урок по творчеству Ф.М.Достоевского
учебно-методический материал по литературе (10 класс)
урок -суд по роману "Преступление и наказание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sud_nad_raskolnikovym.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема открытого урока: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
Суд над Раскольниковым.
Цели урока:
1. Закрепить знания учащихся по творчеству Достоевского; подчеркнуть, что наказание преступник несёт в самом себе, помочь уч-ся разобраться в мыслях, впечатлениях, мнениях, оценках, которые накопились в работе над романом «Преступление и наказание».
2. Воспитание чувства сострадания, сопереживания унижением, осуждение человека, пытавшегося переступить предел дозволенного, нравственно возможного ради утверждения своей человеческой личности.
3. Формирование умений давать характеристику действующим лицам, оценивать их поступки, подтверждать свои слова материалом из текста, проводить аналогии с современностью, давать сравнения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Межпредметные связи: история, право.
Ход урока:
Выступление преподавателя:
Здравствуйте, уважаемые гости, участники сегодняшнего урока! Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз обратиться к проблеме правонарушений и разобраться: Раскольников — страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?
Дмитрий Мережковский сказал: «Вечный спор Ангела и Демона
происходит в нашей собственной совести».
Добро и зло – вечные ипостаси бытия. Можно ли логически оправдать принцип “добра” и “зла”? С чем труднее сражаться: со злом внешним или с “врагом” внутри себя? В чём величие человека? Может ли человек быть счастливым на несчастье других?
Достоевский сказал однажды, что произведения Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Но, пожалуй, с еще большим правом мы можем отнести эти слова к произведениям самого Достоевского. Самые главные, самые трудные – непосильные – вопросы поднимает он в своем творчестве.
Сегодня мы переберём одну за другою все подробности той обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать своё положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь. А потом спросим себя: оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора, и в его ли власти было прийти или не прийти к тому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба. И попытаемся ответить на вопросы: преступник ли Раскольников? А если да, то какое преступление он совершил?
Итак, мы с вами начинаем урок-суд над главным героем романа «Преступление и наказание».
Секретарь: Встать, суд идет!
Слушается дело Родиона Раскольникова по обвинению в совершении преступления – убийства Алены Ивановны, ее сводной сестры Лизаветы Ивановны, а также последовавшие за этим ряд косвенных преступлений: смерть неродившегося ребенка Елизаветы Ивановны, смерть матери Раскольникова, неперенесшей злодеяний, совершённых её любимым сыном, а также страдания невинного человека маляра – Николая.
Судья: Господа обвинители, защита, присяжные, мы начинаем слушание дела. Прошу вас всех быть объективными, корректными по отношению к обвиняемому, свидетелям и друг другу. Предоставляем слово подсудимому Раскольникову Родиону Романовичу. Что вы расскажите о себе?
Раскольников: Я, Раскольников Родион Романович, бывший студент Петербургского университета, совершил преступление, за которым последовало ещё две смерти. Но меня довели до этого обстоятельства, в которых я оказался:
во-первых, моё нищенское существование;
во-вторых, тяжёлое положение матери и сестры;
в-третьих, я хотел помочь бедным людям, оказавшимся в таком же состоянии, как и я.
Вы себе не представляете, как чувствует себя человек, который кругом должен, особенно перед хозяйкой, перед которой я испытывал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился, и оно меня охватывало всякий раз, когда я выходил на улицу, так как на лицах прохожих видел отвращение, насмешку или сострадание, унижавшие меня, хотя к ним я не испытывал никаких отрицательных чувств: мне было всё равно, какое впечатление производили мои лохмотья на уличную публику. Я был равнодушен! Во мне достаточно накопилось призрения к тем, кто, по моему мнению, заслужил этого.
Судья: Господин прокурор, какие вопросы возникли у Вас к подсудимому.
Обвинитель: Позвольте мне задать вопросы подсудимому позже. Я прошу пригласить свидетеля Алёну Ивановну. (Входит старуха – процентщица.) Расскажите о себе.
Алёна Ивановна: Я, Алена Ивановна, мещанка, жила на проценты с вещей, скупленных у горожан. Так как я уже довольно не молода, поэтому живу со своей сводной сестрой, которую приходилось кормить, а для этого необходимы деньги.
