И.Бунин "Чистый понедельник"
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Саргсян Анаит Левони

И.Бунин "Чистый понедельник"

(история создания, жанр, композиция, тема, герои)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_sozdpniya_chistyy_ponedelnik_bunin.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рассказ «Чистый понедельник» И.А.Бунин

Слайд 4

История создания: Писатель эмигрировал во Францию, это отвлекло его от неприятных моментов в жизни, и он плодотворно работает над своим сборником «Темные аллеи». По мнению исследователей, в рассказе Бунин описывает свою первую любовь, где прототипом главного героя является сам автор, а прототипом героини – В. Пащенко. Сам Иван Алексеевич считал рассказ «Чистый понедельник» одним из лучших своих творений, и своем дневнике вознес хвалу Богу, за то, что он помог ему создать это великолепное произведение. Год написания – 1944, первая публикация новеллы была в «Новом журнале» в городе Нью – Йорке.

Слайд 5

Тема:

Слайд 6

Тема: Двое молодых людей полюбили друг друга: это прекрасно, так как любовь толкает человека на благородные поступки, благодаря этому чувству, человек находит смысл жизни. В новелле Бунина любовь трагична, главные герои не понимают друг друга, и в этом их драма. Героиня нашла для себя божественное откровение, она очистилась духовно, найдя свое призвание в служении Богу, и ушла в монастырь. В ее понимании любовь к божественному оказалась сильнее физиологической любви к своему избраннику. Она вовремя поняла, что, соединив свою жизнь брачными узами с героем, она не получит полного счастья. Ее духовное развитие стоит гораздо выше, чем физиологические потребности, у героини более высокие нравственные цели. Сделав свой выбор, она ушла от мирской суеты, отдавшись служению Богу.

Слайд 7

Тема: Герой любит свою избранницу, любит искренне, но он не в силах понять метаний ее души. Он не может найти объяснения ее безрассудным и взбалмошным поступкам. В рассказе Бунина, героиня выглядит более живым человеком, она хоть как – то, методом проб и ошибок, ищет свой смысл жизни. Она мечется, кидается из крайности в крайность, но, в конце концов, находит свой путь. Главный герой же, на протяжении всех этих отношений, просто остается сторонним наблюдателем. У него, фактически, нет никаких стремлений, ему удобно и комфортно все, когда героиня рядом. Он не может понять ее мыслей, скорее всего, он и не делает попыток, чтобы понять. Он просто принимает все то, что делает его избранница, и ему этого достаточно. Отсюда следует вывод, что каждый человек имеет право выбора, какой бы он ни был. Главное для человека – определиться, что ты, кто, и к чему идешь, и не стоит оглядываться по сторонам, боясь, что кто – то осудит твое решение. Уверенность в себе, и в своих собственных силах, помогут найти верное решение, и сделать правильный выбор.

Слайд 8

Жанр: Произведение Бунина написано в новеллистическом жанре , которому присущ крутой поворот событий. В данном рассказе так и происходит: главная героиня меняет свое мировоззрение, и резко порывает со своей прошлой жизнью, меняя ее самым коренным образом. Новелла написана в направлении реализма, но написать о любви такими словами, мог только великий русский поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин.

Слайд 9

Композиция: Творчество Ивана Алексеевича Бунина включает в себя не только прозу, но и стихи. Сам Бунин считал себя поэтом, что особенно чувствуется в его прозаическом рассказе «Чистый понедельник». Его выразительные художественные средства, необычные эпитеты и сравнения, разнообразные метафоры, его особый поэтический стиль повествования, придают этому произведению легкость и чувственность. Большой смысл произведению придает само название рассказа. Понятие «чистый», говорит об очищении души, а понедельник – это начало нового. Символично то, что кульминация событий происходит в этот день.

Слайд 10

Композиция: Композиционная структура рассказа состоит из трех частей. В первой части представляются герои, их взаимоотношения. Мастерское использование выразительных средств придает глубокую эмоциональную окраску образу героев, их времяпровождению. Вторая часть композиции больше построена на диалогах. В этой части рассказа, автор подводит читателя к самой идее рассказа. Писатель говорит здесь о выборе героини, об ее мечтах о божественном. Героиня высказывает свое потаенное желание оставить роскошную светскую жизнь, и удалиться в сень монастырских стен.

