Урок «Глубинные смыслы образа метели в произведении Пушкина»
план-конспект урока по литературе
Тема урока: «Глубинные смыслы образа метели в произведении Пушкина»
Тип урока: «Творческая мастерская»
Технология развития критического мышления
Деятельностная цель : совершенствование общеучебных умений учащихся, развитие познавательной сферы деятельности:
- развитие навыков работы с разными источниками информации;
- развитие способности свободно излагать свои мысли.
- воспитание христианских ценностей: любви к Богу и ближнему.
Содержательная цель:
раскрыть понятия "Господня воля" и «человеческое своеволие», «смятение» и «покой» на примере повести А.С. Пушкина «Метель»; понять замысел автора и оценить, как он воплощён в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_glubinnye_smysly_obraza_meteli.docx | 34.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Глубинные смыслы образа метели в произведении Пушкина»
Тип урока: «Творческая мастерская»
Технология развития критического мышления
Деятельностная цель : совершенствование общеучебных умений учащихся, развитие познавательной сферы деятельности:
- развитие навыков работы с разными источниками информации;
- развитие способности свободно излагать свои мысли.
- воспитание христианских ценностей: любви к Богу и ближнему.
Содержательная цель:
раскрыть понятия "Господня воля" и «человеческое своеволие», «смятение» и «покой» на примере повести А.С. Пушкина «Метель»; понять замысел автора и оценить, как он воплощён в слове.
Ход урока:
Стадия 1. Вызов
Мотивация
Если задуматься, то мы находимся с вами недалеко от того места, где было cоздано произведение, о котором мы будем сегодня говорить. Повесть «Метель» написана в Болдине 20 октября 1820 года. Что это за время для Пушкина? Прежде всего, после двухлетних томлений и неясностей поэт получает согласие на брак и в мечтах уже ощущает себя мужем и будущим отцом семейства. Для Пушкина это серьёзный шаг. Неслучайно он пишет родителям в Петербург: «Прошу вашего благословения, и не как пустой формальности, но с внутренним убеждением, что это необходимо для моего благополучия, - и да будет вторая половина моего существования более для всех утешительна, чем моя печальная молодость…»
Мы помним, что у поэта были сложные отношения с родителями, однако родительское согласие на брак ему необходимо. Какие же настроения владеют Пушкиным, который приезжает в Болдино устроить свои дела? Первое стихотворение, написанное по приезде, - «Бесы». Прочтём отрывок из него:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!..
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло <…>
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Что символизирует метель в этом стихотворении? Какое настроение оно передаёт?
(Настроения тоски, тревоги, жуткого предчувствия. Метель как образ кружения, снежного вихря, бесконечного бесовского круговорота метели).
Интересно, что в словаре Даля слово «метель» могло писаться и через «е» , и через «я». Во втором случае оно образовано от глагола «мясти» ,т.е. приводить в смущение, мутить, тревожить. И приведены такие примеры:
Снежные хлопья мятутся по воздуху.
Страсти мятутъ душу.
- Какое движение передаётся в обоих примерах? «Нарисуйте» его словами. (Внутреннее, круговое, бесконечное).
- В связи с этим можно ли сказать, что в стихотворении Пушкина создан образ «метели-страсти, искушения»?
Целеполагание.
-Но Образ метели не покидает воображения поэта. Он пишет повесть под названием «Метель» и эпиграфом к ней выбирает строки из баллады Жуковского. Как связаны название и эпиграф? (Метель играет важную роль в сюжете.)
- Эпиграф взят Пушкиным из романтической поэмы Жуковского «Светлана». Романтики провозгласили в литературе культ страстей, воображения и фантазии. Героями романтических произведений стали люди, способные на сильные, бурные чувства.
- Какую роль играют картины природы в романтических произведениях?
(Развернутые описания картин природы часто созвучны с настроением героя.)
- Вернёмся к стих. «Бесы». Похожи ли образы метели в отрывках?
Как вы думаете, о чём мы будем сегодня размышлять, читая прозу Пушкина?
- Итак, тема урока «Глубинные смыслы образа метели в произведении Пушкина».
- Определите цель урока. (Ответить на вопрос: каков смысл образа метели в произв. Пушкина?)
Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов.
- Чтобы начать работу, обратимся к словам Ю. Лотмана: «Художественный текст обладает свойством выдавать различным читателям различную информацию - каждому в меру его понимания…именно ту, в которой он нуждается и к восприятию которой подготовлен».
- Как вам кажется, почему современники Пушкина, да и последующие поколения, считали «Повести Белкина» откровенно слабыми произведениями? «Как-то голо», - писал Л.Н.Толстой, впервые прочитав эти произведения.
(Конечно, читая произведения Пушкина, нужно очень внимательно относиться к слову. Каждый из вас, безусловно, читал «Метель» и не раз. Но Пушкина можно перечитывать постоянно, открывая новые смыслы. Толстой всё-таки оценил простоту, лаконичность и глубину «Повестей».)
