Конструкт педагогического мероприятия с детьми
план-конспект урока по литературе
Конструкт педагогического мероприятия по произведению А. Лиханова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11._konstrukt_meropriyatiya_s_detmi.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Конструкт педагогического мероприятия с детьми»
Классный час «Урок жизни в произведении А.А. Лиханова «Высшая мера»
Класс: 8-9
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Альберта Анатольевича; понять проблему ценностей («блага») как в эмоциональных так и материальных, проследить цепочку событий от производства «блага» до его потребления, результат потребления «блага» эмоционального и материального; понять проблему «нужности» родным людям.
Задачи:
1) сформировать у обучающихся умение сострадать, не оставаться равнодушным к чужой беде,
2) воспитывать стремление совершать добрые дела, воспитать желание быть милосердными, помогать людям и быть всегда нужным родным и близким
3) способствовать воспитанию у подростков добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости, милосердия.
Ход занятия:
1. Вступление: знакомство с личностью, биографией А. Лиханова, его творчеством. (В виде сообщения учащегося)
2. Обзор отзывов о прочитанном произведении. Краткий анализ произведения «Высшая мера». Обсуждение.
3. Рефлексия. Ответы на вопросы. Формулировка отзыва после анализа.
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лиханов,_Альберт_Анатольевич
https://urok.1sept.ru/articles/682635
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/11/21/urok-analiz-povesti-a-likhanova-vysshaya-mera
https://www.litmir.me/br/?b=161098&p= Электронная версия произведения А.А. Лиханова «Высшая мера»..
Ход классного часа
Этапы деятельности | Методы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Организационный момент Задача: собрать внимание детей, настроить их на работу. | Педагогическое требование | - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста! | Взаимное приветствие, обучающиеся присаживаются на свои места. | Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль; личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. |
2. Мотивационно – целевой момент Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, совместно с детьми сформулировать тему и цель классного часа | Беседа, поощрение, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием | - Мы часто говорим: Этот добрый, а этот злой». А что значит понятие «доброта»? - Устарело оно или остается актуальным? - Как в произведениях литературы раскрывается эта проблема? | Отвечают на вопросы, формулируют тему классного часа | Личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; Познавательные (общеучебные) УУД: целеполагание. |
3. Основная часть | Рассказ, чтение, демонстрация, формирование готовности к восприятию. | Наш классный час получил название «Урок жизни и добра в произведении А.А. Лиханова «Высшая мера», посвященном творчеству А. Лиханова. Наша встреча посвящена замечательной повести А.А. Лиханова под названием «Высшая мера», которая учит нас выбирать нужный путь в жизни, верному определению жизненных ценностей. Мы все прочли эту необычную повесть. Давайте каждый напишет свои эмоции и впечатления о прочитанном. (Раздаем небольшие листочки, записываем свое отношение к событиям, описанным в произведении). Очень интересно, поменяется ли ваше отношение к событиям, описываемым в произведении после нашего классного часа. | Внимательно слушают, формулируют собственное мнение, проявляют интерес и саморегуляцию | Регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии) |
3.1 Знакомство с личностью писателя Задача: Формировать интерес к личности писателя и коммуникативные (умение с достаточной полнотой выражать свои мысли) | Рассказ, беседа, демонстрация | Давайте уточним, кем же был автор этого произведения, начнем с краткой биографии повести: Альберт (Глеб) Лиханов родился в Кирове, там окончил школу, уехал в Свердловск где в 1958 году окончил отделение журналистики Уральского государственного университета. Потом возвращается домой и работает литсотрудником газеты «Кировская правда». Несколько позже Альберта Лиханова приглашают на работу в Москву. Потом он становится многолетним сотрудником популярного молодёжного журнала «Смена» — сначала ответственным секретарём, а затем, тринадцать с лишним лет — Главным редактором. Сейчас А. Лиханов – председатель правления Российского Детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, академик Российской академии образования, директор научно-исследовательского института детства. С детства другом и учителем писателя был , путь к которым ему открыла бабушка. «Вот если бы в моём детстве не было библиотек, то не знаю, что бы со мной было, – вспоминал он потом не раз. – Я начитался в детстве так, что мне до сих пор хватает». Не случайно повесть «Детская библиотека» – одно из самых тёплых, по-детски личных произведений, написанных от лица мальчика. Основные литературные произведения А.