8 заданий для формирования функциональной грамотности
учебно-методический материал по литературе

Фукс Ольга Николаевна

В данной разработке содержатся 8 заданий для формирования функциональной грамотности при работе со сплошными текстами и несплошными текстами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fg_zadaniya.docx668.42 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 1. Ознакомьтесь с содержанием текста и придумайте 2-3 заголовка.

Перед вами несколько советов, выполнение которых избавит от досадных поломок ноутбука:

Не стоит кушать или пить, работая за ноутбуком. Попадание жидкости или частичек пищи в ноутбук может привести к эрозии токовых дорожек на материнской плате, а также к их замыканию.

 Пользоваться устройством, когда на него попадают прямые солнечные лучи, например на пляже, крайне опасно, так как они максимально негативно влияют на кристаллы матрицы дисплея.

Ноутбук – это тонкое, высокотехнологичное устройство, ему противопоказаны сильные встряски, поэтому при транспортировке, он должен находиться в специальной сумке для ноутбука, у которой плотные противоударные стенки. Неосмотрительная сильная вибрация или удар могут дорого обойтись портативному компьютеру. Типичной поломкой в таком случае зачастую бывает повреждение матрицы и винчестера, ремонт которых обойдется не дешево.

Не рекомендуется работать с ноутбуком на ворсистых поверхностях, так как пыль, ворсинки или того хуже, шерсть вашего домашнего питомца со временем приведут к засорению системы охлаждения, что чревато перегревом, нестабильной работой, а в худшем случае - к замыканию.

Если ноутбук выключен, необходимо также отключать от электросети сетевой адаптер. Не стоит оставлять без нагрузки включенным в сеть блок питания. Если сетевой адаптер к мобильному компьютеру не подключен, а подключен к сети электропитания, он все равно работает, при этом ресурс работы блока питания ограничен.

Во время грозы электропитание лучше не использовать, а работать на ноутбуке от аккумуляторной батареи, так как перенапряжение в электросети наверняка приведет к кратковременным, но очень болезненным броскам тока. Это в свою очередь выведет из строя сетевой адаптер.

Хранить ноутбук желательно подальше от маленьких детей, которым свойственно дергать за все, что попадается под руку, в том числе и кабель, что повлечет падение дорогостоящего устройства.

Не стоит доверять разборку или ремонт ноутбуков дилетантам. Кроме того, пытаться отремонтировать ноутбук самому также не стоит, ведь без специального оборудования, инструмента и опыта – ничего не получится. При обнаружении  проблем в работе аппаратной части ноутбука, не сомневаясь, немедленно обращайтесь за помощью к мастерам сервисного центра.

1.______________________________________________________

2.______________________________________________________

3.______________________________________________________

Используя текст, заполните таблицу

Правила эксплуатации ноутбука

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 2. Работа с несплошным текстом

https://documents.infourok.ru/3cb5cf89-c6af-4e71-9620-e2f08bc58141/0/image001.jpg

Задание 1.

- Что такое Пушкинская карта?

- Кто анонсировал  данную программу?

- Для кого предназначена программа «Пушкинская карта»?

- Когда стартует программа?

- У тебя нет денег, но нужно купить продукты. Можешь ли ты  сходить с пушкинской картой за продуктами в магазин?

- Как быть если нет возможности использовать виртуальную карту?

Задание 2.

Номер вопроса

«Можно или нельзя?»

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

1

Мне нужны деньги для поездки на метро, можно снять с пушкинской карты?

2

Можно ли использовать Пушкинскую карту в 2025 году?

3

Могу я посетить по карте музей и выставку картин?

4

Моему брату 25 лет. Он хочет приобрести Пушкинскую карту для себя

5

У меня смартфон. Могу я получить виртуальную карту?

Задание 3.   Работа со сплошным текстом

Притча об обрах

 

      Есть крылатое выражение «Погибоша яко обре» или «погибли яко обры». Так говорят о ком-то или о чем-то, что исчезло без следа, «погибло» навсегда для всего мира.  Речь идет об исчезнувшем племени аваров, которых в русских летописях называли обрами.  Это древнее воинственное племя однажды было разгромлено франками и истреблено. Вероятно, никто не спасся, потому что авары исчезли, не оставив после себя потомков.

