Урок «Глубинные смыслы образа метели в произведении Пушкина»
план-конспект урока по литературе

Кальманова Екатерина Юрьевна

Тема урока: «Глубинные смыслы образа метели в произведении Пушкина»

Тип урока: «Творческая мастерская»

Технология развития критического мышления

Деятельностная цель : совершенствование общеучебных умений учащихся, развитие познавательной сферы деятельности:

- развитие навыков работы с разными источниками информации;

- развитие способности свободно излагать свои мысли.

- воспитание христианских ценностей: любви к Богу и ближнему.

Содержательная цель:
раскрыть понятия "Господня воля" и «человеческое своеволие», «смятение» и «покой» на примере повести А.С. Пушкина «Метель»; понять замысел автора и оценить, как он воплощён в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_glubinnye_smysly_obraza_meteli.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Глубинные смыслы образа метели в произведении Пушкина»

Тип урока: «Творческая мастерская»

Технология развития критического мышления

Деятельностная цель : совершенствование общеучебных умений учащихся, развитие познавательной сферы деятельности:

- развитие навыков работы с разными источниками информации;

- развитие способности свободно излагать свои мысли.

- воспитание христианских ценностей: любви к Богу и ближнему.

Содержательная цель:
раскрыть понятия "Господня воля" и «человеческое своеволие», «смятение» и «покой» на примере повести А.С. Пушкина «Метель»; понять замысел автора и оценить, как он воплощён в слове.

Ход урока:

Стадия 1. Вызов

Мотивация

Если задуматься, то мы находимся с вами недалеко от того места, где было cоздано произведение, о котором мы будем сегодня говорить. Повесть «Метель» написана в Болдине 20 октября 1820 года. Что это за время для Пушкина? Прежде всего, после двухлетних томлений и неясностей поэт получает согласие на брак и в мечтах уже ощущает себя мужем и будущим отцом семейства. Для Пушкина это серьёзный шаг. Неслучайно он пишет родителям в Петербург: «Прошу вашего благословения, и не как пустой формальности, но с внутренним убеждением, что это необходимо для моего благополучия, - и да будет вторая половина моего существования более для всех утешительна, чем моя печальная молодость…»

Мы помним, что у поэта были сложные отношения с родителями, однако родительское согласие на брак ему необходимо. Какие же настроения владеют Пушкиным, который приезжает в Болдино устроить свои дела? Первое стихотворение, написанное по приезде, - «Бесы». Прочтём отрывок из него:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!..

Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло <…>
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.


Что символизирует метель в этом стихотворении? Какое настроение оно передаёт?

(Настроения тоски, тревоги, жуткого предчувствия. Метель как образ кружения, снежного вихря, бесконечного бесовского круговорота метели).

Интересно, что в словаре Даля слово «метель» могло писаться и через «е» , и через «я». Во втором случае оно образовано от глагола «мясти» ,т.е. приводить в смущение, мутить, тревожить. И приведены такие примеры:

Снежные хлопья мятутся по воздуху.

Страсти мятутъ душу.

- Какое движение передаётся в обоих примерах? «Нарисуйте» его словами. (Внутреннее, круговое, бесконечное).

- В связи с этим можно ли сказать, что в стихотворении Пушкина создан образ «метели-страсти, искушения»?

Целеполагание.

 -Но Образ метели не покидает воображения поэта. Он пишет повесть под названием «Метель» и эпиграфом к ней выбирает строки из баллады Жуковского. Как связаны название и эпиграф? (Метель играет важную роль в сюжете.)

- Эпиграф взят Пушкиным из романтической поэмы Жуковского «Светлана». Романтики провозгласили в литературе культ страстей, воображения и фантазии. Героями романтических произведений стали люди, способные на сильные, бурные чувства.

- Какую роль играют картины природы в романтических произведениях?

(Развернутые описания картин природы часто созвучны с настроением героя.)

- Вернёмся к стих. «Бесы». Похожи ли образы метели в отрывках?

 Как вы думаете, о чём мы будем сегодня размышлять, читая прозу Пушкина?

- Итак, тема урока «Глубинные смыслы образа метели в произведении Пушкина».

- Определите цель урока. (Ответить на вопрос: каков смысл образа метели в произв. Пушкина?)

Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов.

- Чтобы начать работу, обратимся к словам Ю. Лотмана: «Художественный текст обладает свойством выдавать различным читателям различную информацию - каждому в меру его понимания…именно ту, в которой он нуждается и к восприятию которой подготовлен».

- Как вам кажется, почему современники Пушкина, да и последующие поколения, считали «Повести Белкина» откровенно слабыми произведениями? «Как-то голо», - писал Л.Н.Толстой, впервые прочитав эти произведения.