Судья: Расскажите, что происходило в вашем доме в последний приход Раскольникова?
Алёна Ивановна: Я старая женщина, мне уже тяжело ходить, поэтому практически я никуда не выхожу из своей каморки.
Так и в этот день…
Прилегла на кровать. Вдруг послышался звук колокольчика, шорох и какое-то бормотание за дверью. Чуть-чуть приотворила дверь, только чтобы разглядеть, кто же там пришел. Впрочем, люди, приходившие ко мне, так обычно и вели себя. И тут я почувствовала, что посетитель резко потянул дверь на себя, но я не выпустила ручку замка, стала поперек двери, чтобы молодой человек не мог пройти, но неожиданно он пошел прямо на меня. Я испугалась и отскочила. Это и было роковой ошибкой с моей стороны.
Я почувствовала что-то необычное в его поведении, посмотрела на него с насмешкой. Он сильно побледнел, руки дрожали (тут бы мне не так беспечно отнестись к этому моменту), но он успокоил меня тем, что у него лихорадка и протянул мне сверток. Чтобы лучше разглядеть, что в свертке, я подошла к окну и стала разворачивать (накрутил - то он много бумаги и ниток). Я долго пыталась развязать все это. Так как я стояла спиной к Раскольникову, то не видела, что он делает за мной. Я только произнесла: «Да что же он тут навертел?» - как почувствовала удар и все…
Обвинитель: Почему вы даже после своей смерти решили передать все деньги в монастырь, а не своей сестре? Ведь некоторую часть из них заработала Елизавета Ивановна.
Алена Ивановна: Ну, знаете ли, во-первых, деньги портят человека; во-вторых, ведь деньги пошли бы на благие цели, в богоугодное заведение, служителям монастыря, то есть Богу. Я очень набожная женщина.
Обвинитель (язвительно): Да уж очень набожна, нарушала не одну из заповедей Бога: постоянно обижала людей, грабила. Вот он и наказал вас.
Судья: Какие вопросы есть к свидетелю. (Действующие лица задают вопросы)
Обвинитель: Часто ли приходил к вам подсудимый?
Алёна Ивановна: Да нет. Ещё зимой один его знакомый, студент Покорев, сообщил ему обо мне. Долго он не ходил ко мне, потому что уроки были и как- нибудь пробивался. Месяца полтора назад принёс маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками, подаренное ему при прощании сестрой, на память. За колечко я дала ему два билетика. Он ушёл. . Мне тогда показалось, что я ему уж очень не понравилась.
Адвокат: Скажите, а как к вам относились другие ваши клиенты?
Алёна Ивановна: Не любили они меня. Считали злой, капризной, жадной. Я была строга с ними: стоит только одним днём просрочить заклад, считай вещь пропала. За заложенную вещь давала немного, считай в четверо меньше, чем стоит, а процентов по пяти и даже по семи брала в месяц. Но мне так нужно было , я же не одна жила, а с сестрой.
Судья: Приглашается свидетель Лизавета Ивановна.
Лизавета Ивановна: Я, Лизавета Ивановна, мещанка по происхождению, сводная сестра Алены Ивановны. Так как сестра преклонного возраста, мне приходилось выполнять всю домашнюю работу и, чтобы не быть в тягость сестре, я нанималась на работу к другим людям. Все заработанное отдавала ей.
Обвинитель: Знакомы ли вы с подсудимым Родионом Раскольниковым?
Лизавета: Я совсем немного знала Родиона Романовича, и никак даже не могла предположить, что он способен на такое.
Обвинитель: Лизавета Ивановна, поведайте нам, где вы находились до момента преступления?
Лизавета: За день до убийства меня пригласил в гости один мещанин. Он продавал вещи, а так как на рынке продавать невыгодно, то он обратился ко мне. Я должна была быть у него в седьмом часу. Не говоря ничего сестре, я отправилась на встречу, Алена осталась одна. Я не очень долго отсутствовала. Поднявшись на четвертый этаж, я заметила приоткрытую дверь, что было достаточно неожиданно для меня. Мне бы уйти, сообразить, что такого никогда не могло быть. Но я была настолько ошарашена, что ноги сами понесли в квартиру. Войдя в комнату, я пришла в шоковое состояние, вскрикнула от неожиданности: на полу вся в крови лежала сестра. Из другой комнаты появился Раскольников с топором в руке. Я задрожала как лист и не успела принять никаких мер по защите, как он ударил меня топором. Больше я ничего не могу вам рассказать.
