Интегрированный творческий проект «Рукописи не горят» по мотивам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
проект по литературе (6, 9, 10, 11 класс)

Гармаева Юлия Прокопьевна

Роман «Мастер и Маргарита» — центральное произведение творчества М.А. Булгакова. Оно обладает интереснейшей художественной структурой: действие романа имеет четыре сюжетных линии.  Во-первых, это реалистический мир московской жизни тридцатых годов, во-вторых, ершалаимский мир, который переносит читателя в далекие времена и события, описанные в Библии, в-третьих, любовная линия Мастера и Маргариты и, наконец,  фантастический мир Воланда и его свиты.

Лицеисты попытались разобраться почему, как и зачем возникло данное произведение. Кто являлся прототипами героев, какие нравственные и философские проблемы решаются на страницах книги. Как раскрываются вечные темы веры и безверия, любви и ненависти, храбрости и трусости, преданности и предательства.

Проект длился месяц:

1. Две недели учащиеся разбирали, начитывали и анализировали произведение вместе с педагогами. а также участвовали в разработки сценария театрализованной постановки, ставшей финальной частью всего проекта

2. Две недели проходили репетиции театрализованной части: работа с актерским составом. подготовка декораций и костюмов

Итогом проекта стала театрализованная постановка для учащихся и родителей лицея, а также для приглашенных учителей и учеников из других школ. Также был создан фильм и организованна выставка творческих работ учащихся, посвященных роману.

Постановка затрагивает не только сюжет произведения, но и биографию самого автора в период написания романа, а также исторические факты о Москве и ее жителях времен Булгакова. Кроме этого ребята подготовили  литературно-лингвистический экскурс о демонической символике произведения и театрализованную интерпретацию некоторых эпизодов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий театрализованной части литературной мастерской «Рукописи не горят», в рамках презентационной площадки «День открытых дверей» МГЛ

Действующие лица:

  1. Булгаков М.А. – Кытманов Максим
  2. Мастер – Алексеев Никита
  3. Татьяна Лаппа – Соня Овчинникова
  4. Любовь Белозерская – Настя Юдина
  5. Елена Шиловская – Настя Чернышева

Из романа:

  1. Маргарита – Андреева Настя
  2. Воланд – Крыласов Слава
  3. Коровьев – Артем Пнев
  4. Бегемот – Онищенко Саша
  5. Гелла – Аня Куценко
  6. Понтий Пилат – Расторгуев Никита
  7. Иешуа – Гринчук Артем
  8. Иван Бездомный – Алеша Михалев
  9. Михаил Берлиоз – Гринчук Слава
  10. Латунский – Саша Губернаторов
  11. Алоизий Могарыч – Сухоруков Егор
  12. Жорж Бенгальский – Зубарев Коля
  • Сводный хор Зрелищной комиссии – хор старших классов «Юность»

Исследователи:

  1. Группа историков «Москва 20-30-е гг.» :
  • Геращенко Анастасия
  • Цупран Екатерина
  1. Группа лингвистов «Демонические образы зарубежной литературы, как прототипы героев романа»:
  • Фетисова Юля
  • Бухольцева Лена

Массовка:

  1. девушки, толпа у афиши, бабушка с авоськой, демонстранты с лозунгами и оратор.
  2. девушки на сеансе черной магии.

9 класс:

Добрынина Дарина

Бухольцева Лена

10 класс:

Очирова Рая

Очирова Санжай

Берлин Саша

Сотникова Василина

Симонова Лера

Богидаев Дима

Гысылова Яна

Зырянова Алина

Суслова Полина

11 класс:

  • Ханхасаева Эмилия
  • Шалхарова Саша

Постановка музыкальных номеров:

Дефиле – Геращенко Настя

Сцена бала – Ханхасаева Эмилия

Руководители проекта «Рукописи не горят»:

Гармаева Юлия Прокопьевна – учитель русского языка и литературы

Соколова Юлия Михайловна - учитель русского языка и литературы

Жимбуева  Ольга Владимировна – учитель истории и обществознания

Савина Мария Викторовна – учитель английского языка

Сценарный ход

Сцена

Участники

Реквизит

1.

Вводная. Слайдовая презентация. Музыка, стихи.

Булгаков,

Мастер

Все участники

Презентация

Свечи-светильники

2.

