ЛЕКЦИЯ: ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ-ПРОЗАИКОВ В 1950 — 1980-е ГОДЫ
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Материалы леции содержат информацию о творчестве писателей-прозаиков 1950-1980 г.г. , о жанрах, содержании прозы того периода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tv-vo_pisateley_50-80_g.g.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕКЦИЯ
ТЕМА: ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ-ПРОЗАИКОВ В 1950 — 1980-е ГОДЫ
Основным качеством прозы второй половины 1950-х годов стало исповедальное начало, в полной мере проявившееся в лирической прозе, и прежде всего в жанре дневника. Жанр лирического дневника позволял автору создать атмосферу доверительных отношений с читателем и выразить субъективную точку зрения на исторически значимые события. Персонифицированный рассказчик, от лица которого ведется повествование в дневнике, создает эффект достоверности изображаемого и задает определенный ракурс повествования: читатель воспринимает все сквозь призму точки зрения героя-рассказчика. «Владимирские проселки* (1957) В.Солоухина, «Дневные звезды» (1959) О. Берггольц, «Ледовая книга* (1958) Ю.Смуула — все эти произведения стали образцами лирической дневниковой прозы. С лирической прозой связано и творчество замечательного рассказчика Ю.Казакова. В его произведениях изображение человеческих чувств доминирует над сюжетностью, именно этим объясняется импрессионистичность стиля, присущая творчеству писателя.
Исповедальностью характеризуется и недолго просуществовавшее в литературе 1960-х годов течение, получившее название «молодежная проза». Эта проза сумела выразить свое поколение, ее герои — обычные старшеклассники, студенты, чаще всего горожане. Исходным импульсом к конфликту героя с окружающей его действительностью было несоответствие реальной жизни, далекой от идеала, романтически наивным книжным представлениям о ней. Лидерами течения стали: А.Гладилин «Хроника времен Виктора Подгурского* (1956); В. Аксенов «Коллеги* (1960), «Звездный билет* (1962); А.Кузнецов «У себя дома* (1964). С молодежной прозой связаны обновление художественной речи, проявление иронического пафоса, романтизация героев и их отношений к жизни и друг другу. Авторы этого течения обращались к литературному опыту зарубежных писателей, среди которых — известный американский писатель Э. Хемингуэй.
На 1960-е годы приходится и новый виток в развитии фантастики. Отечественные писатели-фантасты, прогнозируя возможное будущее науки и техники, уделяли большое внимание человеческой психологии. Огромную популярность получили произведения фантастов И. Ефремова, В. Колупаева, О. Ларионовой, братьев А. и Б. Стругацких, К.Булычева (И.В.Можейко).
Одним из ведущих направлений в литературе второй половины XX века стала деревенская проза (конец 1960-х — 1980-е годы). Истоки деревенской прозы восходят к остросоциальной публицистике В.В.Овечкина (очерки «Районные будни», 1952 — 1956), Е.Я.Дороша «Деревенский дневник», 1956 — 1970), программной статье писателя Ф. А. Абрамова «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе» (1954), произведениям В. Ф. Тендрякова, лирической прозе Ю. П. Казакова, ранним рассказам В. П. Астафьева, В. А. Солоухина. По мере развития деревенской прозы в ней выделились две разновидности. Такие писатели, как В.Ф.Тендряков, Б.А. Можаев, анализировали в своих произведениях социально-исторические проблемы, связанные с трагическими страницами в судьбе крестьянства. Внимание другой ветви деревенской прозы было сосредоточено преимущественно на внутреннем мире деревенских жителей. Именно в этой среде писатели В. И. Белов и В. Г. Распутин видели героя — носителя нравственных ценностей, противостоящего бездуховности и меркантильности обывателя, В полной мере идеология этой разновидности деревенской прозы проявилась в «Привычном деле» (1966) и «Плотницких рассказах» (1968) В.И.Белова, «Прощании с Матерой» (1976) В.Г.Распутина.
Сочетание обеих тенденций характерно для таких писателей, как Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, Е. И. Носов, В. М. Шукшин.
Существенную роль в формировании идейно-художественных ориентиров деревенской прозы сыграли ранние произведения А.И.Солженицына «Матренин двор» (1959) и «Один день Ивана Денисовича» (1962). В рассказе «Матренин двор» мужественно переживает все невзгоды, выпавшие на ее «свободную» долю, простая крестьянка Матрена. Произведение же «Один день Ивана Денисовича», главный герой которого — деревенский мужик, стойко сносящий тяготы лагерной жизни, рассматривается как одна из первых ласточек лагерной прозы.