Судья: Есть ли вопросы к свидетелю?
Обвинитель: Почему Вы, молодая женщина, работали у сестры, находясь при этом в униженном положении.
Лизавета Ивановна: У меня не было жилья и денег на его приобретение тоже не было, поэтому мне и пришлось жить у сестры.
Судья: Господин защитник, что вы можете сказать о своем подзащитном?
Адвокат: Господин судья, уважаемые присяжные. Я слышал столько нелестного в адрес моего клиента и хочу обратить внимание уважаемого суда на некоторые положительные черты Раскольникова.
Он гуманист, так как обвиняя мир в жестокости, он прежде всего говорит о детях. В первом разговоре, с Соней Мармеладовой звучит часто вопрос: «а дети?.. А дети-то? Куда же вы тогда возьмёте их? А там он упадёт, в часть свезут, в больницу, умрёт, а дети…Та (то есть Екатерина Ивановна)…, она не в уме и чахоточная, умрёт скоро, а дети?»
В этой любви к детям мы можем ощутить истинный характер Раскольникова.
Сильно подействовала на него встреча с Екатериной Ивановной и её детьми. Господин Раскольников, вспомните этот момент.
Раскольников: Когда я вошёл в комнату Мармеладовых, то увидел детей. «Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его вероятно, только что прибили. Старшая девочка, лет девяти, высоконькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи бурнусике, стояла в углу возле маленького братика, обхватив его шею, своею длинною как спичка рукой, сдерживала, чтобы он опять не захныкал, и в тоже время следила за матерью своими большими – большими глазами.»
Когда Катерина Ивановна стала кричать, то «ребенок проснулся и заплакал, а мальчик задрожал, закричал и бросился к сестре в страшном испуге, почти в припадке. А старшая девочка дрожала, как лист».
Мне стало жаль детей и я оставил копейки, которых у меня было не так уж много.
Адвокат: Вот видите, господа, насколько Раскольников добр.
Обвинитель: (язвительно). Очень добрый, что тут же пожалел о совершенном поступке и стал еще более мрачным и злобным, пустился в рассуждение о подлости человеческой, припомните эти мысли, обвиняемый.
Раскольников: Конечно, увиденная мною картина, еще раз заставила меня задуматься и еще больше увериться в том, что нет никаких преград к совершению убийства. Ведь, если «подлец человек», то он заслуживает и свою подлую участь. Возникает идея исконной греховности человека и всего рода человеческого. Отсюда – представление о неизбежности людских страданий, которые не искупают греха, поэтому нельзя считать и человечества, состоящее из вырастающих детей. И уж ни в коей мере нельзя говорить о доброте.
Обвинитель: Вот видите, какое отношение Раскольникова к человечеству?
Адвокат: И все же я с вами не согласен, так как считаю, что мой клиент совершил такое преступление из любви к своим близким. Раскольников, что Вы можете сказать об отношении к своей матери и сестре?
Раскольников: Моя мать и сестра очень любили меня, и я им отвечал взаимностью. Я не мог допустить, чтобы мои родные испытывали унижения, особенно сестра, которая ради меня собиралась выйти замуж за Лужина, человека недостойного моей сестры, и быть у него рабыней, а я знал, что она очень гордая и скорее пошла бы в негры, к плантатору.
Я должен был что-то сделать ради нее, чтобы не допустить торговли сестры своей свободой, спокойствием, даже совестью, как Соня своим телом. Я не мог быть идолом, молохом, который принимает в жертву жизнь других.
Адвокат: Разве это не подтверждает то, что подсудимый не бездушный человек. А вспомните, как он пожалел девочку на бульваре. (Сам зачитывает.) «Он бросился защищать ее от жирного франта, несмотря на то, что тот был и сильнее, и крупнее его в два раза и легко мог справиться с нашим героем, а затем Родион пошарил в кармане и вытащил двадцать копеек (нашлись – такие) и отдал извозчику, чтобы ее увезли домой.