      Сохранилась в память о них лишь притча в древнерусской летописи «Повесть временных лет» да крылатое выражение из неё. Летописная история рассказывает, что приблизительно в VI веке обры покорили одно из славянских племен - дулебов, а потом стали творить над этим народом всякие насилия.

     

Вот что мы можем прочитать в летописи:

 

      «Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые бОлгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом, персидским царем.

       В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Они воевали и против славян и притесняли дулебов - также славян. Обры  творили насилие женам дулебским. Бывало, когда надо было ехать обрину, то не позволял он запрячь коня или вола, а приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять дулебских жен и заставлял вместо лошадей везти его, обрина. И так всячески обры мучили дулебов.

      Были же эти обры велики телом, и умом горды, и уверены в том, что им все дозволено.

      И Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина.

      И есть поговорка на Руси и доныне: "Погибли, яко обры", - их же нет ни племени, ни потомства.

           После обров пришли печенеги, а затем прошли черные угры мимо Киева, но было это после - уже при Олеге».

 

      Смысл этой поговорки из древней летописи напоминает нам о том, что даже такие сильные, непобедимые, надменные и упивающиеся своей безнаказанностью люди (и даже народы) могут получить наказание по заслугам волею высших сил.

Словарная работа:

«сели по Дунаю»  -  «осели на землях Дуная», расселились по Дунаю

«от скифов, то есть от хазар» - произвольное отождествление скифов, государство

                      которых прекратило свое существование в ІІІв., и хазар ( Хазарский

                      каганат) – VII-Xвв. (восходит к византийским источникам)

«стали поселенцами на земле славян» - поселились на земле славян, т.е. стали жить на

                     земле славян, заняли земли славян

белые угры  - тюркское племя «оногуров», VI-VIIвв – на Балканском полуострове.

черные угры – собственно угры, т.е. венгры.

авары – по-древнерусски «обры» - союз племен, образовавших Аварский каганат в VIв.

                    Центром каганата была Паннония (территория современной Венгрии). Были

                    разгромлены франками в IXв. и после этого бесследно исчезли из этого мира,

                   не оставив потомков.

дулебы – славянское племя, обитавшее а Паннонии, где гнет авар был особенно

                   значителен

      «погибли яко обры» («Погибоша яко обре») - пословица означает «сгинуть без следа»,

                   потому что, будучи  разгромленными франками, авары (обры) исчезли из

                   этого мира, не оставив  потомков.

 

Вопросы и задания:

1. Обры в летописной притче – это выдуманный летописцем народ?

2. Какими были обры в летописи? Дайте общую характеристику этому народу.

3. Почему обры издевались над дулебами?

4. Почему от обров не осталось и следа на земле по историческим сведениям? (Это древнее воинственное племя однажды было разгромлено франками и истреблено.Никто не спасся: авары исчезли, не оставив после себя потомков. Теперь о них нет нигде даже упоминаний)

  1. А по тексту летописной притчи?  (Обры были «умом горды» и слишком самонадеянны. «И Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина». Осталась о них лишь поговорка на Руси)

6. Почему летописец избрал именно такой вариант для объяснения конечной

      судьбы обров?  Можно ли сказать, что летописец исказил правду о

      произошедшем с обрами и об их исчезновении? Он это сделал по какой причине:

      не знал правду, ему правда не нравилась или еще почему-то? Почему вы так

      думаете? (В древности человек верил, что все в мире происходит по воле Бога, а значит, и  поражение обров в битве с франками и их истребление произошли по воле Бога. Т.о., летописец, фактически, историческую правду не исказил, просто не стал вдаваться в подробности: ведь в любом случае, как он считал, обры были истреблены по замыслу и воле Бога)

7. По вашему мнению, обры наказаны за то, что притесняли народ дулебов или за

      что-то другое? (Обры были наказаны, в первую очередь, за гордыню и абсолютную уверенность в своей безнаказанности. Именно поэтому они позволяли себе притеснять дулебов, издеваться над ними, чинить всякую несправедливость над их женами и над их достоинством. Бог не мог им этого позволить, т.к. гордыня и пренебрежение другими людьми расходятся с христианским учением и с законами справедливости)

8. Чему учит эта летописная притча?

