Интегрированный творческий проект «Рукописи не горят» по мотивам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
проект по литературе (6, 9, 10, 11 класс)
Роман «Мастер и Маргарита» — центральное произведение творчества М.А. Булгакова. Оно обладает интереснейшей художественной структурой: действие романа имеет четыре сюжетных линии. Во-первых, это реалистический мир московской жизни тридцатых годов, во-вторых, ершалаимский мир, который переносит читателя в далекие времена и события, описанные в Библии, в-третьих, любовная линия Мастера и Маргариты и, наконец, фантастический мир Воланда и его свиты.
Лицеисты попытались разобраться почему, как и зачем возникло данное произведение. Кто являлся прототипами героев, какие нравственные и философские проблемы решаются на страницах книги. Как раскрываются вечные темы веры и безверия, любви и ненависти, храбрости и трусости, преданности и предательства.
Проект длился месяц:
1. Две недели учащиеся разбирали, начитывали и анализировали произведение вместе с педагогами. а также участвовали в разработки сценария театрализованной постановки, ставшей финальной частью всего проекта
2. Две недели проходили репетиции театрализованной части: работа с актерским составом. подготовка декораций и костюмов
Итогом проекта стала театрализованная постановка для учащихся и родителей лицея, а также для приглашенных учителей и учеников из других школ. Также был создан фильм и организованна выставка творческих работ учащихся, посвященных роману.
Постановка затрагивает не только сюжет произведения, но и биографию самого автора в период написания романа, а также исторические факты о Москве и ее жителях времен Булгакова. Кроме этого ребята подготовили литературно-лингвистический экскурс о демонической символике произведения и театрализованную интерпретацию некоторых эпизодов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий театрализованной постановки "Рукописи не горят" | 39.05 КБ |
фотоотчет "Изучение романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"" | 251.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий театрализованной части литературной мастерской «Рукописи не горят», в рамках презентационной площадки «День открытых дверей» МГЛ
Действующие лица:
- Булгаков М.А. – Кытманов Максим
- Мастер – Алексеев Никита
- Татьяна Лаппа – Соня Овчинникова
- Любовь Белозерская – Настя Юдина
- Елена Шиловская – Настя Чернышева
Из романа:
- Маргарита – Андреева Настя
- Воланд – Крыласов Слава
- Коровьев – Артем Пнев
- Бегемот – Онищенко Саша
- Гелла – Аня Куценко
- Понтий Пилат – Расторгуев Никита
- Иешуа – Гринчук Артем
- Иван Бездомный – Алеша Михалев
- Михаил Берлиоз – Гринчук Слава
- Латунский – Саша Губернаторов
- Алоизий Могарыч – Сухоруков Егор
- Жорж Бенгальский – Зубарев Коля
- Сводный хор Зрелищной комиссии – хор старших классов «Юность»
Исследователи:
- Группа историков «Москва 20-30-е гг.» :
- Геращенко Анастасия
- Цупран Екатерина
- Группа лингвистов «Демонические образы зарубежной литературы, как прототипы героев романа»:
- Фетисова Юля
- Бухольцева Лена
Массовка:
- девушки, толпа у афиши, бабушка с авоськой, демонстранты с лозунгами и оратор.
- девушки на сеансе черной магии.