Обвинитель: «Герой»! Отдал двадцать копеек, а потом пожалел об этом.
Адвокат: Но ему тут же стало тяжело, он хотел бы совсем забыться, все забыть, потом проснуться и начать все сызнова и вслух заговорил о будущей судьбе девочки, вспомнив свою сестру и представив ее на месте этого ребенка. Я считаю, что Раскольников не виновен. И для подтверждения моих слов прошу пригласить сестру Раскольникова, Авдотью Романовну.
Судья: Приглашается Авдотья Романова Раскольникова.
Дунечка: Меня зовут Авдотья Романовна Раскольникова. Кто, как ни я, знает Родиона лучше, ведь это мой брат, который вырос вместе со мной. С детства он был добрым, отзывчивым, любящим человеком. Он учился в Петербурге, и я старалась ему помочь в учебе деньгами, но это были лишь крохи.
Адвокат: Заметили ли вы что-то необычное, подозрительное в поведении брата?
Когда мы приехали с матерью в Петербург, то, увидев его, были сильно поражены, так он сильно изменился. Когда он нас увидел, он упал в обморок. В последующие дни Родя нас сторонился. Мы не понимали, что случилось с ним.
Адвокат: От кого вы узнали о преступлении, совершённом Родионом?
Авдотья Романовна: Узнав от Свидригайлова, что убийство совершил брат, я пришла в ужас, хотелось помочь ему, подсказать, но он уже сам решил признаться во всем и между нами произошел следующий разговор:
- Я сейчас иду предавать себя…Ты сможешь мне протянуть руку? – спросил он.
- И ты сомневался в этом? – ответила я. - Разве ты идучи на страдания, не смываешь уже вполовину свое преступление?
- Преступление? Какое преступление? – вскричал он вдруг в каком-то внезапном бешенстве, - то, что я убил гадкую, зловредную вошь, которую убить сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это-то преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю…просто от низости и бездарности моей решаюсь. Кровь все проливают, она льется, и лилась на свете, как водопад, как шампанское, за нее венчают в Капитолии и называют потом благодетелем человечества. Я хотел добра людям и сделал бы сотни, тысячи добрых дел в место одной этой глупости. Этой глупостью я хотел себя поставить в независимое положение, достичь средств и все загладить неизмеримою пользой. Я не выдержал и первого шага, потому что я - подлец!
И после этого разговора он идет признаваться.
Судья: Какие вопросы будут к свидетелю?
Обвинитель: Евдокия Романовна, а Вы могли бы убить человека?
Дуня: Да. Это произошло, когда Свидригайлов пытался домогаться меня. Я вынула из кармана револьвер, взвила курок и держала его наготове. И когда я почувствовала, что он уже решился на это, я выстрелила. Пуля скользнула по его волосам и ударилась сзади в стенку. Но его это не остановило, он повторил попытку, я опять выстрелила, но револьвер дал осечку.
Я защищала свою честь. Мне кажется, что каждая уважающая себя девушка поступила бы так же!
Обвинитель: Ну и семейка! Один убивает, чтобы теорию проверить, а другая – честь защищает. Да, кстати, господин судья, у меня вопрос к Раскольникову. Расскажите, в чем заключалась Ваша теория?
Раскольников: Я написал статью о преступлении, основные положения которой сводятся к следующему:
1. Люди делятся на два разряда: обыкновенных и необыкновенных.
2. Обыкновенные люди живут в послушании и любят быть послушными.
3. Необыкновенный человек «имеет право разрешить своей совести перешагнуть через кровь, если того потребует исполнение идеи».
Да, я создал эту теорию, так как мир страшен, принять его, примириться с ним – невозможно, поэтому, по моему мнению, нужен человек, который может взять на себя «кровь по совести» и спасти человечество; он имеет право на насилие и убийство ради спасения других. Это должна быть сильная личность, своего рода Наполеон.
Обвинитель: Ну, разве это не страшная теория, теория убийцы, которому позволено вершить судьбы человеческие. А самое ужасное - вырисовывается существенный мотив преступления – стремление Раскольникова проверить себя – «вошь или человек», проверить свою теорию.