Задание 4. Работа с несплошным текстом

 C:\Users\Алла_2\Desktop\2020\написать статью инфографика\img6.jpg

Перед Вами данные по теме «Сколько мы читаем за год?». Изучите их и ответьте на вопросы:

А) Сколько процентов населения читают более 10 книг в год?

Б) Сколько процентов населения не прочитали ни одной книги?

В) На сколько процентов увеличилось число не читающих за десять лет?

Г) Сделайте прогноз: какой процент населения не читает книги в 2019 году?

Д) Как Вы считаете, нужны ли будут книги населению в 2025 году?

Любите ли Вы читать? Сколько книг за год Вы прочитали? Задайте своим одноклассникам вопросы по данным рисунка.

Задание 5. Предлагается отрывок из рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Господин из Сан-Франциско» 

Господин из Сан-Франциско — имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил — ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения. Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное…… и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила все об одном, все о том же...…

Задачи

  1. Найдите во 2-м абзаце текста фразеологизм. Замените его другим выражением или словом. Запишите предложение, которое получилось.
  2. В 4-м абзаце текста используется слово «венец». Оно однозначное или многозначное? Какое лексическое значение имеет это слово в данном контексте? Дайте его лексическое значение в форме словарной статьи.

Примеры словарных статей:        

Фреска, -и, ж. Картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке. Древнерусские фрески. Прил. фреске вый, -ая, -ое. Фресковая живопись.

Серенада, -ы, ж. 1. В западноевропейской (первонач. средневековой) поэзии: приветственная песня, преимущ. в честь возлюблен ной. 2. Род лирического музыкального произведения.

  1. Как называются слова, вышедшие из активного употребления? Найдите и тексте не менее 3 примеров таких слов, составьте с ними предложения.
  2. Выпишите из текста не менее 3-4 слов, употреблённых в переносном значении. Дайте их толкование.
  3. И. А. Бунин нередко использовал изобразительно-выразительные средства языка, чтобы создать яркий художественный образ. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» встречается олицетворение (изображение неодушевлённого предмета в качестве живого, одушевлённого). Например, «...на баке поминутно взвывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена».

Приведите не менее 2 примеров использования приёма олицетворения из текста.

  1. Определите функциональный стиль текста. Заполните таблицу.

Функциональный

стиль

Основные признаки стиля

 

Примеры из текста

 

 

 

 

  1. Укажите, какой тип речи (описание, повествование, рассуждение) преобладает в 4-м абзаце текста. Аргументируйте ответ.
  2. Почему автор не даёт своему герою имени, а рассказ называется «Господин из Сан-Франциско»? Изложите свою позицию (4-5 предложений).
  3. Господин из Сан-Франциско «был твёрдо уверен, что имеет полное право на отдых». А что для вас значит выражение «право на отдых»? Опишите ситуацию из личного опыта (5—7 предложений), когда вы могли сказать себе: «Имею право на отдых».

Задание 6. Вспомните историю знаменитого корабля «Титаник». Современники отмечали, что корабль был таким огромным, что напоминал целый город со своей ежедневной газетой, с рабочими офисами, где совершались сделки мирового уровня. Роскошь внутренних интерьеров корабля поражает до сих пор.

«Титаник — корабль, бросивший вызов высшим силам. Чудо кораблестроения и самый большой корабль своего времени. Строители и владельцы этого гиганта пассажирского флота самонадеянно заявляли: «Сам Господь Бог не сможет потопить этот корабль». Тем не менее спущенный на воду корабль ушёл в своё первое плавание и не вернулся. Это была одна из крупнейших катастроф, навсегда вошедшая в историю мореплавания» 

Рассмотрите фотографии внутренних интерьеров «Титаника». Представьте, что вы ведёте собственный блог о мореплавателях, морских регатах и кораблях. Дайте описание интерьера «Титаника» в форме поста для вашего блога. Ответьте на вопрос: чем будет отличаться ваше описание «Титаника от описания «Атлантиды» И. А. Бунина?