В кабинете автора.

Выход массовки.

Монолог Булгакова,

Явление Мастера.

Диалог Мастера и Булгакова

Булгаков,

Мастер

Массовка

Стол,

письменные принадлежности,

книги, лампа.

У массовки лозунги, портреты Ленина, авоська,

Афиша с газетой и объявлениями.

3.

Исторический экскурс.

Презентация

Экускурс в Москву 20-30 гг.

Историки

Презентация,

кадры кинохроники?

4.

О людях.

Диалог Булгакова и Мастера

Выход  хора (отрывок песни «Славное море…»)

Выход персонажей романа.

Реплики персонажей.

Булгаков,

Мастер,

Бездомный,

Берлиоз,

Латунский

Рюхин

Степа Лиходеев

Алоизий Могарыч

5.

Лингвистический экскурс.

Презентация о демонических образах в зарубежной литературе.

Отрывки текстов на английском языке

Лингвисты

Презентация

6.

Сеанс черной магии с разоблачением.

Жорж Бенгальский,

Выход Воланда со свитой.

Гелла приглашает на примерку;

Свита Воланда проводит сеанс с разоблачением,

Дефиле.

Булгаков,

Мастер,

Жорж Бенгальский,

Массовка

Зрители

Кресло с черным чехлом

Стол с одеждой

Таблички с именами

7.

Три женщины.

Диалог Мастера и Булгакова,

Выход трех жен Булгакова.

Булгаков,

Мастер,

Татьяна Лаппа

Любовь Белозерская

Елена Шиловская

8.

Маргарита и Мастер.

Булгаков зачитывает слова из романа,

Диалог Мастера и Маргариты.

Диалог Мастера и Булгакова

Булгаков,

Мастер,

Маргарита

Желтые цветы

9.

Роман Мастера

Монолог Мастера

Явление Понтия Пилата и Иешуа

Диалог Мастера, Понтия и Иешуа.

Мастер

Понтий Пилат

Иешуа

10.

Бал у Сатаны

Танцевальный номер.

Диалог Воланда и Маргариты.

Диалог Мастера и Воланда.

Массовка

Воланд

Маргарита

Мастер

Маски

11.

Финал

Все участники

Заключительный ролик.

Сценарий литературной мастерской «Мастер и Маргарита» 

Вводная

Добрый вечер, уважаемые гости. Мы рады видеть вас на нашей Литературной мастерской «Рукописи не горят».

То, что вы сегодня увидите на этой сцене – это  некий результат исследовательской работы по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».

В течение месяца ребята вместе со своими педагогами изучали данное произведение с разных точек зрения.

Мы рассматривали роман с исторической, лингвистической и литературоведческой сторон.

Сейчас перед вами выступят наши историки, которые проанализировали исторические реалии встречающиеся в романе.

Исторический экскурс.

Быт

Культура

Кроме исторических фактов ребята работали с прототипами демонических образов свиты Воланда, заимствованных из зарубежной литературы.

Лингвистическо-литературоведческий экскурс.

А сейчас вашему вниманию мы хотим представить небольшую постановку. Это не спектакль, скорее некая фантазия по мотивам романа. В ней мы попытались связать жизнь автора, время, в которое писалось произведение и сам роман.

1 СЦЕНА.

На экране ролик «Мастер и Маргарита».

(за кулисами читают стихи)

(Выход персонажей из зала со свечами. Персонажи выстраиваются на переднем плане. Вперед выходят Мастер и Булгаков.)

Музыка.

Булгаков:

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Мастер:

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы -
Каждый выбирает по себе.

Булгаков:

Каждый выбирает по себе:
Щит и латы. Посох и заплаты.

Мастер:

Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

(во время чтения стихов персонажи уходят)

На сцене остается Булгаков.

2 СЦЕНА. В кабинете автора

Звуки улицы. Голоса людей, шум машин. На переднем плане стоит письменный стол.

Булгаков стоит задумчиво на краю сцены. В зал заходит массовка. На переднем плане Старушка с авоськой; в дальнем углу на тумбе оратор, вокруг толпа людей с лозунгами, напротив люди изучают афишу. Между массовкой и Булгаковым стоит окно. Булгаков закрывает окно, звуки стихают, садится за столом.

