому! Вперед!..

Ведущий. После Бородинской битвы, на Военном Совете в селе Фили под Москвой, Кутузов принял решение не рисковать армией и оставить Москву: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Приказываю отступать…»(Демонстрация репродукции картины художника А.Д. Кившенко «Военный Совет в Филях».)

Вступая в Москву, Наполеон ждал от нее покорности, символических ключей от города, как это было в других европейских государствах.

Чтец.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

(Пушкин. «Евгений Онегин»)

Ведущий.И эти же мысли и чувства о Москве, о ее великом предназначении в борьбе с врагом выразил Лермонтов.

Москва, Москва!..люблю тебя, как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный,

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!

Вселенная замолкла…Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы!

(Лермонтов. «Сашка»)

Ведущий.Эти строчки живо перекликаются с известным стихотворением Лермонтова «Два великана»,в котором поэт в фольклорно-аллегорических образах изображает борьбу русского народа с Наполеоном.

(Исполняется стихотворение «Два великана»)

Ведущий. Пребывание Наполеона в Москве, разбой и мародерство его войск вскоре привели к разложению «великой армии», а пожар в Москве, охвативший огромную территорию, сделал невыносимым положение французов.

Чтец.

Шумел, горел пожар московский,

Дым расстилался по реке,

На высоте стены кремлевской  

Стоял Он в сером сюртуке.

Он видел огненное море.

Впервые полный мрачных дум,

Он в первый раз постигнул горе,

И содрогнулся гордый ум!..

Зачем я шел к тебе, Россия,

В твои глубокие снега?

Здесь о ступени роковые

Споткнулась дерзкая нога!..

(Н.Соколов «Он»).

(музыкальное исполнение «Шумел, горел пожар московский»,демонстрация репродукции картины художника Верещагина «В Кремле - пожар»).

Ведущий.Неоднократно обращался Наполеон из Москвы с предложением о мире, который был ему так необходим. Своего посла Лористона он напутствовал: «Я хочу мира, мне нужен мир, нужен во что бы то ни стало, спасайте только честь.»

Но теперь уже Россия на это пойти не могла, и Наполеон либо не получал ответа вовсе, либо получил отрицательный ответ.

(Чтение инсценировки басни Крылова «Волк на псарне».)

Ведущий.Наполеон вынужден оставить Москву. Он пытается пробиться к Калуге, но, потерпев поражение под Малоярославцем, его армия растянулась, отступая по старой смоленской дороге.

(Демонстрация репродукций картин Верещагина «На большой дороге, отступление, бегство…» и Прянишникова «В 1812 году.»)

В те дни в рядах русского ополчения находился знаменитый поэт Жуковский.В начале октября 1812 г.он написал стихот-

ворение,исполненное высокой гражданственности и патрио-

тизма, «Певец во стане русских воинов».Поэт воспевает храбрость и мужество русских солдат и полководцев,назы-

вая такие прославленные имена,как Ермолов,Раевский,

Коновницын,Платов…Он обращается с хвалебным словом к Кутузову.

Чтец.

…Хвала тебе ,наш бодрый вождь,

Герой под сединами!

Как юный ратник,вихрь и дождь,

И труд он делит с нами.

О,сколь с  израненным челом

Пред строем он прекрасен!

И сколь он хладен пред врагом,

И сколь врагу ужасен!

О диво!се орел пронзил

Над ним небес равнины…

Могущий вождь главу склонил;

Ура!кричат дружины.

(Жуковский. «Певец во стане русских воинов»)

Ведущий.Все выше поднималась волна народного партизан-

ского движения.Летучие отряды партизан создавались преимущественно крестьянами…Широко известны стали наводящие страх на врага имена Герасима Курина,Васили-

сы Кожиной и многих других.Это их имел в виду Л.Толстой.

Чтец. «…Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною слой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил,с глупой простотой,но с целесообразнос-

тью ,не разбирая ничего,поднималась,опускалась и гвоздила французов до тех пор,пока не погибло все нашествие».

(Л.Толстой. «Война и мир».)

Ведущий.Партизанские отряды формировались и офицера-

ми кутузовской армии:прославленным поэтом-гусаром Денисом Давыдовым,А.Н.Сеславиным.А.С.Фигнером и другими.Они совершали дерзкие набеги на французские тылы,нанося им ощутимый урон.

Об удали таких отрядов,о бесстрашии воинов-кавалеристов писал Д.Давыдов в стихотворении «Партизан».

Чтец.

…И мчится тайною тропой

Воспрянувший с долины битвы

Наездников веселый рой

На отдаленные ловитвы.

Как стая алчущих волков,

Они долинами витают:

То внемлют шороху,то вновь

Безмолвно рыскать продолжают.

