Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС (эссе)
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Данная работа может представлять интерес для молодых специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. В ней даются рекомендации по преодолению стойкой неуспеваемости обучающихся, объясняются ее причины и пути решения проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО ИПК и ПП, Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС ООО, ФГОС СОО на уроках русского языка и литературы

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Инна Владимировна Емельянова,

учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория,

МБОУ ООШ № 43, г. Новокузнецк, Кемеровская область, РФ

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС

1. Краткая аннотация работы:

Данная работа может представлять интерес для молодых специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. В ней даются рекомендации по преодолению стойкой неуспеваемости обучающихся, объясняются ее причины и пути решения проблем

2. Содержание

2.1. Образование детей с ОВЗ на основе ФГОС

2.2. Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы

2.3. Заключение

3. Список использованных источников и литературы

4. Приложение

2.1. Образование детей с ОВЗ на основе ФГОС

        Каждый ребенок должен ходить в школу, изучать русский язык, математику, музыку, общаться со сверстниками. Это относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, у которых наблюдается нарушение психофизического развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), которым чаще всего требуется корректирующее обучение и воспитание. ОВЗ – не приговор, а лишь необходимость создания определенных условий, которые и были разработаны Федеральным Государственным Стандартом нового поколения.

        ФГОС предлагает четыре варианта образования, которые ориентированы на детей с разными видами нарушений развития.   Определение подходящего варианта для ребенка с ОВЗ происходит по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии. Возможен переход от одного варианта к другому по мере развития ребенка.

        Практика показывает, что для более эффективного обучения детей с ОВЗ необходимо использовать активные методы и приемы обучения, повышающие познавательную активность учащихся, развивающие их творческие способности, повышающие мотивацию к обучению, стимулирующие самостоятельную деятельность. Учителю следует использовать чередование различных видов работ, переключение внимания ученика с одного вида деятельности на другой, чтобы избегать переутомления, но в то же время не дать отвлечься от изучаемого материала и обеспечить его всестороннее восприятие.

        Необходимо сказать, что все адаптированные программы для детей с ОВЗ – это вовсе не облегченные программы, предполагающие заведомое отставание обучающихся детей от своих сверстников. Эти программы предполагают иную систему оценок. Да здесь и не должны гнаться за оценками – ни дети, ни учителя.

Я знаю одну такую школу, в которой сама работаю.  Занятия проходят в дружеской обстановке, все друг другу помогают. Дети владеют компьютером, конструируют роботов, ездят на экскурсии, занимаются в кружках: «Автомоделирование», «Робототехника», «Ателье мод», «Хореография».

Помимо общеобразовательных предметов в нашей школе каждый сезон готовят литературно – музыкальные композиции. Под руководством педагогов дети с ОВЗ шьют костюмы, делают декорации, выступают на сцене. Каждый год ученики нашей школы участвуют в городских конкурсах и выставках.

2.2. Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы

Проблема образования детей с ОВЗ сегодня являются одной из самых актуальных. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет.

Школа - главный этап социализации для детей с ограниченными возможностями. Здесь они получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.

У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Русский язык и литература – сложные предметы. Когда я начала общаться с такими детьми, мне стало понятно, что нужен индивидуальный подход к каждому, что детям с ОВЗ трудно привыкнуть, приспособиться к правилам и условиям общества.

Работая с такими детьми, мы должны помнить, что все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять, так как снижение произвольной памяти у учащихся - одна из главных причин их трудностей в школьном обучении. Им свойственно и быстрое забывание выученного. Они редко замечают свои ошибки. Поэтому коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях: подбор индивидуальных заданий, предотвращение наступления утомления (физкультминутки), поощрять успехи детей, развивать веру в собственные силы и возможности, включать в содержание урока развивающие игры, занимательный материал, наглядность.

От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне. Не менее важным является эмоциональный климат урока, который во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Несомненно, хороший смех дарит здоровье и радость ребенку от общения.

Новые образовательные технологии способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и дифференцировать процесс обучения, повышают интерес, активизируют познавательную деятельность учащихся. Благодаря их внедрению в образовательный процесс учащиеся с ОВЗ овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, имеют больший шанс использовать умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной социализации в обществе, ориентироваться в современном информационном пространстве.

Что же делать со стойкой неуспеваемостью обучающихся, каковы ее причины и пути преодоления? В Приложении можно ознакомиться с таблицей, в которой даются соответствующие рекомендации.

     Итак, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья следует придерживаться следующих правил работы:

  • На уроках следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психического и физического развития.
  • Используя разнообразные методы, средства и организационные формы работы, следует создавать специальные условия обучения (применение занимательных средств, наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование специальных коррекционных методик), которые максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания.
  • Учитывая особенности психической и эмоциональной сферы детей, учитель должен относиться к ним с особым педагогическим тактом, деликатно оказывать помощь каждому ученику, отмечая положительные моменты, тем самым развивая веру в свои силы.
  • Для предотвращения утомляемости и повышения работоспособности, применять разнообразные методы, приемы и средства обучения.
  • Для детей с ОВЗ необходимо снижение объема и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку.