Адвокат: Но ведь он вскоре разочаровался в своей теории. Расскажите об этом.
Раскольников: О всей теории я вспомнил еще раз, когда Соня дала мне газету с напечатанной статьей. Я мельком взглянул на напечатанное. Сначала испытал странное и язвительно-сладкое чувство удовлетворения, но в следующее мгновение, прочитав несколько строк, испытал страшную тоску на сердце, затем с отвращением и досадой отбросил статью на стол.
Обвинитель (ехидно): Раскаялся, а через время он готов был еще раз убить. Вы вспомнили о том, что случилось между Дуней и Свидригайловым, и в тоже мгновение такая поднялась ненависть из вашего усталого сердца, что Вы могли бы убить кого-нибудь из двух: Свидригайлова или Порфирия.
Адвокат: Да, но это была бы уже месть за честь сестры. Разве это не оправдывает его. Вы обратите внимания, как он любил мать. Подтвердите это, пожалуйста, Родион Романович.
Раскольников: Я очень любил свою мать. Когда понял, что больше не смогу молчать и признаюсь в своем преступлении, я пришел к матери и обратился со следующими словами: «Я пришел вас уверить, что я вас всегда любил и теперь рад, что я пришел вам сказать прямо, что хоть вы и несчастны, будете, но все-таки знайте, что сын ваш любит вас теперь больше себя и что все, что бы думали про меня, что я жесток и не люблю вас, все это была не правда. Вас я никогда не перестану любить».
Мать:
Защитник: Видите, он испытывал раскаяние и об этом может свидетельствовать Софья Семеновна Мармеладова. Пригласите свидетельницу Мармеладову.
Судья: Приглашается Мармеладова Софья Семеновна. Представьтесь суду свидетельница.
Сонечка: Меня зовут Софья Семеновна Мармеладова. Впервые Раскольникова я увидела, когда сбили моего отца. Родион помог доставить бесчувственного папашу домой (иначе так бы и умер безызвестным) и сделал все необходимое для того, чтобы он остался живым. После смерти Раскольников отдал на похороны все гроши, которые были у него. Разве так смог бы поступить каждый, разве это не говорит о его доброй душе. Именно тогда я и обратила внимание на него и потянулась к нему как травинка, которая ищет тепло и защиту. Несмотря на то, что он убил (а человек может совершить ошибку, хотя и жестокую), Родион совершает этот проступок из-за любви к своим близким.
Он выступает в роли адвоката, когда меня обвинили в воровстве.
А как он раскаивался в содеянном и как переживал - «лицо всегда грустное, а глаза несли такую боль, что первая мысль была о том, что у него сильная душевная трагедия».
Он мне рассказал о преступлении. Это было раскаяние! Он говорил как в бреду и была у него сильная лихорадка. Родион утверждал, что его черт надоумил, что убил не ради денег, а потому что старушку считал «вошью», которая всем причиняет боль, в ее лице он видел всех тех, кто унижает людей.
Я посоветовала ему пойти на перекресток, встать на колени, поцеловать землю и попросить у людей прощения за убийство.
Перекресток – это крест, значит, просить прощения у Бога, у Земли, которые дали жизнь, ведь одна из заповедей Бога – это «не убий»!
Когда он отправился, я тайком пошла за ним. Он искренне встал на колени, поцеловал Землю и хотел раскаяться, но люди глухи, не поняли его, назвали пьяницей. И он им не признался, а отправился признаваться в контору.
Он сам признался в содеянном!
Обвинитель: Но как же Вы могли так низко опуститься, превратиться в падшую женщину!
Соня: Почему мне пришлось стать на этот путь? Я должна была помочь семье, не быть лишним ртом, а каким другим путем это можно было сделать, не имея образования, ни поддержки, да и сил не было. Вот, как и тысячи других женщин, я пошла на этот грязный путь для тела, но душа у меня осталась чистой.
Обвинитель: Я прошу пригласить Порфирия Петровича.
Судья: Приглашается свидетель – следователь Порфирий Петрович. Расскажите, что Вы знаете об убийстве и о причастности к этому делу Раскольникова.
