Методические рекомендации к серии уроков по творчеству Ф.М.Достоевского 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Носкова Елена Александровна

УМК под ред. И.Н.Сухих  предусматривает изучение сложного для восприятия подростков произведение "Униженные и оскорбленные". Я предлагаю свою систему подачи сложного материала, который более близок и понятен учащимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_klass_f.dostoevskiy_unizhennye_i_oskoblenny.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по литературе. Ф. Достоевский  «Униженные и оскорбленные»  

 8 класс  ( программа для 5—9 классов под ред. И. Н. Сухих.)

Тема урока:  Проблема эгоизма и герои- эгоисты в романе Ф. Достоевского «Униженные и оскорбленные».

Цель урока: поэтапное, последовательное формирование умений читать,

комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Личностными результатами урока  являются:

–– осознание значения семьи в жизни человека и общества,  принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое  отношение к членам своей семьи;

–– достижение определенного уровня духовности, который  выражается в уважительном отношении к общечеловеческим культурным ценностям;

Метапредметные результаты урока:

–– в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

–– в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Задачи урока:

Познавательные:

––понимание связи литературных произведений со временем их написания, с изображенным в них историческим периодом, в выявлении заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и осознании их современного звучания;

––умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного произведения;

––умение определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно- выразительные средства языка и понимать их роль в раскрытии идейно- художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

Коммуникативные:

––умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или

прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;

Эстетические:

––умение понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно- выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.

Технологии:  проблемно-диалогический  урок

Оборудование урока: презентация (1. Портрет писателя  2. Картины Петербурга 19в. 3. Иллюстрации  И.Глазунова  к роману.)

                               

Ход урока:

1.Слово учителя – Ребята, дома вы познакомились с романом Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1 слайд – портрет писателя).

Действие романа происходит в 40-х годах 19 века ( 2, 3 слайд – Петербург 19 века) в Петербурге , в  котором:

-  проявились вопиющие социальные противоречия и  контрасты;

- бесконечно ведутся споры о реформах;

- проявляется тревога подымающейся демократии о судьбах униженных и обездоленных.

Н.Добролюбов, известный  критик того времени, писал: «Люди, которых человеческое достоинство оскорбляется, являются нам в двух главных типах: кротком и ожесточенном».

- Кого из героев романа  вы отнесете к этим типам людей, заполните таблицу:

Кроткие

Ожесточенные

  1. Николай Сергеевич Ихменев
  2. Его жена Анна Андреевна
  3. Наташа, их дочь
  4. Иван Петрович

1.Нелли

Смиряются со своим положением

Бросают вызов тем, кто оскорбляет и унижает, бунтуют против несправедливости . Но этот протест трагичен. Ибо он приводит к гибели.

 -Что делают кроткие?

- А что делают ожесточенные?  Вывод запишем в таблицу.

- А что можно сказать о сюжете. Сколько он имеет направлений? ( 2 сюжетные линии)

История семьи  Ихменевых                    Трагическая судьба Смитов

2. Давайте рассмотрим сначала 1 сюжетную линию.

- от чьего имени ведется повествование? ( от 1-го лица Ивана Петровича)

                                                     ↓

                                     Литератор-разночинец                          

         

Рассказчик (3 лицо)

Носит автобиографический характер. Ведет повествование, погружая читателя в мир глубоких человеческих переживаний

Действующее лицо (позволяет передать внутренние мысли, психологизм)

                                                        ↓

                                             Образ Наташи

- Что говорит о Наташе  Достоевский? Какие слова или фразы вы запомнили?

(«Это соединение гордости и силы в женщине с готовностью переносить от любимого человека оскорбления».)

Запишем в тетрадь ваши мысли о героине:

  1. С самого начала знает, что человек, которого она любит не стоит ее.
  2. Ее любовь – это самопожертвование.
  3. Во имя чувства любви Наташа поступается собственным достоинством (уход от родителей)

- Какова, по вашему мнению,  позиция автора по отношению к Наташе?

(Обесчещенная, обманутая Наташа призывает к жалости и прощению : «не вини его… разве он понимает, что делает?», «У него нет характера…»

Здесь Достоевский явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим .

