Х. К. Андерсен "Калоши счастья"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Измалкова Наталья Викторовна

Изучение произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл h._k._andersen_kaloshi_schastya.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

. Андерсен. «Калоши счастья»

Тема урока. Литература и время. Философская сказка Х. К. Андерсена «Калоши счастья».

Цели урока. Выявить с учащимися соотношение понятий «литература» и «время»; объяснить, как история представлена в художественном тексте; познакомить учащихся с отрывком из философской сказки Х. К. Андерсена «Калоши счастья».

Ход урока

I. Литература и время.

Слово учителя. Искусство познает мир, литература — это искусство слова. Художественная литература обогащает эстетический опыт человека, помогает человеку познать самого себя, развивает чувства, взгляды, характер, пробуждает любовь к прекрасному. В этом году мы будем с вами читать художественные произведения и соотносить их со временем, эпохой, историей. На протяжении столетий (вплоть до середины XVIII века) в основе классической европейской и русской литературы была историческая тематика. Писатели брали свои сюжеты из истории, но не копировали их буквально, а вносили свое отношение к описываемым событиям. Это был исторический материал, поданный сквозь призму восприятия автора. Само историческое мышление пришло к человеку уже в новое время. Исторический жанр выделился в самостоятельную категорию в русской литературе в середине XVIII века. С этого времени по тематике художественные произведения стали разграничиваться: книги о прошлом или о современности. Чтобы понять сегодняшнюю действительность, нам важно разобраться с историческим временем. И в этом нам помогут литературные произведения, которые мы будем изучать в этом году.

Запись в собственный словарик учащихся:

(Учитель предлагает завести либо отдельную тетрадь, которая будет использоваться на уроках в качестве собственного словаря для записей литературоведческих терминов и понятий, либо записывать все в рабочей тетради.)

ВРЕМЯ — в философском смысле: время — форма последовательной смены явлений и состояний материи. Самые главные свойства времени — длительность, неповторяемость, необратимость. Историческое время связано со сменой событий в ходе истории. Среди событий различного масштаба и значимости обширный пласт создают те, которые объединяются в историю культуры и ее часть — историю литературы. Есть время, которое изобразил художник, и время, когда создавалось произведение. Однако есть и время, когда

Образы художественного времени

Краткая характеристика

Пример

Биографическое

Детство, юность, зрелость, старость

Л.Н. Толстой «Детство»

Историческое

Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Космическое

Представление о вечности и вселенской истории

У. Шекспир

«Ромео

и Джульетта»

Календарное

Смена времен года, будней и праздников

Русские народные сказки

Суточное

День и ночь, утро и вечер

Н. В. Гоголь «Ревизор»

II. Знакомство с отрывком из философской сказки Х. К. Андерсена «Калоши счастья».

Беседа с учащимися по вопросам и заданиям:

  1. Прочитайте отрывок из философской сказки Х. К. Андерсена «Калоши счастья», предложенный в учебнике. (Учитель просит одного из учеников прочитать фрагмент текста сказки.)
  2. Как советник юстиции Кнап относился к своему времени? (Советник считал, что в Средние века жилось намного лучше.)
  3. Как советник юстиции Кнап очутился в Средневековье? (Волею судьбы: по ошибке надел калоши счастья.) Что он при этом почувствовал? (Испытал недоумение.) Какое впечатление произвела на него эпоха короля Ганса? (Эпоха сильно удивила его, изумила, вызвала неудовольствие.)
  4. Почему советник юстиции Кнап стал ценить свое время? (Он сопоставил свой век с реальностью Средних веков и понял, что «свой век... несмотря на все его пороки и недостатки, все-таки был лучше того, в котором ему только что довелось побывать».)

(Учитель говорит о важной роли времени в жизни человека; о том, что надо ценить время, в которое ты живешь, но в то же время с уважением относиться к событиям прошлого.)

Домашнее задание. Прочитать статью учебника «Литература и время», философскую сказку Х. К. Андерсена «Калоши счастья»; ответить на вопросы и выполнить задания, данные после сказки в учебнике и в рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час-экспромт "В чем счастье человеческое"

Классный час-экспромт «В чем счастье человеческое» познакомит учащихся 5-6 классов с понятием «счастье». ...

"Счастье учителя в учениках"

Эссе представлено на  районном конкурсе профессионального мастерства "Самый классный классный - 2005"....

Ситуационный классный час - Что такое счастье?

Классный час также по методике Н.П.Капустина. Проводился на этапе конкурса "Учитель года 2010"...

"Что такое счастье?"

Презентация к замечательному стихотворению Эдуарда Асадова.Перед просмотром советую увеличить размер фото в презентации. (Фотографии и картинки сжаты, чтобы загрузить на сайт)...

Щуркова Н.Е. "Воспитание счастьем, счастье воспитания" (книга)

Книга открывает новое направление в подходе к воспитательному процессу: выдвигает проблему счастья как педагогическую проблему, предлагает профессиональное решение вопроса формирования у детей способн...

Развлекательная конкурсная программа «Счастье в ладошках», посвященная Дню Счастья

Международный день счастья – это один из самых светлых и добрых праздников. Это день улыбок, объятий, поцелуев, отличного настроения и веры во всё хорошее! Люди на всей планете стараются сделать друг ...