Поэтический диалог А.С. Пушкина и А.Н. Радищева в одноименной оде “Вольность” и его глубинный смысл
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Мальцева Юлия Павловна
Тема урока: Поэтический диалог А.С. Пушкина и А.Н. Радищева в одноименной оде
“Вольность” и его глубинный смысл
Цель урока:
- помочь обучающимся осознать глубинный смысл поэтического диалога
А.С. Пушкина и А.Н. Радищева в одноименной оде “Вольность”
- продолжать формировать умение сопоставлять, анализировать художественный текст; развивать мышление
- воспитывать культурологически грамотного читателя, способного понимать
мир и человека в нем.
Оформление урока
Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует…
А.С. Пушкин
Под игом власти сей рождённый, Портрет А.Н. Радищева
Нося оковы позлащены,
Нам вольность первый прорицал.
А.Н. Радищев
На лире скромной, благородной Портрет А.С. Пушкина
Земных богов я не хвалил.
И силе в гордости свободной
Кадилом лести не кадил.
А.С. Пушкин
Ход урока
- Словарная работа
Найдите ошибку:
- Да Брут и вождь ещё проснутся.
- Где все ума претит стремленью,
Великость там не прорастет.
- Ликуйте, скованны народы
- Юноша, хотящий славы
- Где царь нам вольность даровал
- Беги, сокройся от очей Цитеры слабая царица
- Приди, сорви с меня венок,
Разбей препятственную лиру
- Восстаньте, глупые рабы
- И се злодейская корона на галлах
Скованных лежит.
- Пустынный памятник Павла,
Забвенью преданный дворец
- И слышит богини страшный глас
- Проверка домашнего задания
- Мифологические и исторические имена (запись на доске)
Радищев:
Брут, Тель, Минерва, Кромвель, Карл, Лютер, Колумб, Галилей, Вашингтон, Пиндар, Марий.
Пушкин:
Цитера, Людовик, Клио, Калигула, Павел, Наполеон
- Сравните пушкинский и радищевский текст в области политических и мифологических ассоциаций
2. Озвучивание собранной схемы
“Ода – ведущий жанр классицизма”
III.Главный вопрос урока: в чём суть одического диалога двух поэтов?
Диалог двух поэтов - диалог двух мировоззрений
Тексты перед учащимися
- Какой же главный признак оды? (восхваление)
- Ради чего оды сочиняются? Зачем восхваление? (чтобы показать норму, образец для подражания)
- Какая ода воплотила идеальную норму? (Ломоносова)
- А может у Радищева и Пушкина не ода? Найдите в них специфические признаки жанра.
- Кто или что прославляется у Пушкина, Радищева? (вольность)
- Что же порицается? (власть)
- Есть ли сходство с ломоносовской одой? Что говорится в ней о власти?
- О чем больше говорят поэты – о вольности или о власти?
- В каком ракурсе появляются властители у Пушкина и Радищева? Каковы образы властителей, нарисованные Пушкиным и Радищевым?
- Что может быть результатом плохой власти, по мнению Пушкина и Радищева?
- Какие исторические примеры приводятся в доказательство гибели неправедной власти? Каковы неизбежные последствия любой тирании?
- Нравственно или безнравственно тираноубийство по Радищеву, по Пушкину?
- Как сложилось такое мировоззрение у Радищева?
- Каков же вывод у Пушкина? Что является залогом благоденствия и народа и властителя?
- Революция утверждает или попирает Закон?
- Тогда что же в этом контексте означает: “Восстаньте, падшие рабы!” – кровавую смену власти или возвращения утраченного чувства человеческого достоинства, понимание неотъемлемости своих гражданских прав?
- К кому в первую очередь обращена ода Пушкина – к рабам или властителям?
- О каком “вечном законе” говорит Пушкин? “Но вечный выше вас закон”?
IV. Итог
Вольность в радищевском и пушкинском контексте
Радищев Пушкин
вольность власть свобода власть
природа власть
революция (идеал, норма) Закон (идеал, норма)
Вольность и власть – противоположные понятия, у Радищева человек рождается свободным. Но власть всегда нарушает законы природы, источник бед.
V. Слушаем стихотворения (отрывки из од) А. Пушкина и А. Радищева, иллюстрирующие вывод.
VI. Домашнее задание. Сочинение. Объём – 1 страница тетради.
“Вольность в радищевском и пушкинском контекстах.” -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: «Народ и власть». (По трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», одноименной опере М. Т.Мусоргского и «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина).
Цели урока:прививать учащимся навыки сопоставительного анализа произведений разных видов искусства; совершенствовать умение работать по группам; развивать речь учащихся, умение конспектировать....
План- конспект урока по литературе"Поэтическое мастерство А.С. Пушкина." Песнь о вещем Олеге".
План- конспект урока по литературе " Поэтическое мастерство А.С. Пушкина."Песнь о вещем Олеге"....
Методическая разработка урока литературы "Поэтическое мастерство А.С.Пушкина в балладе "Песнь о вещем Олеге"
Разработка урока литературы для обучающихся 6 класса по программе под ред. А.Г.Кутузова...
Словарное богатство поэтического языка А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (урок развития речи в 6 классе)
Словарное богатство поэтического языкаА.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова(урок развития речи в 6 классе) Подготовительный этап: Урок развития устной речи производится после того, как изучены...
Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова. Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс.
Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова. Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс....
Исследовательский проект по русскому языку «ГЛУБИННЫЙ СМЫСЛ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА »
ОГЛАВЛЕНИЕ . Введение Основная часть Заключение Список литературы...
Урок «Глубинные смыслы образа метели в произведении Пушкина»
Тема урока: «Глубинные смыслы образа метели в произведении Пушкина»Тип урока: «Творческая мастерская»Технология развития критического мышленияДеятельностная цель : совершенство...