https://files.1urok.ru/images/a55aa4ae65060dac32ce6530debaa3f4427e9b29.jpeg

Парадная лестница «Титаника», 1912 год. Ресторан на «Титанике», 1912 год.

https://files.1urok.ru/images/e2385baf815a82132e582d35512a94f33a43525b.jpeghttps://files.1urok.ru/images/95f1d461ecb1d0bcfa523431a3623620c30cbf9b.jpeg

 Ресторан на «Титанике», 1912 год.                                                             Обеденный зал на «Титанике», 1912 год.

Задание 7. Познакомьтесь со статьёй известного российского историка и пушкиниста Н. Я. Эйдельмана «Учитесь читать!», опубликованной в журнале «Знание — сила» (№ 8, 1979). https://www.sites.google.com/site/zurnalysssr/home/znanie-sila/-znanie-sila-za-1979-god

Задачи

  1. Если у вас нет возможности выйти в Интернет, прочитайте небольшую выдержку из этой статьи. Подчеркните те мысли автора, которые вы считаете ключевыми.

Один литературовед темпераментно выступал против всякого анализа, нудного разбора, ненужных комментариев, мешающих читателю окунуться в текст: впрочем, этому специалисту остроумно возразил один из его слушателей: «Вы доказываете ненужность знания, которым сами обладаете. Разрешите нам сначала самим узнать, а потом уж решать, помогает это нам или мешает!»

Да, не обязательно знать разные вещи, скрывающиеся за строкой мастера, да только жаль — жаль времени, потерянного теми, кто читает и не видит. Как будто сажает деревья или строит дом неправильно и неумело. <...>

Медленное чтение — это старинный термин: это такая ситуация, когда читатель не только скользит по поверхности стиха, повести, романа (впрочем, по поверхности прекрасной!), но и погружается в изумительные глубины.

Медленное чтение — это путешествие по литературе с частыми, постоянными остановками у слова или стиха.

  1. Подготовьте советы тем ребятам, которые предпочитают быстро читать, проглядывать текст, не «заморачиваться», встречая что-то непонятное, либо напишите небольшое сочинение, используя известную русскую пословицу «Смотришь в книгу — видишь фигу!».

Задание 8. Заимствованная лексика в современном русском языке

Заимствования

Для развития языка характерен процесс заимствования слов из других языков. Тем не менее, и к самому этому процессу, и в особенности к его результатам, иноязычным словам, носители языка часто относятся с изрядной долей подозрительности. Зачем что-то брать у других, разве нельзя обойтись средствами родного языка? Зачем нам «имидж», если есть «образ», к чему «саммит», если можно сказать «встреча в верхах»? Чем модный нынче в кинематографии «ремейк» лучше обычной «переделки»? И разве «консенсус» прочнее «согласия»?

Процесс заимствования слов – естественный и необходимый процесс языкового развития, процесс неизбежный, так как обусловлен торговыми, научными, культурными контактами между народами.

Лексическое заимствование обогащает язык и обычно нисколько не вредит его самобытности, потому что  при этом сохраняется основной, «свой» словарь, а кроме того, неизменным остается присущий языку грамматический строй, не нарушаются внутренние законы языкового развития.

Проблема, как правило, состоит не в заимствованиях, а в том, кто и как их употребляет. Выбирая слова, люди должны обращать внимание на значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

Часто бывает, что человек, употребляя иноязычное слово, не совсем понимает его лексическое значение. Давайте познакомимся с некоторыми заимствованными словами, недавно вошедшими в наш язык!

Словарь современных заимствований

Аутсорсинг – outsourcing – передача части неосновных операций сторонней организации, специализирующейся в этой сфере;

инаугурация – официальное (часто – торжественное) вступление в должность главы государства;

экстрадиция (от ex – из, вне и traditio – передача) – выдача иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства;

баллотироваться – выставлять свою кандидатуру на баллотирование (фр. Ballotter от balle – шар), голосовать, решать что-либо голосованием;

бестселлер – bestseller – хорошо продающаяся книга;

брифинг – briefing – короткий инструктаж;

биллинг – billing – от bill – счёт, билет, система ведения счёта;

Выполните задание

1. Сформулируйте основную мысль текста.