9 класс:
Добрынина Дарина
Бухольцева Лена
10 класс:
Очирова Рая
Очирова Санжай
Берлин Саша
Сотникова Василина
Симонова Лера
Богидаев Дима
Гысылова Яна
Зырянова Алина
Суслова Полина
11 класс:
- Ханхасаева Эмилия
- Шалхарова Саша
Постановка музыкальных номеров:
Дефиле – Геращенко Настя
Сцена бала – Ханхасаева Эмилия
Руководители проекта «Рукописи не горят»:
Гармаева Юлия Прокопьевна – учитель русского языка и литературы
Соколова Юлия Михайловна - учитель русского языка и литературы
Жимбуева Ольга Владимировна – учитель истории и обществознания
Савина Мария Викторовна – учитель английского языка
Сценарный ход
№ | Сцена | Участники | Реквизит |
1. | Вводная. Слайдовая презентация. Музыка, стихи. | Булгаков, Мастер Все участники | Презентация Свечи-светильники |
2. | В кабинете автора. Выход массовки. Монолог Булгакова, Явление Мастера. Диалог Мастера и Булгакова | Булгаков, Мастер Массовка | Стол, письменные принадлежности, книги, лампа. У массовки лозунги, портреты Ленина, авоська, Афиша с газетой и объявлениями. |
3. | Исторический экскурс. Презентация Экускурс в Москву 20-30 гг. | Историки | Презентация, кадры кинохроники? |
4. | О людях. Диалог Булгакова и Мастера Выход хора (отрывок песни «Славное море…») Выход персонажей романа. Реплики персонажей. | Булгаков, Мастер, Бездомный, Берлиоз, Латунский Рюхин Степа Лиходеев Алоизий Могарыч | |
5. | Лингвистический экскурс. Презентация о демонических образах в зарубежной литературе. Отрывки текстов на английском языке | Лингвисты | Презентация |
6. | Сеанс черной магии с разоблачением. Жорж Бенгальский, Выход Воланда со свитой. Гелла приглашает на примерку; Свита Воланда проводит сеанс с разоблачением, Дефиле. | Булгаков, Мастер, Жорж Бенгальский, Массовка Зрители | Кресло с черным чехлом Стол с одеждой Таблички с именами |
7. | Три женщины. Диалог Мастера и Булгакова, Выход трех жен Булгакова. | Булгаков, Мастер, Татьяна Лаппа Любовь Белозерская Елена Шиловская | |
8. | Маргарита и Мастер. Булгаков зачитывает слова из романа, Диалог Мастера и Маргариты. Диалог Мастера и Булгакова | Булгаков, Мастер, Маргарита | Желтые цветы |
9. | Роман Мастера Монолог Мастера Явление Понтия Пилата и Иешуа Диалог Мастера, Понтия и Иешуа. | Мастер Понтий Пилат Иешуа | |
10. | Бал у Сатаны Танцевальный номер. Диалог Воланда и Маргариты. Диалог Мастера и Воланда. | Массовка Воланд Маргарита Мастер | Маски |
11. | Финал | Все участники | Заключительный ролик. |
Сценарий литературной мастерской «Мастер и Маргарита»
Вводная
Добрый вечер, уважаемые гости. Мы рады видеть вас на нашей Литературной мастерской «Рукописи не горят».
То, что вы сегодня увидите на этой сцене – это некий результат исследовательской работы по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».
В течение месяца ребята вместе со своими педагогами изучали данное произведение с разных точек зрения.
Мы рассматривали роман с исторической, лингвистической и литературоведческой сторон.
Сейчас перед вами выступят наши историки, которые проанализировали исторические реалии встречающиеся в романе.
Исторический экскурс.
Быт
Культура
Кроме исторических фактов ребята работали с прототипами демонических образов свиты Воланда, заимствованных из зарубежной литературы.
Лингвистическо-литературоведческий экскурс.
А сейчас вашему вниманию мы хотим представить небольшую постановку. Это не спектакль, скорее некая фантазия по мотивам романа. В ней мы попытались связать жизнь автора, время, в которое писалось произведение и сам роман.
1 СЦЕНА.
На экране ролик «Мастер и Маргарита».
(за кулисами читают стихи)
(Выход персонажей из зала со свечами. Персонажи выстраиваются на переднем плане. Вперед выходят Мастер и Булгаков.)
Музыка.
Булгаков:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Мастер:
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы -
Каждый выбирает по себе.
Булгаков:
Каждый выбирает по себе:
Щит и латы. Посох и заплаты.
Мастер:
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
(во время чтения стихов персонажи уходят)
На сцене остается Булгаков.
2 СЦЕНА. В кабинете автора
Звуки улицы. Голоса людей, шум машин. На переднем плане стоит письменный стол.
Булгаков стоит задумчиво на краю сцены. В зал заходит массовка. На переднем плане Старушка с авоськой; в дальнем углу на тумбе оратор, вокруг толпа людей с лозунгами, напротив люди изучают афишу. Между массовкой и Булгаковым стоит окно. Булгаков закрывает окно, звуки стихают, садится за столом.
Булгаков: Я возненавидел редакторов… И, наверное, буду ненавидеть их всю жизнь… задумал роман… но каким будет его судьба.
(выходит Мастер)
Мастер: Может, вообще не стоит его начинать?
