Методические рекомендации к серии уроков по творчеству Ф.М.Достоевского 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
УМК под ред. И.Н.Сухих предусматривает изучение сложного для восприятия подростков произведение "Униженные и оскорбленные". Я предлагаю свою систему подачи сложного материала, который более близок и понятен учащимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_klass_f.dostoevskiy_unizhennye_i_oskoblenny.docx | 33.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе. Ф. Достоевский «Униженные и оскорбленные»
8 класс ( программа для 5—9 классов под ред. И. Н. Сухих.)
Тема урока: Проблема эгоизма и герои- эгоисты в романе Ф. Достоевского «Униженные и оскорбленные».
Цель урока: поэтапное, последовательное формирование умений читать,
комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Личностными результатами урока являются:
–– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
–– достижение определенного уровня духовности, который выражается в уважительном отношении к общечеловеческим культурным ценностям;
Метапредметные результаты урока:
–– в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
–– в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
Задачи урока:
Познавательные:
––понимание связи литературных произведений со временем их написания, с изображенным в них историческим периодом, в выявлении заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и осознании их современного звучания;
––умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного произведения;
––умение определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно- выразительные средства языка и понимать их роль в раскрытии идейно- художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
Коммуникативные:
––умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
Эстетические:
––умение понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно- выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
Технологии: проблемно-диалогический урок
Оборудование урока: презентация (1. Портрет писателя 2. Картины Петербурга 19в. 3. Иллюстрации И.Глазунова к роману.)
Ход урока:
1.Слово учителя – Ребята, дома вы познакомились с романом Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1 слайд – портрет писателя).
Действие романа происходит в 40-х годах 19 века ( 2, 3 слайд – Петербург 19 века) в Петербурге , в котором:
- проявились вопиющие социальные противоречия и контрасты;
- бесконечно ведутся споры о реформах;
- проявляется тревога подымающейся демократии о судьбах униженных и обездоленных.
Н.Добролюбов, известный критик того времени, писал: «Люди, которых человеческое достоинство оскорбляется, являются нам в двух главных типах: кротком и ожесточенном».
- Кого из героев романа вы отнесете к этим типам людей, заполните таблицу:
Кроткие | Ожесточенные |
| 1.Нелли |
Смиряются со своим положением | Бросают вызов тем, кто оскорбляет и унижает, бунтуют против несправедливости . Но этот протест трагичен. Ибо он приводит к гибели. |
-Что делают кроткие?
- А что делают ожесточенные? Вывод запишем в таблицу.
- А что можно сказать о сюжете. Сколько он имеет направлений? ( 2 сюжетные линии)
История семьи Ихменевых Трагическая судьба Смитов
2. Давайте рассмотрим сначала 1 сюжетную линию.
- от чьего имени ведется повествование? ( от 1-го лица Ивана Петровича)
↓
Литератор-разночинец
Рассказчик (3 лицо) Носит автобиографический характер. Ведет повествование, погружая читателя в мир глубоких человеческих переживаний | Действующее лицо (позволяет передать внутренние мысли, психологизм) |
↓
Образ Наташи
- Что говорит о Наташе Достоевский? Какие слова или фразы вы запомнили?
(«Это соединение гордости и силы в женщине с готовностью переносить от любимого человека оскорбления».)
Запишем в тетрадь ваши мысли о героине:
- С самого начала знает, что человек, которого она любит не стоит ее.
- Ее любовь – это самопожертвование.
- Во имя чувства любви Наташа поступается собственным достоинством (уход от родителей)
- Какова, по вашему мнению, позиция автора по отношению к Наташе?
(Обесчещенная, обманутая Наташа призывает к жалости и прощению : «не вини его… разве он понимает, что делает?», «У него нет характера…»
Здесь Достоевский явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим .
Именно Наташа становится носительницей идеи писателя о всепрощении.
-Ребята, а осуждает ли Достоевский Алешу Валковского? Какое он вызывает у вас чувство? Запишем мысли в таблицу:
« -» | « + » |
|
|
- Какой вывод об этом человеке мы можем сделать? (не является сознательным носителем зла, но его легкомыслие, безответственность в своих поступках объективно содействуют злу: «Простота- хуже воровства»)
- какое главное чувство двигает нашими героями ? (выслушать мнения ребят и подвести к понятию эгоизма)
- как вы определите смысл слова эгоизм?
-какое определение дает толковый словарь?
Слово учителя: именно эти герои и раскрывают проблему эгоизма в романе.
«бездумный эгоизм», эгоизм наивный, непосредственный | Эгоизм страдания | Циничный эгоизм |
Алеша, Катя ↓ Все равно порождает зло | Наташа – эгоизм больной, исключительной, жертвенной любви к недостойному избраннику, делающей ее глухой к страданиям близких ей людей. Эгоистическое стремление Наташи поработить любимого ни к чему хорошему не приводит – любовь невозможно удержать насильно. У Достоевского « любовь окажется там, где ей свободно и вольготно…» В этом же эгоизме страдания гордо и ожесточенно замыкается Нелли. | Князь Валковский – проповедует самый страшный , хищнический, волчий эгоизм. Это новый тип в литературе, нагло раскрывающий свою низменную натуру, не стыдясь, а даже гордясь своей подлостью. |
Слово учителя: проблема эгоизма – центральное место в романе. Достоевский исследует ее с большой философской глубиной, эгоизм в его разнообразных видах и проявлениях рисуется Достоевским большим злом, источником «неблагообразия мира и человеческих отношений».
- Определим концепцию эгоизма по Достоевскому:
1. разъединяет
2. разобщает самых близких людей (семья Ихменевых)
3. препятствует человеческому взаимопониманию
- Какой выход видит писатель? ( выход из ненормального, болезненного состояния, разъединяющего людей, Достоевский показывает через позицию Ивана Петровича - любовь и прощение, нравственная стойкость и духовное единение «униженных и оскорбленных»).
Домашнее задание:
- Перечитать части, эпизоды, связанные с историей семьи Смитов.
- Составить краткую характеристику князя Валковского.
- Выписать портретные характеристики Нелли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серия технологических карт к урокам по творчеству Ф.М.Достоевского
Маиериал содержит набор технологических карт для 7 уроков, посвященных творчеству Ф.М.Достоевского...
Методические рекомендации к серии уроков раздела "Основы цитологии"
Данный проект включает в себя комплекс слайдов по теме «Основы цитологии» с иллюстрациями, видеоматериалами и интерактивными заданиями для учащихся. Разработано для оборудования MIMIO.С ти...
Серия уроков по творчеству Л.Н. Толстого в 10 классе
Дана серия уроков по изучению творчества Л.Н. Толстого в 10 классе.( "Севастопольские рассказы", "Война и мир")...
Методическая разработка классного часа "Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского"
Методическая разработка классного часа «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского» предназначена для формирования интереса к творчеству Ф.М. Достоевского, воспитания любви к русской прозе....
методические рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ в 11 классе
методические рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ в 11 классе...
Методические рекомендации для серии уроков по моделированию
Конструирование и моделирование швейных изделий- это одна из наиболее трудных для усвоения тем программы «Технология».С элементами моделирования швейных изделий ученицы встречаются начиная...
Методическая разработка урока из серии уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова "А.П. Чехов . Рассказ "Хамелеон" Человек или чин?"
Данный урок - один из уроков серии, посвящённой творчеству А.П. Чехова. Урок заставляет учащихся активизировать мыслительную деятельность, обратиться к ранее изученным произведениям....