Рабочая программа 9 класс. Литература.
рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа 9 класс. Литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_9kl._lit-ra.docx | 86.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено_________ Согласовано_______ Утверждаю_________
На заседании МО заместитель директора директор школы
Руководитель МО по УВР Гатаповой О.Б. Дондупова Е.Р.
Намжилова Т.Б. Протокол №_______ Приказ №_______
Протокол №________ от «___»______2021г. От «__»_______2021г.
От « »_____ 2021
Рабочаяпрограмма
Предмет: Литература
Класс: 9
Учитель: Рабданова Татьяна Цыденжаповна,
учитель русского языка и литературы, высшая категория
Срок действия программы 2021 – 2022 учебный год
с. Баянгол
2021г.
Пояснительная записка
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Законом Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014г, 31 декабря 2015г, 29 июня 2017г.);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014г. № 1645 «О внесении изменений в приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. N 413»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. № 1578 «О внесении изменений в приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. N 413»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017г. № 613 «О внесении изменений в приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. N 413» (астрономия);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Уставом МБОУ «Баянгольская СОШ»;
Образовательной программой МБОУ «Баянгольская СОШ»;
Положением МБОУ «Баянгольская СОШ» о рабочей программе педагога;
Примерной программой основного общего образования по литературе для 9 класса под ред. В.П.Журавлева. Изд. «Просвещение».
Количество часов по учебному плану МБОУ «Баянгольская СОШ» 2021-2022 – 102 часа (3 час в неделю).
Актуальность программы
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего не возможно духовное развитие.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики,стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка илитературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируюткоммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческойдеятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественногоцикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на урокахлитературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Специфика учебного предмета «Литература» заключается в том, что представляет единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
На занятиях с учащимися 9 класса следует активно работать над умением анализировать текст, умением оформлять результаты этой работы в письменные и устные высказывания.
В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература ХVIII века - литература первой половины ХIХ века). В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определенную направленность получает проектная деятельность.
Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и т.д.
Цель и задачи обучения. Цель учебного предмета – обеспечение выполнения стандарта, развитие всесторонне развитой личности. Курс литературы направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно- коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:
воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением национальным и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания с учётом основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; создание собственных устных и письменных высказываний, представление своих оценок и сужений по поводу прочитанного.
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск и проч.)
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.
В программе под редакцией В.Я. Коровиной на изучение литературы в 9 классе отведено
102 часа. В рабочей программе – 102 часа.
Учебно-методический комплекс. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.Я. Коровиной:
Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс». Учеб.
В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011
«Литература. 9 класс. Хрестоматия». Составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.- М.: Просвещение, 2007
Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 9 класс» ( формат МРЗ). -М.: Аудиошкола: Просвещение, 2011
Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература.9 класс. Методические советы.
М. :Просвещение, 2003
Беляева Н.В., Ерёмина О.А. « Уроки литературы в 9 классе». Книга для учителя. –М.
Технологииобучения,формыуроков,методыобучения.
Приреализациипрограммыиспользуютсяследующиеметоды:
- Объяснительно-иллюстративные(беседа,лекция,работапоплану,работасучебником,работастаблицей, выразительноечтениепроизведений)
- Проблемноеизложениематериала(решениепроблемныхвопросов,сообщенияпопроблемам)
- Частично-поисковый(комментированноечтение,словарнаяработа,элементыанализалирическогопроизведения,творческиезадания,иллюстрации-метафоры,тестированиеидр.);
Исследовательский
При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с традиционной классификацией уроков.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, написанию сочинений- рассуждений по изученным литературным произведениям, письменных ответов на поставленный вопрос. Предусмотрено использование ИКТ-технологии и проектной технологии. На уроках литературы много времени отводится и на применение стратегии смыслового чтения. Не менее важным является и использование словарей, справочной литературы на уроках и во время подготовки к ним. В основе выбора методов и приемов лежит деятельностный подход к изучению произведений.
Формы контроля:
промежуточный: развернутый ответ на вопрос по изучаемому произведению (устный и письменный), анализ эпизода, характеристика героя, сочинение на основе литературного произведения, выразительное чтение наизусть, пересказы разного вида (подробные, сжатые, выборочные, аналитические), составление плана, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, презентация, проект.
итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
Соответствие государственной итоговой аттестации. Содержание данной программы, формы её реализации нацелены на формирование знаний, умений и навыков, универсальных учебных умений, необходимых для прохождения государственной итоговой аттестации.
Планируемые результаты изучения курса литературы в 9 классе.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения, публицистика, литературная критика.
Учащиеся должны пониматьпроблему изученного произведения;
связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;
духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;
эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.
Учащиеся должны уметь:
уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;
определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление; определять авторскую позицию в произведении;
формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку; выразительно читать тексты разных типов;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;
уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные темы.
Содержание программы учебного предмета
Введение.
Литератураиеерольв духовнойжизничеловека.
Шедеврыроднойлитературы.Формированиепотребностиобщениясискусством,возникновениеи развитиетворческой читательскойсамостоятельности.
Теориялитературы.Литературакакискусство слова.
Издревнерусскойлитературы.
Беседаодревнерусскойлитературе.Самобытныйхарактердревнерусскойлитературы.
Богатствоиразнообразиежанров.
«СловоополкуИгореве». Историяоткрытияпамятника,проблемаавторства.Художественныеособенностипроизведения.Значение«Слова...»длярусскойлитературыпоследующихвеков.
Теориялитературы.Словокакжанрдревнерусскойлитературы.
ИзлитературыXVIIIвека.
Характеристика русской литературы XVIII века.Гражданскийпафосрусскогоклассицизма.
МихаилВасильевичЛомоносов. Жизньитворчество.Ученый,поэт,реформаторрусскоголитературного языка истиха.