Слайд 11

Композиция: Кульминационным моментом является ночь после чистого понедельника, когда героиня решительно настроена стать послушницей, и происходит неизбежная разлука героев. Третья часть приходит к развязке сюжета. Героиня нашла свою цель жизни, она служит в монастыре. Герой, после разлуки с любимой, два года вел беспутную жизнь, погрязая в пьянстве и разгуле. Со временем он приходит в себя, и ведет тихую, спокойную жизнь, в полном равнодушии и безразличие ко всему. Однажды судьба дает ему шанс, он видит свою возлюбленную среди послушниц божьего храма. Встретившись с ней взглядом, он разворачивается и уходит. Кто знает, может, он понял всю бессмысленность своего существования, и отправился к новой жизни.

Слайд 12

Главные герои: Молодой человек Красивый , молодой богатый дворянин. Искренне любит девушку, терпеливо выполняет её просьбы и капризы, дарит цветы, шоколад, книги. Она отвечает ему взаимностью, но не соглашается на брак, не говорит о любви и совместном будущем. Он пытается понять её, страдает от неполноты ответных чувств, неопределённости. Эти отношения становятся смыслом его жизни, заглядывать в завтрашний день он боится. После расставания с любимой страдает, не находит себе покоя, посещает храмы, много пьёт. Однажды встречает её среди монахинь, она не узнаёт его.

Слайд 13

Главные герои: Девушка Дочь богатого отца, живёт одна в центре Москвы. Красивая, стройная, все восхищаются ей. Любит светскую жизнь, многое считает пошлым, но не отказывается от неё. Материальные блага ей не чужды, но достаток не даёт почувствовать вкус жизни. Она странна, не похожа на других, глубокий внутренний мир открывает перед молодым человеком незадолго до расставания. Страдает от поиска себя, считает, что семейная жизнь – не для неё. Обладает огромной силой воли и твёрдым характером. Позволяет душе сделать свой выбор, заглушая чувства и желание светских наслаждений.

Слайд 14

Второстепенные персонажи: Старушка в церкви После расставания герой очень страдает. Зайдя в церковь, старуха замечает его слёзы и говорит нужные в этот момент слова: не нужно так страдать, это грех. Актёр Качалов Общий знакомый на вечеринке приглашает танцевать девушку, называет её Царь-девицей, Шамаханской царицей, целует руки. Молодого человека он величает “красавцем” и добавляет “ненавижу”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Образ Дома в романе И.С.Шмелёва "Лето Господне"(глава "Чистый понедельник").Урок-творческая мастерская

Урок-творческая мастерская способствует развитию творческого мышления.раскрытию индивидуальности каждого ученика.Тема "Образ Дома"-центральная тема всей русской литературы,поэтому необходимо продолжат...

Художественное время и художественное пространство в очерке И.С. Шмелева "Чистый понедельник"

Через призму художественного времени и художественного пространства анализируется процесс духовного становления ребенка.Очерк И.С. Шмелева, открывающий его великую книгу "Лето Господне", изучае...

Урок по литературе в 11 классе "Благодарю Бога, что он позволил мне написать "Чистый понедельник" (И. Бунин)

Урок по рассказу И. Бунина "Чистый понедельник" содержит богатый фактический материал, методически составлен таким образом, чтобы были использованы различные формы обучения: социологический опрос, поз...

ВОПРОСЫ К РАССКАЗАМ И.А.БУНИНА "СОЛНЕЧНЫЙ УДАР", "ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО", "ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК", "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ"

Вопросы к рассказам И.А.Бунина даются учащимся при подготовке к семинару, обобщающему творчество данного автора. Это помогает учащимся обобщить свои знания по теме и провести аналитическую работу...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике наркомании: Ток - шоу «Понедельник – день тяжёлый»

Цель: профилактика асоциального поведения, правонарушений, охрана жизни и здоровья человека. Воспитание правовой культуры учащихся. ...

Статья. Доживем до понедельника

В статье размышления об реформах народного образования, о статусе учителя и кретериях его успешности....

Урок по литературе для 11 класса. Тема:Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).

Урок проблемный. Это моя попытка использовать на уроке исследовательскую технологию и групповую работу, помочь учащимся вникнуть в очень непростой, на мой взгляд, рассказ И.А. Бунина. Согласитесь, кол...