Тема ГУЛАГа — одна из ключевых тем отечественной литературы второй половины XX века, на которую долгое время был наложен негласный запрет. Произведения, посвященные теме сталинских репрессий, доходили до узкого круга читателей через самиздат1 и тамиздат2. Так распространялись произведения А. И. Солженицына «В круге первом» (1955 —1968), «Архипелаг ГУЛАГ» (1964 — 1970), мемуары Е.Гинзбург (матери писателя В.Аксенова) «Крутой маршрут», повесть Г.Владимова «Верный Руслан».
С 1966 года в эмигрантских издательствах стали публиковаться «Колымские рассказы» (1954 — 1973) В.Шаламова, писателя, проведшего в сталинских лагерях в целом» 17 лет. В отличие от А. И. Солженицына В. Шаламов рассматривал опыт лагерной жизни как отрицательный, разрушающий человеческую личность как жертв, так и палачей: «"Подземный" опыт не увеличивает общий опыт жизни — "там" все масштабы смещены, и знания, приобретенные "там", для "вольной жизни" не годятся. Мне не трудно вернуться к ощущениям детских лет. Колыму же я никогда не забуду. И все же это жизни разные. "Там" я не всегда писал стихи. Мне приходилось выбирать между жизнью и стихами и делать выбор (всегда!) в пользу жизни». Жизненный опыт составил основу произведений и писателя Ю. Домбровского, в общей сложности проведшего 18 лет в тюрьмах, лагерях и ссылке. Его повесть «Хранитель древностей» была опубликована в журнале «Новый мир» в 1964 году, а роман «Факультет ненужных вещей» (1964 — 1975) впервые увидел
свет в 1978 году в Париже и был удостоен премии за лучшую иностранную книгу года.
Стремлением к исповедальности, субъективизации эпического образа отмечено творчество писателей-фронтовиков, активно заявивших о себе в «оттепельный» период. В связи с их произведениями на рубеже 1950— 1960-х годов литературно-критический лексикон пополнился понятием «военная проза». Именно так было названо художественное течение, объединившее эпические произведения писателей-фронтовиков.
В это время были опубликованы первые повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959); Г.Бакланова «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959); Б.Балтера «До свидания, мальчики» (1961); В.Быкова «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962) и «Фронтовая станция» (1963); В.Астафьева «Звездопад» (1961); В.Рослякова «Один из нас* (1962); К.Воробьева «Крик» (1962) и «Убиты под Москвой* (1963). Писатели-фронтовики, с одной стороны, восприняли литературно-художественный опыт Виктора Некрасова, повесть которого «В окопах Сталинграда» (1946) была опубликована сразу после Победы, а с другой — выразили те же тенденции, которые были присущи молодежной, исповедальной прозе. Неслучайно излюбленным жанром военной прозы стала лирическая повесть, герой которой — молодой человек, еще не имеющий значительного жизненного опыта, вчерашний школьник, студент или выпускник военного училища. Сквозным сюжетом фронтовой повести является процесс становления характера в трагических обстоятельствах.
В целом теме и жанру остался верен В. Быков, белорусский писатель, чье творчество входило в состав многонациональной советской литературы. Притчеобразие — характерная черта его произведений. Такова его повесть «Сотников* (1970), заставляющая читателя задуматься о силе и слабости человеческого духа безотносительно к конкретно-историческим обстоятельствам. С другой стороны, с эпическим началом рассказа М.Шолохова «Судьба человека» (1956) связано развитие больших эпических жанров, исследующих тему Великой Отечественной войны. Одним из первых объемных произведений, в котором показан не только воинский героизм, но и трагизм военных поражений начал войны, является трилогия К.Симонова «Живые и мертвые* (1959 — 1971), написанная в жанре хроники.
В произведениях В. Шукшина «Я пришел дать вам. волю* (1971), Ю.Трифонова «Нетерпение* (1973), Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов* (1979) и «Свидание с Бонапартом» (1983), А.Солженицына «Красное колесо* (1971 — 1991) и других получила дальнейшее развитие историческая проза. При этом В. Шукшин и Ю. Трифонов в истории пытались найти ответы на современные вопросы; Б. Окуджава стремился выявить в прошлом вечные проблемы; А.Солженицын исследовал переломные моменты отечественной истории, в которых так или иначе проявляются судьбы отдельных людей и народа в целом.