А. Лиханова – это повести «Чистые камушки», «Обман», «Лабиринт» (трилогия «Семейный обстоятельства»), «Благие намерения», «Голгофа», «Невинные тайны», «Высшая мера», «Паводок», «Никто», «Сломанная кукла». Роман в повестях «Русские мальчики» и роман «Мужская школа» составляют дилогию о детях, переживших войну. Вы можете познакомится с ними , они есть в свободном доступе в сети Интернет. Книги Альберта Лиханова – удивительно мужественная, чистая и честная проза. Проза человека, который знает, о чем пишет, который страдает и выбирается из горя вместе со своими героями. Сегодня мы более подробно познакомимся с повестью , по мотивам которой в 1998поставлен фильм— «Высшая мера» (на словацком языке). Братислава (Словакия), Словацкое телевидение. | Слушают, анализируют, отвечают на вопросы | Регулятивные (осуществляют контроль, коррекцию и оценку); Познавательные (логические: синтез); Коммуникативные (умение с достаточной полнотой выражать свои мысли) |
3.2 Анализ литературного произведения Задача: Формировать умение анализировать литературное произведение и коммуникативные (умение с достаточной полнотой выражать свои мысли) | Рассказ, беседа, демонстрация, поощрение | - Поговорим о прочитанном нами произведении «Высшая мера» Высшая мера - трагедия целой семьи, где каждый расплатился за свои и чужие ошибки, за ряд поступков и решений. И неизвестно, кто же получил высшую меру - те, кто остался жить с тяжким грузом, или кто ушёл к свободе небытия. Повесть уникальна своей проблематикой. Она актуальна тем, что в ней затронуты проблемы взаимоотношений членов семьи. Быть никому ненужным – это самое худшее, с чем может столкнуться человек и не каждый способен изменить что-то в своей жизни, просто так начать сначала и по другому. Особенно когда нет жизненного опыта, а боли и неуверенности уже много. Когда ты не нужен своей же собственной семье, у каждого своя жизнь и тебе нет там места. Зато есть материальные блага. Вопрос: что стоит менять? Самоопределение подростка строится на привычке не получать от жизни «блага» материальные, хотя наглядный пример перед глазами. Повесть не оставляет равнодушным, заставляет задуматься о ценностях, о том, что важно, о любви, понимании, честности и том, что мы что-то выбираем ежеминутно и как всё-таки много от этого выбора зависит. Высшая мера – самое большое наказание – это чувство вины, которое никогда не пройдет ни у одного из трех причастных к трагедии. Чувство вины. Да не пожелаю я его и врагу. Особенно тогда, когда “отработать” вину уже не перед кем. Акцент делается на жертвенности, и по этому поводу возникает много вопросов. Жертвенность ставится на пьедестал, но она не всегда приводит к хорошим последствиям. Правильно ли полностью без остатка отдавать себя кому-то другому, детям? Или же здесь важна мера и уважение к самому себе. Будет ли полезна жертва тому, ради кого её делают? А в произведении пострадали все - и те, кто жертвовал, и те, кто был эгоистичен, и те, кто ещё не успел сделать выбор, и те, кто вообще ничего не понял. Альберт Лиханов гениально умеет передавать чувства, эмоции. Наверное, это и есть тот ключ, который открывает сердца. В заключение: «Высшая мера" - это может быть и "высшая мера наказания", и та мера, которой измеряется человеческое достоинство и другие ценности окружающего нас мира. "Высшей мерой" карают человека, лишая его высшей ценности - самой жизни. - Давайте с вами вместе ответим на следующие вопросы: Почему её поразили слова Ирины: «Мы решили завести ребёнка»? (Детей не заводят. Это не котята. Их дарит судьба.) - Вспомним сцену отъезда. Как понять слова Софьи Сергеевны: «Жалость унижает, сказал великий. Пусть обсмеют меня просвещённые, только я не согласна: жалость подаёт надежду». (Если бы они пожалели Софью Сергеевну, то значит они изменились бы к лучшему, может быть, можно было надеяться на это, но они остались чёрствыми, глухими к чужой боли.) Каким было отношение бабушки к внуку? В чём казнит себя Софья Сергеевна, вспоминая о сыне Саше? (Поздно поняла, что Саша научился приспособляться к сильным, соглашаться с ними всегда и во всём.) - Почему Игорь не понимал поступка бабушки (взяла Алю и Сашу) и просил объяснить ему этот поступок? (Он воспитывался у мещан и не мог понять эту самоотверженность, самоотречённость). - Почему Ирина не нравилась Софье Сергеевне? - Как характеризуют Ирину её слова по отношению к мужу: «теперь займёмся тобой»? (Относится как к вещи, в ней всё время проскальзывает мещанство) - Что можно сказать о чертах характера Ирины? (Неумение любить, чёрствость. Воспринимает жизнь сквозь призму корыстного интереса, как площадку для самоутверждения) Какие уроки жизни вы усвоили, познакомившись с произведением А.