«ВечернееразмышлениеоБожиемвеличествеприслучаевеликогосеверногосияния»,
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни ИмператрицыЕлисаветыПетровны1747года».ПрославлениеРодины,мира,наукиипросвещениявпроизведенияхЛомоносова.
Теориялитературы.Одакакжанрлирическойпоэзии.
ГавриилРомановичДержавин.Жизньитворчество.(Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог иораторские,декламационныеинтонации.
«Памятник».ТрадицииГорация.Мысльобессмертиипоэта.«Забавныйрусскийслог»Державинаиегоособенности.Оценкавстихотворениисобственногопоэтическогоноваторства.АлександрНиколаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма впроизведении.Теориялитературы. Жанр путешествия.
НиколайМихайловичКарамзин.Словоописателе.
Повесть«БеднаяЛиза», стихотворение«Осень». Сентиментализм.Утверждениеобщечеловеческихценностейвповести«БеднаяЛиза».Главныегероиповести.Вниманиеписателяк внутреннемумиругероини.Новые черты русскойлитературы.
Теориялитературы.Сентиментализм(начальныепредставления).
ШедеврырусскойлитературыXIXвека.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия,проза,драматургияXIXвекаврусскойкритике,публицистике,мемуарнойлитературе.
ВасилийАндреевичЖуковский.Жизньитворчество.(Обзор.)
«Море».Романтическийобразморя.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности,встающиенапутипоэта. Отношениеромантикак слову.
«Светлана».ЖанрбалладывтворчествеЖуковского:сюжетность,фантастика,фольклорноеначало,атмосфератайныисимволикасна,пугающийпейзаж,роковыепредсказанияиприметы,утренниеивечерниесумеркикакграницаночиидня,мотивыдорогиисмерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады.Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана —пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительнымчарам.
Теориялитературы.Баллада(развитиепредставлений).
АлександрСергеевичГрибоедов.Жизньитворчество.(Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенностикомпозициикомедии.Критикао комедии
(И.А.Гончаров.«Мильонтерзаний»). Преодолениеканоновклассицизмавкомедии.
АлександрСергеевичПушкин. Жизньитворчество.(Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмахГрузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себевоздвигнерукотворный...».
Одухотворенность,чистота,чувстволюбви.ДружбаидрузьявлирикеПушкина.Раздумьяосмыслежизни, опоэзии...
Поэма«Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир
«естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характерАлеко.Романтическийколоритпоэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческаяистория.Образыглавныхгероев.Основнаясюжетнаялинияилирическиеотступления.
Онегинскаястрофа.Структуратекста.Россиявромане.Героиромана.Татьяна—нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркалекритики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика —А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века;писательскиеоценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта иСальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение ихнравственных позицийвсферетворчества.
Теориялитературы.Романвстихах(начальныепредставления).Реализм(развитиепонятия).Трагедия какжанр драмы (развитиепонятия).
МихаилЮрьевичЛермонтов. Жизньитворчество.(Обзор.)
«Геройнашеговремени». Обзорсодержания.«Геройнашеговремени»—первыйпсихологическийроманврусскойлитературе,романонезауряднойличности.Главныеивторостепенныегерои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений»(В.Г.Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий.ПечориниВера.ПечориниМери.Печорини«ундина».Повесть«Фаталист»иеефилософско-композиционноезначение.Спорыоромантизмеиреализмеромана.ПоэзияЛермонтоваи«Геройнашеговремени»вкритикеВ. Г.Белинского.
Основныемотивылирики.«СмертьПоэта»,«Парус»,«Искучноигрустно»,«Дума»,
«Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувствоодиночества,темалюбви, поэтаипоэзии.
Теориялитературы.Понятиеоромантизме(закреплениепонятия).Психологизмхудожественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальныепредставления).
НиколайВасильевичГоголь. Жизньитворчество.(Обзор)
«Мертвыедуши»—историясоздания.Смыслназванияпоэмы.Системаобразов.Мертвыеиживыедуши.Чичиков—«приобретатель»,новыйгерой эпохи.
ПоэмаовеличииРоссии.ПервоначальныйзамыселиидеяГоголя.Соотношениес
«Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровоесвоеобразиепроизведения.Причинынезавершенностипоэмы.Чичиковкакантигерой.Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика кпророкуипроповеднику.ПоэмавоценкахБелинского.ОтветГоголянакритикуБелинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятиеокомическомиеговидах:сатире,юморе,иронии,сарказме.Характеркомическогоизображения
в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех,ироническаянасмешка,издевка,беззлобноекомикование,дружескийсмех(развитиепредставлений).
ИзлитературывторойполовиныXIXвека.
АлександрНиколаевичОстровский.Словоописателе.
«Бедностьнепорок». Патриархальныймирвпьесеиугрозаегораспада.Любовьвпатриархальном мире. Любовь ГордеевнаиприказчикМитя— положительные героипьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощениеистины,благодати,красоты.
Теориялитературы.Комедиякакжанрдраматургии(развитиепонятия).
ФедорМихайловичДостоевский.Словоописателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременнонежного,доброго,несчастного,склонногокнесбыточнымфантазиям.РольисторииНастенькивромане.Содержаниеисмысл«сентиментальности»впониманииДостоевского.
Теориялитературы.Повесть(развитиепонятия).
ЛевНиколаевичТолстой.Словоописателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личностиюного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя сокружающейегосредойисобственныминедостатками:самолюбованием,тщеславием,скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтикиЛ. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренниймонологкак формараскрытия психологии героя.
АнтонПавловичЧехов.Словоописателе.
«Тоска»,«Смертьчиновника».Истинныеиложныеценностигероеврассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIXвека. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Темаодиночествачеловекавмноголюдномгороде.
Теориялитературы.Развитиепредставленийожанровыхособенностяхрассказа.