2. Укажите количество микротем в тексте.

3. Определите стиль текста (докажите свое мнение).

4. Определите тип текста (докажите свое мнение).

5. Продолжите словарь современных заимствований

6. Заполните таблицу

Таблица признаков заимствованных слов

Признак

Пояснение

Примеры

Буква «А» в начале 

Слова русского языка не начинаются с данного звука. Наличие буквы "А" в начале отличает иноязычное слово от русского.

Буква «Ф» в начале

Если слово начинается на этот звук, то это слово нерусского происхождения. Буква "Ф" была создана как раз для иноязычных слов. 

Этот начальный звук также говорит об иноязычном происхождении. Исконно русские слова не начинаются с буквы "Э". 

В иностранных словах чаще всего употребляется сочетание гласных букв

пунктуация, радио, вуаль

Присутствие большого числа гласных букв в одном слове.

Если в слове часто повторяется один и тот же звук, то это тоже может говорить об иноязычном происхождении слова. Такие слова чаще всего выделяются звуком. 

  1. Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения: актуальный, ажиотаж, адаптация, эксклюзивный

Задание 8. Прочитайте текст и выполните задания 1–2. 


Собака — это преданность, идущая до конца, преданность, не знающая никаких компромиссов, преданность до последнего вздоха. <...> несколько эпизодов, доказывающих это. Фрам был вожаком упряжки, любимой собакой Георгия Седова, выдающегося русского географа, путешественника, стремившегося достичь Северного полюса. Седов не перенёс тягот похода, заболел и умер. Товарищи похоронили его на острове Рудольфа, в безмолвной полярной пустыне. Фрам остался там добровольно. Не захотел расстаться с могилой хозяина. Его ловили, но он убегал и вновь возвращался на могилу. Уходя, люди ещё долго слышали надрывный, протяжный плач Фрама. Хозяев сеттера Сильвы фашисты заточили в концлагерь. Ребёнку первому грозила гибель от истощения и холода. Но вот однажды ночью людей разбудило тихое повизгивание. Кто-то тыкался влажным носом, лизал, радостно поскуливал... Сильва! Она была неимоверно тоща, на шее болтался обрывок верёвки. Собака перегрызла веревку и убежала от фашистов. Как она отыскала хозяйский след — тайна. Сильва притащила с собой кость с остатками мяса. Принесла и положила у ног хозяев. Эта кость вернула жизнь ребёнку. Ещё несколько раз приносила Сильва что-нибудь съестное: картофелину, сырую морковку. А потом ушла и больше не вернулась. Видимо, фашистская пуля оборвала цепь её благородных поступков... Собака очень тонко ощущает добро, сделанное ей, и никогда не ошибается в человеке, оказывая знаки внимания в первую очередь достойному. (Б.Рябинин)


1.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В тексте есть отглагольные имена существительные, употреблённые в форме единственного числа (истощение, повизгивание, повизгивание).
2) Основной функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение, что помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной. Однако автор, помимо рассуждения, в своих аргументах использует и повествование, приведя в пример поведение Фрама и Сильвы. Это позволяет ему точнее рассказать о верности собак.
3) Воздействие на читателя достигается за счёт создания образности.
4) Использование метафор (собака – преданность, цепь...поступков), эпитеты (преданность идущая, в безмолвной пустыне, надрывный плач, сделанное добро), разговорной лексики (притащила, картофелину, морковку) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторское отношение к описываемым явлениям.
5) Текст относится к научному стилю, так как его основная функция – передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций).
2.
Самостоятельно подберите смысловую (модальную) указательную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите эту частицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе несплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык). Задания на основе несплошного текста...

«Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»

Представлена модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка

Задание по чтению на основе сплошного текста для развития фунуциональной граммотности на уроках английского языка....

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы

Роимеры заданий по функциональной грамотности для учащихся основной школы...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...