Порфирий Петрович: Когда я узнал о теории Раскольникова, то сразу же понял, что убийство совершил этот молодой человек, и решил, что он должен сам раскаяться в содеянном, переболеть совершенным, и дал ему время все понять и осознать. Когда в беседе он сказал, что может убежать, то я ему ответил: «Нет, Вы не убежите, а если и убежите, то сами воротитесь. Без нас Вам нельзя обойтись. Я уверен, что Вы «страданье надумаете принять», потому что страданье Родион Романыч, великая вещь»!
Обвинитель: Почему Раскольников пришел с повинной?
Порфирий Петрович: После совершения убийства Родион Раскольников все еще верен своей "идее".
Он во что бы то ни стало хочет побороть ощущение преступности, доказать себе и людям, что он не "тварь дрожащая", а "право имеет".Именно с целью "доказать" отправляется Раскольников ко мне. Я сразу же обратил внимание на искусственность и фальшивость его поведения.
В дальнейшем в разговоре Раскольников не выдерживает фальшивого тона, чувствуются порывы горькой правды о его душевном состоянии. Но вскоре он берет себя в руки, снова прячет правду о своем состоянии, проявляется "ловко выделанное раздражение". Эта встреча является доказательством глубокой внутренней борьбы героя, борьбы "идеи" с принципом человечности. Он то скрывает правду, то раздражается и раскрывает душу, то смеется и твердеет, то становится жалким и беспомощным.
Я разгадал характер Раскольникова. Я не хотел допрашивать его "по форме", так как понимал, что поймать Родиона с помощью допроса "по форме" логически нельзя. Я делал ставку на живую и сложную душу, неподвластную уму Раскольникова. Вот почему вместо официального допроса - болтовня, хитрая и расчетливая. Моя цель - вывести Раскольникова из внутреннего равновесия, встревожить, поддержать в нем мучительно- неопределенное самочувствие, которое невыносимо для него.
Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать. Вот оно, коварство-то где-с!
Во время нашей третьей встречи Раскольников совершает "явку с повинной". Он совершит "явку с повинной" не ради формального наказания. Все решается в душе героя, болезненно остро ощущающей "разорванность" с людьми. Это-то ощущение "отъединенности от людей" делает невозможной для Раскольникова жизнь среди них и с ними. Это и есть та необходимость, которая заставляет его признаться: "Это я убил тогда старуху чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил".
Судья: Есть ли вопросы к Порфирию Петровичу?
Адвокат : У меня есть еще свидетель, который может рассказать о положительных качествах моего подзащитного. Это Разумихин
Судья: Пригласите Разумихина.
Разумихин: Здравствуйте, господа присяжные! Здравствуй и ты, Родя! Ещё недавно, разузнав об этом… О Боже! … Но прошу, люди добрые, поймите всю сложность случая. Нет, я не оправдываю Раскольникова, несмотря на нашу дружбу.
Всему виной его глупая статья, которую Родя написал в недавнем времени. Конечно же, я видел её… Но, чёрт, я и представить себе не мог, как глубоко она осела в нём. Мне казалось, это просто очередная теория. А она завладела его сознанием и мучила…
Наполеон несчастный! Твоё чудовище тебя и сгубило!
Зачем, по-вашему, он это сделал? Неужто он следовал своей теории, помогая беднякам? Так ведь он, по статье своей, должен был бы их приносить в жертву своим великим делам, а не наоборот. Вам не кажется это парадоксальным?
Дамы и господа, забудьте про всё и всмотритесь в личность Раскольникова. Взгляните в его душу. Она полна прекрасного и пытается излечить его больной мозг. Этим я хочу сказать, что Раскольников виноват, но нельзя губить его жизнь, иначе это приведёт к гибели не только его разума, но и души…
Да и кем была эта старуха? Рассудите. Конечно, это не значит, что я одобряю такое убийство, упаси Бог. Я хочу сказать, что и она никому хорошего не сделала, а только обдирала бедных так, что наверняка тоже погубила не одну судьбу.
Уважаемые господа присяжные, поймите, что перед вами такой же человек, как и вы, а не какая-то тварь дрожащая…
Обвинитель: Я тоже хотел бы пригласить свидетеля, ранее не заявленного. Петра Петровича Лужина. Что общего вы видите в логике своих поступков и в логике преступления Раскольникова?