ЛитератураХХвека.
БогатствоиразнообразиежанровинаправленийрусскойлитературыXXвека.
ИзрусскойпрозыXXвека
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущихпрозаикахРоссии.
ИванАлексеевичБунин.Словоописателе.
Рассказ«Темныеаллеи».Печальнаяисториялюбвилюдейизразныхсоциальныхслоев.
«Поэзия»и«проза»русскойусадьбы.Лиризмповествования
ИзрусскойпоэзииXXвека
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). ПоэзияСеребряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинныеявлениярусской поэзии XXвека.
Штрихикпортретам
АлександрАлександровичБлок. Словоопоэте.
«Ветерпринесиздалека...»,«Заклятиеогнемимраком»,«Кактяжелоходитьсредилюдей...»,«Одоблестях, о подвигах, ославе...».Высокие идеалыи предчувствие перемен.Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. СвоеобразиелирическихинтонацийБлока. Образыи ритмы поэта.
СергейАлександровичЕсенин.Словоопоэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбудименязавтрарано...»,«Отговориларощазолотая...».Темалюбвивлирикепоэта.Народно-песеннаяоснова произведенийпоэта.Сквозные образывлирике Есенина.Тема России—главнаявесенинскойпоэзии.
ВладимирВладимировичМаяковский.Словоопоэте.
«Послушайте!» идругиестихотворения повыборуучителяиучащихся.НоваторствоМаяковского-поэта.Своеобразиестиха,ритма,словотворчества.Маяковскийотрудепоэта.
МихаилАфанасьевичБулгаков.Словоописателе.
Повесть«Собачьесердце».Историясозданияисудьбаповести.Смыслназвания.Системаобразовпроизведения.Умственная,нравственная,духовнаянедоразвитость—основаживучести
«шариковщины»,«швондерства».ПоэтикаБулгакова-сатирика.Приемгротескавповести.
Теориялитературы.Художественнаяусловность,фантастика,сатира(развитиепонятий).
Марина Ивановна Цветаева.Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...»,
«Бабушке»,«Мненравится,чтовыбольнынемной...»,«Сбольшоюнежностью—потому...»,
«Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. ОсобенностипоэтикиЦветаевой.Традициииноваторство втворческихпоискахпоэта.
АннаАндреевнаАхматова.Словоопоэте.
Стихотворныепроизведенияизкниг«Четки»,«Белаястая»,«Подорожник»,«АnnoDomini», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.Стихотворенияолюбви,опоэтеипоэзии.Особенностипоэтикиахматовских стихотворений.
НиколайАлексеевичЗаболоцкий.Словоопоэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловыйкуст». Стихотворенияочеловекеиприроде.Философскаяглубинаобобщенийпоэта-мыслителя.
МихаилАлександровичШолохов.Словоописателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека.Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор ирассказчиквпроизведении.Сказоваяманераповествования.Значениекартинывесеннейприродыдля раскрытияидеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация(углублениепонятия).
БорисЛеонидовичПастернак.Словоопоэте.
«Красавицамоя,всястать...»,«Перемена»,«Веснавлесу»,«Любитьиныхтяжелыйкрест...».ФилософскаяглубиналирикиБ.Пастернака.Одухотвореннаяпредметностьпастернаковскойпоэзии.Приобщениевечныхтемксовременностивстихах оприродеилюбви.
АлександрТрифоновичТвардовский. Словоопоэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки изпоэмы).СтихотворенияоРодине, оприроде.Интонация истиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Видырифм.Способы рифмовки (углублениепредставлений).
Александр Исаевич Солженицын.Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образправедницы.Трагизмсудьбыгероини. Жизненная основапритчи.
Теориялитературы.Притча(углублениепонятия).
РомансыипеснинасловарусскихписателейXIX—XXвеков
Романсипесня.
А.С.Пушкин«Певец».
Е.А.Баратынский«Разуверение».
Ф.И. Тютчев К.Б. («Я встретил вас – и всё былое…»).М.Ю.Лермонтов«Отчего».
А.К.Толстой «Средьшумногобала,случайно…».А.А.Фет«Ятебеничегонескажу…».
В.А.Соллогуб«Серенада».
А.А.Сурков «Бьётсявтеснойпечуркеогонь».К.М.Симонов «Жди меня,иявернусь».
Н.А.Заболоцкий«Признание».
М.Л.Матусовский«Подмосковныевечера».Б.Ш.Окуджава«Пожеланиедрузьям».
В.С.Высоцкий«Песняодруге».
К.Я.Ваншенкин«Ялюблютебя,жизнь»
Из зарубежной литературы.Античнаялирика.
ГайВалерийКатулл.Словоопоэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь каквыражениеглубокогочувства,духовныхвзлетовипадениймолодогоримлянина.Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчикКатулла(«Мальчику»).
Квинт ГорацийФлакк.Словоопоэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысльо поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианскойодывтворчествеДержавинаи Пушкина.
ДантеАлигьери. Словоопоэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный(изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, отстраданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотамчерезпознаниемира),моральный(идеявоздаяниявзагробноммирезаземныедела),мистический(интуитивноепостижениебожественнойидеичерезвосприятиекрасотыпоэзиикакбожественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философскийхарактер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристикагуманизмаэпохи Возрождения.
«Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологиГамлетаиз сценыпятой(1-й акт),сцены первой(3-й акт),сценычетвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значениегероев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в егоконфликтесреальныммиром«расшатавшегосявека».ТрагизмлюбвиГамлетаиОфелии.Философскаяглубинатрагедии«Гамлет».Гамлеткаквечныйобразмировойлитературы.Шекспири русская литература.
