Урок по повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок по повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klad_solntsa_urok.docx | 35.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок открытия нового знания.
«Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы».
Цель: раскрытие замысла писателя в единстве человека и природы, вере писателя в человека как доброго и мудрого хозяина природы.
Задачи:
- развитие у учащихся умения анализировать, сопоставлять, обобщать, мотивировать свои суждения, делать выводы;
- развитие монологической речи учащихся;
- формирование навыков выразительного чтения;
- формирование исследовательских навыков;
- формирование гуманных качеств личности уч-ся;
- актуализация имеющихся знаний, умений и навыков в связи с изучаемым материалом;
- пробуждение познавательного интереса к изучаемому материалу;
- помощь учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы;
- воспитание любви к родной природе.
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Приветствие. Вступительное слово.
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!
-Здравствуйте!- я вам сказала.
-Здравствуйте!- сказали вы.
Нас две ниточки связали
Доброты и теплоты.
– Откройте свои тетради, подпишите дату сегодняшнего урока. Я надеюсь, что наш сегодняшний урок пройдет в атмосфере доброты и теплоты, а эпиграфом к нему станут слова К.Г. Паустовского: (на доске написать)
Если бы природа могла чувствовать благодарность к
человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и
воспел её красоту, то прежде всего эта
благодарность выпала бы на долю Пришвина.
К.Г. Паустовский
- Что такое эпиграф? Как вы понимаете значение этого слова? Согласны ли вы с этим высказыванием?
Быть может, никто из русских писателей не проник в самые сокровенные тайны природы так глубоко, как Пришвин. Изучению этих тайн он посвятил почти всю свою жизнь. И вместе с тем, он всегда утверждал, что главное для него не природа, а человек и что он стремится «искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека».
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю», - писал он. Общение с природой, по мнению Пришвина, помогает человеку расти духовно, воспитывая в нём доброту, мудрость, чувство прекрасного, бескорыстие.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
«Мозговая атака». Прием "Верно - неверно".
- Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь у нас на предыдущем уроке. Поиграем в игру "Верно - неверно", а играть мы будем в условиях физкультминутки. Встаньте, ребята, со своих мест: если верно высказывание, то вы поднимаете руки вверх, если нет-присаживаетесь вниз. Обоснуйте свой выбор.
Учитель читает верные и неверные утверждения по новой теме:
1. Блудово болото начинается непроходимой зарослью ивы, ольхи и других кустарников;(верно)
2. Оба семечка двести лет назад легли в разные ямки и росли порознь;(нет)
3. У деревьев от ветра иногда выходило так, будто где-то горько плакал ребенок;(да)
4.Сухая речка кругом огибает Блудово болото; (нет)
5. Слепая елАнь, была местом безопасным. (нет)
6. Блудово болото со всеми запасами и есть Кладовая солнца. (да)
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности.
Прием "Ассоциации"
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какова будет тема, учитывая, что это наш последний урок по данному произведению?
Все жители, жившие вокруг этого места, смогли оценить бесценный дар природы-эту кладовУю солнца, в том числе Настя и Митраша.
- Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Нам предстоит ещё раз встретиться с героями этого прекрасного произведения, пережить самые волнительные моменты в их жизни и, может быть, даже чему-то научиться вместе с ними.
- Посмотрите, как я сформулировала тему сегодняшнего урока – «Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы». (убрать бумажки с доски)
Вы согласны, что наши формулировки звучат по-разному, но в целом, сводятся к одному и тому же?
-Какова же цель нашего урока? (ответы учащихся)
Цель нашего урока – раскрытие замысла писателя в единстве человека и природы, вере писателя в человека как доброго и мудрого хозяина природы.
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).
Чтобы глубже познать мир природы и увидеть, как связан он с человеком, мы вместе с Митрашей и Настей отправимся в лес.
- В каком месяце отправились ребята за клюквой? А почему вдруг весной?
- Увидеть апрельский лес нам поможет музыка П. И. Чайковского (включить композицию). Каким вы представили себе лес при прослушивании композиции?
- Вот в такой лес и пошли ребята. Вспомните историю, которая предшествует появлению детей в лесу (сосна и ель).
-Зачитаем (глава 4):
Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собою корнями за питание, сучьями — за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.
-Какую мысль выражает писатель, рисуя эту картину? (Рисуя эту картину, писатель говорит о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе.)
-Какие средства выразительности использует автор при описании ели и сосны? (Олицетворение)! Дайте определение этого понятия. Назовите примеры.
- Для чего автор использует этот приём? (С помощью олицетворений писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни детей. Злые силы природы стараются запугать, заставить уйти из леса. Добрая природа успокаивает детей, помогает им).
-Зачем писатель вставляет в своё повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещён в самом начале описания пути героев?
-Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга. Докажем это текстом. (глава 7)
Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца.
-Что произошло потом? (Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой).Вспомним, как это произошло.(глава 7) Чтение ПО РОЛЯМ.
Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая слабую тропу, сказал: — Нам надо по этой на север.
— Это не тропа! — ответила Настя
. — Вот еще! — рассердился Митраша. — Люди шли, — значит, тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше.
