У.Шекспир. Трагедия "Гамлет". Образ главного героя.
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Цели:
образовательные: обозначить «вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира, познакомиться с образом Гамлета, проанализировать его значимость в литературе.
развивающие: развить представление о драматическом произведении, работать над развитием монологической и диалогической речи студентов.
воспитательные: воспитывать активную жизненную позицию, непримиримость к подлости, трусости, жадности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shekspir.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: У. Шекспир. «Гамлет». Образ главного героя.
Тип урока: урок закрепления изученного.
Форма урока: урок-исследование.
Цели:
образовательные: обозначить «вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира, познакомиться с образом Гамлета, проанализировать его значимость в литературе.
развивающие: развить представление о драматическом произведении, работать над развитием монологической и диалогической речи учащихся.
воспитательные: воспитывать активную жизненную позицию, непримиримость к подлости, трусости, жадности.
Задачи:
- Помочь учащимся понять всю сложность психологического состояния героя, причину трагедии в душе героя;
- Определить литературоведческое понятие «вечный образ»;
- Задуматься над местом и ролью Гамлета в современном мире: как воспринимается Гамлет современным читателем.
Методы и приёмы: фронтальный опрос, развитие критического мышления, работа в группах, эвристический метод, минутка воображения, синкан (синквейн), микрофон, словарная разведка.
Образовательные технологии: использование ИКТ (мультимедийное сопровождение - презентация), проблемно-диалогическое обучение, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная, технология развития критического мышления.
Деятельность учащихся: парная, индивидуальный опрос, эвристическая беседа.
Оборудование: презентация, текст произведения «Гамлет», текст монолога, музыкальное сопровождение (в презентации), фрагмент монолога Гамлета.
Ход урока
Гамлет!.. Понимаете ли вы значение этого слова? – оно велико и глубоко: это жизнь человеческая; это человек, это вы, это я, это каждый из нас...
(Иоганн Вольфганг фон Гёте)
I. Организационный момент (2 мин).
Цель: подготовить учащихся к занятию; настроить на совместную работу на уроке.
Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка отсутствующих.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Надеюсь, вы успели отдохнуть, потому что для этого урока потребуется ваша смекалка и запас знаний. Сегодня у нас гости, давайте поприветствуем их.
II. Актуализация опорных знаний (3 мин).
Цель: актуализировать знания учащихся, создать ассоциативное мышление.
Учитель. Сущность гения удивительна: даты жизни английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира возвращают нас в далекое прошлое, однако строки его произведений созвучны современности.
Ассоциативный ряд.
На экране иллюстрация, звучит мелодия.
Посмотрите на иллюстрацию и послушайте мелодию, какие у вас возникли ощущения? (Ребята говорят о своих ощущениях).
III. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин).
Цель: мотивировать учащихся на работу.
Учитель. Какие 3 глагола вы бы применили к понятию «трагический герой»?
(выживать, бороться, сопротивляться)
IV. Определение темы и целей урока. Целеполагание (4 мин).
Цель: сформулировать тему и цель урока вместе с учащимися.
Учитель. Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока, исходя из наших
рассуждений.
(Ребята высказывают свои предположения).
Тема сегодняшнего урока – У. Шекспир. «Гамлет». Образ главного героя.
На доске записывается число и тема урока.
Учитель. Запишите в тетради Третье мая и тему урока. Сегодня мы уделим особое внимание образу Гамлета.
Теперь давайте сформулируем цели урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные фразы, написанные на доске.
Учащиеся определяют вместе с учителем тему урока и цели.
Познакомиться с образом …
Проанализировать творчество…
Уметь высказывать…
Научиться вдумчивому…
Наши задачи на этот урок:
- Определить литературоведческое понятие «вечный образ».
- Задуматься над местом и ролью Гамлета в современном мире: как воспринимается Гамлет современным читателем.
V. Работа над темой урока. Изучение нового материала (10 мин).
Цель: проанализировать образ героя, определить значение творчества писателя и его произведения в литературе.
