«М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
план-конспект занятия по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
Скажутина Лариса Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Школа-интернат №26
г. Нижнеудинск»
Тема проекта: «М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Цели проекта.
В итоге изучения произведения ученики смогут:
- Выразительно прочитать поэму.
- Прочитать отрывок наизусть.
- Составить характеристику героев, используя цитаты.
- Найти и объяснить устаревшие слова из текста.
- Найти эпитеты в тексте, объяснить их роль.
- Найти в тексте и зачитать зачины, «перехваты», повторы, свойственные фольклорной поэзии.
- Написать сочинение – рассуждение на тему «Кто же главный герой поэмы?»
- Подобрать музыкальные фрагменты к сценам поэмы.
Учебная задача проекта: Определить настоящего главного героя поэмы, охарактеризовать эпоху через анализ конфликта и поступки героев.
Урок 1.
- Сообщения учащихся (об опричнине, о царе Иване Грозном и его времени). Данные задания готовятся учениками и учителем заранее, дают представление об эпохе царя Ивана Грозного, об опричнине и о беззакониях, ею творимых. Демонстрируется видеофрагмент фильма «Царь» (режиссер Павел Лунгин)
- Прослушивание поэмы (из фонохрестоматии)
3. Вопросы к учащимся:
-почему именно такое название, по вашему мнению, дал Лермонтов своей поэме?
-какими вы представляете себе царя Ивана Васильевича, Кирибеевича, купца Калашникова?
-менялось ли ваше отношение к царю Ивану Васильевичу в ходе чтения и если да, то почему?
-почему в названии герои перечислены в определенном порядке? Чем обусловлен этот порядок?
-какой вы представляете себе эпоху, о которой идет речь в поэме?
4. Работа с иллюстрациями в поэме художников Билибина, Васнецова.
- каким изображают эти художники царя Ивана Васильевича? Что в образе царя подчеркивают оба художника?
- какие моменты, описанные в поэме, проиллюстрированы художниками и почему?
- какие черты характера купца Калашникова отобразили оба художника?
- совпадает ли ваше представление о героях с образами, созданными художниками?
5. Домашнее задание :
1)сочинение в форме ответа на вопрос: «Кто из героев поэмы произвел на меня впечатление и почему?» (творческое)
2)к каждому герою подобрать музыкальный мотив, отражающий его характер. (творческое)
3) выписать устаревшие слова и объяснить их значение.
Выполняется одно из творческих заданий по выбору учащегося.
Урок 2.
- Проверка домашнего задания.
а) Учащиеся зачитывают свои письменные работы.
б) Прослушиваем музыкальные фрагменты, подобранные к образам героев.
2. Анализ произведения.
В ходе анализа учащиеся заполняют таблицу:
Герой | Эпитеты | Цитаты, характеризующие героя | Выводы |
Царь Иван Васильевич | |||
Опричник Кирибеевич | |||
Купец Степан Парамонович Калашников |
1) Какие черты характера царя раскрывает сцена царского пира
- кто окружает царя на пиру?
- какими эпитетами автор рисует образ царя?
- чего царь ждет от пирующих?
- как он воспринимает тоску Кирибеевича и в чем подозревает его? Зачитайте слова царя, обращенные к Кирибеевичу.
- почему Кирибеевич назван автором «лукавый раб»?
2) Почему купец Калашников решается на смертный бой с Кирибеевичем.
- чему дивится купец Калашников, вернувшись домой? Почему его удивляет позднее отсутствие жены?
- какими словами он встречает свою жену и почему? (зачитать)
- как Алена Дмитриевна реагирует на упреки мужа? Что рассказывает она ему? О чем просит мужа?
- какое оскорбление нанес опричник семье купца Калашникова? Зачитайте обращение купца Калашникова к братьям.
3) Почему царь не сдержал обещания, данного бойцам перед боем
- почему 3 часть поэмы начинается картиной утренней зари? Что в этой картине предвещает несчастье?
- какое обещание дает царь бойцам перед боем?
- с помощью каких эпитетов рисует автор образ Кирибеевича? Как это помогает представить настроение Кирибеевича перед боем? Зачитайте слова Кирибеевича, обращенные к бойцам
- что говорит Кирибеевич купцу Калашникову, вышедшему с ним биться?
- как реагирует Кирибеевич на ответ купца Калашникова, вызвавшегося на смертный бой? Зачитайте этот фрагмент.
- о чем думает во время боя Степан Парамонович?
- как реагирует царь на исход боя? Справедливо ли он поступает? Держит ли данное слово?
4)Почему Степан Парамонович Калашников принимает смерть спокойно
- защитил ли он свою честь и честь своей семьи?
- почему он просит « про меня моим детушкам не сказывать»?
- какую Божию заповедь нарушил купец Калашников? Почему он просит братьев помолиться за душу его, «душу грешную»?
5) кто же главный герой «Песни…»
- Почему Лермонтов выбрал для этого произведения жанр песни?
- найдите и зачитайте зачины, «перехваты», повторы. Кому поется песня?
- почему у опричника Кирибеевича нет имени и отчества в поэме?
- почему в конце не упоминается царь Иван Васильевич, хотя в названии произведения его имя стоит на первом месте?
- почему, несмотря на смерть «лютую, позорную», могиле купца Калашникова воздают дань уважения все прохожие?
- объясните, как вы понимаете слова «Каждому правдою и честью воздайте» из концовки «Песни…»? Кому воздает честь автор поэмы?
Домашнее задание: написать сочинение «Кто же главный герой поэмы?», выучить наизусть фрагмент описания зари из ч.3 «Над Москвой великой, златоглавою…»
Диагностическая карта по поэме М.Ю.Лермонтова
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова»
Диагностические цели (чему научатся на урках) | Форма контроля | Уровень усвоения (Ф.И.учашихся) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Выразительно прочитать поэму. | Чтение текста выразительно | ||||||
Прочитать отрывок наизусть. | Чтение текста наизусть | ||||||
Составить характеристику героев, используя цитаты. | Цитатная характеристика героев | ||||||
Найти и объяснить устаревшие слова из текста. | Составление словарика устаревших слов | ||||||
Найти эпитеты в тексте, объяснить их роль. | Составление словаря эпитетов | ||||||
Найти в тексте и зачитать зачины, «перехваты», повторы, свойственные фольклорной поэзии. | Работа с текстом | ||||||
Написать сочинение – рассуждение на тему «Кто же главный герой поэмы?» | Итоговое сочинение по поэме | ||||||
Подобрать музыкальные фрагменты к сценам поэмы | Прослушивание фрагментов и обсуждение выбора с аргументацией |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
На презентации находядся иллюстрации к "Песне", которые можно использовать на уроке....
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Цели урока: 1. Познакомить с исторической эпохой царствования Ивана...
М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"- поэма об историческом прошлом России.
В презентации к уроку предложена сравнительная характеристика героев произведения....
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» (технология проблемного обучения)
Цели урока:Рассмотрев сюжетную линию, определить нравственные проблемы произведенияФормировать умение решать проблемные задачи, строить выводы, опираясь на текстВоспитывать нравственные чувства, интер...
Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"....
Интегрированный урок истории и литературы: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси.
Интегрированный урок истории и литературы "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Ру...