ЭССЕ Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС
статья на тему
ЭССЕ
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЧОУ ДПО «Центр Знаний»
КПК «Практический опыт реализации и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС
ЭССЕ
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС
Нестерова Оксана Геннадьевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ р.п.Мухен
Хабаровский край
СОДЕРЖАНИЕ
Содержане 2
Введение 3
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья 3
Образование детей с ОВЗ на основе ФГОС 4
Заключение 5
Список использованной литературы: 7
Введение
Для каждого родителя его ребенок – единственный, неповторимый, самый лучший на свете. Ему хочется дать как можно больше – целый мир, чтобы малыш, когда вырастет, не потерялся в нем, а нашел свое место, призвание, счастливую судьбу. Конечно, от всех проблем родители не могут оградить своего ребенка, и, рано или поздно, ему приходится самому преодолевать трудности и препятствия, которые возникнут у него на пути. Но есть такие дети, которым приходиться с самого рождения бороться сначала за выживание, а потом за возможность нормального развития и образования. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо признать, что общество довольно жестоко обходится с такими детьми, не признавая их как полноценных своих членов, способных иметь достойную профессию и нормальную жизнь. Однако, большинство специалистов по специальной психологии сходятся во мнении, что если окружить детей с ОВЗ должным вниманием и обеспечить правильное обучение, они вполне способны адаптироваться и стать гармоничной частью современного общества. При этом образование детей с ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность»[1].
Целью моей работы будет изучение процессов воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов таких детей (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается, поэтому актуальность работ на эту тему трудно переоценить .
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблеме особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья посвящали свои труды многие ученые, как в России, так и за рубежом. Этим вопросом занимались С. Рубинштейн, Л. Выготский, Т. Егорова, В. Лебединский, и мн. др. Чтобы определить, кто попадает под понятие ОВЗ, приведем здесь определение, данное исследователем Т.В. Егоровой: «Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания»[2].
Как правило, группы детей с ОВЗ неоднородны, в них входят дети с разноплановыми нарушениями: дефектами слуха, зрения, речи, проблемами с опорно-двигательным аппаратом, интеллектуальным отставанием, с эмоционально-волевыми расстройствами, а также с общей задержкой и нарушениями в развитии. Естественно, в такой ситуации первостепенное значение приобретает правильное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье и индивидуальный подход во время обучения. Самое важное – не «зацикливаться» на проблемах, а прививать ребенку мысль о том, что он полноценен, что он сможет справиться со своей болезнью, сможет развиваться и быть самостоятельным человеком.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ очень широк. Некоторые из них развиваются практически нормально или испытывают лишь временные проблемы, другие больны тяжело и необратимо. Но самая главная проблема заключается в том, что дети с ОВЗ не только по физическим или умственным категориям отличаются от полностью здоровых детей, они и мыслят и чувствуют по-другому. Это необходимо учитывать и родителям и педагогам в построении процесса образования.
Образование детей с ОВЗ на основе ФГОС
Каждый ребенок должен ходить в школу, изучать русский язык, математику, музыку, общаться со сверстниками. Это относится и к детям с Ограниченными возможностями здоровья. ОВЗ – не приговор, а лишь необходимость создания определенных условий, которые и были разработаны Федеральным Государственным Стандартом нового поколения три года назад.
ФГОС предлагает четыре варианта образования, которые ориентированы на детей с разными видами нарушений развития. Необходимо отметить, что даже четвертый вариант, разработанный для детей с самыми тяжелыми нарушениями, предусматривает возможность инклюзивного образования, что позволяет детям, даже имеющим множественные нарушения развития, довольно свободно ориентироваться в социуме.
Определение подходящего варианта для ребенка с ОВЗ происходит по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии. Возможен переход от одного варианта к другому по мере развития ребенка.
Практика показывает, что для более эффективного обучения детей с ОВЗ необходимо использовать активные методы и приемы обучения, повышающие познавательную активность учащихся, развивающие их творческие способности, повышающие мотивацию к обучению, стимулирующие самостоятельную деятельность. Учителю следует использовать чередование различных видов работ, переключение внимания ученика с одного вида деятельности на другой, чтобы избегать переутомления, но в то же время не дать отвлечься от изучаемого материала и обеспечить его всестороннее восприятие.
Необходимо сказать, что все адаптированные программы для детей с ОВЗ – это вовсе не облегченные программы, предполагающие заведомое отставание обучающихся детей от своих сверстников. Эти программы предполагают иную систему оценок. Да здесь и не должны гнаться за оценками – ни дети ни учителя.
Я знаю одну такую школу. Занятия проходят в дружеской обстановке, все друг другу помогают. Дети владеют компьютером, ездят на автобусные экскурсии по городу вместе с детьми без ограничений возможностей здоровья, которые помогают выгружать инвалидные коляски и сами возят своих друзей по дорожкам парков.
Помимо общеобразовательных предметов, в этой школе каждый сезон готовят спектакль. Под руководством педагогов дети с ОВЗ вместе с детьми без ограничений сами пишут сценарий, шьют костюмы, делают декорации, играют на сцене. Каждый год ученики этой школы участвуют в городской выставке – пишут картины и создают художественные объекты.
Заключение
Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается специалистами и проводится во многих образовательных учреждениях. Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также работа по социальной адаптации учащихся.
Для успешного формирования навыков в специальных школах организуют факультативные занятия, где для ребят созданы все условия для развития дополнительных способностей. Такая форма учебной деятельности для детей с нарушениями здоровья должна быть согласована с психологами и учитывать индивидуальные особенности учеников. При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционным программам рано или поздно обязательно будет результат.
Список использованной литературы:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
- Статья 79 часть 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
- Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2013.
- Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003.
- Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002.
- Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. – М.: Педагогика. – 2004.
- Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов – М.: Просвещение, 1986.
- Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005.
- Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003.
[1] Статья 79 часть 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
[2] Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – С. 80.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа и презентация для учащихся 5-7 классов для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме "Один дома" по правилам безопасности и правилам дорожного движения
Цель: закрепление знаний правил техники безопасности, пожарной безопасности, правил дорожного движения....
ЭССЕ Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС
ЭССЕОбразование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС ...
Дистанционное обучение русскому языку и литературе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов как условие успешного надомного обучения в реализации ФГОС.
Методика дистанционной работы при обучении русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов....
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)»
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом...
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС
Из-за плохой экологической обстановки, неблагоприятных внешних и внутренних факторов, вредных привычек, всё чаще рождаются дети с проблемами в развитии. В настоящее время 4,5 процента детей, проживающ...
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС (эссе)
Данная работа может представлять интерес для молодых специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. В ней даются рекомендации по преодолению стойкой неуспеваемости обучающихся, объясняются ее причины и пути...
Интерактивный стол логопеда как средство повышения качества коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС
Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Особенно важна современная развивающая предметно-пространственная среда в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Я использую ин...