1. Слово учителя (1 мин).
- В творчестве У. Шекспира можно выделить 2 этапа: ранний – оптимистический. Это в основном комедии, в которых свобода личности должна привести к гармонии в мире. Поздний этап творчества – трагический (кризис иллюзий о свободе личности, беспорядочный мир, игра тёмных сил). Что же происходит в душе шекспировского трагического героя, мы постараемся сегодня понять.
2. Эвристическая беседа (3 мин).
- Что было взято за основу при создании трагедии?
Ответ: При создании трагедии «Гамлет» драматург взял за основу сюжет легенды о принце Датском. Легенда давно забыта, но образы, созданные великим англичанином, живут уже столетия и будут жить до тех пор, пока существует человечество.
- В чем же причина этого феномена?
- Что означает понятие «вечный образ»?
3. Словарная разведка (Запись в тетради) (2 мин).
Учитель. Давайте обратимся к справочной литературе.
Вечный образ – содержательная емкость, неисчерпаемость смыслов; высокая художественная, духовная ценность; способность преодолевать границы эпох и национальных культур, общепонятность, непреходящая актуальность.
4. Фронтальный опрос (4 мин).
- Можно ли считать Гамлета «вечным образом»? Почему?
- Какие еще герои литературы могут считаться такими?
(Дон Кихот, Мцыри).
Учитель: Хорошо. Ребята, эта информация пригодится Вам при написании сочинения на ГИА.
Ответы учащихся:
Гамлет – вечный образ. У Гамлета философский склад ума: от частного случая он всегда переходит к общим законам мироздания. Семейная драма для него – портрет мира, в котором процветает зло. Легкомыслие матери приводит к выводу, что все женщины вероломны. Череп Йорика наводит на понимание бренности всего земного.
Гамлет – вечный образ. Гамлет остался вечной загадкой для зрителей и исследователей.
VI. Физкультминутка. Минутка воображения (1 мин).
Цель: настроить учащихся на положительный результат работы.
VII. Закрепление изученного материала (16 мин).
Цель: закрепить и обобщить изученное.
1. Работа в группах. Наблюдения (4 мин).
Группа 1.
– Что определяет движение сюжета?
(Борьба с Клавдием. Каждая из враждующих сторон стремится захватить инициативу и навязать свою волю противнику. Не психологический анализ, а динамика развернувшейся битвы, тактические маневры бойцов определяют движение сюжета. Успех то на одной, то на другой стороне. Заняв командные позиции после спектакля, нанеся удар по соглядатаю Полонию, Гамлет вынужден затем обороняться от наседающих на него врагов. Он то защищается, то наступает. Затем Клавдий делает ловкий ход, подговорив Лаэрта убить Гамлета. Это не честный поединок, а заранее подготовленное убийство.)
Группа 2.
– Когда внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки напряжения, т. е. своей кульминации?
(В III акте внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки, наиболее остро кризис выражен в монологе, начинающемся словами «Быть или не быть»?)
2. Монолог «Быть или не быть» (5 мин).
Учитель: Итак, сейчас мы с Вами просмотрим фрагмент монолога «Быть или не быть». (Просмотр фрагмента в исполнении Иннокентия Смоктуновского). Перевод: Борис Пастернак
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снес бы униженья века,
Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств. Но довольно!
Офелия! О радость! Помяни
Мои грехи в своих молитвах, нимфа.
Учитель:
Ребята, ещё одним ярким исполнителем роли Гамлета в советском пространстве был Высоцкий. Высоцкий Владимир Семёнович [25.01.1938, Москва – 25.07.1980, Москва] - талантливый советский поэт, прозаик, певец, актёр театра и кино. Считал своей лучшей театральной ролью исполнение роли Гамлета. Образ, созданный актером-поэтом на сцене знаменитого Театра на Таганке, безусловно, является значимым феноменом в сокровищнице мирового театра.