Теориялитературы.Трагедиякакдраматическийжанр(углублениепонятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристикаособенностейэпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог нанебесах»,«Угородскихворот»,«КабинетФауста»,«Сад», «Ночь.УлицапереддомомГретхен»,
«Тюрьма»,последниймонологФаустаизвторойчаститрагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии.Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. ПротивостояниетворческойличностиФаустаиневерия,духасомненияМефистофеля.ПоискиФаустомсправедливостииразумногосмыслажизничеловечества.«Прологнанебесах»—ключкосновнойидеетрагедии.СмыслпротивопоставленияФаустаиВагнера,творчестваисхоластическойрутины. Трагизмлюбви Фаустаи Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждыйдень идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности иэлементовусловностиифантастики. Фаусткаквечныйобразмировойлитературы.Гете ирусскаялитература.
Теориялитературы.Философско-драматическаяпоэма.
Учебно-тематическийплан
Раздел | Колич.часов | |
1. 2 3 4 5 6 7 8 | Введение Древнерусская литература Литературы XVIII века 10 Шедевры русской литературы XIX века 53 Литература ХХ века 20 Романсы и песни XIX-XX веков. 2 Из зарубежной литературы 7 Итоговые уроки. Повторение. Резервные уроки 6 Итого 102 | 1 3 10 53 20 2 7 6 |
Календарно-тематическоепланирование
№урока | №по теме | Дата | Темаурока | Элементысодержания | Типурока | Контроль | ПримечаниеУрокисИКТ |
1. | 11 | Введение. Литература какискусство слова и её рольвдуховной жизни человека. | Чтение, составление плана статьи, письм. ответ на вопрос,коллективнаябеседа | Урок-беседа | Письм.ответ на вопрос, устный ответ, план | ||
Древнерусскаялитература–3ч. | |||||||
2. | 1 | Древнерусскаялитература. «Слово ополку Игореве» -величайший памятникдревнерусской литературы. | Самобытныйхарактер древнерусскойлитературы. Богатство и разнообразие жанров.Историческаяоснова«Слова». Открытие«Слова» | Урок-беседа | Таблица,словарнаяработа | ||
3. | 2 | Художественныеособенности«СловаополкуИгореве». | Самобытность содержания,спецификажанра,образов, композиции,языка«СловаополкуИгореве» | Урок-беседа | Словарная работа,выр.чтение | ||
4. | 3 | Системаобразов «Слова…». | Особенностиязыкаижанрапроизведения.Проблема авторства«Слова». | Урок-беседа | Устный ответ на вопрос, письм.Ответ на вопрос,тест | ||
ЛитературыXVIIIвека–10ч. | |||||||
5. | 1 | Классицизмврусскомимировомискусстве. | ХарактеристикарусскойлитературыХVIIIвека. Особенности русскогоклассицизма. | Урок-лекция | Таблица,устныйответнавопрос | ||
6. | 2 | М.В.Ломоносов– ученый, поэт, реформатор русского литературного | Слово о М.В. Ломоносове. Особенности содержания и формы. | Урок-беседа | Устный рассказ обученомипоэте,устный |
языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о божием величестве…» | ответ на вопрос,таблица | |||||||
7. | 3 | М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…Елисаветы Петровны1747года». | «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…Елисаветы Петровны1747 года». Прославлениеродины, мира, жизни ипросвещения | Урок-беседа | Словарь, план, устный ответ на вопрос, чтение на изусть | |||
8. | 4 | Г.Р. Державин: поэт и гражданин. | Идеи просвещения и гуманизмав лирике Державина. Обличение не справедливой власти в стихотворении «Властителям и судьям». | Урок-беседа | Пересказ, выр. чтение,устный ответ навопрос, рецензия начтение | |||
9. | 5 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». | Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции иноваторство. | Урок-беседа | Словарь, устный ответ на вопрос, чтение наизусть | |||
10. | 6 | А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). | Слово о писателе. Изображение российской действительности. Критика крепостничества Обличительный пафос. | Урок-беседа | Устный рассказ о писателе, устный ответ на вопрос | |||
11. | 7 | А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». | «Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности повествования. Жанр путешествия и его Содержательное наполнение. | Урок-беседа | Устный ответ на вопрос, пересказ | |||
12. | 8 | Н.М. Карамзин –писатель и историк. «Бедная Лиза». | Сентиментализм как литературное направление. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. | Урок-беседа | Устный рассказ о писателе, письм. Ответ на вопрос | |||
13. | 9 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. | Новые черты русской литературы. | Урок-беседа | Пересказ. устный ответ на вопрос, план | |||
14. | 10 | Р/р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя»(напримере1-2 произведений) | Коллективный диалог, письм.ответ на вопрос, составление плана | Урок-практикум | План, письм. ответ навопрос |
ШедеврырусскойлитературыXIXвека–53ч. | |||||||