Булгаков: Я возненавидел редакторов… И, наверное, буду ненавидеть их всю жизнь… задумал роман… но каким будет его судьба.

(выходит Мастер)

Мастер: Может, вообще не стоит его начинать?

Булгаков: Стоит, еще как стоит!

Мастер: И о чем он будет, этот твой роман?

Булгаков: О чем? Обо всем: о людях и жизни, о вере и безверии, о любви и ненависти, о храбрости и трусости, о преданности и предательстве, об этом городе, об этих людях, об этом времени…

Мастер: Интересно… что это историческая хроника?

Булгаков: Нет, не только. Я рассказываю не о событиях, а о людях.

Звучит музыка «Славное море – священный Байкал». Выходит хор.

Мастер: Хорошо поют.

Булгаков: Да, в Москве нынче популярно петь хором. Даже в зрелищной комиссии.

Мастер: Работники зрелищной комиссии – это твои герои?

Булгаков: Не только. Мои персонажи разные, очень разные, вот, например, знакомься: взяточники, лгуны, карьеристы, доносчики, глупцы, завистники…

(Пока Булгаков говорит, на сцену выходят персонажи: Иван Бездомный, Михаил Берлиоз, Латунский, Степа Лиходеев, Алоизий Могарыч).

Булгаков: Вот вы, товарищ Бездомный, вы поэт?

Бездомный:  Да! Я поэт! А поэт – это совесть народа!

Булгаков: А вам не совестно было писать  ту поэмку?

Бездомный:  А что я? Время такое, сказали очернить Христа , я так и сделал. Пишу все, что мне скажут. Рифмовать умею, популярен, в газетах печатают… (обращается к соседу) Так ведь, товарищ Берлиоз?

Берлиоз: Так! Я, как человек образованный и начитанный, знаю, что и когда надо говорить. Время такое! Верно, товарищ  Латунский?

Латунский: Несомненно! И я, как литературный критик,  не должен допустить появления в нашей литературе всякой «пилатовщины». Время такое! Что скажете, товарищ  Лиходеев?

Лиходеев: Нам, современным людям от культуры, главное что? А главное статус , положение и хорошее место жительства! Время такое! Так, Алоизий?

Алоизий Могарыч: Конечно, ради хорошей квартирки и хорошего человека не пожалеешь. Был один хозяин – стал другой! И все шито-крыто!

ВСЕ ХОРОМ: Время такое!

Булгаков: Вот они – мои персонажи!

Мастер: Неужели они так плохи?

Булгаков: Люди как люди! Только квартирный вопрос их испортил…

Мастер: Ты изобразишь их недостатки, заклеймишь их своим негодованием?

Булгаков: Нет! Я воздам каждому по их делам!

Мастер: Что? Их Бог накажет?

Булгаков: Нет… Совсем не Бог!

3 СЦЕНА. Сеанс черной магии с разоблачением.

Звучит музыка «Урежьте марш»

Жорж Бенгальский: Итак, граждане, сейчас перед вами… О, я вижу, здесь собралась половина лицея, знаете, встретил я вчера знакомого из музыкальной школы и говорю: «Отчего не заходишь к нам, у нас была половина лицея, а он мне отвечает  - а я учусь в другой половине».

М-да… Итак, перед вами выступит знаменитый иностранный артист мосье Воланд, с сеансом Черной магии. Но мы-то с вами понимаем, что ее вовсе не существует на свете, и что она, не что иное как суеверие. Внимание! Черная магия и ее разоблачение! (хлопает)

Звучит музыка. Из зала выходит Воланд со свитой. Воланд выходит в центр. Здоровается с публикой на разных языках.

Крики из зала: Иностранец! Англичанин! Немец! Француз! Поляк!

Воланд: Кресло мне! (с кресла снимают черную ткань, садится). Скажи мне, уважаемый Фагот, как по-твоему, ведь народонаселение сильно изменилось?

Коровьев: Точно так, мессир.

Воланд: Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. Но гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?

Коровьев: Да, это важнейший вопрос, сударь.

Воланд: Однако мы заговорились, дорогой Фагот, а публика начинает скучать. Покажи для начала что-нибудь простенькое.

Бегемот: Эйн-цвей-дрей! (стреляет из хлопушки с деньгами. Публика кричит: «Деньги!» вскакивает с мест).

Коровьев: А теперича,  откроем дамский магазин!

