Творчество Крылова
презентация к уроку по литературе (6 класс)
материалы о жизни и творчестве И.А.КРЫЛОВА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basni_krylova.ppt | 1.89 МБ |
basni._praktikum.ppt | 1.1 МБ |
basni.ppt | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Басни И.А.Крылова
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. М. Исаковский
Русская басня Жанр басни полюбили русские поэты. Первые басни писал ещё в XVII веке Симеон Полоцкий . В 1-й половине XVIII века басни писали А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский. Развитие жанра басни в России относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова , И. И. Хемницера , А. Е. Измайлова и И. И. Дмитриева . Василий Кириллович Тредиаковский Александр Петрович Сумароков Иван Иванович Дмитриев
Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье скромного армейского офицера. Через несколько лет семья переехала в Тверь. После смерти отца в 1778 г Крылову пришлось поступить на службу в магистрат, чтобы поддерживать семью. Служба познакомила его с мрачными нравами провинциального суда, злоупотреблениями и взяточничеством чиновников. В 1783 г семья переезжает в Петербург, где Крылов 4 года прослужил в Казённой палате. В Петербурге он увлёкся театром, стал писать комедии. С 1794 по 1802 год опальный писатель скитался по провинции, был секретарём князя Голицына. В 1804 году вернулся в Москву. В 1806 в журнале «Московский зритель» он помещает несколько басен, которые принесли ему успех. Это определило его дальнейший путь.
В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, где прослужил библиотекарем более 30 лет. Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги. В 1838 году литературная общественность отметила 50-летие его литературной деятельности. В 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился на Васильевском острове. Умер И.А.Крылов в 1844году. «Дедушкой Крыловым» назвал народ своего баснописца.
Памятник Крылову В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, . Постамент памятника украшен фигурами героев его басен. До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на него собирал весь народ. Устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил Пётр Карлович Клодт . Он работал над памятником вместе с художниками Карлом Брюлловым и Александром Агиным . Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?
Что же такое басня? Небольшой рассказ, часто стихотворный Делится на 2 части: основное повествование и мораль (нравоучительный вывод), Аллегория (иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек) Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых) Персонажи (герои) – животные Диалог (разговор двух или более героев) Разговорный язык Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.
Жанр басни в творчестве И.А.Крылова Первую басню написал в 11 лет. Расходились книги басен огромными по тем временам тиражами, переиздавались каждые 3 – 4 года. В первом сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200. Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, но именно те, которые есть в русских людях. Его герои – типичные для своего времени (т.е. часто встречающиеся). Многие басни написаны о каком-то реальном историческом событии, например об Отечественной войне 1812 года. Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики. Строчки разной длины, что помогает передать разговорную речь.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть. Случилось соловью на шум их прилететь . Из каких басен строки?
К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь,- цены не зная ей, Невежда про неё свой толк всё к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он её ещё и гонит.
«Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.» - «Соседушка, я сыт по горло. – «Нужды нет, Ещё тарелочку; послушай: Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!»
«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право сказки! Какие пёрушки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоту такой и петь ты мастерица, - Ведь ты б у нас была царь-птица!»
«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё с песком и с илом? За дерзость такову я голову с тебя сорву.»
Хоть видит око, Да зуб неймёт.
Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, - Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти жёлуди на мне растут!»
«Смотри-ка, говорит,- кум милый мой! Что там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, Когда бы на неё хоть чуть была похожа.»
«Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!»
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит петуха7 За то, что хвалит он Кукушку. Из какой басни мораль?
Кто виноват из них, кто прав,- Судить не нам; Да только воз и ныне там.
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в баснях говорят.
Избави, бог, и нас от этаких судей.
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука.
А я бы повару иному Велел на стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить.
Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!
Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Эх, эх!- ей Моська отвечает,- Вот то-то мне и духу придаёт, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на слона!»
« Послушай-ка, сосед,- Тут ловчий перервал в ответ,- Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой.» И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
«Чтоб музыкантом быть, Так надобно уменье И уши ваших понежней,- Им отвечает Соловей, - А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».