15. | 1 | Вн.чт. Поэзия XIX века. | Основные черты русскойлитератур XIX века. Общая характеристика поэзии первой Половины XIX века. | Урок-лекция | Конспектированиелекции. Выразительноечтениестихотворений. | ||
16. | 2 | В.А.Жуковский- поэт-романтик. | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море» | Урок-беседа | Выр.чтение, устный ответ на вопрос | ||
17. | 3 | Вн.чт.В.А.Жуковский «Невыразимое». | Границы выразимого в слове чувстве. Возможности поэтического языка. Обучение анализустихотворения | Урок-беседа | Выр.чтение наизусть | ||
18. | 4 | В.А.Жуковский.Баллада «Светлана». Особенности жанра Нравственный мир героини. Язык баллады. | Баллада«Светлана».Особенности жанраНравственныймиргероини. Языкбаллады. | Урок-беседа | Пересказ, устный ответна вопрос, составлениеплана | ||
19. | 5 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя. | Личность и судьба драматурга | Урок-лекция | Пересказ,таблица,устныйответ | ||
20. | 6 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. | «Горе от ума». Анализ I действия комедии «К вам Александр Андреич Чацкий». | Урок-беседа | Выр.чтение, рецензирование чтения, характеристика героев, письм.ответ на вопрос | ||
20. | 7 | А.С.Грибоедов. «Горе отума».Столкновение «века нынешнего»и «века минувшего». | Анализ действия 2. | Урок-беседа | Словарь, тезисы, устный ответ на вопрос |
21. | 8 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Фамусовская Москва в комедии. | Анализ действия 3. Анализ эпизода (работа в группах), характеристика героев(устный ответ), выр. чтение | Урок-беседа | Устный ответ, выр. чтение | ||
22. | 9 | А. С. Грибоедов«Горе от ума». Образ Чацкого. | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов комедии. Анализ действия 4. | Урок-беседа | Устный ответ на вопрос, выр. чтение, рецензия на чтение, характеристика героя | ||
23. | 10 | Язык комедии «Горе от ума». | Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализ у эпизода. | Урок-беседа | Письм. ответ на вопрос словарь афоризмов и др. | ||
24. | 11 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»в критике. | И. А. Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой. Подготовка к сочинению. | Урок-беседа | тезисы | ||
25. | 12 | Контрольная работа. Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» | Письменный ответ на один из проблемных вопросов. | Урок развитияречи | сочинение | ||
26. | 13 | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. | Слово о писателе. Дружба и друзья в творчестве. А. С. Пушкин в восприятии Современного читателя | Урок-лекция | Сочинение-миниатюра, выр. чтение, пересказ, хронологическая таблица | ||
27. | 14 | А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и михайловского периодов. | Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар». | Урок-беседа | Выр. чтение, устный ответ, рецензия |
28. | 15 | А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. | Обучение анализу одного стихотворения. «Пророк», «Памятник». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». | Урок-беседа | Письм. Ответ на вопрос, устный ответ на вопрос | ||
29. | 16 | А. С. Пушкин. Любовная лирика. Любовь как гармония души в интимной лирике поэта. «На холмах Грузии лежит ночная мгла. . », «Я вас любил…» | Адресаты любовной лирики. | Урок-беседа | Выразительное чтение на изусть | ||
30 | 17 | А. С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». | Самооценка творчества в стихотворении. Вечность темы памятника в русской и мировой поэзии. | Урок-беседа | Аналитическая беседа | ||
31 | 18 | Вн. чт. А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. Герои поэмы. Противоречие Двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. | Характеристика героя, письм. Ответ на вопрос, пересказ | Урок-беседа | Характеристика героя, письм. Ответ на вопрос, пересказ | ||
32 | 19 | А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». | Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в персонажах комедии | Урок-беседа | Написание рецензии на театральные или кинематографические версии трагедии |
33 | 20 | А.С.Пушкин«ЕвгенийОнегин».«Собраньепестрыхглав».. | Историясозданияромана. Замыселикомпозицияромана.Сюжет. Жанр романа в стихах.Система образов. Онегинскаястрофа | Урок-беседа | Пересказ,схема | ||
34. | 21 | А.С.Пушкин«ЕвгенийОнегин». Онегин иЛенский. Типическое ииндивидуальноев образахЛенского. | Характеристика героя,цитирование, коллективныйдиалог,составлениесловаря | Урок-беседа | Характеристикагероя,словарь | ||
35. | 22 | А.С. Пушкин «ЕвгенийОнегин». Татьяна и ОльгаЛарины.Татьяна – нравственный идеалПушкина. | Сравнительная характеристика:монологический ответ сцитированием, смысловоечтение | Урок-беседа | Сравнительнаяхарактеристика | ||
36. | 23 | А.С.Пушкин«ЕвгенийОнегин». Эволюциявзаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализдвухписем | Коллективныйдиалог(анализэпизода), письм.ответ навопрос,выр.чтение,пересказ | Урок-беседа | Письм.ответнавопрос,пересказ, чтениенаизусть | ||