С именем прозаика Ю.Трифонова связано развитие городского, или интеллектуального, течения в литературе. Объектом художественного анализа в повестях Ю.Трифонова «Обмен* (1969), «Предварительные итоги* (1970), «Долгое прощание* (1971) и «Другая жизнь* (1975) является.йостепенная деградация личности. В отличие от деревенской прозы, наследовавшей почвенническую традицию, городская проза формировалась на основе интеллектуальной традиции. При этом оба течения поднимали проблемы девальвации нравственности в современном обществе, разрушения «самости» в личности современника. Городская проза также изображала нецельного человека, лишенного позитивного активного начала. В числе близких ему писателей Трифонов называл В.Распутина, Ю.Казакова, А.Битова. Исследователи же творчества Ю. Трифонова отмечают связь психологического реализма писателя с реализмом позднего А. П. Чехова. Проблема «не-своей» жизни в «ненастоящем времени» в полной мере проявилась в прозе А.Битова. Так, характеризуя героя романа «Пушкинский дом* (1964 — 1971), Льва Одоевцева, автор отметил, что Лев «был скорее однофамильцем», чем «потомком» славного рода Одоевцевых. Лишенный собственного «я», Лев лишь к концу романа буквально почувствует собственное лицо, такой метафорой автор обозначил начало рождения личности. Роман А. Битова «Пушкинский дом» примечателен и тем, что в нем писатель независимо от зарубежных авторов использовал литературно-художественные приемы, характерные для постмодернистских1 произведений: авторский комментарий к тексту, эссеизм, вариативность сюжетных ходов, интертекстуальность, демонстрацию вымышленности повествования и т.д.
Постмодернистское мироощущение проявилось и в поэме Вен. Ерофеева «Москва — Петушки» (1970), долгое время распространявшейся в самиздате. Посредством постмодернистских приемов смешения разных стилевых и стилистических пластов автор создает амбивалентный 2 образ реальности, в которой поменялись местами верх и низ, добро и зло, Бог и дьявол. Главный герой поэмы, носящий имя самого автора, Веничка — это алкоголик, маргинальная личность. Сознание всегда пьяного Венички, стремящегося постичь смысл существования в искаженной действительности, также искажено, очевидно, поэтому герой не в силах разобраться в окружающем его хаосе, и, более того, он гибнет физически.
На рубеже 1970 — 1980-х годов в русской литературе появляются произведения условно-метафорической прозы, в реалистическое повествование которых вводятся фантастические персонажи, фольклорно-мифологические мотивы и сюжеты. Таковы, например, повести «Белый пароход» (1970) и «Пегий пес, бегущий краем- моря» (1977) Ч.Айтматова, романы «Белка» (1984) А.Кима и «Альтист Данилов» (1981) В.Орлова и др. Использование приемов явной художественной условности позволяет соотнести события современности с вневременным планом и дать оценку текущему моменту с позиций вечности. В прозе входивших в литературу на этом этапе ее развития писателей В. Маканина, Р. Киреева, А. Кима и других, получивших в критике определение «сорокалетних», проявилось отличное от традиционного реализма мироощущение, выраженное в таких художественных принципах, как бесстрастность повествования, отсутствие однозначной авторской оценки изображаемых явлений, амбивалентность героя, игровое начало.
Антиутопия. В 1980 — 1990-х гг. к жанру сатирической антиутопии обратились такие писатели, как Ф. Искандер («Кролики и удавы», 1982) и В. Войнович («Москва 2042», 1986), детективную антиутопию написал А. Гладилин («Французская Советская Социалистическая Республика», 1987), антиутопии-«катастрофы» создали В. Маканин («Лаз», 1991) и Л.Леонов («Пирамида», 1994). Появление жанра антиутопии в последние десятилетия XX века весьма закономерно, поскольку идеологемы общества "развитого социализма" к этому времени были лишены реального содержания. Надежды на осуществление социалистической утопии не оправдались.
В 1990-е годы трагическим мироощущением пронизана и проза уже состоявшихся реалистов А. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, Г. Владимова.
Задание. Ознакомьтесь с теоретическим материалом. Составьте таблицу «Творчество писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы»
Жанр прозы | Временные рамки | Содержание прозы | Произведения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САМИЗДАТ: НЕПОДЦЕНЗУРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В СССР (1950-1980-е гг.) (урок-размышление на основе анализа документов)
САМИЗДАТ: НЕПОДЦЕНЗУРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКАВ СССР (1950-1980-е гг.)(урок-размышление на основе анализа документов)...
Краткие сведения о поэте. Поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950-60-х годов. Творческая работа №8. Классное сочинение-рассуждение по творчеству Н. Заболоцкого
Маршрутный лист дистанционного урока по творчеству Н. Заболоцкого...
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960-1970-х годов. «Деревенская проза» 1950-1980-х годов. Историческая романистика 1960-1980-х годов. Авторская песня как песенный монотеатр 1970-1980-х годов
маршрутный лист дистанционного урока...
Особенности развития литературы 1950 – 1980-х годов.
Особенности развития литературы 1950 – 1980-х годов....
Особенности развития поэзии 1950 – 1980-х годов.
Особенности развития поэзии 1950 – 1980-х годов....
Драматургия 1950 – 1980-х годов.
Драматургия 1950 – 1980-х годов....
Исторический опыт развития культурно-просветительских учреждений новых городов Бурятии в 1950—1980-е годы
Рассмотрены особенности формирования и развития культурно-просветительских учреждений новых городских поселений Бурятии в 1950—1980-е годы....