Звучит музыка. Выносят стол с платьями. За столом Гелла.

Коровьев: Уважаемые дамы, фирма совершенно бесплатно, производит обмен старых дамских платьев и обуви на парижские модели! Прошу без всякого стеснения и церемоний!

Под музыку на сцену сбегаются дамы, разбирают платья, уходят за кулисы.

Гелла:  Герлэн, Шанель №5, Мицуко, Нарсис Нуар, вечерние платья, платья -  коктейль.

Жорж Бенгальский: Господа иностранцы, а как же разоблачения?

Бегемот: Будут вам разоблачения! Внимание, магический фокус! Эйн-цвей-дрей! Предсказание судьбы для героев романа!

Зрители с карточками:  Бездомный, Лиходеев, Варенуха, Босой,  Прохор Петрович, Латунский, Алоизий Могарыч.

Коровьев: Кто здесь Иван Бездомный?  Вас, с вашим невежеством и дурными стихами, обстоятельства заставят узнать, что такое шизофрения.

Бегемот: Степан Богданович Лиходеев! зря вы стали директором театра, раз ничего в этом не смыслите. Освободите квартиру. Вон!

Коровьев: Варенуха Иван Савельевич, не врите и не хамите по телефону! Поверьте, быть вампиром не так интересно, как показывает фильм «Сумерки».

Бегемот:  Босой Никанор Иванович, а вы председатель жилищного товарищества, за взятки рублями попадетесь на валюте.

Коровьев: А кто здесь Прохор Петрович? Председателю зрелищной комиссии, нужно быть аккуратнее в выборе выражений, иначе от вас останется один костюм.

Бегемот:  Латунский? Критик Латунский! За критические статейки о Мастере, вас ожидает погром и потом в квартире. Готовьте тазики!

Коровьев: Могарыч, Алоизий Могарыч! Наклеветал, донес на честного человека ради квартиры. Вычеркиваем вас из всех документов. Нет документа – нет человека!

Бегемот:  С разоблачениями покончили – переходим к приятному!

Коровьев: Встречайте, довольные клиентки нашего модного магазина!

Под музыку ДЕФИЛЕ.

Все уходят со сцены.

4 СЦЕНА. Три женщины.

Мастер: Мистика в современном мире! Интересная идея. Об этом будет твой роман!

Булгаков: Не только. В моей книге обязательно должна быть великая любовь! Нужно женщина! Особая женщина!

Мастер: Ну, женщин в твоей жизни было много – целых три жены.

Звучит музыка. Выходят три жены Булгакова.

Татьяна Лаппа: Я первая жена Михаила Афанасьевича, Татьяна Лаппа. Я подарила ему всю верность и преданность.

Булгаков: Моя героиня, будет такая же преданная , как ты.

Любовь Белозерская: Актриса, плясунья, танцовщица из парижского варьете «Фоли Бержер», урожденная дворянка, бывшая эмигрантка – Любовь Белозерская, вторая жена.  Его вдохновительница, истории из моей жизни войдут во многие произведения Михаила Булгакова.

Булгаков: Моя героиня также станет музой и соратницей своего Мастера.

Елена Шиловская: Елена Шиловская, третья и последняя жена Михаила. Я любила егобольше всего на свете. Ради него я отказалась от благополучия и покоя.

Булгаков: Ты приворожила меня, прекрасная, удивительная женщина с ведьмовскими глубокими глазами. Привязала меня к себе раз и навсегда. (Мастеру) Так же, с первого взгляда, тебя очарует и заворожит моя героиня.

Мастер: Меня?

Звучит музыка. Булгаков уходит со сцены. Остается только Мастер. Звучат слова, разыгрывается сцена встречи Мастера и Маргариты.

Голос: Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! 

Мастер подходит к Маргарите.

Маргарита: Нравятся ли вам мои цветы?

Мастер: Нет.

Маргарита: Вы вообще не любите цветов?

Мастер: Нет, я люблю цветы, только не такие

Маргарита: А какие? 

Мастер: Я розы люблю. 

Маргарита бросает цветы на пол. Берет Мастера под руки они идут к краю сцены.

Мастер: Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож! 

Маргарита: Это не так, мы любили  друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя… Я вышла сегодня, чтобы встретить тебя. Ты мой Мастер.