(Конечно, читая произведения Пушкина, нужно очень внимательно относиться к слову. Каждый из вас, безусловно, читал «Метель» и не раз. Но Пушкина можно перечитывать постоянно, открывая новые смыслы. Толстой всё-таки оценил простоту, лаконичность и глубину «Повестей».)

-  Чтобы быть внимательными к слову поэта, давайте попробуем определить в небольшом фрагменте ключевые слова текста и по терминологии Степановой Людмилы Сергеевны разделить их на объективные (понятийно-логические) и субъективные (эмоционально-оценочные). Первые помогут определить нам тему текста, вторые – авторскую позицию.

Стадия 2. Осмысление содержания

- Итак, с чего начинается повесть? (Время, место, главные герои)

Прочитаем первое предложение. («В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своём поместье Ненарадове Гаврила Гаврилович Р.».)

- Назовём объективные и субъективные слова.

объективные

(понятийно-логические)

субъективные

(эмоционально-оценочные)

В конце 1811 года

Поместье Ненарадово

Славился гостеприимством, радушием

Стройная, бледная и семнадцатилетняя (отсутствие жит. опыта)

Богатая невеста, многие прочили её за себя и сыновей

Воспитана на французских романах

Владимир – бедный армейский прапорщик

Запрет родителей (возникновение препятствий)

В эпоху достопамятную

Добрый Гаврила Гаврилович

Следовательно, влюблена («Душа ждала кого-нибудь»)

Предмет, избранный ею

Самой собой разумеется, пылал равной страстию.

Наши любовники

Клялись, сетовали на судьбу

Что весьма естественно

Нельзя ли нам обойтись без воли жестоких родителей? (своеволие )

Умолял её предаться ему, венчаться тайно

- Итак, о каких «метелях» идёт речь в начале повести? Посмотрите на объективную лексику.

(1811 – Отечественная война с Наполеоном – «метель» в России;

- На что указывают субъективные слова, какую интонацию передают?

(Мятеж «любовников» против воли родителей - лексика романтиков: «пылали страстию» - не любовью, «жестокие родители», «сетовали на судьбу» - роптали, «умолял предаться ему», а не положиться на волю Божью)

- Разделимся 3 на группы, каждая из которых получает задание:

проанализировать эпизод:

1. Метель Марьи Гавриловны.

2. Метель Владимира.

3.Метель Бурмина

- Важно выписать в таблицу субъективные и объективные слова, служащие для описания метели и действий, чувств героев. Сориентироваться в тексте вам помогут вопросы. Проанализировав свои записи, попробуйте сделать вывод: какой смысл заложен в образе метель? 5 мин.

Работа по группам (5 мин.)

Задания

1 группа «Метель Марьи Гавриловны»

- Как чувствует себя героиня накануне побега? Какие чувства борются в её душе?

- Какой сон видит Марья Гавриловна и почему?  Какую роль он играет в произведении?

- Как описывается метель? Вспомните эпиграф к повести?

- Почему рассказчик называет М.Г. преступницей?

- Какие однокоренные слова передают противостояние человека и стихии?

- Какой смысл заложен в образе метели в данном эпизоде?

2 группа «Метель Владимира»

- Какие эмоционально-оценочные слова использует автор, рассказывая о подготовке героя к венчанию?

- Как описывает рассказчик состояние Владимира, когда тот заблудился?

- Какова этимология названия Жадрино? Почему желаниям Владимира не дано было исполниться?

- Как себя почувствовал герой, когда понял, что опоздал на венчание?

- Какой смысл заложен в образе метели в данном эпизоде?

3 группа «Метель Бурмина»

- Каково значение фамилии героя?

- Почему герой решил ехать в бурю?

- Поцеловаться - значит обрести целостность. Почему героям не суждено было скрепить свой союз поцелуем после венчания?

- Чем изначально для него была метель и чем стала?

Выступление групп (подведение итогов работы групп)

Задание : внимательно послушайте выступления коллег и сделайте свой вывод о том, каков смысл образа метели в данном эпизоде. В конце обсуждения выступающая группа прочитает свой вывод.

- А теперь давайте посмотрим , какую роль играет метель в судьбе каждого героя?

1.Владимир не смирился, не раскаялся в своеволии: написал родителям Маши «полусумасшедшее письмо», был ранен в бою, погиб в «метели» войны, герой сам искал смерти.

2.Мария Г. – была при смерти, хранила тайну, смирилась со своей участью замужней женщины, которой, может быть, не суждено встретить своего мужа.

3.Бурмин – страдает, раскаивается, принимая сполна возмездие - угроза потери любимой – за свой безрассудный поступок, ведь поначалу он воспринимал метель как приключение.)

- Автор описывает мытарства героев, употребляя слово с одним и тем же корнем. Каким? Какой смысл оно несёт? («насилу», «силясь»)

- Как отнеслись к таинству венчания герои? - Проявлением чьей воли стала метель?