37. | 24 | Автор как идейно-композиционный илирическийцентрромана. Подготовка ксочинениюпотворчеству Пушкина | Смысловое чтение, устныйответ на вопрос, коллективныйдиалог | Урок-беседа | Устныйответнавопрос,план | ||
38 | 25 | Р.р. Сочинение потворчествуА.С. Пушкина. | сочинение | Урок развитияречи | сочинение |
39 | 26 | Контрольная работа потворчествуА.С. Пушкина. | ЖизньитворчествоА.С.Пушкина | Урок контроля | тестирование | ||
40 | 27 | М.Ю.Лермонтов.Жизньитворчество. | Мотивы вольности иодиночествавлирике.«Нет,янеБайрон…»,«Молитва», «Парус»,«Искучно,игрустно…» | Урок-беседа | Таблица, пересказ статьиучебника, устныйответ | ||
41 | 28 | М.Ю. Лермонтов. Образпоэта – пророка в лирикеМ.Ю.Лермонтова. «Смертьпоэта»,«Поэт», «Пророк»,«Яжитьхочу!Хочу печали..», «Естьречи-значенье..» | Образ поэта – пророка в лирикеМ.Ю.Лермонтова.«Смертьпоэта», «Поэт», «Пророк», «Яжитьхочу! Хочупечали..», «Естьречи-значенье..» | Урок-беседа | Устный и письм. Ответ,чтениенаизусть | ||
42. | 29 | Эпоха безвременья влирикеМ.ЮЛермонтова. «Дума»,«Предсказание».Тема России и еёсвоеобразие.«Родина». Характерлирическогогероя. | Выр.чт., смысловое чтение,письм.ответ навопрос | Урок-беседа | Письм. ответ на вопрос,чтениенаизусть | ||
43 | 30 | М.Ю.Лермонтов.Роман «Геройнашеговремени». | Роман«Геройнашеговремени» - первый психологическийроман в русской литературе,роман о незаурядной личности.Обзор содержания. Сложностькомпозиции.ВекЛермонтовав романе. | Урок-практикум | Формулированиевопросов к роману,письм.ответ на вопрос,викторина | ||
44 | 31 | М.Ю.Лермонтов. Печоринкак | Печоринкакпредставитель «портретапоколения».Загадки | Урок-беседа | Пересказ,таблица |
представитель«портрета поколения». | образаПечоринавглавах «Бэла»и«МаксимМаксимыч» | |||||||
45 | 32 | «ЖурналПечорина»каксредство самораскрытияхарактерагероя. | «Журнал Печорина» каксредство самораскрытияхарактерагероя. «Тамань»,«КняжнаМери», «Фаталист» | Урок-беседа | Пересказ, устный ответна вопрос, письм. ответнавопрос | |||
46 | 33 | М. Ю. Лермонтов "Геройнашеговремени". Печорин в системемужскихобразовромана.Дружба в жизниПечорина. | Печоринвсистемемужскихобразовромана.Дружбав жизниПечорина. | Урок-беседа | Работавгруппах, устныйиписьм.ответнавопрос | |||
47 | 34 | Печоринвсистеме женскихобразовромана.Любовь в жизниПечорина. | Печоринвсистемеженскихобразовромана. | Урок-беседа | Работавгруппах, устныйиписьм.ответнавопрос | |||
48 | 35 | Р.р. Сочинение по романуМ.Ю.Лермонтова«Герой нашеговремени». | Создание письменноговысказывания. | Урок развитияречи | Сочинение | |||
49 | 36 | Споры о романтизме иреализме романа «Геройнашего времени». ПоэзияЛермонтоваироман «Геройнашеговремени»воценкеБелинского. | Споры о романтизме и реализмеромана«Геройнашеговремени». | Урок-беседа | Составлениетезисов | |||
50 | 37 | Контрольнаяработа потворчествуМ.Ю. Лермонтова. | Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова | Урок контроля | Тест, письм. ответнавопрос |
51 | 38 | Н.В.Гоголь. Страницыжизниитворчества. | Проблематикаипоэтикапервыхсборников«Вечеранахуторе близДиканьки»,«Миргород». | Урок-беседа | Ответынавопросы | ||
52 | 39 | Поэма«Мёртвыедуши». Замысел, историясоздания. | Особенностижанраи композиции. Обзор содержания.Смыслназвания | Урок -лекция | тезисы | ||
53 | 40 | Системаобразовпоэмы «Мертвые души».Обучение анализуэпизода. | Идейно-эмоциональный пафоспоэмы | Урок-беседа | Пересказ,характеристикагероев | ||
54 | 41 | Чичиков как новый геройэпохиикакантигерой. | Эволюция образа Чичикова взамыслепоэмы. | Урок-беседа | Характеристика героя,устныйответ | ||
55 | 42 | Р.р. «Мертвые души» -поэмаовеличииРоссии. | Мертвые и живые души.Эволюция образа автора.Соединение комического илирическогоначалвпоэме «Мертвыедуши».Поэмавоценках В.Г. Белинского.Подготовкаксочинению. | Урок-семинар | Устныйответнавопрос | ||
56 | 43 | Н.В.Гоголь«Мертвыедуши».Специфика жанра. | Развитиепонятияовидах комического. Жанровоесвоеобразиепоэмы. | Урок-беседа | Подборпримеров, иллюстрирующихзаданныепонятия. | ||
57 | 44 | Контрольная работа.Письменныйответна проблемный вопрос потворчествуН.В.Гоголя. | Составление плана ответа напроблемныйвопрос.Создание письменного высказывания налитературномматериале. | Урок контроля | Письменный ответ наодин из проблемныхвопросов. | ||
58 | 45 | Ф.М.Достоевский.Слово описателе.«Белыеночи». | Типпетербургскогомечтателя,чертыеговнутреннегомира. | Урок-беседа | Пересказстатьи учебника, письм. ответнавопрос, схема |
59 | 46 | Роль истории Настенькивповести«Белыеночи». | Содержаниеисмысл «сентиментальности» впонимании Достоевского.Развитиепонятияоповести. | Урок-беседа | Характеристика,диалог | ||
60 | 47 | А.Н.Островский. «Бедностьнепорок». | Особенности сюжета.Патриархальныймирвпьесеи угрозаегораспада. | Урок-беседа | Устный рассказ описателе,тезисы, рецензияначтение | ||
61 | 48 | Любовь впатриархальном мире иеё влияние на героевпьесы«Бедность не порок». | Комедиякакжанрдраматургии. | Урок-беседа | Творческая работа, выр.чтение, устныйответ–работасиллюстрациями | ||
62 | 49 | Л.Н.Толстой. Слово описателе.«Юность».Особенности поэтикиЛ.Н.Толстоговповести «Юность». | ОсобенностипоэтикиЛ.Н. Толстого в повести «Юность»:психологизм, роль внутрен.монолога в раскрытии душиОбзор содержания трилогии.Формирование личности герояповести,егодуховный конфликт с окружающей средойи собственными недостатками иегопреодоление. | Урок-беседа | Рассказ о писателе,письм.ответнавопрос | ||
63 | 50 | Формирование личностигероя повести «Юность»,егодуховныйконфликтсокружающей средой исобственными недостатками и егопреодоление. | ОсобенностипоэтикиЛ.Н. Толстоговповести«Юность»:психологизм,рольвнутрен. Монологавраскрытиидуши | Урок-беседа | Устныйответнавопрос |
64 | 51 | А.П.Чехов. Слово описателе». «Смертьчиновника». | Эволюция образа «маленькогочеловека»врусскойлитературеXIX века и чеховскоеотношениекнему.Боль и негодованиеавтора. | Урок-беседа | Устныйответнавопрос,тезисы | ||
65 | 52 | А.П.Чехов«Тоска».Темаодиночества человека вмире. | Образмноголюдногогородаиего роль в рассказе. Развитиепредставленийожанровых особенностяхрассказа. | Урок-беседа | Письм.ответнавопрос | ||
66 | 53 | Р.р. Подготовка ксочинению«Вчемособенности изображениявнутреннего мира героеврусской литературывторой половины ХIХвека?»(на примерепр. Островского,Достоевского, Толстого,Чехова). | Коллективныйдиалог | Урок-беседа | План,устныйответнавопрос | ||
ЛитератураXXвека–20ч. | |||||||
67 | 1 | РусскаялитератураХХвека.Многообразие жанровинаправлений. | Обзор основных тенденцийразвитиярусскойлит-рывXXвеке. | Урок-беседа | тезисы | ||
68 | 2 | И.А.Бунин.Словоописателе. «Тёмныеаллеи». | «Поэзия»и«проза»русскойусадьбы. История любвиНадеждыи Николая Алексеевича. | Урок-беседа | Пересказстатьи учебника,устныйответ | ||
69 | 3 | И.А.Бунина.Мастерство врассказе«Темныеаллеи». | Лиризм повествования врассказе«Темныеаллеи». | Урок-беседа | Устный ответ |
70 | 4 | А.А.Блок.Словоопоэте. «Ветерпринес издалека…», «О, веснабезконцаибезкрая..», «О,яхочубезумножить..». | Высокиеидеалыипредчувствиеперемен. СвоеобразиелирическихинтонацийБлока. Образыиритмыпоэта. | Урок-беседа | Пересказстатьи учебника, устный ответ,чтениенаизусть | ||
71 | 5 | С.А. Есенин. ТемаРодины в лирикеЕсенина.«Вотуж вечер…», «Разбуди менязавтра рано..», «Край тымойзаброшенный…» | Слово о поэте. Чувствопронзительной любви к Родине,её неброской красоте. Сквозныеобразывлирикепоэта. | Урок-беседа | Устныйответнавопрос,сочинение-миниатюра | ||
72 | 6 | Размышления о жизни,любви,природе, предназначении человекавлирикеЕсенина. «Письмокженщине», «Не жалею, не зову, неплачу…»,«Отговориларощазолотая…». | Народно-песенная основалирики Есенина. | Урок-беседа | Выр. Чтение наизусть,рецензирование,устноесообщение | ||
73 | 7 | В.В.Маяковский. «Послушайте!»,«Авымогли бы?», «Люблю»(отрывок). | Слово о поэте. НоваторствопоэзииМаяковского. Своеобразие стиха, ритма,интонации.Словотворчество.Маяковскийотрудепоэта. | Урок-беседа | Схема, устный ответ,чтениенаизусть | ||
74 | 8 | М.А. Булгаков. «Собачьесердце» как социально-философская сатира насовременноеобщество. | Слово о писателе. Историясоздания и судьба повести.Системаобразовповести «Собачье сердце». Сатира наобществошариковыхишвондеров. | Урок-беседа | Пересказ,устныйответна вопрос, словарь,характеристика |
75 | 9 | Поэтика повестиБулгакова«Собачьесердце». | Гуманистическая позицияавтора. Смысл названия.Художественнаяусловность, фантастика, сатира, гротеск и иххудожественнаярольвповести | Урок-беседа | Письм.ответнавопрос,словарь | ||
76 | 10 | М.И. Цветаева. Стихи опоэзии,олюбви,жизниисмерти. | Слово о поэте. «Идешь, на меняпохожий..», «Бабушке», «Мненравится, что вы больны немной..»,«СтихикБлоку», «Откуда такая нежность?».ОсобенностьпоэтикиЦветаевой | Урок-беседа | Выр.чтение, пересказ,устныйответнавопрос | ||
77 | 11 | А.А.Ахматова. Трагические интонации влюбовнойлирике | Слово о поэте.Трагическиеинтонациивлюбовнойлирике | Урок-беседа | Аналитическаябеседа | ||
78 | 12 | Н.А. Заболоцкий.Философский характерлирикипоэта. | Слово о поэте. Тема гармонии сприродой, любви и смерти. « Янеищугармониивприроде…», «Где-товполевозлеМагадана», «Можжевеловый куст», «Окрасотечеловеческихлиц», «Завещание». | Урок-беседа | Устный ответ, рассказ описателе. | ||
79 | 13 | М.А.Шолохов.«Судьбачеловека». | Слово о писателе.Образглавногогероя.СудьбачеловекаисудьбаРодины. Смысл названиярассказа. | Урок-беседа | Устный рассказ описателе,характеристикагероя, пересказ | ||
80 | 14 | М.А.Шолохов.«Судьбачеловека»:поэтикарассказа. | Особенности авторскогоповествованияврассказе «Судьба человека». Композициярассказа, автор и рассказчик,сказовая манера повествования.Рольпейзажа, широта | Урок-беседа | Выр.чтение,схема,словарь |
реалистической типизации,особенностижанра.Реализм Шолоховаврассказе-эпопее. | |||||||
81 | 15 | Б.Л. Пастернак Стихи оприродеи любви. | «Красавицамоя,всястать…», «Перемена»,«Веснавлесу».Приобщение вечных тем ксовременности встихахо природеилюбви | Урок-беседа | Работавгруппах. | ||
82 | 16 | А.Т. Твардовский.РаздумьяоРодинеи природе. | Слово о поэте. Интонация истильстихотворений«Урожай», «Весенниестрочки». | Урок-беседа | Выразительноечтение | ||
83 | 17 | А.Т. Твардовский. Стихипоэта-воина. | Образвоинавстихотворении. Проблемы и интонации стихов овойне | Урок-беседа | Анализразличныхформ выраженияавторскойпозиции. | ||
84 | 18 | А.И.Солженицын. «Матрёниндвор». Картиныпослевоеннойдеревни. | Слово о писателе. Образрассказчика.Тема праведничестваврассказе. | Урок-беседа | Пересказ, вопросы кпроизв.,устныйрассказописателе | ||
85 | 19 | Образ праведницы врассказе «Матрениндвор». | Образправедницыврассказе «Матренин двор». Трагизм еёсудьбы.Нравственныйсмыслрассказа-притчи. | Урок-практикум | Устный ответ,характеристикагероя | ||
86 | 20 | Контрольнаяработапо произведениямвторойполовиныХIХиХХвека. | Сочинение (по 1-2произведениямнавыбор) | Урок контроля | сочинение | ||
РомансыипеснинасловарусскихписателейXIX–XXвеков–2ч. | |||||||
87- 88 | 1-2 | Романсыипеснинасловарусских писателей XIX –XXвеков. | Романсы и песни каксинтетический жанр,посредством словесного имузыкальногоискусства выражающиймысли, | Урок-беседа | Выразительноечтение |
переживания,настроениячеловека. | ||||||||
Иззарубежнойлитературы –7ч | ||||||||
89 | 1 | Античная лирика. ГайВалерийКатулл.Чувстваи разум в любовнойлирике поэта. КвинтГорацийФлакк. Традиции оды Горация врусскойпоэзии | Слово о поэте. «Нет, ни однасредьженщин…»,«Нет,ненадейсяприязньзаслужить..».Пушкин как переводчикКатулла(«Мальчику»). Гораций.Словоопоэте.«Явоздвигпамятник…». Поэтическоетворчествоипоэтические заслугистихотворцев.. | Урок-беседа | Выразительное чтениенаизусть | |||
90- 91 | 2-3 | ДантеАлигьери. «Божественная комедия»(фрагменты). | Слово о поэте.Множественность смысловпоэмы,еёуниверсально- философскийхарактер. | Урок-беседа | Тезисы,схема,устныйответ |
92- 93 | 4-5 | У.Шекспир.«Гамлет».Общечеловеческоезначениегероев Шекспира. | Словоопоэте.«Гамлет».(обзорсчтениемотдельных глав). Гуманизм эпохи Возрождения.Одиночество Гамлета в егоконфликтесреальныммиром «расшатавшегосявека» | Урок-беседа | Устное сообщение,характеристика героя,работасословарем | ||
94 | 66 | Трагизм любви Гамлета иОфелии. | Философскийхарактер трагедии. Гамлет как вечныйобразмировойлитературы. | Урок-беседа | Выр.чтение,устныйответ,письм.ответ | ||
95 | 7 | И.-В. Гёте. «Фауст».Эпоха Просвещения.Философскаятрагедия. | Слово о поэте. «Фауст». (Обзорсчтениемотдельных сцен). Противостояние добра и зла,ФаустаиМефистофеля.Поискисправедливости и смыслачеловеческойжизни. | Урок-беседа | Тезисы,пересказ | ||
96 | 7 | И.-В.Гёте.«Фауст»: идейныйсмыслтрагедии. | Смысл сопоставления Фауста иВагнера.ТрагизмлюбвиФаустаи Гретхен. Идейный смыслтрагедии.Особенностижанра. Фаусткаквечныйобразмировойлитературы. | Урок-беседа | Характеристика героя,письм.ответнавопрос | ||
Итоговыеуроки.Повторение.–6ч. | |||||||
97 | 1 | Повторительно-обобщающийурокпо изученнымтемам | Особенности русской изарубежнойлитературы. | Урокповторения | Ответынавопросы | ||
98 | 2 | Итоговая контрольнаяработа. | Жизнь и творчество русских изарубежныхписателейипоэтов. Литературоведческиепонятия. | Урок контроля | Тестирование | ||
99- 102 | 3-6 | Повторение.Резервные уроки | Повторение.Заданиеналето. |
Списоклитературы
Дляучителя
- Программаполитературедля5-11классов/Авторы:В.Я.Коровина,В.П.Журавлёв,В.И.Коровин,И.С.Збарский,В.П.Полухина.–М.«Просвещение»,2010.
- КоровинаВ.Я,ЖуравлевВ.П.,ЗбарскийИ.С.,КоровинВ.И.«Литература.9класс»Учеб.В2 ч.-М.:Просвещение, 2011
- КоровинаВ.Я.,КоровинВ.И.,ЗбарскийИ.С.«Читаем,думаем,спорим…:Дидактическиематериалы.9 класс»- М.:Просвещение, 2010
- «Литература. 9 класс. Хрестоматия» Составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев,В.И.Коровин.-М,:Просвещение, 2007
- Фонохрестоматиякучеб.«Литература. 9 класс»(форматМРЗ).-М.: Аудиошкола:Просвещение,2011
- КоровинаВ.Я.,ЗбарскийИ.С.,КоровинВ.И.«Литература.9класс.Методическиесоветы.М.:Просвещение, 2003
- БеляеваН.В.,ЕрёминаО.А.«Урокилитературыв9классе». Книгадля учителя.–М.:Просвещение, 2011
- РепинА.В.«Литература.9класс.Проверочныеработы.»Саратов:Лицей.2007
Дляучащихся
- КоровинаВ.Я,ЖуравлевВ.П.,ЗбарскийИ.С.,КоровинВ.И.«Литература.9класс»Учеб.В2 ч.-М.:Просвещение, 2011
- «Литература.9класс.Хрестоматия»Составители:В.Я.Коровина,В.П.Журавлев,В.И.Коровин.-М,:Просвещение, 2007
- Фонохрестоматиякучеб.«Литература.9класс»(форматМРЗ).-М.:Аудиошкола:Просвещение,2011
- Литература:справочныематериалыдляшкольника.-М.,1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...