- Чтобы быть внимательными к слову поэта, давайте попробуем определить в небольшом фрагменте ключевые слова текста и по терминологии Степановой Людмилы Сергеевны разделить их на объективные (понятийно-логические) и субъективные (эмоционально-оценочные). Первые помогут определить нам тему текста, вторые – авторскую позицию.
Стадия 2. Осмысление содержания
- Итак, с чего начинается повесть? (Время, место, главные герои)
Прочитаем первое предложение. («В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своём поместье Ненарадове Гаврила Гаврилович Р.».)
- Назовём объективные и субъективные слова.
объективные (понятийно-логические) | субъективные (эмоционально-оценочные) |
В конце 1811 года Поместье Ненарадово Славился гостеприимством, радушием Стройная, бледная и семнадцатилетняя (отсутствие жит. опыта) Богатая невеста, многие прочили её за себя и сыновей Воспитана на французских романах Владимир – бедный армейский прапорщик Запрет родителей (возникновение препятствий) | В эпоху достопамятную Добрый Гаврила Гаврилович Следовательно, влюблена («Душа ждала кого-нибудь») Предмет, избранный ею Самой собой разумеется, пылал равной страстию. Наши любовники Клялись, сетовали на судьбу Что весьма естественно Нельзя ли нам обойтись без воли жестоких родителей? (своеволие ) Умолял её предаться ему, венчаться тайно |
- Итак, о каких «метелях» идёт речь в начале повести? Посмотрите на объективную лексику.
(1811 – Отечественная война с Наполеоном – «метель» в России;
- На что указывают субъективные слова, какую интонацию передают?
(Мятеж «любовников» против воли родителей - лексика романтиков: «пылали страстию» - не любовью, «жестокие родители», «сетовали на судьбу» - роптали, «умолял предаться ему», а не положиться на волю Божью)
- Разделимся 3 на группы, каждая из которых получает задание:
проанализировать эпизод:
1. Метель Марьи Гавриловны.
2. Метель Владимира.
3.Метель Бурмина
- Важно выписать в таблицу субъективные и объективные слова, служащие для описания метели и действий, чувств героев. Сориентироваться в тексте вам помогут вопросы. Проанализировав свои записи, попробуйте сделать вывод: какой смысл заложен в образе метель? 5 мин.
Работа по группам (5 мин.)
Задания
1 группа «Метель Марьи Гавриловны»
- Как чувствует себя героиня накануне побега? Какие чувства борются в её душе?
- Какой сон видит Марья Гавриловна и почему? Какую роль он играет в произведении?
- Как описывается метель? Вспомните эпиграф к повести?
- Почему рассказчик называет М.Г. преступницей?
- Какие однокоренные слова передают противостояние человека и стихии?
- Какой смысл заложен в образе метели в данном эпизоде?
2 группа «Метель Владимира»
- Какие эмоционально-оценочные слова использует автор, рассказывая о подготовке героя к венчанию?
- Как описывает рассказчик состояние Владимира, когда тот заблудился?
- Какова этимология названия Жадрино? Почему желаниям Владимира не дано было исполниться?
- Как себя почувствовал герой, когда понял, что опоздал на венчание?
- Какой смысл заложен в образе метели в данном эпизоде?
3 группа «Метель Бурмина»
- Каково значение фамилии героя?
- Почему герой решил ехать в бурю?
- Поцеловаться - значит обрести целостность. Почему героям не суждено было скрепить свой союз поцелуем после венчания?
- Чем изначально для него была метель и чем стала?
Выступление групп (подведение итогов работы групп)
Задание : внимательно послушайте выступления коллег и сделайте свой вывод о том, каков смысл образа метели в данном эпизоде. В конце обсуждения выступающая группа прочитает свой вывод.
- А теперь давайте посмотрим , какую роль играет метель в судьбе каждого героя?
1.Владимир не смирился, не раскаялся в своеволии: написал родителям Маши «полусумасшедшее письмо», был ранен в бою, погиб в «метели» войны, герой сам искал смерти.
2.Мария Г. – была при смерти, хранила тайну, смирилась со своей участью замужней женщины, которой, может быть, не суждено встретить своего мужа.
3.Бурмин – страдает, раскаивается, принимая сполна возмездие - угроза потери любимой – за свой безрассудный поступок, ведь поначалу он воспринимал метель как приключение.)
- Автор описывает мытарства героев, употребляя слово с одним и тем же корнем. Каким? Какой смысл оно несёт? («насилу», «силясь»)
- Как отнеслись к таинству венчания герои? - Проявлением чьей воли стала метель?
Вспомните слова Пушкина : «Я нашёл Бога в моей совести и в природе, которая говорила мне о нём».
- Раскаялись ли герои в своеволии?