П.П. Лужин: У нас много общего, слишком уж сильно похожи наши способы достижения цели. Но цель-то у нас разная. У Раскольникова – это аргументировать свою причастность к сильным людям, повелевающим миром, у меня – употребить преимуществами этих людей без каких-либо доказательств. Я – крайнее проявление теории Раскольникова, я – это то, что будет, если все начнуть пользоваться теорией: "Возлюби, прежде всех, одного себя, потому что все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует ..." Раскольников понимаел где-то сильно в душе, что я живет по таким же принципам, как и он, оттого я и станал ему противен. Он как бы видит наяву воплощение своей теории и уже наперед знает, что она провальна.
Обвинитель: В чём суть вашей теории «кафтанов»?
Лужин: "Если мне, например, до сих пор говорили: "возлюби", и я возлюблял, то что из того выходило? - продолжал Петр Петрович, может быть с излишнею поспешностью, - выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: "Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь" или "Во всем есть черта, за которую перейти опасно; потому что, раз переступив, воротиться назад невозможно".
Адвокат: Какие вы преследовали цели, подложив Соне 100 рублей и обвинив её в воровстве? Зачеч вы собирались жениться на Дуне?
.Лужин: Лишь для того, чтобы опорочить Раскольникова в глазах семьи, я готов был погубить даже Соню. Да я прямо говорил о том, что предпочитаю брать невесту "из бедных", чтобы было потом чем попрекать. Вот она реализация Раскольниковской теории в самом худшем ее проявлении.
Судья: Есть ли вопросы к свидетелю. Я хочу пригласить главного свидетеля этого преступления, автора романа «Преступление и наказание», Достоевского Федора Михайловича. Как вы относитесь к тому, что совершил ваш герой?
Достоевский: Конечно же, отрицательно. Я, как автор романа, постоянно наблюдал за состоянием души своего героя. Я хочу обратить ваше внимание на то, какая внутренняя борьба ни на минуту не утихает в Раскольникове. Его мучает не примитивный вопрос: убивать или не убивать, а всеохватная проблема: подлец ли человек, весь вообще род, те есть человеческий. Рассказ Мармеладова о великой Сониной жертве (своего рода Рафаэлевской «Мадонны»), письмо матери о судьбе сестры Дунечки, сон о Савраске, наблюдения за окружающей жизнью – все это вливается в общий поток сознания Раскольникова. Встреча с Лизаветой, воспоминания о недавнем разговоре в трактире студента и офицера об убийстве старухи-процентщицы подводят Раскольникова к решению. Все это первопричины к преступлению.
Судья: Как вы, человек уважаемый и много испытавший в своей жизни, могли написать произведение, в котором ваш герой должен был пройти столько испытаний и, в конце концов, совершить убийство, разве это гуманно, чтобы один человек испытывал такие психологические нагрузки, ведь так легко и с ума сойти?
Достоевский: Видите ли, господин судья, у человека, возомнившего себя властелином мира, а в ваше время XXI века, таких Раскольниковых оказалось много, начинается распад сознания, человек теряет разум, его охватывает то болезненная тревога, то панический страх, то полная апатия. Он уже не владеет своей мыслью, волей, чувствами. Он, теоретик и рационалист, старается убежать от ясного и полного понимания своего положения, и его «арифметика» оборачивается страшной ложью, преступление – полной бессмыслицей (задумал убить «вошь бесполезную», а убил-то и Лизавету – тихую, кроткую, ту же Сонечку). И поэтому он должен был пройти тяжелый путь психологической нагрузки, что, в конечном счете, должно было привести его раскаяться на перекресток, что, собственно говоря, и является крестом, припасть к оскверненной им земле, потому что все, что рождено на земле, дано Богом, и никто не имеет право забрать жизнь, подаренную им.
Судья: Какие вопросы будут к писателю? Итак, подведем итог нашего заседания. Господин обвинитель, выскажите свою точку зрения по данному делу.