Мастер: (Булгакову) Я - Мастер?

Булгаков: Да! Ты – мой Мастер. И тебе я доверяю написать историю о великой любви и великом предательстве.

Мастер: Я напишу роман. Роман в романе.

Булгаков: О чем он будет?

Мастер: Ты представил Дьявола как человека, а я покажу человека, которого назвали Богом. Это будет история о прошлом, которая повторяется в настоящем.

5 СЦЕНА. Роман Мастера.

Мастер: В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана… Понтий Пилат…

Понтий Пилат: Боги, боги, и при луне мне нет покоя… Чего-то я не договорил тогда, давно… Га-Ноцри! Га-Ноцри!

Появляется Иешуа. Молча стоит в глубине сцены.

Понтий Пилат: Казни не было! Не было! Ответь, что есть истина? Ты говорил, что все люди добры – нелепо… Га-Ноцри! Ты был прав, трусость – страшный порок…

Мастер: Нет, трусость самый страшный порок!

Булгаков: Бедный мой, ты будешь страдать, как и я от нападок критиков и завистников.

Мастер: Ну и пусть!

Булгаков: Про меня скажут «булгаковщина», а про тебя «пилатовщина».

Мастер: Ну и пусть!

Булгаков: Тебя пропечатают в газетах, тебя выселят из квартиры, тебя сведут с ума!

Мастер: Ну и пусть! Пусть все это будет, но в конце, обязательно, случится чудо, и я обрету покой!

Булгаков: Да! Как и меня, тебя спасет любовь, ведь каждый получает по своим делам!

Уходят со сцены.

6 СЦЕНА. Мастер.

Мастер: В конце августа я закончил свою рукопись. И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась…

(проходит среди массовки)

Я стал бояться темноты. Марго! Я болен… болен….

7 СЦЕНА. Маргарита.

Маргарита: Где ты… полгода я жду тебя, а ты не присылаешь мне весточки…  Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив ты или нет!

Выходят под музыку Коровьев и Бегемот, провожают Маргариту на верх лестницы.

8 СЦЕНА. Бал у сатаны.

Звучит музыка «На балу у Воланда». Выходят пары в масках. В центр выходит Воланд и ведет за руку Маргариту.

Воланд: Как вам мой бал, прекрасная донна?

Маргарита: Он чудесен, мессир!

Воланд:  Я благодарен вам за помощь. И я прошу вас, скажите ваше самое заветное желание, мне хочется вас отблагодарить.

Маргарита: Мессир, есть один Мастер, спасите его!

Сцена застывает. Выходят Мастер и Булгаков.

9 СЦЕНА. Финал.

Мастер: Он спасет меня?

Булгаков: Да!

Мастер: Но я сжег свой роман!

Воланд: Вы ошибаетесь, Мастер!

Рукописи не горят –

Каждое слово в вечность,

Их забывать беспечно

Нам времена не велят.

Булгаков:

Рукописи не горят!

Пламя раздоров не страшно

Строкам, что ежечасно

В будущее глядят!

Мастер:

Рукописи не горят!

Не уничтожить слово!

Время изменит снова,

Но

Все хором: Рукописи не горят!

Звучит музыка. Все участники встают с двух сторон сцены. Заключительный ролик. Представление актеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам литературы по изучению романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация содержит иллюстративный материал к урокам по изучению романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"....

История создания, жанр, композиция романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Материал к первому уроку по изучению романа " Мастер и Маргарита"...

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ на тему: «История создания, жанровое и композиционное своеобразие, система образов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цель: познакомить учащихся с историей создания романа, его жанровой          спецификой, сюжетно-композиционным своеобразием, принципом...

урок литературы в 11 классе на тему "Философско - этическиеческие проблемы "ершалаимских глав"романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа

Данная работа была представлена на «Ярмарку инноваций в образовании-2010».  по гуманитарному направлению. Тема урока: «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа Михаила Афана...

Конспект открытого урока по литературе на тему : "Нравственно–философские проблемы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (в режиме «метода проекта»,  два часа) Технологии:  проектной деятельности, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ (презентация),...

История изучения вопроса генеалогии демонических образов романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Статья содержит подробный научный обзор по истории вопроса генеалогии демонических образов романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Данный материал может быть использован принаписании докладов, курс...