- Маша и Бурмин раскаялись в своеволии и уповают милость Божию. Владимир впал в уныние, не раскаялся, уехал на войну.
- Мы видим: Бурмин и Маша внутренне изменились. Почему, ведь прошло так мало времени? (Метель в России. Посмотрите, как изменились люди после Отечественной войны?)
- Сделать вывод: какую роль играет образ метели в повести?
Метель как
1. Метель в России - Отечественная война против Наполеона.
2. Метель-страсть, искушение.
3. Метель как приключение.
4. Метель – воплощение Воли Божией.
- А теперь попробуйте построить иерархию смыслов от низшего к высшему.
Метель как
1. Метель как приключение.
2. Метель-страсть, искушение.
3. Метель в России - Отечественная война против Наполеона.
4. Метель – воплощение Воли Божией.
Вывод: Пройдя через искушение своеволием, безответственностью, герои обретают настоящую любовь, счастье. Так, у Пушкина за метелью всегда следует покой, за испытаниями – счастье.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Не ропщи, смирись, верь - вот мудрость, простота, ясность понимания жизни, которую Пушкин подарил своему читателю.
Рефлексия
В. Кирпотин писал: «Последнего слова о Пушкине никогда не будет сказано - Пушкин неисчерпаем».
- Открылось ли вам сегодня что-то новое?
дз
1. Составьте антологию «Метель в русской литературе».
2. Напишите письмо (Марья Гавриловна – родителям или Владимир – родителям Маши).
3.Представьте себе, что вы создали литературное произведение, где встречается образ метели. Кратко опишите ситуацию, связанную с этим образом. Раскройте его смысл.
Приложение к уроку
Метель Марьи Гавриловны
Анализ эпизода от слов «накануне решительного дня» до «поручив барышню»
- Как чувствует себя героиня накануне побега? Какие чувства борются в её душе?
- Какой сон видит Марья Гавриловна и почему? Какую роль он играет в произведении?
- Как описывается метель? Вспомните эпиграф к повести?
- Почему рассказчик называет М.Г. преступницей?
- Какие однокоренные слова передают противостояние человека и стихии?
- Какой смысл заложен в образе метели в данном эпизоде?
объективные (понятийно-логические) | субъективные (эмоционально-оценочные) |
Вывод: | |
Метель Бурмина
Анализ эпизода от слов «В начале 1812…» до «и закричал: «Пошёл!»
- Почему герой решил ехать в бурю?
- Предположите, каково значение фамилии Бурмина?
- Поцеловаться - значит обрести целостность. Почему героям не суждено было скрепить свой союз поцелуем после венчания?
- Чем изначально для него была метель и чем стала?
объективные (понятийно-логические) | субъективные (эмоционально-оценочные) |
Вывод: | |
Метель Владимира
Анализ эпизода от слов «Но едва Владимир выехал за околицу в поле…» до «Какое известие ждало его!»
- - Какие эмоционально-оценочные слова использует автор, рассказывая о подготовке героя к венчанию?
- - Как описывает рассказчик состояние Владимира, когда тот заблудился?
- - Какова этимология названия Жадрино? Почему желаниям Владимира не дано было исполниться?
- Как себя почувствовал герой, когда понял, что опоздал на венчание?
- Чем для него стала метель?
объективные (понятийно-логические) | субъективные (эмоционально-оценочные) |
Вывод: | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Понятие об образе - символе"(по произведению Гаршина "Красный цветок"
Данная презентация поможет учителю при проведении урока по произведению В.М. Гаршина "Красный цветок". На примере изучения этого рассказа раскрывается понятие "образ-символ"....
Урок-презентация. Образ метели в повести А.С. Пушкина "Метель". Учитель МБОУ СОШ №74 Шерстянкина Л.Л. г. Нижний Новгород.
Данный урок развивает творческие способности, мышление учащихся. Тип урока: мастерская, интегрированный, с использованием ИКТ. Задачи: формирование аналитических навыков при работе с текстом. Ра...
Поэтический диалог А.С. Пушкина и А.Н. Радищева в одноименной оде “Вольность” и его глубинный смысл
Сопоставительнный анализ лирических произведений...
Бинарный урок по литературе и музыке «Тема судьбы, образ метели-вьюги в русском искусстве» (По произведениям А.С.Пушкина и Г.Свиридова)
Интегрированный урок - особый тип урока, на котором изучается - взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (напр., математики и информатики); такие уроки целесообразно проводить в те...
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Образ метели в творчестве А.С. Пушкина"
Этот урок- исследования с элементами арт-терапии....
Урок и презентация к уроку "Противоборство музыкальных образов в одном произведении"
Урок и презентация к уроку "Противоборство музыкальных образов в одном произведении"...
Презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению Пушкина " Дубровский"
Данная презентация ярко и красочно дополняет конспект урока литературы по произведению А.С.Пушкина...