Булгаков: Стоит, еще как стоит!
Мастер: И о чем он будет, этот твой роман?
Булгаков: О чем? Обо всем: о людях и жизни, о вере и безверии, о любви и ненависти, о храбрости и трусости, о преданности и предательстве, об этом городе, об этих людях, об этом времени…
Мастер: Интересно… что это историческая хроника?
Булгаков: Нет, не только. Я рассказываю не о событиях, а о людях.
Звучит музыка «Славное море – священный Байкал». Выходит хор.
Мастер: Хорошо поют.
Булгаков: Да, в Москве нынче популярно петь хором. Даже в зрелищной комиссии.
Мастер: Работники зрелищной комиссии – это твои герои?
Булгаков: Не только. Мои персонажи разные, очень разные, вот, например, знакомься: взяточники, лгуны, карьеристы, доносчики, глупцы, завистники…
(Пока Булгаков говорит, на сцену выходят персонажи: Иван Бездомный, Михаил Берлиоз, Латунский, Степа Лиходеев, Алоизий Могарыч).
Булгаков: Вот вы, товарищ Бездомный, вы поэт?
Бездомный: Да! Я поэт! А поэт – это совесть народа!
Булгаков: А вам не совестно было писать ту поэмку?
Бездомный: А что я? Время такое, сказали очернить Христа , я так и сделал. Пишу все, что мне скажут. Рифмовать умею, популярен, в газетах печатают… (обращается к соседу) Так ведь, товарищ Берлиоз?
Берлиоз: Так! Я, как человек образованный и начитанный, знаю, что и когда надо говорить. Время такое! Верно, товарищ Латунский?
Латунский: Несомненно! И я, как литературный критик, не должен допустить появления в нашей литературе всякой «пилатовщины». Время такое! Что скажете, товарищ Лиходеев?
Лиходеев: Нам, современным людям от культуры, главное что? А главное статус , положение и хорошее место жительства! Время такое! Так, Алоизий?
Алоизий Могарыч: Конечно, ради хорошей квартирки и хорошего человека не пожалеешь. Был один хозяин – стал другой! И все шито-крыто!
ВСЕ ХОРОМ: Время такое!
Булгаков: Вот они – мои персонажи!
Мастер: Неужели они так плохи?
Булгаков: Люди как люди! Только квартирный вопрос их испортил…
Мастер: Ты изобразишь их недостатки, заклеймишь их своим негодованием?
Булгаков: Нет! Я воздам каждому по их делам!
Мастер: Что? Их Бог накажет?
Булгаков: Нет… Совсем не Бог!
3 СЦЕНА. Сеанс черной магии с разоблачением.
Звучит музыка «Урежьте марш»
Жорж Бенгальский: Итак, граждане, сейчас перед вами… О, я вижу, здесь собралась половина лицея, знаете, встретил я вчера знакомого из музыкальной школы и говорю: «Отчего не заходишь к нам, у нас была половина лицея, а он мне отвечает - а я учусь в другой половине».
М-да… Итак, перед вами выступит знаменитый иностранный артист мосье Воланд, с сеансом Черной магии. Но мы-то с вами понимаем, что ее вовсе не существует на свете, и что она, не что иное как суеверие. Внимание! Черная магия и ее разоблачение! (хлопает)
Звучит музыка. Из зала выходит Воланд со свитой. Воланд выходит в центр. Здоровается с публикой на разных языках.
Крики из зала: Иностранец! Англичанин! Немец! Француз! Поляк!
Воланд: Кресло мне! (с кресла снимают черную ткань, садится). Скажи мне, уважаемый Фагот, как по-твоему, ведь народонаселение сильно изменилось?
Коровьев: Точно так, мессир.
Воланд: Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. Но гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?
Коровьев: Да, это важнейший вопрос, сударь.
Воланд: Однако мы заговорились, дорогой Фагот, а публика начинает скучать. Покажи для начала что-нибудь простенькое.
Бегемот: Эйн-цвей-дрей! (стреляет из хлопушки с деньгами. Публика кричит: «Деньги!» вскакивает с мест).
Коровьев: А теперича, откроем дамский магазин!
Звучит музыка. Выносят стол с платьями. За столом Гелла.