3. Эвристическая беседа. Работа над идейно-художественным содержанием монолога (2 мин).
- Что для Гамлета означает вопрос «быть» и «не быть»? Учитель вместе с учащимися пытаются ответить.
Быть – это для Гамлета оказать сопротивление, отомстить за смерть отца. Не быть – для героя означает терпеть позор, покоряться судьбе, затаить обиду и молчать. Гамлет думает о том, что будет, если забыться сном – то есть умереть, покончить жизнь самоубийством.
Тогда почему люди долго терпят и не оказывают сопротивление злу? Гамлет приходит к выводу, что «трусами нас делает раздумье/ Так решимости природный цвет/ Хиреет под налетом мысли». Разум мешает делать безрассудные поступки.
4. Глубокая мысль (2 мин).
Учитель.
Вопрос: Что, по-вашему, останавливает Гамлета? Почему он медлит?
(Учащиеся размышляют над поставленными вопросами).
Учитель: таким образом, мы выяснили что?
Вывод: (отвечают учащиеся).
Гамлет – это человек, видящий и хорошо понимающий причины поступков людей. Гамлет остро чувствует фальшь, обман, он хороший психолог. По природе своей он добрый, благородный юноша, не желающий жить в мире интриг и корыстного обмана. Но долг сына – мстить за убийство своего отца – не дает ему покоя. Его разрывают противоречия.
Гамлет оставляет мир по-прежнему несовершенным, но он его встревожил, сосредоточил внимание тех, кто остался жить, на страшном факте: «век расшатался». В этом состояла его миссия.
5. Вывод (проблемный вопрос) (2 мин).
– Так в чем же сущность «гамлетизма»?
Давайте обратимся к справочной литературе и попробуем сформулировать понятие «гамлетизм» - это символ состояния, характеризующийся пребыванием кого-либо в постоянных противоречиях и сомнениях.
6. Синквейн (синкан)(1 мин).
Учитель: А теперь давайте попробуем составить синквейн (5 строк) по группам.
(Учащиеся составляют синквейн, читают по группам).
- Молодцы! А теперь подведём итоги нашего урока.
VIII. Подведение итогов урока (рефлексия) (2 мин).
Цель: подведение итогов урока.
Микрофон
Меня удивило на сегодняшнем уроке...
Я понял (-а), что...
Мне понравилось это произведение тем, что...
Учитель: Мы живём в XXI веке, а вспоминаем образ Гамлета, который помогает ответить нам на загадки прошлого, понять душевное состояние выдающихся наших современников и нас самих. Образ Гамлета – «вечный образ», символ сыновей любви и мести. Гамлет в каждом из нас.
IX. Подготовка к домашнему заданию (2 мин).
Цель: организовать и объяснить учащимся домашнее задание.
1. Выучить монолог «Быть или не быть» (в переводе Б. Пастернака).
2. На дополнительный балл: Написать эссе 7-10 предложений на тему «Есть ли выбор у Гамлета?».
X. Оценивание. Комментирование полученных оценок (3 мин).
Взаимооценка. Учащиеся оценивают работу друг друга, и каждый оценивает свою работу.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ главного героя повести Гоголя"мертвые души"
Данный материал поможет учителю-предметнику при подготовке к уроку литературы.Интересная презентация поможет учащимся узнать о жизни главных героев...
«Антитеза как средство раскрытия образов главных героев» (по рассказу М.Горького "Челкаш")
Разработка урока по рассказу М.Горького "Челкаш" (план-конспект и презентация)...
Интегрированный урок: информатика и литература Тема урока: «Образ главного героя Мцыри и средства его создания»
Создание образа главного героя поэмы Лермонтова "Мцыри" средствами литературы и информационной технологии....
«Два письма из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как ключ к пониманию образов главных героев»
«Два письма из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как ключ к пониманию образов главных героев»ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ.9 класс (базовый уровень)....
Презентация "Образ главного героя в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"
Презентация к изучению темы....
Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"
Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....