Обвинитель: Слова «убить» и «ограбить» могут направить мысль читателя по ложному пути. Дело заключается в том, что Раскольников убивает совсем не для того, чтобы ограбить. И совсем не потому, что живет в нищете, что «среда заела». Разве не мог бы он, не дожидаясь денег от матери и сестры, обеспечить себя материально, как сделал это Разумихин? Человек в романе изначально свободен и сам совершает свой выбор. В полной мере относится это и к Раскольникову . Но он выбирает не труд, не какой другой путь выхода из создавшегося положения. Он находит более легкий путь для достижения цели, а так же проверяет и свою теорию. Он выбирает УБИЙСТВО – это результат его свободного выбора, убийство Алены Ивановны. За этим убийством последовало еще несколько смертей.
Защитник: «Молодой человек…в лице Вашем я читаю как бы некую скорбь», - сказал Мармеладов. Разве это не лучшая черта Раскольникова. Неутомимая скорбь, вызванная несовершенством жизни, руководствовала мыслями моего подзащитного. Достоевский вкладывает в его уста слова, близкие и самому писателю: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть». Я считаю, что мой подзащитный пережил тяжелую душевную травму, и поэтому мы должны более гуманно отнестись к его будущей судьбе. В жизни свершается много преступлений, но страдающий человек заслуживает прощения. Я прошу суд, господ присяжных, прежде чем вынести приговор прислушаться к моим доводам и смягчить приговор.
Судья: Предоставляется последнее слово подсудимому. Что вы можете сказать в свое оправдание?
Раскольников: Уважаемые присутствующие, я совершил проступок, за который очень раскаиваюсь. Я – подлец! Но прошу вас обратить внимание на то, что в мире совершается очень много злодеяний. Почему лупить людей бомбами, правильной осадой более эстетично, чем то убийство, которое совершено мной? На меня, конечно же, сильно повлияли стечение обстоятельств, особенно письмо матери, семья Мармеладовых и девочка на бульваре. И следуя своему идеалу Наполеона, я решился на преступление, забыв, что я один из тех же «униженных и оскорбленных», кого хотел защитить. Я признаю свою ошибку и готов понести любое наказание. Прошу, господа присяжные, учесть мое чистосердечное раскаяние.
Судья: Господа присяжные, я прошу вас разобраться в создавшемся положении и вынести справедливый вердикт по данному делу, будьте объективны и честны в своем решении.
Присяжные: (выносят приговор). Прочитать произведение Достоевского «Униженные и оскорбленные», и вечный позор всем, кто нарушает «Заповеди Божии».
Итог урока.
Преподаватель: Достоевский – психолог человеческой жизни. «По силе изобразительности талант Достоевского равен, может быть только, таланту Шекспира», - писал Горький. Самые главные, самые трудные вопросы поднимает он в своем творчестве, недаром он является одним из читаемых авторов нашего времени и не только у нас в стране, но и в зарубежных странах.
Прочитанный вами роман заставил задуматься над многими вопросами, подчеркнул, какие ценности жизни главные; заставил вспомнить Божии заповеди, главная из которых «не убий!». Поэтому я, закрывая последнюю страничку романа, считаю, что он оставит у Вас в душе глубокий след, и уверена в том, что вы не будете нарушать заповеди, данные нам Богом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского
Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззре...
Урок - эссе "Новое время - новые люди" (Итоговый урок по творчеству .Тургенева ,Чернышевского, Некрасова, Достоевского ).
Цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческих способностей культуры устной и письменной речи; формирование активной гражданской позиции....
Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".
Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы в старших классах....
Серия технологических карт к урокам по творчеству Ф.М.Достоевского
Маиериал содержит набор технологических карт для 7 уроков, посвященных творчеству Ф.М.Достоевского...
Сценарий урока по творчеству Ф.М.Достоевского
Сценарий раскрывает отношение писателя к "униженным и оскорблённым" героям своих произведений : "Преступление и наказание", "Униженные...
Методические рекомендации к серии уроков по творчеству Ф.М.Достоевского 8 класс
УМК под ред. И.Н.Сухих предусматривает изучение сложного для восприятия подростков произведение "Униженные и оскорбленные". Я предлагаю свою систему подачи сложного материала, который более близ...
Вводный урок по творчеству Ф.М. Достоевского
познакомить обучающихся с биографией русского писателя Ф.М. Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества...