Х. К. Андерсен "Калоши счастья"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
. Андерсен. «Калоши счастья»
Тема урока. Литература и время. Философская сказка Х. К. Андерсена «Калоши счастья».
Цели урока. Выявить с учащимися соотношение понятий «литература» и «время»; объяснить, как история представлена в художественном тексте; познакомить учащихся с отрывком из философской сказки Х. К. Андерсена «Калоши счастья».
Ход урока
I. Литература и время.
Слово учителя. Искусство познает мир, литература — это искусство слова. Художественная литература обогащает эстетический опыт человека, помогает человеку познать самого себя, развивает чувства, взгляды, характер, пробуждает любовь к прекрасному. В этом году мы будем с вами читать художественные произведения и соотносить их со временем, эпохой, историей. На протяжении столетий (вплоть до середины XVIII века) в основе классической европейской и русской литературы была историческая тематика. Писатели брали свои сюжеты из истории, но не копировали их буквально, а вносили свое отношение к описываемым событиям. Это был исторический материал, поданный сквозь призму восприятия автора. Само историческое мышление пришло к человеку уже в новое время. Исторический жанр выделился в самостоятельную категорию в русской литературе в середине XVIII века. С этого времени по тематике художественные произведения стали разграничиваться: книги о прошлом или о современности. Чтобы понять сегодняшнюю действительность, нам важно разобраться с историческим временем. И в этом нам помогут литературные произведения, которые мы будем изучать в этом году.
Запись в собственный словарик учащихся:
(Учитель предлагает завести либо отдельную тетрадь, которая будет использоваться на уроках в качестве собственного словаря для записей литературоведческих терминов и понятий, либо записывать все в рабочей тетради.)
ВРЕМЯ — в философском смысле: время — форма последовательной смены явлений и состояний материи. Самые главные свойства времени — длительность, неповторяемость, необратимость. Историческое время связано со сменой событий в ходе истории. Среди событий различного масштаба и значимости обширный пласт создают те, которые объединяются в историю культуры и ее часть — историю литературы. Есть время, которое изобразил художник, и время, когда создавалось произведение. Однако есть и время, когда
Образы художественного времени | Краткая характеристика | Пример |
Биографическое | Детство, юность, зрелость, старость | Л.Н. Толстой «Детство» |
Историческое | Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества | А. С. Пушкин «Капитанская дочка» |
Космическое | Представление о вечности и вселенской истории | У. Шекспир «Ромео и Джульетта» |
Календарное | Смена времен года, будней и праздников | Русские народные сказки |
Суточное | День и ночь, утро и вечер | Н. В. Гоголь «Ревизор» |
II. Знакомство с отрывком из философской сказки Х. К. Андерсена «Калоши счастья».
Беседа с учащимися по вопросам и заданиям:
- Прочитайте отрывок из философской сказки Х. К. Андерсена «Калоши счастья», предложенный в учебнике. (Учитель просит одного из учеников прочитать фрагмент текста сказки.)
- Как советник юстиции Кнап относился к своему времени? (Советник считал, что в Средние века жилось намного лучше.)
- Как советник юстиции Кнап очутился в Средневековье? (Волею судьбы: по ошибке надел калоши счастья.) Что он при этом почувствовал? (Испытал недоумение.) Какое впечатление произвела на него эпоха короля Ганса? (Эпоха сильно удивила его, изумила, вызвала неудовольствие.)
- Почему советник юстиции Кнап стал ценить свое время? (Он сопоставил свой век с реальностью Средних веков и понял, что «свой век... несмотря на все его пороки и недостатки, все-таки был лучше того, в котором ему только что довелось побывать».)
(Учитель говорит о важной роли времени в жизни человека; о том, что надо ценить время, в которое ты живешь, но в то же время с уважением относиться к событиям прошлого.)
Домашнее задание. Прочитать статью учебника «Литература и время», философскую сказку Х. К. Андерсена «Калоши счастья»; ответить на вопросы и выполнить задания, данные после сказки в учебнике и в рабочей тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час-экспромт "В чем счастье человеческое"
Классный час-экспромт «В чем счастье человеческое» познакомит учащихся 5-6 классов с понятием «счастье». ...
"Счастье учителя в учениках"
Эссе представлено на районном конкурсе профессионального мастерства "Самый классный классный - 2005"....
путь к учительскому счастью
моё портфолио...
Ситуационный классный час - Что такое счастье?
Классный час также по методике Н.П.Капустина. Проводился на этапе конкурса "Учитель года 2010"...
"Что такое счастье?"
Презентация к замечательному стихотворению Эдуарда Асадова.Перед просмотром советую увеличить размер фото в презентации. (Фотографии и картинки сжаты, чтобы загрузить на сайт)...
Щуркова Н.Е. "Воспитание счастьем, счастье воспитания" (книга)
Книга открывает новое направление в подходе к воспитательному процессу: выдвигает проблему счастья как педагогическую проблему, предлагает профессиональное решение вопроса формирования у детей способн...
Развлекательная конкурсная программа «Счастье в ладошках», посвященная Дню Счастья
Международный день счастья – это один из самых светлых и добрых праздников. Это день улыбок, объятий, поцелуев, отличного настроения и веры во всё хорошее! Люди на всей планете стараются сделать друг ...