2.3. Заключение

        Итак, работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья подразумевает выполнение следующих задач в обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также работа по социальной адаптации учащихся.

Для успешного формирования необходимых навыков педагоги организуют факультативные занятия, где для ребят созданы все условия для развития дополнительных способностей. Такая форма учебной деятельности для детей с нарушениями здоровья должна быть согласована с психологами и учитывать индивидуальные особенности учеников. При долгой, терпеливой работе по разработанным адаптированным программам рано или поздно обязательно будет результат.

3. Список использованных источников и литературы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
  2. Статья 79 часть 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
  3.  Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2013.
  4. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  5. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002.
  6. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005.

Приложение

Причины неуспеваемости обучающихся с ОВЗ:

1. Нездоровье, дефект развития.

2. Отсутствие индивидуального подхода.

3. Слабое владение методикой преподавания.

4. Слабое знание психологии.

5. Недостаток внимания на взаимоотношения между учеником и учителем.

6. Неумение предъявлять требования к учащимся.

7. Неумение сочетать требовательность с хорошим отношением к учащимся.

8. Слабая организация учёта работы.

Проблемы, возникающие при обучении детей с ОВЗ, и пути их преодоления

ПРОБЛЕМЫ

ВЫХОД (пути преодоления)

Недостаток памяти (ограничен объем памяти, снижена прочность запоминания)

Развитие видов памяти при помощи диктантов (слуховой, зрительный, по памяти)

Повторение установки задания учителем и учениками

Включение моторной памяти (часть установки записывают)

 Развитие мелкой моторики

Преобладает наглядная память над словесной

При ознакомлении с новым материалом применять наглядные средства, а при закреплении – словесные. Работа по образцу после правила.

Неумение выполнять задание по образцу или игнорирование образца, материала для справок

Анализ не 1-2 слов, а половины упражнения

Выбор 2-3 слов для анализа, которые понравились

Придумать свой пример и разобрать по образцу

Предварительный тщательный анализ образца и запись примера выполнения

Отставание в мыслительной деятельности, не сформированы логические операции: анализ, синтез, умение выделять существенные признаки, делать обобщение; недостаточный уровень абстрактного мышления

Использование разных видов разбора

Упражнения «4-ый - лишний»

Использование игровых моментов

Работа с деформированным предложением

Пересказ текста с опорой на сюжетные картинки

Творческие задания (сочинение по картине, музыкальным впечатлениям, литературным произведениям)

Задание: нарисовать образ главного героя или отобразить в рисунке основное настроение произведения

Неумение организовывать свою деятельность, нет навыков самоконтроля; отсутствие тяги к самопроверке

Работа с орфографическим словарем (во время диктанта)

На полях тетради учитель ставит знак /, а в тексте ошибки не подчеркивает, учащиеся находят их сами

Взаимопроверка работ

Оценка за проверку

Диктант «Проверяю себя»

Плохо читают, не вникают в смысл; низкая техника чтения, не понимают значение слов

Обучать разным видам чтения: беглое, глобальное

Расширение кругозора (знакомить с реалиями окружающего мира, приносить интересные книги)

Использование разных видов искусства; ТСО; ИКТ

Трудно понимают смысл простейших образных выражений

Словарная работа, обучение работе со словарями

Предварительная работа с текстом (с новыми словами и выражениями)

Самостоятельный поиск интересных текстов в СМИ и работа с ними

Слабость речевой регуляции действий, неумение организовать свою деятельность

При выполнении упражнений использовать инструкцию или алгоритм 

Обогащение словарного запаса вводными словами

Обучение изучающему чтению текста к упражнению и составление плана действия

Не могут дать отчет о работе

Дать образец ответа

Быстро угасает интерес к заданию, снижается активность, к лучшим результатам ребенок не стремится

Частая смена видов деятельности, видов заданий, чередование устных и письменных упражнений (охранительный режим)

Музыкальные паузы, упражнения для глаз, физкультминутки

Использовать игровые приемы: испорченная рукопись (сами находят ошибки), редактирование и выпуск газет

Создание воображаемой ситуации (представьте себе, что…)

Задержка развития монологической речи

Обучение развернутому ответу (тезис - доказательства – примеры – общий вывод)

Ответ по плану, рисунку, схеме, таблице

Тормозится развитие внутренней речи (я знаю, но сказать не могу)

Обогащение словарного запаса, обучение изложению или диктанту с продолжением и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

ЭССЕ Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС

ЭССЕОбразование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС                          ...

ЭССЕ Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС

ЭССЕ Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС...

Организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования.

Статья посвящена проблемам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования....

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС

Из-за плохой экологической обстановки, неблагоприятных внешних и внутренних факторов, вредных привычек, всё чаще рождаются дети с проблемами в развитии. В настоящее время 4,5 процента детей, проживающ...