Вспомните слова Пушкина : «Я нашёл Бога в моей совести и в природе, которая говорила мне о нём».

- Раскаялись ли герои в своеволии?

- Маша и Бурмин раскаялись в своеволии и  уповают милость Божию. Владимир впал в уныние, не раскаялся, уехал на войну.
- Мы видим: Бурмин и Маша внутренне изменились. Почему, ведь прошло так мало времени?
(Метель в России. Посмотрите, как изменились люди после Отечественной войны?)

- Сделать вывод: какую роль играет образ метели в повести?

Метель как

1. Метель в России - Отечественная война против Наполеона.

2. Метель-страсть, искушение.

3. Метель как приключение.

4. Метель – воплощение Воли Божией.

- А теперь попробуйте построить иерархию смыслов от низшего к высшему.

Метель как

1. Метель как приключение.

2. Метель-страсть, искушение.

3. Метель в России - Отечественная война против Наполеона.

4. Метель – воплощение Воли Божией.

Вывод: Пройдя через искушение своеволием, безответственностью, герои обретают настоящую любовь, счастье. Так, у Пушкина за метелью всегда следует покой, за испытаниями – счастье.

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Не ропщи, смирись, верь - вот мудрость, простота, ясность понимания жизни, которую Пушкин подарил своему читателю.

Рефлексия

В. Кирпотин писал: «Последнего слова о Пушкине никогда не будет сказано - Пушкин неисчерпаем».

- Открылось ли вам сегодня что-то новое?

дз

1. Составьте антологию «Метель в русской литературе».

2. Напишите письмо (Марья Гавриловна – родителям или Владимир – родителям Маши).

3.Представьте себе, что вы создали литературное произведение, где встречается образ метели. Кратко опишите ситуацию, связанную с этим образом. Раскройте его смысл.

Приложение к уроку

Метель Марьи Гавриловны

Анализ эпизода от слов «накануне решительного дня» до «поручив барышню»

- Как чувствует себя героиня накануне побега? Какие чувства борются в её душе?

- Какой сон видит Марья Гавриловна и почему?  Какую роль он играет в произведении?

- Как описывается метель? Вспомните эпиграф к повести?

- Почему рассказчик называет М.Г. преступницей?

- Какие однокоренные слова передают противостояние человека и стихии?

- Какой смысл заложен в образе метели в данном эпизоде?

объективные

(понятийно-логические)

субъективные

(эмоционально-оценочные)

Вывод:

Метель Бурмина

Анализ эпизода от слов «В начале 1812…» до «и закричал: «Пошёл!»

  • Почему герой решил ехать в бурю?
  • Предположите, каково значение фамилии Бурмина?
  • Поцеловаться - значит обрести целостность. Почему героям не суждено было скрепить свой союз поцелуем после венчания?
  • Чем изначально для него была метель и чем стала?

объективные

(понятийно-логические)

субъективные

(эмоционально-оценочные)

Вывод:

Метель Владимира

Анализ эпизода от слов «Но едва Владимир выехал за околицу в поле…» до «Какое известие ждало его!»

  •  - Какие эмоционально-оценочные слова использует автор, рассказывая о  подготовке героя к венчанию?
  • - Как описывает рассказчик состояние Владимира, когда тот заблудился?
  • - Какова этимология названия Жадрино? Почему желаниям Владимира не дано было исполниться?
  • Как себя почувствовал герой, когда понял, что опоздал на венчание?
  • Чем для него стала метель?

объективные

(понятийно-логические)

субъективные

(эмоционально-оценочные)

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Понятие об образе - символе"(по произведению Гаршина "Красный цветок"

Данная презентация поможет учителю при проведении урока по произведению В.М. Гаршина "Красный цветок". На примере изучения этого рассказа раскрывается понятие "образ-символ"....

Урок-презентация. Образ метели в повести А.С. Пушкина "Метель". Учитель МБОУ СОШ №74 Шерстянкина Л.Л. г. Нижний Новгород.

Данный урок развивает творческие способности, мышление учащихся. Тип урока: мастерская, интегрированный,  с использованием ИКТ. Задачи: формирование аналитических навыков при работе с текстом. Ра...

Бинарный урок по литературе и музыке «Тема судьбы, образ метели-вьюги в русском искусстве» (По произведениям А.С.Пушкина и Г.Свиридова)

Интегрированный урок -  особый тип урока, на котором изучается - взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (напр., математики и информатики); такие уроки целесообразно проводить в те...

Урок и презентация к уроку "Противоборство музыкальных образов в одном произведении"

Урок и презентация к уроку "Противоборство музыкальных образов в одном произведении"...

Презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению Пушкина " Дубровский"

Данная презентация ярко и красочно дополняет конспект урока литературы по произведению А.С.Пушкина...