Насте было обидно подчиниться младшему Митраше.
Вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце, и сверху стала надвигаться серая хмарь. Золотая Курочка собралась с силами и попробовала уговорить своего друга.
— Смотри, — сказала она, — какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?
— Пусть ходят все люди, — решительно ответил упрямый Мужичок в мешочке.
— Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке. — Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, — сказала Настя. — И, наверно, на севере вовсе и нет никакой палестинки. Очень даже будет глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.
— Ну ладно, — резко повернул Митраша. — Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.
- Кого в этом эпизоде вам напомнили Настя и Митраша? (сосну и ель, растущие вместе, но постоянно борющиеся между собой)
- Найдите доказательства тому, природа предвещает недоброе. (Плач сосны и ели; облако, которое как холодная синяя стрелка… « пересекло пополам» восходящее солнце; тревоги добавляет ветер, из- за которого сосна простонала, ель зарычала).
-Каким местом представляется Блудово болото? ( Тревожным, опасным, страшным. Сама природа как бы пугает не только человека, но и зверя).
- Как природа помогает понять настроение спорящих? Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?
Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, елка нажала на сосну и сосна простонала. Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.
- Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.
-А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.
Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце со всеми его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали. Как, по-вашему, автор относится к происходящему?
-Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.
-Чем руководствовался Митраша, когда объяснял свою позицию, по какой тропе нужно пойти?А кто рассказал Митраше о важности компаса? Что конкретно говорил отец Митраше?(глава 8 )
Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место. Но самое главное: он увидел, что совсем близко, по той стороне поляны, змеилась высокая трава белоус — неизменный спутник тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша подумал: «Зачем же я буду повертывать налево, на кочки, если тропа вон рукой подать — виднеется там, за поляной?» И он смело пошел вперед, пересекая чистую поляну... И трава белоус показывала направление обхода елани. Нет! Не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую елань.
-А на что еще мог обратить внимание Митраша? (слой торфа под ногами был разный, НЕ ХВАТИЛО МУДРОСТИ МИТРАШЕ, К СОЖАЛЕНИЮ. НЕ ПРИСЛУШАЛСЯ К СЛОВАМ ОТЦА, К ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯМ САМОЙ ПРИРОДЫ, ВОТ И ПОСТРАДАЛ).
-А что же Настя, ребята? Вышла она к палестинке? Какую ягоду собирала девочка? Посмотрим, как Пришвин описывает эту ягоду?
Только у нас одна-единственная ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много ее соберется на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто-то клюкву рассыпал». Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими клюквинками. Захочешь — и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.
-Что вы знаете о клюкве? (Клюква-ягода очень полезная и целебная. Она растёт в болотах и сосновых лесах). Вы пробовали ее когда-нибудь? Сейчас я пущу ее по рядам в мисочке, и вы сможете ощутить ее вкус. (отдать миску с ягодами детям)
-А о каких ягодах ещё упоминается в произведении? Ребята, я сейчас прочту описание ягод, а вы должны будете определить, о каких ягодах идет речь.
1) Ягода растет и её видишь: стебелечек тоненький тянет вверх, по стебельку как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком черные ягодки с синим пушком. (Черника.)
2) Кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом. (Брусника.)
3) Красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. (Костяника.)
4) Ягода, растущая кустиком, она голубая, более крупная. (Голубика.)
5) Кислая и очень полезная для здоровья ягода. Растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. (Клюква.)
-Как же ведёт себя Настя среди такого богатства? (Настю охватывает жадность. Она забывает обо всём, даже о своём брате. Такая жадность не нравится писателю. Пришвин с упрёком спрашивает: «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?»
- Кто же заставил Настю встать на ноги? (Змея, и пень, и лось. (глава 9)
Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку, как на всякую ползущую тварь. Ничего не видя, кроме клюквы, ползет она и ползет к большому черному пню, еле передвигая за собою большую корзину, вся мокрая и грязная, прежняя Золотая Курочка на высоких ногах. Лось ее и за человека не считает: у нее все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни... Вот уже начинает вечереть, и воздух и все кругом охлаждается. Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. .. Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, оплела черный теплый пень и, сделав на самом верху несколько оборотов, спустилась по ту сторону. Ядовитые змеи-гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, огромная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве. А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. И так она приползла к горелому пню и дернула за ту самую плеть, где лежала змея. Гадина подняла голову и зашипела. И Настя тоже подняла голову... Тогда-то наконец Настя очнулась, вскочила, и лось, узнав в ней человека, прыгнул из осинника и, выбрасывая вперед сильные ноги… Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на змею: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком в теплом луче солнца. Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она.
- Кто противопоставлен Насте? (Лось). Как называется такой прием? (Антитеза). -Почему лось не убегает от Насти? (Глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека: у неё все повадки зверей, на которых он смотрит равнодушно, как на бездушные камни).
-Настя и пень. Что у них общего?(Оба они собирают: Настя клюкву, пень - тепло. Настя для себя, пень для других – отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце).
-Есть ли сходство между девочкой и змеёй? (Девочка, боясь, что кто-то оберет клюкву, ползает по земле, она сама как бы становится змеёй).