Лиханова? (предлагается сделать выбор и обосновать его) Правильно ли полностью без остатка отдавать себя кому-то другому, детям? Или же здесь важна мера и уважение к самому себе. Будет ли полезна жертва тому, ради кого её делают? Что выведет человека на верную дорогу? Как на примере главной героини показан пример жертвенности? Для кого был этот «урок жизни»? | Слушают, анализируют, отвечают на вопросы | Регулятивные (осуществляют контроль, коррекцию и оценку); Познавательные (логические: синтез); Коммуникативные (умение с достаточной полнотой выражать свои мысли) |
3.3 Создание отзывов на прочитанное произведение Задача: Формировать коммуникативные умение (с достаточной полнотой выражать свои мысли) | Самостоятельная работа,поощрение | А теперь давайте снова запишем свои отзывы на листочках: (Жить надо не только для себя, но и ради других», «Не желай другим того, чего не желаешь себе», «Лишь прочитав эту повесть я задумалась над вопросами, о которых раньше и не знала», «Из повести можно взять уроки на будущее», «Повесть произвела на меня сильное впечатление. Она написана удивительно просто и понятно», «Соединять судьбы в браке надо обдуманно. В противном случае может пострадать ни в чём неповинный ребёнок», «Эта повесть актуальна и сейчас. Часто многие родители, чтобы в семье был достаток, работают на двух работах. Естественно, что на детей у них не остаётся времени. Ведь часто детям не хватает, как и Игорю, душевной теплоты», нужно любить родных и близких людей.) | Анализируют, создают отзывы о прочитанном | Регулятивные (осуществляют контроль, коррекцию и оценку); Познавательные (логические: синтез); Коммуникативные (умение с достаточной полнотой выражать свои мысли) |
4. Рефлексия Задача: самооценка результатов деятельности, соотнесение цели, темы урока с результатом | поощрение, беседа | Сегодня мы с вами учились понимать самые главные мысли о жизни, принимать ее уроки, учились быть людьми, способными заглянуть в события, увидеть и почувствовать сердцем боль и радость, добро и зло, а самое главное – поняли как важно быть нужным своим родным и близким людям, несмотря на наличие материальных благ, поняли важность эмоциональной составляющей семьи. В заключение послушаем стихотворение Э.Асадова «Доброта» И чтоб после себя не корить В том, что делал кому-то больно,- Лучше добрым на свете быть, Злого в мире и так довольно! Но в одном лишь не отступай: На разрыв иди, на разлуку, Только подлости не прощай Никому: ни любимой, ни другу! | Обучающиеся подводят итоги, отвечают на поставленные вопросы, осуществляют рефлексию. | Регулятивные, личностные УУД: обучающиеся осуществляют самооценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра по теме: Теория электролитической диссоциации"
Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 9 класса.Цель: создать условия для развития общеучебных познавательных действий (анализа, синтеза и оценки), а также информационных УУД ...
Конструкт внеклассного мероприятия по экологии "БУНТ"
Данное мероприятие проводится по окончании года."БУНТ" в переводе большая уборка нашей территории. На мероприятии учащиеся задействованы на различных станциях,выполняя задания.Также родители не ...
Конструкт внеклассного мероприятия.Игра «Эрудиты, вперёд!»
Цель: создание условий развития у учащихся способности к самопознанию....
КОНСТРУКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: Число 6. Цифра 6.
интегративное занятие (области: познавательное, социально – коммуникативное, речевое, физическое, художественно – эстетическое развитие)...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ «Туристические препятствия»
ТЕМА: «Спортивный туризм, как средство воспитания здорового поколения" Конкурсное мероприятие с детьми «Туристические препятствия»...
Разработка комплексного педагогического мероприятия с детьми «Эшелон памяти» 2020 год
Муниципальный командный турнир профессионалов «Педагог будущего 2020» Команда педагогов дополнительного образования «Открытые горизонты»...
Конспект педагогического мероприятия с детьми по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну Математики с Совой»
Цели и задачи:Закрепить счет в пределах 4, знание цифр от 1 до 4, умение различать и называть геометрические фигуры;учить сравнению и уравниванию двух групп предметов, составлению геометриче...