Коровьев: Уважаемые дамы, фирма совершенно бесплатно, производит обмен старых дамских платьев и обуви на парижские модели! Прошу без всякого стеснения и церемоний!
Под музыку на сцену сбегаются дамы, разбирают платья, уходят за кулисы.
Гелла: Герлэн, Шанель №5, Мицуко, Нарсис Нуар, вечерние платья, платья - коктейль.
Жорж Бенгальский: Господа иностранцы, а как же разоблачения?
Бегемот: Будут вам разоблачения! Внимание, магический фокус! Эйн-цвей-дрей! Предсказание судьбы для героев романа!
Зрители с карточками: Бездомный, Лиходеев, Варенуха, Босой, Прохор Петрович, Латунский, Алоизий Могарыч.
Коровьев: Кто здесь Иван Бездомный? Вас, с вашим невежеством и дурными стихами, обстоятельства заставят узнать, что такое шизофрения.
Бегемот: Степан Богданович Лиходеев! зря вы стали директором театра, раз ничего в этом не смыслите. Освободите квартиру. Вон!
Коровьев: Варенуха Иван Савельевич, не врите и не хамите по телефону! Поверьте, быть вампиром не так интересно, как показывает фильм «Сумерки».
Бегемот: Босой Никанор Иванович, а вы председатель жилищного товарищества, за взятки рублями попадетесь на валюте.
Коровьев: А кто здесь Прохор Петрович? Председателю зрелищной комиссии, нужно быть аккуратнее в выборе выражений, иначе от вас останется один костюм.
Бегемот: Латунский? Критик Латунский! За критические статейки о Мастере, вас ожидает погром и потом в квартире. Готовьте тазики!
Коровьев: Могарыч, Алоизий Могарыч! Наклеветал, донес на честного человека ради квартиры. Вычеркиваем вас из всех документов. Нет документа – нет человека!
Бегемот: С разоблачениями покончили – переходим к приятному!
Коровьев: Встречайте, довольные клиентки нашего модного магазина!
Под музыку ДЕФИЛЕ.
Все уходят со сцены.
4 СЦЕНА. Три женщины.
Мастер: Мистика в современном мире! Интересная идея. Об этом будет твой роман!
Булгаков: Не только. В моей книге обязательно должна быть великая любовь! Нужно женщина! Особая женщина!
Мастер: Ну, женщин в твоей жизни было много – целых три жены.
Звучит музыка. Выходят три жены Булгакова.
Татьяна Лаппа: Я первая жена Михаила Афанасьевича, Татьяна Лаппа. Я подарила ему всю верность и преданность.
Булгаков: Моя героиня, будет такая же преданная , как ты.
Любовь Белозерская: Актриса, плясунья, танцовщица из парижского варьете «Фоли Бержер», урожденная дворянка, бывшая эмигрантка – Любовь Белозерская, вторая жена. Его вдохновительница, истории из моей жизни войдут во многие произведения Михаила Булгакова.
Булгаков: Моя героиня также станет музой и соратницей своего Мастера.
Елена Шиловская: Елена Шиловская, третья и последняя жена Михаила. Я любила егобольше всего на свете. Ради него я отказалась от благополучия и покоя.
Булгаков: Ты приворожила меня, прекрасная, удивительная женщина с ведьмовскими глубокими глазами. Привязала меня к себе раз и навсегда. (Мастеру) Так же, с первого взгляда, тебя очарует и заворожит моя героиня.
Мастер: Меня?
Звучит музыка. Булгаков уходит со сцены. Остается только Мастер. Звучат слова, разыгрывается сцена встречи Мастера и Маргариты.
Голос: Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
Мастер подходит к Маргарите.
Маргарита: Нравятся ли вам мои цветы?
Мастер: Нет.
Маргарита: Вы вообще не любите цветов?
Мастер: Нет, я люблю цветы, только не такие
Маргарита: А какие?
Мастер: Я розы люблю.
Маргарита бросает цветы на пол. Берет Мастера под руки они идут к краю сцены.
Мастер: Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!
Маргарита: Это не так, мы любили друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя… Я вышла сегодня, чтобы встретить тебя. Ты мой Мастер.
Мастер: (Булгакову) Я - Мастер?
Булгаков: Да! Ты – мой Мастер. И тебе я доверяю написать историю о великой любви и великом предательстве.