Именно Наташа становится носительницей  идеи писателя о всепрощении.

-Ребята, а осуждает ли Достоевский Алешу Валковского? Какое он вызывает у вас чувство? Запишем мысли в таблицу:

« -»

 « + »

  1. «…его воспитали не так…»
  2. «милая детскость»
  3. Оторвал от семьи Наташу, обещал жениться.
  4. Бросил девушку по настоянию отца ради денег.
  5. Слабый душой, безвольный
  1. Искренен, добр
  2. Красивый
  3. Наивный, у Достоевского «невинный».
  4. Обаятельный, простодушный.

 

- Какой вывод об этом человеке мы можем сделать? (не является сознательным носителем зла, но его легкомыслие, безответственность в своих поступках объективно содействуют злу: «Простота- хуже воровства»)

- какое главное чувство двигает нашими героями ? (выслушать мнения ребят и подвести к понятию эгоизма)

- как вы определите смысл слова эгоизм?

-какое определение дает толковый словарь?

Слово учителя: именно  эти герои и раскрывают проблему эгоизма в романе.

«бездумный эгоизм», эгоизм наивный, непосредственный

Эгоизм страдания

Циничный эгоизм

Алеша, Катя

         ↓

Все равно порождает  зло

Наташа – эгоизм больной, исключительной, жертвенной любви к недостойному избраннику, делающей ее глухой к страданиям близких ей людей. Эгоистическое стремление Наташи поработить любимого ни к чему хорошему не приводит – любовь невозможно удержать насильно. У Достоевского « любовь окажется там, где ей свободно и вольготно…»

В этом же эгоизме страдания  гордо и ожесточенно замыкается Нелли.

Князь Валковский – проповедует самый страшный , хищнический, волчий эгоизм. Это новый тип в литературе, нагло раскрывающий свою низменную натуру, не стыдясь, а даже гордясь своей подлостью.

Слово учителя: проблема эгоизма – центральное место в романе. Достоевский исследует ее с большой философской глубиной, эгоизм в его разнообразных видах и проявлениях рисуется Достоевским большим злом, источником «неблагообразия мира и человеческих отношений».

- Определим  концепцию эгоизма по Достоевскому:

1. разъединяет

2. разобщает самых близких людей (семья Ихменевых)

3. препятствует человеческому взаимопониманию

- Какой выход видит писатель? ( выход из ненормального, болезненного состояния, разъединяющего людей, Достоевский показывает через позицию Ивана Петровича  - любовь и прощение, нравственная стойкость и духовное единение «униженных и оскорбленных»).

Домашнее задание:

  1. Перечитать части, эпизоды, связанные с историей семьи Смитов.
  2. Составить краткую характеристику князя Валковского.
  3. Выписать портретные характеристики Нелли.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия технологических карт к урокам по творчеству Ф.М.Достоевского

Маиериал содержит набор технологических карт для 7 уроков, посвященных творчеству Ф.М.Достоевского...

Методические рекомендации к серии уроков раздела "Основы цитологии"

Данный проект включает в себя комплекс слайдов по теме «Основы цитологии» с иллюстрациями, видеоматериалами и интерактивными заданиями для учащихся. Разработано для оборудования MIMIO.С ти...

Серия уроков по творчеству Л.Н. Толстого в 10 классе

Дана серия уроков по изучению творчества Л.Н. Толстого в 10 классе.( "Севастопольские рассказы", "Война и мир")...

Методическая разработка классного часа "Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского"

Методическая разработка классного часа «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского» предназначена для формирования интереса к творчеству Ф.М. Достоевского, воспитания любви к русской прозе....

методические рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ в 11 классе

методические рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ в 11 классе...

Методические рекомендации для серии уроков по моделированию

Конструирование и моделирование швейных изделий- это одна из наиболее трудных для усвоения тем программы «Технология».С элементами моделирования швейных изделий ученицы встречаются начиная...

Методическая разработка урока из серии уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова "А.П. Чехов . Рассказ "Хамелеон" Человек или чин?"

Данный урок - один из уроков серии, посвящённой творчеству А.П. Чехова. Урок заставляет учащихся активизировать мыслительную деятельность, обратиться к ранее изученным произведениям....