Начальник,в бурке на плечах,

В косматой шапке кабардинской,

Горит в передовых рядах

Особой яростью воинской…

Давно не знаем им покой,

Привет родни,взор девы нежный,

Его любовь-кровавый бой,

Родня-Донцы,друг-конь надежный…

Ведущий.О партизанских офицерских отрядах писал замечательный поэт-декабрист К.Рылеев.

Чтец.

                                       1.

В лесу дремучем,на поляне,

Отряд наездников сидит.

Окрестностьвся в седом тумане,

Кругом осенний ветр шумит.

……………………………………..

Пируют всадники лихие,

Свершив отчаянный набег,

Заботы трудны боевые,

Но весел шумный их ночлег.

                                     2.

Вкушает враг беспечный сон;

Но мы не спим,мы надзираем-

И вдруг на стан со всех сторон
Как снег внезапный налетаем.

В одно мгновенье враг разбит,

Врасплох застигнут удальцами,

И вслед за ними страх летит

С неутомимыми донцами.

Свершив набег,мы в лес густой

С добычей вражеской уходим.

И там за чашей круговой

Минуты отдыха проводим.

С зарей бросаем свой ночлег,

С зарей опять с врагами встреча,

На них нечаянный набег

Иль неожиданная сеча…

(К.Рылеев. «Партизаны»)

Ведущий.Среди участников Отечественной войны 1812г.

встречается имя мужественной женщины,Надежды Дуро-

вой,которая,переодевшись в мужскую военную форму,

добровольно отправилась на фронт и отважно сражалась с французами,не уступая мужчинам.Об этой «кавалерист-девице»,как ее называли,увлекательную пьесу «Давным-давно» написал драматург А.Гладков.(Позднее по этой пьесе был поставлен кинофильм «Гусарская баллада».)

(Возможно исполнение отрывка из пьесы по выбору учителя.)

Ведущий.Отступая,армия Наполеона таяла на глазах у императора от холода,голода и болезней,от сокрушительн-

ных ударов армии Кутузова и партизанских отрядов.Менее 30 тысяч французов добрели до западных рубежей России к концу 1812 г.Это о них писал Лермонтов,используя расска-

зы очевидцев.

Чтец.

                               …Жалок и печален

Исчезнувших пришельцев гордый след.

Вот сабель их рубцы,а их уж нет:

Один в бою упал на штык кровавый,

Другой в слезах без гроба и без славы…

Сердитый Кремль в огне их принимал

И проводил,пылая,светоч грозный…

Он озарил им путь в степи морозной-

И степь их поглотила,и о том,

Кто нам грозил и пленом и стыдом,

Кто над землей промчался как комета,

Стал говорить с насмешкой голос света…

(Лермонтов. «Начало поэмы»,1839г.)

200 лет прошло с той поры,как был дан достойный отпор врагу,посягнувшему на честь и независимость России в Отечественной войне 1812г.Мы храним память о великих подвигах наших предков и будем верны им всегда-и в труде,и в защите Родины!          

     

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная композиция "Страницы мужества и славы"

Проведение в школе литературного вечера, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 .г, будет способствовать патриотическому воспитанию детей, расширит их знания о героическом прошлом страны, поз...

«По местам боевой славы…» (посвящено 200-летию Отечественной войны 1812 г.)

Презентация может быть использована при изучении Отечественной войны 1812 г. как на уроках литературы, МХК и истории, так и на классных часах.Цель: Ознакомить с основными событиями Отечественной ...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвящённой 200-летию Отечественной войны 1812 года «Недаром помнит вся Россия…»

Сценарий общешкольной литературно-музыкальной гостиной разработан к празднованию 200-летия Отечественной войны 1812 года. В рамках данного мероприятия ученики  знакомятся не только  с ...

Конкурс риторов "Слово о Доблести и Славе", посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года.

В рвботе представлены основные цели и задачи конкурса. Некоторый анализ  подготовительного этапа мероприятия, трудности и пути их решения. Содержание конкурса. Влияние мероприятия на воспитание г...

Литературная гостиная. И славили Отчизну меч и слово. ( к 200-летию Отечественной войны 1812 года).

Литературная гостинаяИ славили Отчизну меч и слово ( к 200-летию Отечественной войны 1812 года).    РазработалаГаврикова Ирина Владимировнапреподаватель для специальности...

урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!

Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....

"Страницы мужества и славы" Литературная композиция, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года (с применением компьютерной презентации).

Цели и задачи мероприятия:1.Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.2. Расширить знания учащихся  о далеком героическом времени страны.3. Познакомить с новыми фактами, именами героев с...