И.А.Крылов возвёл русскую басню в оригинально-классическое достоинство. Невозможно дать большего простодушия рассказу, большей народности языку, большей осязаемости нравоучению. В каждом его стихе виден русский здравый ум. Он похож природою описаний на Лафонтена, но имеет свой особый характер: его каждая басня – сатира, тем сильнейшая, чем она коротка и рассказана с видом простодушия. А Бестужев.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сложи название Мартышка Ворона Стрекоза Чиж Слон Петух Зеркало Кукушка Волк Голубь Очки Лисица Муравей Моська Ягненок Обезьяна Петух Жемчужное зерно
- это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которых высмеиваются пороки людей, такие как глупость, лесть, хвастовство и др. Смешат в басне: Сами животные, их действия Смешные случаи, смешная история Насмешка ( сатира) Похожа на сказку Задача одна: высмеять плохие черты характера людей Басня
«Мораль сей басни такова…» И.А. КРЫЛОВ В начале - задает оценку заранее В конце- вывод, урок Мораль- нравоучение, поучительный вывод
Мораль сей басни такова. « Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок.» « Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться.» « Вперед чужой беде не смейся, Голубок!» « Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука».
Узнай басню Ворона и лисица Лисица и виноград Петух и жемчужное зерно
Узнай басню Квартет Кукушка и петух Мартышка и очки
Когда так говорят? Да только воз и ныне там. Из кожи лезут вон. Хоть видит око, да зуб неймет. Слона-то я и не приметил. Великий человек лишь громок на делах. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? А ларчик просто открывался. А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь.
«Басня- путаница» К кому-то принесли от мастера Ларец. Отделкой, чистотой Ларец в глаза Кидался. На тысячу ладов тянул, переливался. Увидевши Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться. Что это там за рожа? Какие у нее ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, Когда бы на нее хоть чуть была Похожа. Мартышка тут с досады и печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали, Прощай, хозяйские горшки! Ларчик Осёл и соловей Слон и Моська Зеркало и обезьяна Мартышка и очки Обоз
Чьи это слова? «Соседка, перестань срамиться,- Тебе ль с Слоном возиться?» « Соседушка, я сыт по горло». « Ну что за шейка, что за глазки? Рассказывать- так право сказки». « НЕ оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой…» «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней.» «Смотри, ты уже хрипишь, а он идет себе вперед И лаю твоего совсем не примечает». Шавка Фока Лисица Стрекоза Соловей Шавка
Урок Привлек меня тем… Показался интересным… Взволновал… Заставил задуматься… Навел меня на размышления… Презентацию подготовила Хлыбова Т.И. МОУ СОШ №21 г. Миасс, Челябинская область
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Люблю, где случай есть, пороки пощипать. И.А.Крылов.
Басня - это… краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. Мораль – это… начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Аллегория – это.. изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.
«Осёл и Соловей» 1811 год
Что было причиной появления басни «Осёл и Соловей»? Над чем заставляет читателя смеяться баснописец? Чем восхищались современники? Почему особенно важно было показать в басне красоту пения Соловья и восхищение слушателей?
… Избави Бог и нас от этаких судей.
Как вы объясните иллюстрацию художника К.Трутовского к басне «Листы и Корни»? Почему там нет ни листов ни корней?
Что хотел сказать И.А.Крылов басней «Листы и Корни»? В каких словах выражена мораль в этой басне? О каких жизненных ситуациях говорится в этих строках?
1.Над чем смеётся баснописец в басне «Ларчик»? 2.Что изменилось бы в басне от перестановки ударения (на слове «просто» или «открывался»)?
Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться.
Попробуйте перечислить, какие пороки человека высмеивает Крылов в баснях?
1. «А Васька слушает …». 2. «Чтоб музыкантом быть, так надобно…» 3. «Хоть видит око, да зуб…» 4. «Ай, Моська, знать, она сильна…» 5. « Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело…» ИГРА"Закончи строчку из басни Крылова"
«Из каких басен Крылова взяты эти строчки?» викторина
Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и Лисица»)
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт и выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Щука и Рак»)
У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягнёнок»)
Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела; оглянуться не успела, как зима катит в глаза. («Стрекоза и Муравей»)
Невежда так же в ослепленье бранит науки и ученье и все учёные труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)
Голодная кума Лиса залезла в сад; в нём винограду кисти рделись. («Лисица и виноград»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.
Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....
И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».
-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...
Проверочная работа по творчеству Крылова, Жуковского, Пушкина
Цель: проверить и проконтролировать знания по биографии и творчеству И. Крылова, В. Жуковского, А. Пушкина...
И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом» (по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва)
В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вмест...
Биография и творчество И.А.Крылова Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали
Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали...
Контрольная работа по литературе по творчеству Крылова, Жуковского, Пушкина. 5 класс (2 четверть)
Текст контрольной работы в двух вариантах с ответами и критериями оценивания...
Викторина к уроку по творчеству Крылова И.А.
Викторина к уроку, посвященному басням Крылова И.А. в 5 -7 классах...