Мастер: Я напишу роман. Роман в романе.
Булгаков: О чем он будет?
Мастер: Ты представил Дьявола как человека, а я покажу человека, которого назвали Богом. Это будет история о прошлом, которая повторяется в настоящем.
5 СЦЕНА. Роман Мастера.
Мастер: В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана… Понтий Пилат…
Понтий Пилат: Боги, боги, и при луне мне нет покоя… Чего-то я не договорил тогда, давно… Га-Ноцри! Га-Ноцри!
Появляется Иешуа. Молча стоит в глубине сцены.
Понтий Пилат: Казни не было! Не было! Ответь, что есть истина? Ты говорил, что все люди добры – нелепо… Га-Ноцри! Ты был прав, трусость – страшный порок…
Мастер: Нет, трусость самый страшный порок!
Булгаков: Бедный мой, ты будешь страдать, как и я от нападок критиков и завистников.
Мастер: Ну и пусть!
Булгаков: Про меня скажут «булгаковщина», а про тебя «пилатовщина».
Мастер: Ну и пусть!
Булгаков: Тебя пропечатают в газетах, тебя выселят из квартиры, тебя сведут с ума!
Мастер: Ну и пусть! Пусть все это будет, но в конце, обязательно, случится чудо, и я обрету покой!
Булгаков: Да! Как и меня, тебя спасет любовь, ведь каждый получает по своим делам!
Уходят со сцены.
6 СЦЕНА. Мастер.
Мастер: В конце августа я закончил свою рукопись. И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась…
(проходит среди массовки)
Я стал бояться темноты. Марго! Я болен… болен….
7 СЦЕНА. Маргарита.
Маргарита: Где ты… полгода я жду тебя, а ты не присылаешь мне весточки… Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив ты или нет!
Выходят под музыку Коровьев и Бегемот, провожают Маргариту на верх лестницы.
8 СЦЕНА. Бал у сатаны.
Звучит музыка «На балу у Воланда». Выходят пары в масках. В центр выходит Воланд и ведет за руку Маргариту.
Воланд: Как вам мой бал, прекрасная донна?
Маргарита: Он чудесен, мессир!
Воланд: Я благодарен вам за помощь. И я прошу вас, скажите ваше самое заветное желание, мне хочется вас отблагодарить.
Маргарита: Мессир, есть один Мастер, спасите его!
Сцена застывает. Выходят Мастер и Булгаков.
9 СЦЕНА. Финал.
Мастер: Он спасет меня?
Булгаков: Да!
Мастер: Но я сжег свой роман!
Воланд: Вы ошибаетесь, Мастер!
Рукописи не горят –
Каждое слово в вечность,
Их забывать беспечно
Нам времена не велят.
Булгаков:
Рукописи не горят!
Пламя раздоров не страшно
Строкам, что ежечасно
В будущее глядят!
Мастер:
Рукописи не горят!
Не уничтожить слово!
Время изменит снова,
Но
Все хором: Рукописи не горят!
Звучит музыка. Все участники встают с двух сторон сцены. Заключительный ролик. Представление актеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам литературы по изучению романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Презентация содержит иллюстративный материал к урокам по изучению романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"....
История создания, жанр, композиция романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Материал к первому уроку по изучению романа " Мастер и Маргарита"...
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ на тему: «История создания, жанровое и композиционное своеобразие, система образов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цель: познакомить учащихся с историей создания романа, его жанровой спецификой, сюжетно-композиционным своеобразием, принципом...
урок литературы в 11 классе на тему "Философско - этическиеческие проблемы "ершалаимских глав"романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа
Данная работа была представлена на «Ярмарку инноваций в образовании-2010». по гуманитарному направлению. Тема урока: «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа Михаила Афана...
Конспект открытого урока по литературе на тему : "Нравственно–философские проблемы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (в режиме «метода проекта», два часа) Технологии: проектной деятельности, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ (презентация),...
Презентация открытого урока по литературе на тему: "Нравственно–философские проблемы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Электронная презентация к отрытому уроку в 11 классе по литературе....
История изучения вопроса генеалогии демонических образов романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Статья содержит подробный научный обзор по истории вопроса генеалогии демонических образов романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Данный материал может быть использован принаписании докладов, курс...