-Что же заставляет девочку опомниться?( Змея зашипела, Настя испугалась, вскочила. И тут только лось признал в ней человека.)
-Кто же помог Насте вспомнить, что она человек? (Природа).
-Итак, природа помогла человеку остаться достойным своего звания. Именно она помогает ей остаться человеком.
- А всё-таки, ребята, как вы думаете, Наст я- жадная девочка? Кому она отдала ягоду? (Больным детям)
-Митраша, вы помните, тоже выходит победителем из сложной ситуации.
-Почему здесь вспоминаются слова Антипыча: «Ходите вы, ребята,….»(глава 8)?
-Почему Антипыч возникает на фоне природы? (Природа символизирует чистую душу. Антипыч- это обычный человек, добрый и мудрый, память, о котором осталась в людях, и это помогает живым, Антипыч – это все добрые и мудрые люди, а вернее – это народ, его мудрость, его душа.)
-Обратите внимание на речь Антипыча? (Говорил пословицами и поговорками, загадками. Он много знал, к нему приходили за советом. Он хранитель правды.)
- -Почему после того как Митраша выбрался из болота, автор говорит о нём «как настоящий большой человек», а раньше всё маленький человек? (Он стал большим человеком, потому что теперь многое понял, испытал, сумел понять природу и воспользовался этим знанием, чтобы спастись).
5. Реализация построенного проекта
Дискуссия.
-Так о какой же правде говорил Антипыч? Перешепнул ли Антипыч свою правду Травке? В чём эта правда?
-Найдите в тексте и зачитайте размышление автора о загадочных словах Антипыча: в чём его большая человеческая правда? (конец 11 главы).
-Что же значит «овладеть» правдой Антипыча? (Это значит проникнуться любовью к окружающей природе, слиться с нею, достичь подлинной человеческой красоты.)
-В словах Антипыча великая мудрость. Природа –добра и щедра, но нужно её знать и изучать. Один и тот же поступок может быть совершён по разным причинам.
6. Первичное закрепление.
-На листках у вас лежат карточки с заданиями. Давайте еще раз вспомним содержание сказки-были и попробуем их самостоятельно выполнить.
- Один из трёх продуктов, которые Настя взяла с собой? (хлеб)
- За какой ягодой пошли дети?(Клюква)
- Как называется место, где росла ягода? ( болото)
- Название инструмента, которым пользовался Митраша для изготовления посуды.
(ладило)
- Кто первый из птиц заметил Митрашу на болоте? (Ворон)
- Самое большое животное в произведении.(Лось)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Ответы выводятся на экран проектора.
Ребята, кто выполнил задание без ошибок? У кого есть одна ошибка? Две? Хорошие ценки я выставлю в журнал.
8. Рефлексия учебной деятельности.
Какие выводы мы можем с вами сделать, проанализировав сегодняшний урок?
1)Соединяя реальную жизнь людей и изображённую в сказочных образах жизнь природы, писатель выражает главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.
2)"Правда жизни" Антипыча заключается в любви к человеку, к природе.
3) Самая главная кладовая солнца -это понимание того, что человек и природа -это единое целое.
4) Писатель верит в человека, доброго и мудрого хозяина природы.
-Возьмите на ваших столах смайлик, который отображает ваше состояние на конец урока. Поднимите их, и покажите мне их.
Если больше улыбок:
«Замечательно! Урок прошел продуктивно. Меня радует, что вы разобрались в теме сегодняшнего урока»
Если больше ?:
«А у кого остались вопросы-это неплохо, ведь именно вопросы помогают нам двигаться дальше, образовательный процесс у нас не закончился и в любой жизненной ситуации мы получаем образование».
И в завершении нашего урока обратимся ещё раз к нашему эпиграфу:
Если бы природа могла чувствовать благодарность к
человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и
воспел её красоту, то прежде всего эта
благодарность выпала бы на долю Пришвина.
К.Г. Паустовский
- Согласны ли вы, что К.Г. Паустовский прав по отношению к творчеству М. Пришвина?
Домашнее задание:
Написать небольшое сочинение-рассуждение на одну из тем (в распечатках):
1. Почему автор назвал сказку- быль «Кладовая солнца»?
2. Природа в изображении М. Пришвина.
3. Как связаны между собой судьба героев и природа?
Оценивание:
Оценки за урок мне бы хотелось поставить…..
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме " Япония-страна восходящего солнца"
Общая характеристика государства, причины экономического лидерства и самобытность страны. Дополнительный материал по японской культуре (сообщения)...
Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"
Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...
конспект урока по теме искусство страны восходящего солнца
На уроке МХК в 10 классе по теме «Искусство Страны Восходящего Солнца» учащиеся знакомятся с культурой Японии, с особенностями архитектуры, скульптуры, садово-паркового дизайна, театрально...
Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».
Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...
Система уроков по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"
Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста....
Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")
совершенствовать умение анализировать текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...
Урок ИЗО 4 класс Страна Восходящего солнца 2 урок
Предлагаемая разработка урока составленна по программе Б.Неменского "Изобразительное искусство"...